Вам нужен реферат?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Образ "маленького человека" в русской литературе

  • 15 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 31.01.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Проблема «маленьких людей»
2. «Шинель» Гоголя – школа для русских писателей
3. «Бедные люди» Достоевского – продолжение традиций «Шинели» Гоголя.
4. «Скучно вы живете…»
5. Деградация «маленьких людей» в произведениях Чехова.
Список литературы:
Фрагмент для ознакомления

Беликов - учитель греческого языка, влюбленный в свой предмет, мог бы своими знаниями принести много пользы гимназистам.
Влюбленность Беликова в греческий язык, на первый взгляд, более высокая форма навязчивой идеи, чем страсть к накопительству у Ионыча, или обладанию усадебкой с крыжовником. Но не случайно, что своим восхищением прекрасным предметом, который он преподает, этот учитель не заражает учеников, он для них – лишь ненавистный «человек в футляре». Взяв на себя роль блюстителя морали, он отравляет жизнь окружающим: не только ученикам, но и учителям, и директору гимназии, и всему городу. Его все ненавидят.
Беликов прежде всего сам пребывает в постоянном страхе: «как бы чего не вышло!» Как бы не простудиться боится он. «И пусть светит солнце на случай дождя или ветра, на всякий случай, надо одеться потеплее, надо захватить зонт, поднять воротник, надеть темные очки, галоши, заложить уши ватой и, садясь на извозчика, закрыть верх». Все указанные детали в поведении героя перед выходом на улицу, от которой он ждет одних козней, сразу врезаются в память, как первое и очень сильное впечатление «маленького футлярного» человека. Здесь основные пункты его литературного портрета.
Дома Беликов ведет себя также. Здесь в его распоряжении не менее изощренный подбор предметов охранительного назначения – ставни, задвижки, кровать с пологом, сам под одеялом с плотно укрытой головой, призваны оберегать беспокойство Беликова, который ходит по дому в халате и колпаке.
Итак, весь смысл жизни Беликова – в энергичной защите от внешнего мира, от реальной жизни. Беликов испытывает страх не только перед реальным бытом. Еще страшнее для него любое проявление живой мысли. Налицо проявление целого мировоззрения общества томившегося под гнетом полицейско-бюрократического режима. Его сослуживец Буркин говорит о Беликове, «Он напоминает унтер-офицера и по страсти к добровольной защите полицейского режима и длительному вредному влиянию на людей».
Беликов изменился, под влиянием тусклого, робкого огонька – подобия любви, вспыхнувшей в его душе при встрече с хохотушкой Варенькой. Но это изменение было внешним: «...решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел, и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр». С нового «как бы чего не вышло» началась самая первая мысль Беликова о женитьбе на Вареньке, этим футлярным соображением и было, в конце концов, раздавлено подобие влюбленности в его душе. В первый и последний раз для героя это опасение оказалось не напрасным: желание жениться обернулось для него смертью. Сброшенный с лестницы учителем Коваленко, братом Вареньки, Беликов покатился вниз вместе с галошами. Деталь, с которой этот человек, казалось бы, сросся физически, вдруг оторвалась от него, и это не могло пройти безболезненно, Беликов почувствовал себя совсем обезоруженным. Роковой исход наступил незамедлительно. Беликов не мог пережить публичного позора – хохота Вареньки. Эта смерть – расплата за ложное мертвенно-черствое мировоззрение, потому в ней нет ничего трагического. Не даром лицо Беликова в гробу «было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
Налицо урок жизни искалеченной напрасно истраченной собственной жизни и для себя и во зло другим. Беликов угнетает окружающих своим страхом. Беликова ненавидят, и бояться, но и после его смерти «его» печать лежит на жизни города. Таков дух эпохи, дух страны.
Рассказ «Крыжовник» стал обобщением всего русского мещанского быта. Читатель ощущает тонкость и простоту чеховского мастерства.
Писатель отверг вариант смерти чиновника от рака – это выглядело бы как трагическая случайность. Отверг он другую концовку: съел крыжовник, сказал: «Как глупо» – и умер. Это для него было слишком простым решением проблемы. В рассказе чиновник остался жить, довольный собой. Самодовольная, живучая пошлость – скрытая опасность всего общества. Такое завершение рассказа поражает точностью и удивительной простотой. Концовка обычна и тем она реальна.
В начале рассказа пейзаж – бесконечные поля, далекие холмы. Великой, прекрасной стране, ее просторам, противопоставлена жизнь чиновника, заветная цель которого сводится к тому, чтобы приобрести ничтожный клочок земли, запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу, есть «не купленный, а свой собственный крыжовник». Посетив брата, который после долгих лишений осуществил свою мечту: под старость приобрел имение, Иван Иваныч возмущается при виде этого приземленного счастья: «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли, но ведь три аршина нужно скорее трупу, а не человеку. Человеку нужно не три аршина земли на усадьбу, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Крыжовник имеет значение эпитета через него автор, во-первых, раскрывает психологию своего героя – «не важно, что ягода кислая, жесткая – она своя собственная и уже только поэтому вкусная». В этом его самодовольство и пошлость, во-вторых, увидев своего брата, жадно пожирающего кислый, жесткий, невкусный крыжовник, рассказчик резко меняет свое мнение. Какие грустные мысли и чувства вызвал этот, казалось бы, безобидный крыжовник. Иван Иванович обращается к молодому поколению: «Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать добро!… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем–то более разумном и великом. Делайте добро».
Список литературы:

