Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Методика составления индивидуальной программы развития ребенка.

  • 27 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 09.02.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей в возрасте 6-7 лет
1.1. Общая характеристика возраста
1.2. Развитие познавательных процессов
Глава 2. Психологическая характеристика ребенка и рекомендации по развитию познавательных способностей.
2.1. Психологическая характеристика
2.2. Рекомендации по развитию познавательных процессов
Заключение
Список литературы
Приложение 1. План-конспект занятий

Фрагмент для ознакомления

Например, показать, как он копает яму, рвет яблоки или переходит через лужу. После того, как ведущий дал игроку задание, тот начинает с помощью пантомимы показывать загаданное действие. Остальные игроки должны отгадать, какое действие было загадано. Тот игрок, который первым отгадал, становится новым ведущим.
«Доскажи словечко».
Вы читаете стихотворение, а в последней строчке останавливаетесь и предлагаете ребенку сказать завершающее слово.
Примеры стихотворных загадок.
***
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все ... (четыре)
Маршак С.Я.
***
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица)
Голяховский В.
***
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на … ( машине).
Лебедев-Кумач В.
***
Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он - … (стежок)

***
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу,
Усердную … (иголку)

***
Мне неженки сандали
Доверчиво сказали:
Боимся мы щекотки
Большой сапожной … (щетки).

***
Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как стая ос,
Работяга… (пылесос).

***
Муха ахнула сперва:
Ах какие кружева! –
А попала в кружева –
И пропала голова!
Бедняжка словно в тине,
Увязла в … (паутине)
6. «Запоминаем вместе».
Один ребенок называет какой–нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.
7. «Муха».
8. «Графический диктант».
Две клетки влево.
Две вверх
Две вправо
Две вниз
Две вправо
Две вверх
Две влево
9. «Дорожка».
Все игроки выстраиваются в затылок друг к другу и идут змейкой по воображаемой дорожке. По команде ведущего они должны преодолевать воображаемые препятствия.
« Мы идем по дорожке… Вокруг нас деревья, цветы, ягоды…Летают бабочки…Ветерок шелестит листвой…Вдруг на дорожке появилась большая лужа. Обходим ее. Осторожно, не намочите ноги… Снова шагаем по дорожке…Перед нами канава, а через нее перекинут маленький мосточек. Переходим через него…Опять идем по дорожке…А вот на дорожке кто-то оставил бревна. Перешагиваем через них…Опять идем по дорожке…Вдруг пошел дождик. Мы открыли зонтики и идем дальше…От дождя дорожка стала скользкая, идем тихо – тихо…Вот перед нами речка. А через речку мостик. Идем по мостику и держимся за перила…Опять идем по хорошей дорожке …Пришли домой. Молодцы.
10. «Отгадай загадки».
***
Два конца,
Два кольца,
А посередине гвоздик.
(Ножницы)

***
Красна, да не девка;
Хвостата, да не мышь.

Красна,
В землю вросла.

(Морковь)
Зимой и летом одни цветом.

(ель)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

(еж)
«Посмотри и запомни».
Требуется набор карточек (10 рисунков (оса, лук, роза, книга, гриб, мяч, замок, ваза, ключ, яблоко). Игроки внимательно рассматриваются их в течение 1-2 мин. Потом картинки убирают, а игроки перечисляют предметы, которые им удалось запомнить. Выигрывает тот, кто назовет большее количество предметов.
12. «Графический диктант».
Одна клетка вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
13. «В чем отличия?»
Детям предлагаются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Ведущий, предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки. Далее задаются вопросы:
-Чем отличаются два стакана, два домика…
- Эти картинки одинаковые или нет
- Перечислите все отличия на этих картинках
- В заданиях 6 и 7 важно найти не только отличия в масках, но и определить их настроения: добрые они или злые, что чувствуют.
14. «Кто летает ».
Ведущий говорит: Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как это делается, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: « Поросенок летает?» – молчите и не поднимайте руки.
«Графический диктант».
Одна клетка влево
Три вверх
Две влево
Одна вверх
Пять вправо
Одна вниз
Две влево
Три вниз

