СМИ Германии в период III Рейха

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Страноведение
  • 2929 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 31.12.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение.
I ГЛАВА.
Министерство пропаганды И.Геббельса и его влияние на СМИ.
II ГЛАВА
2.1 Радиовещание в третьем Рейхе.
2.2 Пресса третьего Рейха.
2.3 Кинематография в третьем Рейхе.
Заключение.
Список литературы.

Фрагмент для ознакомления

Геббельс всегда рассматривал радио (телевидения в то время еще не было) как главное орудие пропаганды в современном обществе. Через отдел радио своего министерства и через палату радиовещания он установил полный контроль за радиопередачами, приспосабливая их содержание для достижения собственных целей. Его задача облегчалась тем, что в Германии, как и в других странах Европы, радиовещание являлось монополией государства. В 1933 году нацистское правительство автоматически стало владельцем Радиовещательной корпорации рейха. Кино оставалось в руках частных компаний, но министерство пропаганды и палата кино контролировали все стороны кинопроизводства. Их задачей являлось, как это было официально объявлено "вывести киноиндустрию из сферы либерально-экономических идей и тем самым позволить ей осуществлять задачи, возложенные на нее национал-социалистским государством". В обоих случаях был достигнут одинаковый результат - немецкому народу предлагались радиопрограммы и кинофильмы такие же бессодержательные и навевающие скуку, как и ежедневные газеты и периодические издания. Даже та публика, которая безропотно воспринимала все, что ей внушалось как полезное и необходимое и та воспротивилась. В большинстве своем люди предпочитали нацистским фильмам те немногие иностранные ленты (в основном второсортные голливудские), показ которых на немецких экранах разрешил Геббельс. Одно время, в середине 30-х годов, освистывание немецких фильмов стало столь обычным явлением, что министр внутренних дел Вильгельм Фрик издал строгое предупреждение против "изменнического поведения со стороны кинозрителей". Подобным же образом критиковались и радиопрограммы, причем критика была настолько резкой, что президент палаты радиовещания некий Хорст Дресслер-Андресс заявил: подобные придирки представляют собой "оскорбление германской культуры" и далее терпеть их нельзя. В те дни немецкий радиослушатель мог настроиться на десяток зарубежных радиостанций, не рискуя, как это было в период войны, своей головой. И многие, наверное, так и поступали, хотя у автора этих строк сложилось впечатление, что д-р Геббельс оказался прав и с годами радио, безусловно, стало самым эффективным средством пропаганды, содействуя более, чем любое другое средство связи, формированию взглядов немецкого народа в гитлеровском духе. «Мне на собственном опыте довелось убедиться, насколько легко овладевают умами лживая пресса и радио в тоталитарном государстве. Хотя в отличие от большинства немцев я имел постоянный доступ к иностранным газетам, особенно к лондонским, парижским и цюрихским, которые поступали на следующий день после выхода, и хотя я регулярно слушал Би-би-си и другие радиостанции, моя работа требовала ежедневной многочасовой сверки сообщений немецкой прессы и радио с сообщениями прессы и радио других стран, а также встреч с нацистскими лидерами и посещений партийных митингов. Удивляло, а подчас ужасало, что, несмотря на возможность получать информацию о происходящих событиях из иностранных источников и вполне обоснованное недоверие к информации, поступавшей из нацистских источников, постоянное в течение ряда лет навязывание фальсификаций и искажений все же оказывало на меня определенное воздействие и нередко вводило в заблуждение. Тот, кто не жил годами в тоталитарном государстве, просто не в состоянии представить, насколько трудно избежать страшных последствий продуманной и систематической пропаганды господствующего режима. Часто в доме знакомого немца, в конторе или во время случайного разговора с незнакомым человеком в ресторане, в пивной или в кафе я слышал довольно странные утверждения от, казалось бы, интеллигентных людей. Было очевидно, что они, как попугаи, повторяют разные нелепости, услышанные по радио или вычитанные из газет. Иногда я торопился высказать им это, но в таких случаях наталкивался на такой недоверчивый взгляд или на такую реакцию, будто допустил в их присутствии страшное богохульство. И тогда я отдавал себе отчет, насколько тщетны попытки установить контакт с человеком с деформированным сознанием, для которого реальностью было лишь то, что внушили ему Гитлер и Геббельс - эти циничные фальсификаторы правды».





