Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Нарушение эмоциональной и волевой сфер при депрессиях

  • 40 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 01.06.2009
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения нарушения эмоциональной и волевой сфер при депрессиях
1.1.Понятие депрессии в клинической психологии
1.2. Характеристика эмоционально-волевой сферы при депрессии
Глава 2. Эмпирическое изучение нарушения эмоциональной и волевой сфер при депрессиях
2.1. Ход и процедура эксперимента
2.2. Обсуждение результатов эксперимента
Заключение
Литература
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Он известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина (1976, 1978). Ю.Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов – низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов – средний уровень тревожности и выше 46 баллов – высокий уровень тревожности (2).
Тест-опросник Спилбергера – Ханина содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам («Нет, это не так», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно»). Для второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам («Никогда», «Почти никогда», «Часто», «Почти всегда»).

Методика диагностики агрессивности Басса – Дарки.
Опросник Басса – Дарки (Buss – Durkey Inventory) - личностный опросник, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Опросник Басса – Дарки состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Примеры утверждений:
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
48. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-либо.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, но не стану спорить.
Каждое утверждение относится к одному из восьми так называемых индексов форм агрессивных или враждебных реакций:
1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и агрессия без направленности (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т.п.).
3. Склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, резкость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении, направленная обычно против авторитетов или руководства; это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг и т.п.), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы и т.п.).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает злобно, а также ощущаемые им угрызения совести.
Исходя из этого, вышеприведённые утверждения будут иметь такие индексы – 1, 7, 1, 7. По числу совпадений с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 даёт общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 – индекс враждебности.
Опросник Басса – Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надёжность. Опросник используется и в отечественных работах (Ениколопов С.Н., 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.



2.2. Обсуждение результатов эксперимента
Первым этапом нашего эмпирического исследования стало выявление показателей тревожности в группе психически здоровых людей и больных депрессией.
Рассмотрим полученные в исследовании данные.
Результаты изучения ситуационной и личностной тревожности с помощью методики Спилбергера – Ханина в экспериментальной и контрольной группах отражены в таблице 1.
Таблица 1
Интегральные показатели тревожности в экспериментальной и контрольной группах
Экспериментальная группа Контрольная группа №
п/п Возраст Пол Показатель тревожности №
п/п Возраст Пол Показатель тревожности 1 32 Ж 3,8 1 31 Ж 1,4 2 31 Ж 4,0 2 26 Ж 2,0 3 28 Ж 3,5 3 28 М 1,9 4 29 М 3,9 4 33 М 1,9 5 31 М 3,5 5 35 Ж 1,0 6 30 Ж 3,9 6 28 Ж 1,3 7 24 Ж 3,4 7 25 Ж 1,4 8 26 М 3,6 8 25 М 2,3 9 32 Ж 3,2 9 29 М 1,0 10 29 М 4,0 10 29 М 1,4 11 34 Ж 4,0 11 34 М 1,0 12 30 М Среднее 3,7 1,4
Общее количество баллов по всем суждениям методики подсчитывалось отдельно по каждой шкале (ситуативной и личностной). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале было поделено на 20. итоговое число баллов рассматривается как показатель соответствующего уровня тревожности испытуемого. Данный показатель представлен в графе «Показатель тревожности».
При этом показателями уровней тревожности будут:
3,5 – 4,0 балла - очень высокая тревожность;
3,0 – 3,4 балла - высокая тревожность;
2,0 – 2,9 балла – средняя тревожность;
1,5 – 1,9 балла – низкая тревожность;
0,0 – 1,4 балла – очень низкая тревожность.
В таблице 1 отражены средние показатели тревожности в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальной группе средний показатель составляет 3,7, а в контрольной – 1,4.
Показатель в группе больных депрессией в соответствии с представленной градацией можно отнести к уровню очень высокой тревожности. Показатель группы здоровых респондентов – к очень низкой тревожности. В то же время необходимо отметить, что внутри изучаемых групп также существует разброс, поэтому средний показатель не отражает всех аспектов данного явления.
Итак, результаты, полученные в результате тестирования с помощью методики Спилбергера –Ханина, свидетельствуют о высоком уровне тревожности депрессивных больных.
В контрольной группе психически здоровых людей, напротив, наблюдается низкий уровень тревожности.
Следующим этапом исследования стало определение показателей агрессивности респондентов контрольной и экспериментальной групп с помощью методики Басса - Дарки. Результаты тестирования представлены в таблицах 2 и 4.
Таблица 2
Показатели агрессивных реакций в экспериментальной группе

