Тема преступления и наказания в творчестве А.Андреева и Ф.М. Достоевского "Мысль" и "Преступление и наказание"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 1818 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 02.04.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Преступление и наказание в произведениях Ф.Достоевского и Л.Андреева
Роман Достоевского "Преступление и наказание"
Рассказ Л.Андреева "Мысль"
Сходство и различия теорий Керженцева и Раскольникова.
Сопоставление творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Андреева
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

Н.А.Панфилова определяет творческий метод Л.Н.Андреева как «психологический экзистенциализм» и в первой главе своей диссертации прослеживает влияние экзистенциального опыта Достоевского на творчество Л.Андреева, но, делая выводы, подчеркивает полярность художественных миров этих писателей. Делая столь глобальные обобщения на основе анализа сравнительно небольшой части творческого наследия Л.Н.Андреева, исследовательница опирается на богатую литературоведческую традицию, которая диктует вывод большинства работ по творчеству писателя: констатация безысходного отчаяния человека в пустом мире, где «Бог умер» (Ницше); бунт как последний протест против демонических законов мира, как выход, ведущий в никуда. Однако, это только одна из сторон художественного мира Л.Андреева. В его рассказах и пьесах есть и стремление к светлому идеалу, и ликование достигших прозрения, и муки бесплодно ищущих истину, которая отнюдь не относительна в мире Л.Андреева, а находится в той же христианской системе нравственных ценностей, что и в мире Достоевского.
Трагичность и мистериальность как глубинные основы художественного мира Ф.М.Достоевского не раз привлекали внимание исследователей. Работам о Достоевском, в которых одним из исходных тезисов является постулат о свободе воли, противостоят исследования, ставящие на первое место предопределенность судьбы, обреченность героя на некую роль как причину его трагедии.
В исследованиях, посвященных творчеству Л.Н.Андреева, авторы, как правило, подчеркивают трагическую безысходность, отчаяние, катастрофическое восприятие действительности как результат:
неправильного понимания природы социальных конфликтов,
отчуждения человека от мира,
богооставленности мира.
Исследуются трагическое значение власти иллюзий, трагедия человеческого разума, трагический героизм как вызов судьбе и самому Богу, трагическое переосмысление библейских мотивов в прозе и драматургии Л.Андреева.
Изучены изображение в творчестве Л.Андреева «предельно дисгармоничных состояний» и «трагической гибели возвышенных идеалов», отражение социальных противоречий и социальной психологии, темы безнадежного бунта и смерти как единственного средства преодоления раздвоенности бытия. Гораздо реже исследователи обращаются к мистериальному подтексту произведений Л.Андреева. О мистериальном переживании Л.Андреевым важнейших событий человеческого духа пишет Г.Н.Боева (Г.Н. Боева 1996). Н.Н.Арсентьева говорит о возможности преображения героя Л.Андреева (Н.Н. Арсентьева 1996).

Заключение
На примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и рассказа Л.Н.Андреева «Мысль» видно сближение творческих принципов писателей и преемственность их художественного опыта. Андреева с Достоевским объединяет трагическое видение жизни, активность мистического и символического мышления, обостренный интерес к метафизическим вопросам бытия, границам свободы личной воли, типу «подпольного» человека и коллизиям его разорванного сознания, таинственным глубинам человеческой души и многое другое. Есть все основания говорить не только о типологических, но и контактных связях Андреева со своим гениальным предшественником.
Тем не менее наблюдается полярность художественных миров этих писателей. С отказом от религиозного мировоззрения трансформируется художественная модель мира. Бытие не исчерпывается земным пространством, оно многомерно, но утрачивает свою соотнесенность с нравственной системой координат. "Ад" в творчестве писателя воспринимается как "альтернативная" плоскость существования, но уже не связан с идеей наказания. Вместо Рая, где, согласно религиозной традиции, пребывает Бог, после "смерти" его "хозяина" остается лишь Ничто, Пустота. Поэтому человеку в творчестве Л.Андреева доступно абсолютное прекращение существования, полное уничтожение, развоплощение, что является неприемлемым для христианского мировоззрения Ф.М.Достоевского.