2.3 Кинематография в третьем Рейхе.

После прихода нацистов к власти немецкая кинематография, получившая до того мировое признание благодаря самобытности и таланту немецких актеров и режиссеров, стала составной частью программы гляйхшалтунг - подчинения всех сфер жизни Германии нацистской идеологии. "Я хочу использовать кино как инструмент пропаганды", - говорил Геббельс, которому Гитлер поручил контроль за кинематографией на всех стадиях - от производства до проката. Первым шагом властей было очищение производственного и творческого кинопроцесса от "расово чуждых элементов" - лиц еврейской национальности. Это стало причиной того, что многие кинодеятели Германии были вынуждены покинуть страну. В их числе оказались режиссеры Фриц Ланг, Вильгельм Дитерле, Эрнст Лубитш, композиторы, создававшие музыку к кинофильмам, Курт Вейль, Фридрих Холландер, Ханс Эйслер, Миша Шполянски, актеры Фриц Кортнер, Конрад Вейдт, Элизабет Бергнер, Марлен Дитрих, Мади Христианс и многие другие. Актрисе Бригитте Хельм было предъявлено обвинение в "расовом загрязнении нации" на том лишь основании, что она была замужем за евреем. Популярный актер Лео Реус бежал в Вену, где, изменив свою еврейскую внешность, специализировался на "арийских" ролях. Прекрасная немецкая актриса Рената Мюллер покончила с собой, не выдержав домогательств министра пропаганды Геббельса. Вся Германия была возмущена случаем, происшедшим в 1940 с самым популярным киноактером страны Иоахимом Готтшалком. Будучи женатым на еврейке, актер отказался подчиниться требованиям властей развестись с женой и оставить ребенка. Обвинив жену актера в расовой неполноценности, гестапо дало супругам одни сутки, чтобы покинуть страну. Отказавшись эмигрировать, супруги покончили с собой. После случившегося немецкие киностудии были близки к бунту.      Некоторые деятели кинематографии все же пошли на сотрудничество с нацистским режимом. В Германии остались работать актеры Эмиль Яннингс, Генрих Георг, Вернер Краус, Густав Грюндгенс, актрисы Лил Даговер, Пола Негри, Анни Ондра.
     Творческий уровень создававшихся фильмов резко снизился уже в первый период нацистского правления. В основном ставились фильмы пропагандистского назначения: "Пламенный боец СА" (1933, Баварская киностудия), воспевавший подвиги штурмовиков, с участием второстепенных актеров и режиссера; "Hitlerjunge Quex", повествующий о судьбе погибшего от рук коммунистов убежденного нациста Герберта Норкуса, родители которого были коммунистами; "Ханс Вестмар" (1933) - кинематографическая биография Хорста Весселя, нацистского "мученика", и т. п. Нацистские власти устраивали в Берлине и других городах Германии массовые просмотры этих фильмов. Однако, кроме организованных колонн штурмовиков, марширующих в кинотеатры, остальная публика подобные фильмы игнорировала.      Нацистский контроль над кинематографией достиг своего апогея в 1934-35. 25 апреля 1935 в Берлине открылся Международный кинофестиваль, на который съехались свыше 2 тыс. делегатов из 40 стран мира. На этом фестивале прошла официальная премьера фильма "Триумф воли" (реж. Лени Рифеншталь), снятого во время партийного съезда в Нюрнберге в сентябре 1934. К 1937 немецкая киноиндустрия была фактически национализирована. В 1938 вышел еще один значительный документальный фильм - "Олимпия" (реж. Л. Рифеншталь), хроника Олимпийских игр 1936. В 1939 началась серия антисемитских фильмов: "Ротшильд в Ватерлоо" (1940), "Еврей Зюсс" (1940) и др.      В первые годы 2-й мировой войны нацистские фильмы восхваляли триумфальные подвиги солдата вермахта, в окарикатуренном виде представляя противника, как слабого, подлого и трусливого. Немецкая кинохроника ежедневно преподносила публике сообщения об одержанных победах на фронтах. С 1943 тональность фильмов начала меняться - требовалось поддержать боевой дух армии и нации. После того как в конце войны Берлинская киностудия была разрушена бомбардировками союзников, кинопроизводство переместилось на студии Амстердама, Будапешта и Рима.      За всю историю третьего Рейха (1933-45) в Германии было выпущено 1363 полнометражных фильма. Все эти фильмы, равно как и короткометражки, выпуски новостей и документальные фильмы, перед широкой демонстрацией обязательно просматривало министерство пропаганды. Большинство полнометражных фильмов было далеко не только от жизни, но и вообще от творчества. Лишь малая часть из них отбиралась для пропагандистских целей. Аудитория кинотеатров во время войны значительно сократилась.
Заключение