п/п Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины 1 3 7 6 2 3 7 8 4 2 4 3 8 4 5 7 15 10 3 2 3 5 4 4 6 7 9 4 4 5 6 3 6 5 6 10 5 5 3 8 2 4 4 8 11 6 3 2 7 3 6 3 10 10 7 6 6 8 2 5 5 10 5 8 7 3 8 4 7 7 7 7 9 7 6 12 3 8 4 5 10 10 3 5 4 4 5 8 7 6 11 4 3 4 0 5 6 7 10 М 4,6 4,6 6,2 2,5 4,7 5,2 7,6 8,3
Как видно из представленных данных, наиболее выраженными агрессивными реакциями в экспериментальной группе являются чувство вины, вербальная агрессия и раздражение. Можно предположить наличие у представителей этой группы представление о себе как о плохом человеке, поступающем злобно. Вероятно депрессивные больные в большей степени, чем здоровые люди, ощущают угрызения совести и готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Вербальная агрессия предполагает выражение негативных чувств через форму и содержание словесных ответов.
В наименьшей степени в экспериментальной группе выражена такая агрессивная реакция, как негативизм. По всей видимости, депрессивным больным не свойственна оппозиционная манера в поведении в отношении авторитетов или руководства.
В ходе обработки полученных данных были подсчитаны также индексы агрессивности и враждебности, позволяющие оценить интегральное состояние этих качеств у испытуемого (таблицы 3 и 5).
Таблица 3
Индексы агрессивности и враждебности в экспериментальной группе

п/п Возраст Пол Индекс агрессивности Индекс враждебности 1 31 Ж 10 17 2 26 Ж 12 18 3 28 М 13 16 4 33 М 15 20 5 35 Ж 8 19 6 28 Ж 14 18 7 25 Ж 16 20 8 25 М 17 19 9 29 М 10 21 10 29 М 12 17 11 34 М 8 15 Среднее 12,2 18,1
Как видно из данных, представленных в таблицах, среднегрупповые значения индексов враждебности и агрессивности в экспериментальной и контрольной группах различаются. В группе депрессивных больных они составляют 12,2 и 18,1, тогда как в группе психически здоровых – 9,4 и 15. По всей видимости, можно предположить, что депрессивные больные характеризуются большей агрессивностью и враждебностью по отношению к окружающим и самим себе.

Таблица 4
Показатели агрессивных реакций в контрольной группе

п/п Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины 1 5 5 7 2 3 6 5 4 2 2 2 4 1 0 5 6 7 3 4 3 5 2 5 7 9 3 4 4 2 5 3 0 3 7 6 5 5 3 9 0 1 3 7 3 6 4 3 6 2 5 4 7 7 7 8 7 10 3 8 10 12 9 8 4 2 3 3 7 6 8 5 9 1 3 3 1 4 5 4 6 10 5 7 10 3 7 4 12 4 11 3 5 4 0 5 3 5 3 12 4 2 5 1 3 2 5 1 М 4,4 4,3 6,12 2,35 3,675 5,325 7,5 5,525
В контрольной группе наиболее характерными агрессивными реакциями оказались вербальная агрессия, подозрительность и раздражение.
Подозрительность может свидетельствовать о некотором недоверии и осторожности по отношению к людям, которые проявляют респонденты. Такое отношение к окружающим может быть обусловлено убеждением в том, что окружающие намерены причинить вред.
Таблица 5
Индексы агрессивности и враждебности в контрольной группе