Список использованной литературы:
Анненский И. Театр Леонида Андреева // Голос Севера.- 1909.- 6 декабря.- С.3.
Арсентьева Н.Н. Творчество Л.Андреева в контексте христианской антропологии (Проблема добра и зла) // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н. Андреева. - Орел, 1996. - С.86
Арсентьева Н.Н. Христианский нравственный идеал и проблема утопического сознания в русской литературе (Ф.М. Достоевский и Л.Н.Андреев) // Русская литература XIX века и христианство. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - С. 148.
Ашимбаева Н.Т. Ф.М.Достоевский в критической прозе И.Ф.Анненского // Вестник Ленинградского университета.1985.- Вып.2. История, язык, литература. - №9.- С.40 – 47.
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963.- С.117-118.
Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. - Таллин: Ээсти Раамат, 1984. - С.97.
Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев (К истории русского персонализма) // Русская литература. -1997. - №2.-С.52.
Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л.: Советский писатель, 1974. - С. 129.
Ермакова М.Я. Романы Ф.М. Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века.- Горький, 1973. - С. 224-243.
Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя: История и биографии. - Стерлитамак; Екатеринбург, 1999. - С.97.
Захариева И.П. Символизм и своеобразие русского реализма XX века // Русская литература XX - XXI веков: направления и течения: Вып.6. - Екатеринбург, 2002. - С. 8.
Курляндская Г.Б. Рассказ Андреева «Тьма» и «Записки из подполья» Достоевского. // Творчество Л.Андреева. Исследования и материалы. - Курск: Курский гос.пед.ин-т, 1983. -С. 32.
Лец Е.С., Ананьева С.А. Будущее в мечтах и мыслях героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Голоса Сибири. – 2006. - №4. – С.67-89.
Лихачев Д.С. Достоевский в поисках реального и достоверного // Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х тт. - Т.З. - Л.: Художественная литература, 1987. - С. 262 - 263.
Осмоловский О.Н Концепция сверхчеловека у Ф.М.Достоевского и Л.Н.Андреева (Ставрогин и Фома Магнус ) // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, посвященная 70-летию Орловского гос. ун-та: Материалы. Вып.2: Л.Н.Андреев и Б.К.Зайцев. - Орел: Орловский гос. ун-т, 2001. -С.169-176.
Осмоловский О.Н. Принципы познания человека Ф.М.Достоевского и Л.Н.Андреева («Преступление и наказание»-«Мысль») // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н.Андреева. - Орел, 1996. - С.З.
Панфилова Н.А. Экзистенциальные «уроки» Ф.М. Достоевского в русской литературе первой трети XX века. Дисс.канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2000. - С.73.
Ясенский С.Ю. Искусство психологического анализа в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. - СПб: Наука, 1994. -С.156-187.

Курляндская Г.Б. Рассказ Андреева «Тьма» и «Записки из подполья» Достоевского. // Творчество Л. Андреева. Исследования и материалы. - Курск: Курский гос.пед.ин-т, 1983. -С. 32.
Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. - Таллин: Ээсти Раамат, 1984. - С.97.
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963.- С.117-118
Журнальное обозрение. Идеалисты высот и идеалисты бездны // Северный край.- 1902.- № 206, 207, 6 и 8 августа.
Лихачев Д.С. Достоевский в поисках реального и достоверного // Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х тт. - Т.З. - Л.: Художественная литература, 1987. - С. 262 - 263.
Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л.: Советский писатель, 1974. - С. 129.
Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя: История и биографии. - Стерлитамак; Екатеринбург, 1999. - С.97.
Захариева И.П. Символизм и своеобразие русского реализма XX века // Русская литература XX - XXI веков: направления и течения: Вып.6. - Екатеринбург, 2002. - С. 8.
Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев (К истории русского персонализма) // Русская литература. -1997. - №2.-С.52.
Ясенский С.Ю. Искусство психологического анализа в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. - СПб: Наука, 1994. -С.156-187.
Там же.-С. 156.
Панфилова Н.А. Экзистенциальные «уроки» Ф.М. Достоевского в русской литературе первой трети XX века. Дисс.канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2000. - С.73;
Осмоловский О.Н Концепция сверхчеловека у Ф.М.Достоевского и Л.Н.Андреева (Ставрогин и Фома Магнус ) // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, посвященная 70-летию Орловского гос. ун-та: Материалы. Вып.2: Л.Н.Андреев и Б.К.Зайцев. - Орел: Орловский гос. ун-т, 2001. -С.169-176.