Н.В.Гоголь// Повести. Мертвые души. М, Изд. «АСТ Олимп», 1996г. С.684;
Н.В.Гоголь// Повести. М., Изд. «Детская литература»,1969 г. С.159;
Ф.М.Достоевский// Избранное. М., Изд. «Современник», 1971 г. С.352;
Ф.М.Достоевский// Художественные произведения, Т.3. Ленинград, Изд. «Наука» 1972 г. С.544;
А.П.Чехов// Избранное. Лениздат, 1982 г. С.720
А.П.Чехов// Избранное. Лениздат 1982 г.С.83
Н.В.Гоголь// Повести. М.,Изд. «Детская литература» 1969 г.С.112.
Н.В.Гоголь// Повести. М.,Изд. «Детская литература» 1969 г.С.120
Там же, С.156
Н.В.Гоголь// Повести. М.,Изд. «Детская литература» 1969 г.С.135
Ф.М.Достоевский// Избранное. М, Изд. «Современник» 1971г., С.339
Там же, С.184
Ф.М.Достоевский// Избранное. М, Изд. «Современник» 1971г., С.204
Там же, С.120.
Добролюбов, т.VII, С.248
А.П.Чехов// Избранное. Лениздат 1982 г.С.711
А.П.Чехов// Избранное. Лениздат 1982 г.С.472
Там же, С.478
Там же, С.486
А.П.Чехов// Избранное. Лениздат 1982 г.С.476
А.П.Чехов// Избранное. Лениздат 1982 г.С.482
Там же, С.489












2

1.Н.В.Гоголь// Повести. Мертвые души. М, Изд. «АСТ Олимп», 1996г. С.684;
2.Н.В.Гоголь// Повести. М., Изд. «Детская литература»,1969 г. С.159;
3.Ф.М.Достоевский// Избранное. М., Изд. «Современник», 1971 г. С.352;
4.Ф.М.Достоевский// Художественные произведения, Т.3. Ленинград, Изд. «Наука» 1972 г. С.544;
5.А.П.Чехов// Избранное. Лениздат, 1982 г. С.720

Тема &';маленький человек&'; в русской литературе XIX века










Реферат по литературе


Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века.




 





























 

 

Содержание


1. Тема "маленького человека" в русской литературе.

2. А. с. Пушкин "станционный смотритель".

3. Н. В. Гоголя "Шинель".

4. Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание".

5. "Маленький человек" и время.

6. Список используемой литературы.
































Термин "маленький человек" - подлинный долгожитель в школьном и вузовском литературоведении. Сложился смысловой и эмоциональный стереотип, сопровождающий это выражение.

Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и большие проблемы, долгое время казались ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение породила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленьких людей", закрыть, уйти в себя. Исстрадавшиеся, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали роптать против власти, взывать к справедливости. Маленькие чиновники, станционные смотрители, "маленькие люди", сошедшие с ума, не по своей воле выходили из тени.

Одним из первых писателей, которых открыл мир "маленьких людей" был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на литературу последующего была повесть Карамзина "Бедная Лиза. Автор заложил в виду цикл произведений о "маленьких людей", сделал первый шаг в неизвестное до этого тему А. С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества – Самсон Вырин судит это общество. Художественное открытие Пушкина было сосредоточено в будущее – оно пробивало русской литературой дорогу в неизвестное.

Узнать стоимость работы