п/п Возраст Пол Индекс агрессивности Индекс враждебности 1 31 Ж 8 20 2 26 Ж 5 12 3 28 М 15 16 4 33 М 10 14 5 35 Ж 15 18 6 28 Ж 9 17 7 25 Ж 15 20 8 25 М 13 15 9 29 М 9 8 10 29 М 17 20 11 34 М 6 10 12 30 М 9 10 Среднее 9,4 15 Данные, полученные нами в ходе тестирования, а также итоговые средние показатели тревожности и агрессивных реакций респондентов экспериментальной и контрольной групп позволяют сделать вывод о том, что люди психически здоровые и больные депрессией различаются по характеристикам своей эмоционально-волевой сферы.
Для того, чтобы выяснить, существуют ли различия в эмоционально-волевой сфере у респондентов контрольной и экспериментальной групп, мы использовали методы математической обработки данных (статистический пакет для социальных наук SSPS). В работе применялся критерий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
В ходе проведенных вычислений между группой депрессивных больных и группой психически здоровых респондентов были выявлены различия в эмоционально-волевой сфере (p ≤ 0,01). Это позволяет нам сделать вывод о существовании нарушений эмоционально-волевой сферы у депрессивных больных.
Итак, в ходе эмпирического исследования нарушений эмоционально-волевой сферы больных депрессией мы выявили показатели тревожности и агрессивности в экспериментальной и контрольной группах.
Используя методы первичной описательной статистики, а также методы математической обработки данных, мы обнаружили, что группа депрессивных больных превосходит контрольную группу по показателям тревожности и агрессивности.
Наиболее выраженными агрессивными реакциями в экспериментальной группе являются чувство вины, вербальная агрессия и раздражение. Можно предположить наличие у представителей этой группы представление о себе как о плохом человеке, поступающем злобно. Вероятно депрессивные больные в большей степени, чем здоровые люди, ощущают угрызения совести и готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Вербальная агрессия предполагает выражение негативных чувств через форму и содержание словесных ответов.
Среднегрупповые значения индексов враждебности и агрессивности в экспериментальной и контрольной группах различаются. Можно предположить, что депрессивные больные характеризуются большей агрессивностью и враждебностью по отношению к окружающим и самим себе.
В контрольной группе наиболее характерными агрессивными реакциями оказались вербальная агрессия, подозрительность и раздражение.
Подозрительность может свидетельствовать о некотором недоверии и осторожности по отношению к людям, которые проявляют респонденты. Такое отношение к окружающим может быть обусловлено убеждением в том, что окружающие намерены причинить вред.


Заключение
Обобщая результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, сформулируем некоторые основные выводы.
1. По проблеме депрессивных расстройств круг вопросов, затрагиваемых разными авторами, достаточно широк. Депрессия определяется как психическое расстройство, которое характеризуется пониженным настроением, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением телесных побуждений, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей действительности, соматоневрологическими расстройствами. Когнитивными характеристиками депрессии являются отрицательная, уничтожающая оценка собственной личности, внешнего мира и будущего. Термин «депрессия» многозначен, поскольку означает одновременно настроение, симптом и синдром аффективных расстройств.
2. Лечение депрессии включает в себя как фармакологические, так и психотерапевтические методы. Среди психотерапевтических подходов наиболее распространены когнитивная терапия, поведенческая, психоаналитическая терапия и гештальт-терапия. В рамках когнитивной терапии особое внимание уделяется негативным автоматическим мыслям, возникающим вне разума и логики. Цель психотерапии - распознать негативные мысли. Поведенческие программы имеют целью активизацию больных, подкрепление социального успеха, обучение расслаблению и навыкам социальной саморегуляции. Психоаналитическая терапия направлена на коррекцию самооценки и притязаний, структуры личности в целом. Большое внимание уделяется неразрешенным конфликтам раннего детства.
3. Остается открытой проблема нарушений эмоционально-волевой сферы при депрессии. В связи с этим наше эмпирическое исследование было направлено на изучение нарушений эмоциональной и волевой сфер при депрессиях.
4. Выбранный комплекс методик и приемов экспериментального исследования позволил изучить нарушения эмоциональной и волевой сфер при депрессиях. В качестве методов исследования мы использовали методику изучения личностной и ситуативной тревожности Спилбергера – Ханина и методику исследования агрессивности Басса – Дарки.
Мы обнаружили, что группа депрессивных больных превосходит контрольную группу по показателям тревожности и агрессивности. Наиболее выраженными агрессивными реакциями у депрессивных больных являются чувство вины, вербальная агрессия и раздражение.
Можно предположить наличие у представителей этой группы представление о себе как о плохом человеке, поступающем злобно. Вероятно депрессивные больные в большей степени, чем здоровые люди, ощущают угрызения совести и готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Вербальная агрессия предполагает выражение негативных чувств через форму и содержание словесных ответов.
Депрессивные больные, по видимому, характеризуются большей агрессивностью и враждебностью по отношению к окружающим и самим себе, чем психически здоровые люди.
5. Данные проведенного эксперимента достоверно подтвердили гипотезу о существовании специфических нарушений эмоционально-волевой сферы депрессивных больных. Эти нарушения проявляются в повышении уровня агрессивности и тревожности личности. Цель курсового исследования достигнута.
Литература

Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2006.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2002.
Ващенко Н.А. Клинико-психологические характеристики и качество жизни больных депрессиями // Психология 21 века / Под ред. В.Б. Чеснокова. СПб., 2007. С. 127-128.
ДеПауло Р. Понять депрессию. Что мы знаем о депрессии и как с ней бороться. М., 2004.
Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2006.
Пайс Р., Шейдер Р. Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998. С. 280-317.
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2005.
Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003.
Решетников М.М. Психодинамика и психотерапия депрессий. СПб., 2003.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М., 2002.
Приложение
Тест-опросник Спилбергера – Ханина
Шкала ситуационной тревожности
№ п/п Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я внутренне вкован 1 2 3 4 5 Я чувствую себя спокойно 1 2 3 4 6 Я расстроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4 Шкала личностной тревожности
№ п/п Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4













2

Литература

1.Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2006.
2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2002.
3.Ващенко Н.А. Клинико-психологические характеристики и качество жизни больных депрессиями // Психология 21 века / Под ред. В.Б. Чеснокова. СПб., 2007. С. 127-128.
4.ДеПауло Р. Понять депрессию. Что мы знаем о депрессии и как с ней бороться. М., 2004.
5.Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2006.
6.Пайс Р., Шейдер Р. Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998. С. 280-317.
7.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2005.
8.Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003.
9.Решетников М.М. Психодинамика и психотерапия депрессий. СПб., 2003.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М., 2002

Исследование эмоциональной и волевой сферы

Содержание

1. Исследование эмоциональной сферы

.1 Методика САН

.2 личность Тест тревожности Спилберга

.3 Тест агрессивности Баса-Дарки

1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина

2. Исследование волевой сферы

.1 Тест DUM

.2 Исследование субъективного контроля

.3 Исследование настойчивости

2.4 Исследование импульсивности

1. Исследование эмоциональной сферы

диагноз, прошел на 2 корпуса Н. Н. - 29 лет и E. E. - 50 лет, с целью исследования эмоциональной и волевой сферы.

таким Образом, для каждого метода испытания будут написаны результаты тестов на каждом углу.

1.1 Методика САН

Цель: оперативная оценка самочувствия, активности, настроения.

Описание: опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик. По содержанию эти функции включены в 3 группы: здоровье, активность, настроение. 10 пар по каждой шкале. Выраженность каждой полярности может быть представлена в баллах от -3 до 3.

Процедура проведения: предмет должен оценить в баллах каждый из предлагаемых характеристик их состояния.

Инструкция по эксплуатации: выражает количество баллов от -3 до 3, их состояние, учитывая, что пункты 2, 3, -2, -3 ближе, предлагаемых по оценкам, а 0, 1 и -1. В этом случае, пункты 3, 2 соответствуют оценкам в левой колонке, -2, -3 - вправо.

Тему.- Н.N. Шкала здоровья: 4,5 Шкала настроение: 6,6 Scala деятельности: 4,2Субъект E. E. Шкала здоровья: 6,4 Шкала настроение: 6,8 Scala деятельности: 5,1

Вывод

Тему.- Н.N. Полученные результаты свидетельствуют благоприятные условия объекта. Но соотношение очков говорит о нарастании усталости, потому что состояние здоровья и активность снижены по сравнению с настроением.

Узнать стоимость работы