3

1.Анненский И. Театр Леонида Андреева // Голос Севера.- 1909.- 6 декабря.- С.3.
2.Арсентьева Н.Н. Творчество Л.Андреева в контексте христианской антропологии (Проблема добра и зла) // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н. Андреева. - Орел, 1996. - С.86
3.Арсентьева Н.Н. Христианский нравственный идеал и проблема утопического сознания в русской литературе (Ф.М. Достоевский и Л.Н.Андреев) // Русская литература XIX века и христианство. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - С. 148.
4.Ашимбаева Н.Т. Ф.М.Достоевский в критической прозе И.Ф.Анненского // Вестник Ленинградского университета.1985.- Вып.2. История, язык, литература. - №9.- С.40 – 47.
5.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963.- С.117-118.
6.Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. - Таллин: Ээсти Раамат, 1984. - С.97.
7.Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев (К истории русского персонализма) // Русская литература. -1997. - №2.-С.52.
8.Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л.: Советский писатель, 1974. - С. 129.
9.Ермакова М.Я. Романы Ф.М. Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века.- Горький, 1973. - С. 224-243.
10.Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя: История и биографии. - Стерлитамак; Екатеринбург, 1999. - С.97.
11.Захариева И.П. Символизм и своеобразие русского реализма XX века // Русская литература XX - XXI веков: направления и течения: Вып.6. - Екатеринбург, 2002. - С. 8.
12.Курляндская Г.Б. Рассказ Андреева «Тьма» и «Записки из подполья» Достоевского. // Творчество Л.Андреева. Исследования и материалы. - Курск: Курский гос.пед.ин-т, 1983. -С. 32.
13.Лец Е.С., Ананьева С.А. Будущее в мечтах и мыслях героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Голоса Сибири. – 2006. - №4. – С.67-89.
14.Лихачев Д.С. Достоевский в поисках реального и достоверного // Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х тт. - Т.З. - Л.: Художественная литература, 1987. - С. 262 - 263.
15.Осмоловский О.Н Концепция сверхчеловека у Ф.М.Достоевского и Л.Н.Андреева (Ставрогин и Фома Магнус ) // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, посвященная 70-летию Орловского гос. ун-та: Материалы. Вып.2: Л.Н.Андреев и Б.К.Зайцев. - Орел: Орловский гос. ун-т, 2001. -С.169-176.
16.Осмоловский О.Н. Принципы познания человека Ф.М.Достоевского и Л.Н.Андреева («Преступление и наказание»-«Мысль») // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н.Андреева. - Орел, 1996. - С.З.
17.Панфилова Н.А. Экзистенциальные «уроки» Ф.М. Достоевского в русской литературе первой трети XX века. Дисс.канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2000. - С.73.
18.Ясенский С.Ю. Искусство психологического анализа в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. - СПб: Наука, 1994. -С.156-187.

Вопрос-ответ:

Какие произведения А.Андреева и Ф.Достоевского рассматривают тему преступления и наказания?

А.Андреев в своем рассказе "Мысль" и Ф.Достоевский в своем романе "Преступление и наказание" изучают тему преступления и наказания.

В чем сходство и различия теорий Керженцева и Раскольникова?

Сходство между теориями Керженцева и Раскольникова заключается в идее о необходимости совершения преступления для достижения высоких целей. Однако, различие заключается в том, что Керженцев придерживается идеи высшего блага для общества, в то время как Раскольников считает себя особой личностью, имеющей право на преступление.

Какой метод творчества Л.Н.Андреева определяет Н.А.Панфилова?

Н.А.Панфилова определяет творческий метод Л.Н.Андреева как "психологический экзистенциализм".

Каким образом произведения А.Андреева и Ф.Достоевского изучают тему преступления и наказания?

Произведения А.Андреева и Ф.Достоевского, такие как "Мысль" и "Преступление и наказание", исследуют тему преступления и наказания через психологический анализ действующих лиц, а также через развитие сюжета и взаимодействие персонажей.

Какие аспекты творчества Ф.Достоевского и Л.Н.Андреева можно сравнить?

Аспекты творчества Ф.Достоевского и Л.Н.Андреева, такие как изучение мотивов и психологии героев, рассмотрение проблемы нравственности и поиска смысла жизни, а также использование драматических событий, могут быть сравнены для анализа подходов этих писателей к теме преступления и наказания.

Какие произведения А.Андреева и Ф.М. Достоевского относятся к теме преступления и наказания?

В творчестве А.Андреева это рассказ "Мысль", а в произведениях Ф.М. Достоевского - роман "Преступление и наказание".

В чем заключается сходство между теориями Керженцева и Раскольникова?

Сопоставление творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Андреева показывает, что у обоих авторов есть сходство в теме преступления и наказания. Керженцев и Раскольников оба исследуют психологию преступника и последствия его преступления.

Как можно охарактеризовать творческий метод Л.Н.Андреева?

Н.А.Панфилова определяет творческий метод Л.Н.Андреева как "психологический экзистенциализм". Этот метод основан на изучении психологии и существования человека, а также подчеркивает важность внутренних переживаний и эмоций героев.

Какие темы рассматриваются в произведениях Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и Л.Н. Андреева "Мысль"?

В произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассматривается тема преступления, наказания и моральной ответственности. В рассказе Л.Н. Андреева "Мысль" основная тема - внутренний мир главного героя и его борьба с собственными мыслями и сомнениями.