Наука и религия;взаимоотношения, противоборство, преспективы. По материалам статьи журнала "Вопросы философии"

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 1414 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 31.12.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ НАУКИ
2. СТРЕМЛЕНИЕ РЕЛИГИИ МОДЕРНИЗИРОВАТЬСЯ
3. ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫЙ КРИЗИС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Священник Илья Шугаев отмечает, что в советское время, в эпоху гонений существовала такая практика – пришел и крестился. И действительно, если человек решил принять крещение в то время, когда православная идеология находилась в прямой конфронтации с государственной властью, то тем самым этот человек совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин крещения. До времен гонения такой практики не существовало. Но то, что было допустимо во времена советской власти, стало, по нашему мнению, одним из препятствий для распространения истинного христианства в нашей стране. Практика крещения каждого пришедшего, не понимающего сути христианства было несколько опрометчивым шагом. Эти, формально крещеные, но не совсем верующие в Бога люди в большой степени дискредитировали церковь в глазах людей, которые после предварительной подготовки действительно могли бы принять православную веру и жить в согласии с ее принципами. И церковь, пусть и с опозданием, начала предварительную подготовку к таинству крещения.
Но православная церковь не только дала возможность человеку в нашей стране получить необходимые для жизни духовные ценности. Можно предположить, что именно церковь способствовала ухудшению ситуации с наукой. Российская наука и образование находятся в кризисе. И причиной этого кризиса является не только нестабильность экономики, мировой курс доллара или цены на нефть. Причиной этому и кризис духовный. Религия и церковь, несмотря на нечастые перемирия, все-таки находятся в противостоянии. И взлеты одной сопровождаются падением другой. Когда растет внимание к различным ненаучным видам знания: мифам, вере, интуиции, то теряет это внимание сама наука, причем не только в виде «человеко-часов», но и виде подрыва критерия «научности» знания. Религия не одна только может объяснять мир, наука тоже на это способна. Причем многовековая практика показала, что практическая применимость научного знания намного выше, чем таковая существует у религиозных представлений. Путь науки надежнее, и на этот путь должно встать государство, которое хочет быть сильным, самостоятельным и независимым. А вопросы веры власть обязана оставить вопросом, сугубо личным для каждого отдельного человека. Все мировоззренческие ценности и концепции наш народ обретет сам, в ходе исторического процесса. Мы согласны с Марком Евсеевичем Добрускиным, который утверждает, что государство должно прекратить такие действия как:
– придание главным православным праздникам статуса государственных и проведение религиозных торжеств на государственном уровне;
– допущение религиозных церемоний в государственных и общественных организациях, как и в церковных;
– щедрые государственные ассигнования на церковное строительство, хотя законом предусмотрено государственное финансирование исключительно объектов исторического значения;
– освобождение церкви от налогового обложения ее коммерческой деятельности и разные другие льготы;
– выход церкви на светские каналы информации: радио и телевидения, печати;


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поведем итог. Религия как форма общественного сознания появилось первой, но и наука с момента своего появления прочно заняла свое место в качестве носителя духовных ценностей. Взаимоотношения между религией и наукой носили характер противостояния, тем не менее, в последнее время наметились и даже в некоторой степени проявились тенденции по сближению этих двух форм общественного сознания. Но опыт подсказывает, что именно наука, а не религия, должна стать основой этого тандема.
Мы считаем, что религия может быть хранителем и носителем духовных ценностей людей. Но определять свои мировоззренческие позиции должен только сам человек. Выберет ли он категорическое отрицание существование бога, агностицизм или какое-то религиозное направление – должно быть сугубо его личным выбором. Если у человека есть причины верить в ценности, в которые ему предлагает верить религия, то он имеет право в них верить. Но нельзя навязывать религиозное мировоззрение путем лишения каких-либо прав на основе принадлежности к той или иной конфессии. Только наука и ее принципы должны стать основой будущего общества. Религия в будущем тоже будет пытаться не сдавать свои позиции. Но у науки больше ресурсов, проверенных знаний, навыков, опыта и сил для движения к главному для людей – к рациональной, научной истине о смысле жизни, бытия, о ходе истории, о настоящем и будущем, о бессмертии и вечном, о практических путях решения актуальных и болевых проблем человека и народов в мире. И мы рискнем предположить, что религия, как феномен культуры, может и исчезнуть со временем, но научное знание уже обрело такую твердую опору, что вряд ли еще какой-то новой форме общественного сознания, могущей появиться в будущем, удастся сместить науку с позиции главного источника формирования мировоззрения человека.
Список литературы
1. Вайнберг С. // Мечты об окончательной теории – М.: Едиториал УРСС, 2004, – 256с.;
2. Добрускин М.Е. // Русская православная церковь на современном этапе // Философия и общество, 2006, №3, с. 60-77
3. Семенов В.С. // Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии, 2006, №6, с. 73-88;
4. Священник Илья Шуваев. // Если Вы решили принять Крещение. – М.: 2006, – 80 с.

