Процесс принятия управленческих решений: определение целей и задач, поиск альтернативных вариантов решений ; выбор оптимального решения; осуществление принятых решений; контроль и регулирование.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управленческий учет
  • 2929 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Постановка целей и задач управленческих решений.
2. Поиск альтернативных решений и выбор оптимального варианта.
4. Осуществление принятых решений и контроль за их выполнением
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

При отсутствии информации основой выбора может лишь известное предлагаемое направление действия, определяющим фактором при этом может быть лишь субъективное мнение руководителя, принимающего решение, исходя из своей возможности.
Определяя относительные значения отдельных вариантоа, недостатки и преимущества различных альтернатив, надо определить, в какой мере автор владел проблемой, какими творческими способностями обладает и достаочно ли объективен, умеет ли воспользоваться объективными возможностями, которые предлагает ему данная ситуация.
Руководитель должен давать оценку этим действиям, выполняя данную работку, избегать нерациональных идей, продумывать, все ли факты приняты им во внимание, рассматривать последствия, в случае, если действия не будут предприняты. Умение выбирать главные, ведущие звенья, предопределяющие общий ход развития явления, характеризует научную обоснованность того или иного решения.

4. Осуществление принятых решений и контроль за их выполнением
«Выбранные альтернативные курсы действий являются отправной точкой для составления сметы» [6, стр. 215].
Смета представляет собой финансовый план реализации различных решений, принятых менеджментом. В сметах учитываются поступления и оттоки денежной наличности, доходы от продаж и затраты. Сметы сводятся в единый документ, в котором в концентрированной форме выражены намерения организации и ожидаемые результаты. Этот документ называется обобщенной финансовой сметой, которая состоит из сметного счета доходов и убытков, расчета движения денежной наличности и баланса. Процесс составления сметы направлен на то, чтобы каждый член организации знал о своей предполагаемой роли в осуществлении решений администрации.
Сравнение фактических и планируемых результатов и принятие необходимых мер в случае их расхождения, относятся к контролю и регулированию в рамках фирмы. Управленческая функция процесса контроля и регулирования – оценка результатов деятельности, предоставление сведений о них и выработка корректирующих мер, направленных на то чтобы цели были достигнуты и планы фирмы реализованы.
Для контроля за результатами деятельности бухгалтер готовит отчеты и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные сравнения фактических результатов (фактических затрат и доходов), должны готовиться систематически. Данные этих отчетов обеспечивают обратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов. В таких отчетах особое внимание должно уделяться показателям, которые расходятся с запланированными, чтобы менеджеры сосредоточили на них свое внимание.
«Эффективность контроля и регулирования зависят от корректирующих действий, направленных на приведение фактических результатов в соответствие с запланированными показателями» [стр. 6, стр 231]. В свою очередь планы также могут уточняться, если результаты сравнений показывают, что какие-то запланированные показатели не могут быть достигнуты. Корректирующие действия по приведению фактических результатов в соответствие с запланированными показателями или действия по уточнению планов, если сравнения результатов показывают, что эти планы не могут быть выполнены, обозначены на рисунке 1 линиями со стрелками, соединяющими этапы 7 и 5, 7 и 2. Эти стреловидные линии формируют контуры обратной связи. Они показывают, что процесс принятия решений - это динамический процесс, и подчеркивают взаимосвязь между этапами 7 и 2 свидетельствует о том, что ход выполнения планов должен постоянно анализироваться, и если окажется, что они не могут быть реализованы, то необходимо рассмотреть альтернативные курсы действий, которые обеспечат достижение целей организации.
Второй контур обратной связи показывает корректирующее действие, предпринимаемое с целью приведения фактических результатов в соответствие с запланированными показателями.
«Любое предприятие нуждается в постоянном наблюдение и контроле за результатами своей деятельности, чтобы вовремя установить правильность проводимой ими политики, планов предпринимательской деятельности» [6, стр. 240]. Одно из важнейших проблем управления выступает инвестирование затрат (в строительство нового предприятия, реконструкцию и расширение действующего, в новую технику - для замены оборудования, новую продукцию, технологию производства, увеличение запасов и т. д.) и получение доходов от инвестиций.
Решения об инвестициях являются наиболее рискованными, так как они вовлекают в производственный процесс значительную долю ресурсов текущего периода в расчете на получение дохода в предстоящем периоде. Решения могут относиться как к короткому (до одного года), так и длительному периоду.
Краткосрочные решения касаются вопросов вклада единицы продукции в общую прибыль в результате управления ассортиментом продукции, объемом спроса и продаж, себестоимостью и ценами, а также вопросов безубыточности производства и сбыта, производить или закупать и т. п. Они не затрагивают затрат на вложенный капитал. При краткосрочных инвестициях денежные средства оборачиваются в течение сравнительно короткого периода – до одного года.
Долгосрочные решения рассчитаны на длительный период между осуществлением инвестиционных затрат и получением от них дохода. Решения о капитальных вложениях касаются инвестиций в основные фонды, научные исследования и опытно- конструкторские разработки, рекламу и сооружение складских помещений.
Действия организации по инвестированию, вследствие большого риска, должны опираться на результаты анализа, которые учитывают фактор времени и альтернативность выбора решений. Варианты управленческих решений рассчитывают с учетом влияния времени на величину и планируемый доход. Сравнение эффективности вариантов осуществляется по методике, аналогичной при предоставлении банком ссуды.
Информационное обеспечение анализа для принятия управленческих решений создает система дифференцированного управленческого учета издержек и поступлений. Дифференцированными называют издержки, величина которых при отдельных условиях могут быть отличной от величины возможных издержек при других условиях. При решении проблем альтернативного выбора в расчет принимается прибыль, полученная на вложенный капитал. Следовательно, чем больше прибыли будет получено на вложения, тем выше перспектива у соответствующего варианта решения. Отсюда целью предприятия является максимизация прибыли на вложенный капитал, если она совместима, с другими целями. Анализ проблем инвестирования проводят в пять этапов.
определение проблемы;
выбор альтернативных решений;
измерение и оценка последствий выбранного решения;
отбор тех последствий, которые не могу быть измерены количественно, их оценка по отношению друг к другу и иным последствиям;
принятие решения.
Управленческий учет в основном готовит информацию, которая может быть измерена количественно.
Дифференцированные издержки не отражаются в системе учета издержек на регулярной основе. Их состав подбирается для проведения анализа по каждой конкретной проблеме. В дифференцированные издержки включают только те статьи себестоимости, которые являются различными при разных условиях. Из их состава особого рассмотрения заслуживают вмененные издержки по капитальным вложениям. Дифференцированные издержки всегда относят к будущему и показывают, какими они будут при определенной модели поведения. В большей мере это вероятностные издержки.
Определенной формы для сопоставления дифференцированных издержек и доходов различных вариантов не существует. Однако общий подход к двум типам величин позволяет сравнивать издержки с доходами.
Во-первых, должны быть средства, предназначенные для инвестирования того или иного варианта, которые представляются в начале осуществления проекта. Денежные средства вкладываются в разные сроки, но в аналитических целях эти сроки приводятся к нулевым моментам времени.
Во-вторых, ожидается поток денежных поступлений при разных вариантах на протяжении нескольких лет в будущем как результат этих инвестиций.
Эти две величины денежных средств - инвестиции и доходы в целях корректного сравнения сводят к эквивалентным величинам, рассчитанным на один и тот же момент времени. Обычно сводят поток будущих доходов к нулевому моменту времени капитальных вложений.
Источниками информации служат, прежде всего, сметы инвестиций. Они представляют собой перечень проектов инвестирования, по которым было принято решение. Информацию дают многочисленные расчёты планового и аналитического характера, касающиеся размера и направления инвестирования, нормы прибыли, чистой текущей стоимости, чистого приведённого эффекта, рентабельности, срока окупаемости, эффективности инвестиций, стоимости капитала, учётных ставок, дисконтируемой стоимости и т.д.