«Встаньте все те, кто …».
Ведущий дает задание: Встаньте те, кто…
любит смеяться,
у кого темные волосы,
у кого светлые глаза,
любит играть с малышами…
17. «Скороговорки».
Произнести скороговорку про Егорку (или любую другую).
Освободились от воздуха («ПФ!»)
Вдохнули носом
Произнесли:
«Как на горке,
На пригорке
Жили тридцать три
Егорки.
Раз Егорка, два Егорка,
Три Егорка»
Постепенно можно «прибавлять» по Егорке.
18. «Назови одним словом».
А) Ведущий выкладывает перед игроками три карточки, объединенные одной темой (например, машины), и спрашивает одного из игроков: «Что нарисовано на картинках? Назови каждый из предметов. Какие общие признаки объединяют предметы? Назови предметы одним словом». Игрок правильно ответивший получает приз. Тот, кто соберет больше призов, становится победителем.
Б) Ведущий перечисляет несколько предметов, затем просит одного из игроков сказать, что их объединяет и как их можно назвать одним словом.
Примеры заданий:
автобус, машина, трактор, самолет.
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
Красный, желтый, синий, черный.
Воробей, галка, синица, ворона.
Корова, конь, овца, коза.
Север, юг, запад, восток.
Заяц, лиса, белка, волк.
Лук, капуста, огурец, свекла.
Холодильник, телевизор, пылесос, утюг.
Сосна, дуб, тополь, липа.
Англия, Германия, Россия, Украина.
Батон, каравай, бублик, пряник.
Щука, сом, карась, окунь.

