Вам нужен реферат?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социологические проблемы образования

  • 25 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 13.04.2010
700 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1.Социология образования: понятие, место и роль в системе социально-гуманитарного знания
2.Социологические проблемы образования: опыт РФ и США
3.Проблема доступности образования и равенства образовательных возможностей
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Особое значение при анализе политики обеспечения равенства образовательных возможностей в странах ОЭСР придается институциональным барьерам, которые возникают при переходе между различными уровнями образования. Например, в некоторых странах (Швейцария, Голландия, Германия) поступление в вуз возможно лишь при условии окончания общеобразовательного учреждения определенного типа (гимназия или лицей).
В соответствии с логикой концепции «образования в течение всей жизни» особое внимание в странах ОЭСР обращается на дошкольное образование, во многом закладывающее основы для дальнейшего неравенства на уровне среднего и высшего образования, а также на образование взрослых, которое, по идее должно быть направлено на преодоление последствий неравенства базового образования, должно давать взрослым людям возможности наверстать упущенные по разным причинам знания и навыки, повысить свой социально-экономический уровень, а на практике пока является ретранслятором и усилителем образовательного неравенства. Ситуация в большинстве стран усугубляется тем, что именно дошкольное образование и образование для взрослых в меньшей степени является объектом образовательного законодательства.
В странах ОЭСР дошкольному периоду в жизни ребенка уделяется гораздо большее внимание, обучение детей младшего возраста рассматривается как первый уровень образования, поскольку, по мнению экспертов ОЭСР, он во многом определяет успехи и неудачи человека на всех дальнейших уровнях образования, его способность к адаптации и эффективной социализации. Примером может служить Франция, где детские сады неслучайно называются материнскими школами и преподают в них учителя с тем же уровнем квалификации, что и в колледжах. Во Франции и в некоторых других странах дошкольное образование является обязательным и бесплатным. Однако даже в этих странах в сфере дошкольного образования имеется много проблем, закладывающих основы для дальнейшего неравенства (широкий сектор платного дошкольного образования, высокая зависимость качества развивающих и обучающих программ от его платности/бесплатности, необходимость дополнительных усилий по интеграции и адаптации детей иммигрантов, в частности формирования у них необходимых лингвистических навыков). В большинстве стран ОЭСР сегодня наблюдается тенденция формирования системы дошкольного образования «на двух скоростях», в которой дети из социально благополучных и обеспеченных семей получают высококачественное базовое образование, способствующее их дальнейших успехам в школах и вузах, а дети из мало обеспеченных семей получают посредственное образование и изначально оказываются в роли аутсайдеров. Поэтому вопросы качества и финансирования дошкольного образования, обеспечивающее базовое равенство возможностей неизбежно встают при разработке образовательной политики в странах ОЭСР.
В России традиционно дошкольному образованию уделяется мало внимания, более привычным понятием является понятие «дошкольного воспитания», образование в полном смысле слова начинается все-таки со школы.
Степень доступности образовательных услуг разным слоям населения РФ и отличие потребительских стандартов социальных слоев при пользовании элементарными образовательными услугами выглядит примерно следующим образом:
бизнесмены с высоким уровнем доходов;
мелкие и средние предприниматели;
специалисты, занятые интеллектуальным трудом;
работники физического труда в промышленности;
занятые трудом в сельском хозяйстве;
работники сферы услуг;
занятые на временной, случайной работе.
Как показал опрос органов управления образования по проблемам доступности и эффективности образовательных услуг, проведенный в 9 федеральных округах России сотрудниками лаборатории апробации и внедрения инновационных образовательных технологий, в стране уже существуют ограничения доступа к качественному дошкольному и школьному воспитанию и образованию. Так, дети бизнесменов с высоким уровнем доходов, мелких и средних предпринимателей, специалистов, занятых интеллектуальным трудом – основной контингент центров развития ребенка. В этом виде дошкольных образовательных учреждений 100 % детей охвачены медицинской и педагогической диагностикой, и свыше 60 % детей и родителей получают квалифицированную психологическую помощь. Дети бизнесменов составляют также основной контингент негосударственных образовательных учреждений.
У мелких и средних предпринимателей наиболее востребованы услуги нянь и репетиторов. Репетиторство распространено также в семьях специалистов, занятых интеллектуальным трудом и семьях работников сферы услуг. Домработницы есть только в семьях крупных бизнесменов и работников сферы услуг. В целом опрос показал высокую востребованность нянь, а также репетиторов, к услугам которых прибегаю родители на этапе подготовки ребенка к школе и в период школьного обучения. В этой связи очевидным становится разрыв в требованиях к степени подготовленности ребенка, предъявляемый на разных ступенях образовательной лестницы. Образовательный потенциал дошкольных и школьных учреждений остается нереализованным, что приводит к занятию соответствующей ниши репетиторами.
Полинациональный принцип комплектования групп и классов привычен в нашей стране, где традиционно не акцентрировалась расовая и национальная принадлежность детей. Однако такое комплектование затрудняет воспитательную работу по формированию национального самосознания, а также мировоззрения представителей разных религиозных конфессий.
Многие родители и педагоги озабочены влиянием дошкольного и школьного обучения на состояние здоровья детей, их психофизическое и психоэмоциональное развитие. Востребованность специалистов, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в ситуациях, критичных для состояния физического и психического здоровья, велика. Недостаточность медицинской поддержки развития ребенка проявляется в недостатке в образовательных учреждениях штатных педиатров, врачей лечебной физкультуры и детских психиатров. Недостаточно укомплектованы штаты образовательных учреждений валеологами и социальными педагогами.
Что касается образования взрослых, то на сегодняшний день в странах ОЭСР около двух третей взрослого населения не включены в систему образования. Причем уровень образовательной активности, мотивации и образовательных возможностей взрослого человека напрямую зависит от уровня его основного образования. Таким образом, современное образование взрослых в большинстве случаев лишь усиливает образовательное неравенство и ставит перед государством двойную задачу: во-первых, необходимы меры по снижению неравенства при получении основного образования, по уменьшению количества выпускников школ и вузов, объективно не имеющих достаточных знаний и навыков, а также мотивации для их дальнейшего совершенствования, а во-вторых, необходимы меры по стимулированию образования в зрелом возрасте, создания благоприятной среды и инфраструктуры для образования взрослых (в том числе условий, позволяющих сочетать профессиональную деятельность и образование).
Список литературы
Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. И. В. Киселева. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Алферов Ю. С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования // Педагогика. – 1999. – № 6.
Баранов А. А. «Подводные рифы» социального неравенства: чем они грозят нашей школе // Директор школы. – 2003. –  № 10.
Батыгин Г. С., Подвойский Д. Г. История социологии. Учебник. – М.: Высшее образование и наука, 2007.
Гохберг Л. М. Российская статистика образования: актуальные проблемы и направления модернизации // Вопросы статистики. – 2002. – № 2.
Гудков Л., Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения. – 2004. – № 3.
Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. – М.: Инфра-М, 2003.
Добренькова Е. В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования. – 2007. – № 6.
Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учебник для ВУЗов. –М.: Юрайт-М, 2006.
Дымарская О. Я. Элитное образование в России: история, современное состояние, перспективы // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ. – М.: ЦСП, 2003.
Жеребин В. М., Римашевская Н. М. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт. 2007.
Заборовская А. С. Вопрос о проблеме равенства в образовании // Социс. – 2009. – № 5.
Мешкова Т. А. Вмешательство государства в область образования в странах с переходной экономикой // Социс. – 2008. – № 8.
Мешкова Т. А. Проблема доступности образования. // Социс. – 2009. – № 11.
Нечаев В. Я. Новые подходы к социологии образования // Социология образования перед новыми проблемами / Под ред. Тощенко Ж. Т., Курхмалев А. Е., Поздняков Н. К. – М. – Омск, 2003.
Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности / Константиновский Д. Л., Сорокина Н. Д., Шаронова С. А. и др. // Социс. – 2003. – № 5.
Печенкин В. В., Зайцев Д. В. Проблемы образования в России // Социс. – 2008. – № 3.
Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Омега, 2006.
Шаронова С. А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (Сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социс. – 2008. – № 1.
Шереги Ф. Э., Харчева В. Г. Социальные проблемы вузовской науки // Социс. – 2007. – № 6.

Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. И. В. Киселева. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – с. 181.
Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 118.
Батыгин Г. С., Подвойский Д. Г. История социологии. Учебник. – М.: Высшее образование и наука, 2007. – с. 232.
Нечаев В. Я. Новые подходы к социологии образования // Социология образования перед новыми проблемами / Под ред. Тощенко Ж. Т., Курхмалев А. Е., Поздняков Н. К. – М. – Омск, 2003. – с .92.
Алферов Ю. С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования // Педагогика. – 1999. – № 6. – с. 92- 93.
Жеребин В. М., Римашевская Н. М. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт. 2007. – с. 155.
Дымарская О. Я. Элитное образование в России: история, современное состояние, перспективы // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ. – М.: ЦСП, 2003. – с. 209-211.
Гохберг Л. М. Российская статистика образования: актуальные проблемы и направления модернизации // Вопросы статистики. – 2002. – № 2. – с. 88.
Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учебник для ВУЗов. –М.: Юрайт-М, 2006. – с. 214.
Мешкова Т. А. Вмешательство государства в область образования в странах с переходной экономикой // Социс. – 2008. – № 8. – с. 55.
Шереги Ф. Э., Харчева В. Г. Социальные проблемы вузовской науки // Социс. – 2007. – № 6. – с. 102.
Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Омега, 2006. – с. 17.
Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности / Константиновский Д. Л., Сорокина Н. Д., Шаронова С. А. и др. // Социс. – 2003. – № 5. – с. 98-100.
Шаронова С. А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (Сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социс. – 2008. – № 1. – с. 103-104.
Заборовская А. С. Вопрос о проблеме равенства в образовании // Социс. – 2009. – № 5. – с. 114.
Мешкова Т. А. Проблема доступности образования. // Социс. – 2009. – № 11. – с. 19.
Гудков Л., Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения. – 2004. – № 3. – с. 95.
Печенкин В. В., Зайцев Д. В. Проблемы образования в России // Социс. – 2008. – № 3. – с. 134.
Баранов А. А. «Подводные рифы» социального неравенства: чем они грозят нашей школе // Директор школы. – 2003. –  № 10. – с. 105.
Добренькова Е. В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – с. 102-105.