Заключение
Эффективность управления в целом зависит от комплексного применения многих факторов, где одни из самых важных является процедура принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Управленческое решение – это результат анализа, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернатив из множества вариантов достижения конкретной цели. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым.
К сожалению, в настоящее время принимаемые руководством управленческие решения носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого учета. Процесс принятия управленческих решений является особым видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта и развитой интуиции.
В анализе процесса принятия управленческих решений можно выделить определенные этапы: определение целей и задач; поиск альтернативных вариантов действий; выбор оптимального варианта действий; реализация оптимального варианта; сравнение полученных результатов и плановых показателей; комплексная оценка эффективности принимаемых решений.
С быстрыми потоками информации и коммуникаций и глобализацией в современном бизнесе появилась резкая потребность в высококвалифицированных менеджерах, способных оперативно и грамотно принимать адекватные управленческие решения, проанализировав и оценив ту или иную ситуацию.
Эволюция форм принимаемых решений в сфере предпринимательской деятельности обнаруживает тенденцию усиления роли инновационного решения, являющегося реакцией менеджеров на ситуацию, когда требуется принять решение в условиях отсутствия приемлемых альтернатив, или когда они должны вырабатывать новые и более эффективные пути разрешения проблемы или достижения поставленной цели. В условиях перехода от централизованно управляемой экономики к смешанной, данная тенденция приобретает черты закономерности.
Все вышеизложенное носит теоретический характер и каждая организация с учётом финансово-хозяйственной деятельности должна выработать собственный процесс принятия управленческих решений. Для этого должны быть использованы определённые учётные процедуры и система специальной отчётности.