«Что появилось? Что потерялось?».
Внимательно посмотрите на картинки. Что появилось, что потерялось на них.
«Пошли письмо».
Играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: « Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает «передавать письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо: т.е. увидеть у кого из детей оно находится.
«Обведи по точкам».
Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
«Цвета».
За одну минуту назови 5 предметов определенного цвета. Повторять предметы не разрешается.
«Продолжи ряд».
Продолжи верхний ряд предметов. Недостающий предмет следует выбрать из нижнего ряда.
24. «Графический диктант».
Четыре клетки вверх,
Две вправо,
Одна вверх,
Одна вправо,
Одна вниз,
Две вправо
Четыре вниз,
Две влево,
Одна вверх,
Одна влево,
Одна вниз,
Две влево.
25. «Путанка».
Дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также, не разнимая рук.
«Закончите предложение».
Если бы я был (а) Буратино, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Золушкой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Винни-Пухом, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Снегурочкой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Золотой рыбкой, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Цветиком - Семицветиком, то я бы…, потому что..
Если бы я был (а) Лужей, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Дорогой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Розой, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Фруктом, то я бы…, потому что…
«Где игрушка»? Взрослый размещает вокруг детей игрушки (3-4 штуки). Затем он просит назвать игрушку, которая расположена справа от ребенка, слева, перед ним, позади. Потом задание усложняется:
Назвать все предметы, расположенные справа от дивана и слева от стола и т.д.
«Магнитики».
Дети ходят по комнате. На сигнал ведущего выполняют следующие действия:
на один хлопок в ладоши – приседают и закрывают глаза,
на два – объединяются по двое,
на три – по трое,
- на четыре – образуют один тесный круг.
«Графический диктант».
Одна клетка вправо,
Семь вверх,
Одна вправо,
Пять вниз,
Три вправо,
Пять вверх,
Одна вправо,
Семь вниз,
Одна вправо
30. «Сочиняем рассказ».
Ведущий начинает рассказ, а игроки по очереди продолжают его. Например: «Вечерело. Дул сильный ветер. Деревья наклонялись до самой земли. По улице шел мальчик с собакой. Вдруг…» Продолжение этого рассказа придумывает тот игрок, которому ведущий скажет «Продолжай!». После того как все игроки по одному разу продолжат рассказ, ведущий говорит кому-нибудь из них: «Конец!» Этот игрок должен придумать окончание рассказа.
«Запомни и нарисуй».
В течение 10 секунд посмотрите на рисунок и нарисовать то, что он запомнил.
31. «Назови противоположность».
Ведущий называет слово и бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать его и, бросив мячик обратно, назвать слово с противоположным значением. Повторять слова нельзя. Игрок, неправильно назвавший слово, выбывает из игры. Победитель становится новым ведущим, и игра начинается снова.
Слова к которым надо подобрать противоположности:
- кислый – сладкий,
- хороший - …
- черный - …
- продавать - …
- день - …
- широкий - …
- зима - …
- ранняя весна - …
- низкий - …
- земля - …
- высокое дерево - …
- помнить - …
- веселый гном - …
- старт - …
- храбрый мальчик - …
32. «Пузырьки».
Все дети маленькие пузырьки, а один – большой пузырь. Маленькие пузырьки «летают» легко и быстро, а большой - медленно. Задача - маленьким пузырькам не столкнуться между собой и с большим пузырьком.
«Закончите предложение».
Милая, добрая, ласковая …(мама)
Свежий, пахучий, черный …
Стройное, зеленое, высокое…
Разноцветные, деревянные, ровные…
Оранжевый, сочный, ароматный…
Соленое, теплое, шумящее…
Крикливый, драчливый, горластый…
Пушистая, игривая, рыжая…
Стрекочущий, зеленый, забавный…
Яркое, красное, горячее…
34. «Круглый год».
Рассмотрите внимательно картинки. Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ игроки получают фант.
Назови времена года на каждой из картинок.
Что делают дети на первой картинке?
Что делают дети на последней картинке?
Чем занимаются дети на третьей картинке?
Почему ты думаешь, что на второй картинке нарисовано лето?
Расположи картинки по порядку.
Составь рассказ по картинкам.
Рассказ дети составляют вместе. Один говорит первое предложение, другой прибавляет к нему второе и т.д.
35. «Четыре стихии».
Играющие сидят в кружок. Ведущий объясняет правила игры: Если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, если слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибся во второй раз, выбывает из игры.
Понятия «до», «после», «потом», «сейчас».
Ребенку предъявляют какой-либо простой предмет, например камушек, кусочек дерева, карандаш и т.д. Затем просят описать его свойства, рассказать, как он попал сюда, что с ним было раньше, что с ним будет потом.
«Назови слова».
Назовите как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
назови слова, обозначающие зверей.
назови слова, обозначающие домашних животных.
назови слова, обозначающие наземный транспорт.
назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
назови слова, обозначающие водный транспорт.
назови слова, обозначающие овощи.
назови слова, обозначающие фрукты.
«Не пропусти растение».
Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны вставать и тут же садиться.
Примеры слов:
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, музей, гвоздика, театр, игра, ива, иволга, воробей, каштан, пальма, кино, кенгуру, киви, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза.
Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один.
«Закончи предложение».
Дети сидят в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее. Ребенок, не сумевший дважды закончить предложение, выбывает из круга и продолжает наблюдать за игрой.
Варианты предложений:
- Лимоны кислые, а сахар…
- Собака лает, а кошка…
- Ночью темно, а днем…
- Трава зеленая, небо…
- Зимой холодно, а летом …
- Ты ешь ртом, а слушаешь…
- Утром ты завтракаешь, а днем…
- Птица летает, а змея…
- Лодка плавает, а машина…
- Ты смотришь глазами, а дышишь…
- У человека две ноги, а у собаки…
- Птицы живут в гнездах, а человек…
- Ты читаешь глазами, а рисуешь…
- В России говорят по-русски, а в Англии…
- Из шерсти вяжут, а из ткани…
- Балерина танцует, а пианист…
«Страна геометрия».
Для игры потребуется набор геометрических фигур, в который входят квадраты, треугольники, прямоугольники, круги разных цветов и размеров.
Собери все круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Отложи в сторону все большие круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Отложи в другую сторону все маленькие круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Выбери среди больших кругов (квадратов, прямоугольников, треугольников) все синие
Выбери среди маленьких кругов (квадратов, прямоугольников, треугольников) все красные
Собери все синие (желтые, красные) квадраты…
«Найди и раскрась».
Найдите из предложенных фигур похожие и раскрасьте их.
«Много-один».
Дети сидят в кружок. Ведущий бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, - в единственном.
Варианты слов:
- Коты, грачи, леса, ряды, холмы, мосты, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, блины, листы, кусты, носы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.
«Графический диктант».
Две клетки вверх,
Две влево,
Две вверх,
Шесть вправо,
Две вниз,
Две влево,
Две вниз,
Две влево
«Нарисуй из геометрических фигур».
Нарисуй цветок из треугольников, дом из кругов, кошку из трапеций…
«Отгадай по описанию».
Ведущий загадывает какой-либо предмет или игрушку (обязательно находящийся в пределах видимости игроков). Затем он начинает описывать внешний вид, способы применения и т.д. Побеждает тот, кто первым отгадает задуманный предмет. Он и становится ведущим.
46. «Пантомима».
Изобразите жестами, мимикой, звуками, какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
47. «Волшебный театр».
Ведущий называет любой предмет и выбирает кого-нибудь из играющих, который должен «превратить» предмет в совершенно другой. «Превращение» происходит с помощью мимики и имитации действий с предметом, без слов. Остальные игроки должны отгадать, что за предмет получился в результате «превращения». Затем этот предмет «берет» следующий игрок и начинает «превращать» его во что-то другое.
48. «Назови, что изображено».
Последовательно назовите, какой предмет изображен в каждом из 9 квадратов.
49. «Коллективный рисунок».
Каждый из игроков придумывает какой-нибудь образ, но вслух его не называет. Затем один рисует на бумаге часть своего образа, а второй добавляет к нему какую-нибудь деталь – так, чтобы получился задуманный им образ. Затем рисунок поочередно продолжают все остальные участники игры.