2

1.Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. И. В. Киселева. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
2.Алферов Ю. С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования // Педагогика. – 1999. – № 6.
3.Баранов А. А. «Подводные рифы» социального неравенства: чем они грозят нашей школе // Директор школы. – 2003. – № 10.
4.Батыгин Г. С., Подвойский Д. Г. История социологии. Учебник. – М.: Высшее образование и наука, 2007.
5.Гохберг Л. М. Российская статистика образования: актуальные проблемы и направления модернизации // Вопросы статистики. – 2002. – № 2.
6.Гудков Л., Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения. – 2004. – № 3.
7.Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. – М.: Инфра-М, 2003.
8.Добренькова Е. В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования. – 2007. – № 6.
9.Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учебник для ВУЗов. –М.: Юрайт-М, 2006.
10.Дымарская О. Я. Элитное образование в России: история, современное состояние, перспективы // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ. – М.: ЦСП, 2003.
11.Жеребин В. М., Римашевская Н. М. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт. 2007.
12.Заборовская А. С. Вопрос о проблеме равенства в образовании // Социс. – 2009. – № 5.
13.Мешкова Т. А. Вмешательство государства в область образования в странах с переходной экономикой // Социс. – 2008. – № 8.
14.Мешкова Т. А. Проблема доступности образования. // Социс. – 2009. – № 11.
15.Нечаев В. Я. Новые подходы к социологии образования // Социология образования перед новыми проблемами / Под ред. Тощенко Ж. Т., Курхмалев А. Е., Поздняков Н. К. – М. – Омск, 2003.
16.Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности / Константиновский Д. Л., Сорокина Н. Д., Шаронова С. А. и др. // Социс. – 2003. – № 5.
17.Печенкин В. В., Зайцев Д. В. Проблемы образования в России // Социс. – 2008. – № 3.
18.Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Омега, 2006.
19.Шаронова С. А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (Сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социс. – 2008. – № 1.
20.Шереги Ф. Э., Харчева В. Г. Социальные проблемы вузовской науки // Социс. – 2007. – № 6.

Социологические проблемы образования

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ориентации ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и др.).

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером исследовавшими социальные функции образования, связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без выполнения системы образования. Образование стало одним из наиболее важных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не определяющее влияние на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, по сравнению с народным хозяйством. ХХ века, в первую очередь, называют веком просвещения. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого человека. По большой счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученных образования.

видно одна интереснейшая закономерность: чем более развита страна, тем больше критики в адрес системы образования. В настоящее время, о необходимости реформирования образования идет во всех передовых странах. Проблемы образования становятся приоритетными в программах многих политических лидеров. Например, J. Kennedy, D. w. Буш вошли в американскую историю как президенты, много сделали для национальной системы образования. Он напоминает и о том, что первым Указом, подписанным, Vb. Г-ном Ельциным, назывался "Об образовании".

Образование как система - это социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование-это система проектирования будущего. В связи с этим, возникает вопрос: что же в будущем? Ответ может иметь два крайних вариантов:

Узнать стоимость работы