Список литературы
Ансофф И. Стратегическое управление./Сокр. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
Байгот С. А., Ефимчик Е. Е. Основы менеджмента, – 2 изд. – Мн.: ООО «Информпресс», 2000, – 60 с.
Белоусов В.Л., Жичкин А.М. Функции менеджеров в организациях; Учебное пособие. - М.: РИНКЦЭ, 2000.-188 с.
Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции; Пособие. – М.: ООО "Мисанта", 2002. - 211 с.
Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник, М.: «Гардарики», 2003;
Друкер, Питер, Ф. Практика менеджмента. : Пер. с англ. : Уч. Пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 398 с.: ил.
Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 272 с.: ил.
Максимцев М.М., Менеджмент. Учебник для вузов, М.: «Юнити», 2002.
Голдман М.А., Менеджмент и устойчивый экономический рост // Проблемы теории и практики управления, №4, 2001
Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе. // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №6.












2

Список литературы
1.Ансофф И. Стратегическое управление./Сокр. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
2.Байгот С. А., Ефимчик Е. Е. Основы менеджмента, – 2 изд. – Мн.: ООО «Информпресс», 2000, – 60 с.
3.Белоусов В.Л., Жичкин А.М. Функции менеджеров в организациях; Учебное пособие. - М.: РИНКЦЭ, 2000.-188 с.
4.Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции; Пособие. – М.: ООО "Мисанта", 2002. - 211 с.
5.Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник, М.: «Гардарики», 2003;
6.Друкер, Питер, Ф. Практика менеджмента. : Пер. с англ. : Уч. Пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 398 с.: ил.
7.Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 272 с.: ил.
8.Максимцев М.М., Менеджмент. Учебник для вузов, М.: «Юнити», 2002.
9.Голдман М.А., Менеджмент и устойчивый экономический рост // Проблемы теории и практики управления, №4, 2001
10.Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе. // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №6.

Вопрос-ответ:

Какая роль постановки целей и задач в процессе принятия управленческих решений?

Постановка целей и задач является одним из основных этапов процесса принятия управленческих решений. Она определяет направление деятельности и помогает установить приоритеты. Корректная постановка целей и задач позволяет уточнить, какие результаты необходимо достичь и каким образом это будет осуществлено. Это позволяет более четко определить критерии успеха и спланировать последующие действия.

Какие возможности поиска альтернативных решений существуют в процессе принятия управленческих решений?

Поиск альтернативных решений является важным этапом процесса принятия управленческих решений. Инновационные процессы и технологии позволяют улучшить процесс поиска альтернативных вариантов решений. Существуют различные методики, такие как SWOT-анализ, анализ потенциала, матрица принятия решений и другие, которые способствуют выявлению и оценке возможных альтернативных вариантов решений. Также важно использование коллективного интеллекта и мнения экспертов для генерации и анализа альтернативных вариантов решений.

Какова роль осуществления принятых решений в процессе управления?

Осуществление принятых решений является последним этапом процесса управления. Оно заключается в реализации выбранного решения с целью достижения поставленных целей и задач. Этот этап включает в себя разработку планов, организацию ресурсов, назначение ответственных лиц, выполнение действий и контроль за выполнением решений. Осуществление принятых решений важно для того, чтобы добиться желаемых результатов и обеспечить эффективное функционирование системы управления.

Каким образом происходит выбор оптимального варианта решения?

Выбор оптимального варианта решения в процессе принятия управленческих решений осуществляется на основе анализа и сравнения альтернативных вариантов. Для этого используются различные методы и модели, например, метод взвешенных оценок, экспертные оценки, аналитическая иерархия процессов и другие. Оптимальный вариант выбирается исходя из определенных критериев, таких как степень риска, стоимость, эффективность и другие факторы, учитываемые в процессе принятия решений.

Какие этапы включаются в процесс принятия управленческих решений?

Процесс принятия управленческих решений обычно включает следующие этапы: постановка целей и задач, поиск альтернативных решений, выбор оптимального варианта, осуществление принятых решений и контроль за их выполнением.

Зачем нужно ставить цели и задачи при принятии управленческих решений?

Постановка целей и задач является важным шагом в процессе принятия управленческих решений, так как она определяет направление действий и позволяет сосредоточиться на достижении конкретных результатов.

Как осуществляется поиск альтернативных решений и выбор оптимального варианта?

Поиск альтернативных решений предполагает анализ различных вариантов действий, их оценку и сравнение. Выбор оптимального варианта осуществляется на основе сопоставления достоинств и недостатков каждой альтернативы и рассмотрения их соответствия поставленным целям и задачам.

Как осуществляется контроль и регулирование принятых решений?

Контроль и регулирование принятых решений предполагает отслеживание и оценку результатов их выполнения. Это может включать сравнение фактических результатов с планируемыми, анализ причин отклонений и корректировку дальнейших действий.

Какой подход может быть использован при отсутствии информации для выбора оптимального решения?

При отсутствии информации основой выбора может быть только известное предлагаемое направление действия, определяющее возможные варианты решений. В таком случае выбор оптимального решения будет основан на экспертизе и опыте.