Семенов В.С. // Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии, 2006, №6, с. 77-79
Вайнберг С. Мечты об окончательной теории – М.: Едиториал УРСС, 2004, – 256с., с. 192

Семенов В.С. // Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии, 2006, №6, с. 81
Вайнберг С. Мечты об окончательной теории – М.: Едиториал УРСС, 2004, – 256с., с. 191
Семенов В.С. // Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии, 2006, №6, с. 82
Добрускин М.Е. // Русская православная церковь на современном этапе // Философия и общество, 2006, №3, с. 64
Семенов В.С. // Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии, 2006, №6, с. 84
Священник Илья Шуваев // Если Вы решили принять Крещение. – М.: 2006, – 80 с., с.3
Добрускин М.Е. // Русская православная церковь на современном этапе // Философия и общество, 2006, №3, с. 65












4

. Вайнберг С. // Мечты об окончательной теории – М.: Едиториал УРСС, 2004, – 256с.;
2. Добрускин М.Е. // Русская православная церковь на современном этапе // Философия и общество, 2006, №3, с. 60-77
3. Семенов В.С. // Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии, 2006, №6, с. 73-88;
4. Священник Илья Шуваев. // Если Вы решили принять Крещение. – М.: 2006, – 80 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет наука в современном обществе?

Наука играет важную роль в современном обществе. Она является основой технологического и интеллектуального развития. Научные открытия и достижения позволяют нам лучше понять мир, решать сложные проблемы и улучшать качество жизни людей.

Каковы перспективы развития взаимоотношений между наукой и религией?

Перспективы развития взаимоотношений между наукой и религией могут быть разными. Некоторые видят возможность сотрудничества и диалога между ними, в то время как другие считают, что они противоречат друг другу. Однако современные исследования показывают, что многие люди могут объединять науку и религию в своем мировоззрении и видеть их взаимодополняющими.

Каким образом религия стремится модернизироваться в современном мире?

Религия стремится модернизироваться в современном мире разными способами. Одним из них является использование современных технологий и коммуникационных средств для распространения своих идей и ценностей. Религиозные организации также могут вносить изменения в свою доктрину и практики, чтобы быть более соответствующими современным общественным требованиям и ожиданиям.

В чем состоит духовно-ценностный кризис в современной России?

Духовно-ценностный кризис в современной России проявляется в различных аспектах. Он связан с потерей традиционных ценностей, ростом материализма, отдалением от религиозных и духовных источников. Это также может проявляться в низком уровне морали, этических стандартов, апатии к общественной и политической жизни.

Какая была практика крещения в советское время?

В советское время существовала практика прихода и крещения, особенно в период гонений на религиозные верования. Многие люди, жившие в то время, приняли крещение в период, когда православная идеология находилась в конфронтации с государством. Это был акт веры и сопротивления репрессиям.

Как менялась роль науки со временем?

С ростом научных знаний и развитием технологий, роль науки в обществе стала все более значимой. Современная наука играет важную роль в познании мира, развитии технологий, расширении культурного и образовательного поля. Она стала основой для многих инноваций и открытий, которые привели к прогрессу во многих сферах жизни.

Как религия стремится модернизироваться?

В современном мире религии сталкиваются с вызовами и потребностью модернизации. Они стараются адаптироваться к новым социальным и культурным реалиям. Многие религиозные общины используют современные технологии для распространения своих учений, создания сообществ и организации мероприятий. Некоторые религии также пересматривают свои традиции и правила в соответствии с современными ценностями и нормами общества.

Каковы причины духовно-ценностного кризиса в современной России?

Духовно-ценностный кризис в современной России может быть вызван рядом факторов. Одной из причин является период идеологической неопределенности и потеря смысла после развала Советского Союза. Также важную роль играет распространение западной культуры, которая часто противоречит традиционным ценностям российского общества. Влияние технологий и интернета также может способствовать ослаблению духовности и ценностей.

Какая была практика приема крещения в советское время?

В советское время, при прямой конфронтации православной идеологии с государством, существовала практика "пришел и крестился". Это означало, что человек, решивший принять крещение в то время, делал это на скрытую от государства и публичность форму, чтобы избежать преследования со стороны властей. Это был один из способов сохранить веру и соблюсти религиозные обряды в условиях атеизма.

Какие литературные источники использовались при написании статьи?

Для написания статьи были использованы материалы из журнала "Вопросы философии". Конкретные источники и ссылки на них не указаны в тексте статьи.

Какова роль науки в современном обществе?

Наука играет все более важную роль в современном обществе. Она основана на методе научного исследования, который позволяет получать объективные знания о мире. Наука развивается и расширяет свои границы, внося важный вклад в различные сферы жизни, такие как медицина, технологии, экология и т.д. Благодаря научным открытиям мы можем лучше понимать окружающий мир и на основе этого делать осознанные решения.