35

Список литературы
1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
2.Выготский Л. С. Детская психология. М., Педагогика, 1984 – 432 с.
3.Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с.
4.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
5.Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003. - 38 с.
6.Забрамная С.Д. , Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. - М.: Новая школа, 2000.- 160 с.
7.Заикин М.С., Синицына Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. –М.: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.- 256 с.
8.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – С. 36 – 275
9.Ильина М.Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет. СПб.: - Дельта, 2001.- 160 с.
10.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.
11.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.:, Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
12.Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
13.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.: Владос, 1996. – 529 с.
14.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
15.Синицына Е., Ковалева Е. Готовим ребенка к школе. – М.: Лист, 2000.-329с.
16.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
17.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М.: Айрис-Пресс, 2000.-144с.
18.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Я.:, Академия развития, 1997.- 236 с.
19.Микляева А. В. Работа педагога-психолога в детском саду. СПб., 2003
20.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Я.: Академия развития, 1997
21.Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М.: Рольф, 1999.- 208 с.
22.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста

Учебно-методическое пособие

Полтава - 2009

УДК 159.922-053.4

ББК 74.3

N 86

Рекомендовано к печати решением ученого совета Полтавского государственного педагогического университета имени В. Г. Короленко (Протокол№. 9 из 27. 03. 2008).

Рецензенты:

C. F. Крутий доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе КЗ "Запорожский областной институт последипломного педагогического образования" Запорожского областного совета.

Л. И. Сичкарь директор ДНЗ / ясли-сада / "Малятко" №. 59, Центра ранней социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, Полтава.

N 86

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Под научной редакцией Л. А. Федорович. Составители О.-Го гнета, И. В. Макаренко, Л. А. Ф. - Кременчуг: Христианская Заря, 2008. - 217с.

ISBN 966-8031-62-5

Научно-методическое пособие освещает теоретические и практические вопросы организации психолого-педагогической диагностики, специальных раннего развития детей дошкольного возраста с целью обеспечения условий личностно-ориентированного обучения и воспитания, полноценного личностного развития, а также выявление детей с проблемами специальных и речевого развития в условиях ДДУ, ПМПК и семьи.

пособие предназначено в помощь педагогов, психологов, медицинских и социальных специалистов, участие в решении жизненно важных вопросов обучения и воспитания детей раннего возраста, а также родителей.

ISBN 966-8031-62-5

© Дизайн обложки, макет

издательство "Христианская Заря", 2008

Содержание

Введение

глава I Научно-методические основы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическая диагностика развития детей - составляющая педагогического процесса

1.2 Особенности течения развития ребенка до рождения

1.3 Особенности детей с нарушениями специальные разработки

глава II Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей первого года жизни

2.1 Общая характеристика специальных развития ребенка первого года жизни

Узнать стоимость работы