Вслед за захватом власти нацистами в 1933 году Гитлер создал Министерство пропаганды и народного образования во главе с Йозефом Геббельсом. В задачу Министерства входило внедрение в массы нацистских идей через искусство, музыку, театр, кино, книги, радио, учебные пособия и прессу. Расширение Министерства происходило постоянно и постепенно оно начало осуществлять тотальный контроль над всеми средствами массовой информации. Перед прессой, радиовещанием и кинематографом постоянно ставились задачи пропагандистского характера, за выполнением которых осуществлялся постоянный пристальный контроль. Пропагандировались, в основном, расизм, антисемитизм, шовинизм, постоянно восхвалялась политика гитлеровцев.
В течение 1933 года в Германии значительно сократилось число периодических печатных изданий. Многие ненацистские газеты и журналы были запрещены. Немецкие газеты, главным образом «Штурмовик», помещали на своих страницах антисемитские карикатуры на евреев. После нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года, начавшего Вторую мировую войну, нацистский режим использовал пропаганду для внушения немецкому и гражданскому населению идеи, что евреи не только «нечеловеки», но и опасные враги германского Рейха. Нацисты рассчитывали заручиться поддержкой или хотя бы согласием немцев с политикой, направленной на полное выселение евреев с территории Германии.
Особое значение нацисты придавали радио, которое имело наиболее широкую аудиторию. В короткие сроки были заменены кадры немецких радиостанций. Программы радиовещания были перестроены в духе нацистской пропаганды. Существовал перечень «запретных тем», о которых нельзя было писать в прессе и сообщать по радио. Радио активно использовалось и для вещания за границей, чтобы произвести благоприятное впечатление и на слушателей других стран.
В кинотеатрах показывали новости, киножурналы и кинофильмы с нацистской пропагандой. Киноленты играли важную роль в распространении расового антисемитизма – наиглавнейшей задачи немецкой военной власти, так как евреи были определены нацистской идеологией как злейшие враги нации. Фильмы, созданные нацистами, представляли евреев «нечеловеческими» созданиями, проникшими в арийское общество. Например, фильм «Вечный жид», снятый в 1940 году Фрицем Хипплером, рисует евреев как странствующих культурных паразитов, поглощенных сексом и деньгами. Некоторые фильмы, такие как «Триумф воли» (1935) режиссера Лени Рифеншталь, прославляли Гитлера и национал-социалистическое движение. Две другие работы Лени Рифеншталь, «Фестиваль нации» и «Фестиваль красоты», изображали Берлинские Олимпийские игры 1936 года и пробуждали национальную гордость за достижения нацистского режима во время проведения Олимпийских игр.

Список литературы

Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М: Юрид. Лит, 1989 .
Замковой В.И. Германскиц фашизм - одна из главных форм тоталитаризма/ Ин-т междунар. права и экономики. М.:ХГЦ Велес,1994, 39 с..
История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: Юридический колледж МГУ, 1994.
Мельников Д., Черная Л.. Преступник номер 1: нацистский режим и его фюрер, М: Новости, 1991.
Ницше Ф. АНТИХРИСТИАНИН, опыт критики христианства. Москва, Издательство политической литературы, - 1989.
Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм/ Рус. христиан. гуманит. ин-т,.1997, 570 с.
Райх В. Психология масс и фашизм/ Пер. с англ. Ю.М.Донца. СПб.:Унив. кн., 1997. 379 с.
Социальная теория и современность Выпуск 12 Нация, государство, национализм, история, практика. Москва, 1993.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права, - М: Юристъ, 1995.
Энциклопедия третьего Рейха/ М.: Локид, 1996. 587 с.

Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм/ Рус. христиан. гуманит. ин-т,.1997. 570 с.
Социальная теория и современность Выпуск 12 Нация, государство, национализм, история, практика. Москва 1993 год.
Мельников Д., Черная Л.. Преступник номер 1: нацистский режим и его фюрер, - М, Новости, 1991.
Райх В. Психология масс и фашизм/ Пер. с англ. Ю.М.Донца. СПб.:Унив. кн.,1997. 379 с.
Мельников Д., Черная Л.. Преступник номер 1: нацистский режим и его фюрер, М Новости, 1991.
История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: Юридический колледж МГУ, 1994 г.
Там же
Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М: Юрид. Лит, 1989
Д. Мельников, Л. Черная. Преступник номер 1: нацистский режим и его фюрер, М Новости, 1991.
Д. Мельников, Л. Черная. Преступник номер 1: нацистский режим и его фюрер, М Новости, 1991.
Энциклопедия третьего Рейха/ М.:Локид,1996. 587 с.









30

1.Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М: Юрид. Лит, 1989 .
2.Замковой В.И. Германскиц фашизм - одна из главных форм тоталитаризма/ Ин-т междунар. права и экономики. М.:ХГЦ Велес,1994, 39 с..
3.История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: Юридический колледж МГУ, 1994.
4.Мельников Д., Черная Л.. Преступник номер 1: нацистский режим и его фюрер, М: Новости, 1991.
5.Ницше Ф. АНТИХРИСТИАНИН, опыт критики христианства. Москва, Издательство политической литературы, - 1989.
6.Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм/ Рус. христиан. гуманит. ин-т,.1997, 570 с.
7.Райх В. Психология масс и фашизм/ Пер. с англ. Ю.М.Донца. СПб.:Унив. кн., 1997. 379 с.
8.Социальная теория и современность Выпуск 12 Нация, государство, национализм, история, практика. Москва, 1993.
9.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права, - М: Юристъ, 1995.
10.Энциклопедия третьего Рейха/ М.: Локид, 1996. 587 с.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывало министерство пропаганды И. Геббельса на СМИ в Германии в период Третьего Рейха?

Министерство пропаганды И. Геббельса имело полный контроль над СМИ в Германии в период Третьего Рейха. Через отдел радио своего министерства и палату радиовещания он установил контроль за радиопередачами, приспосабливая их содержание под идеологию национал-социализма. Также имелся контроль над прессой и кинематографией.

Какую роль играло радиовещание в Германии в период Третьего Рейха?

Радиовещание в Германии в период Третьего Рейха играло главную роль в пропаганде национал-социалистической идеологии. Именно через радио до людей доходили речи Гитлера и других высокопоставленных чиновников. Министерство пропаганды И. Геббельса установило полный контроль за радиопередачами и их содержанием.

Каково было влияние прессы в Германии во время правления Третьего Рейха?

В Германии во время правления Третьего Рейха пресса была полностью под контролем министерства пропаганды И. Геббельса. Она использовалась для распространения пропаганды и идеологии национал-социализма. Геббельс контролировал содержание и цензуру статей, чтобы они соответствовали официальной линии партии.

Какое место занимала кинематография в Германии в период Третьего Рейха?

Кинематография в Германии в период Третьего Рейха занимала важное место в системе пропаганды. Министерство пропаганды И. Геббельса контролировало производство фильмов и их содержание. Фильмы использовались для пропаганды идеологии национал-социализма и создания положительного образа режима.

Как Геббельс рассматривал радио в Германии в период Третьего Рейха?

Геббельс всегда рассматривал радио как главное орудие пропаганды в современном обществе. Он придавал большое значение радиовещанию и считал его эффективным инструментом для распространения идеологии национал-социализма. Через отдел радио своего министерства и палату радиовещания он установил полный контроль за радиопередачами.

Какие были основные пропагандистские методы и инструменты, использованные Геббельсом в германских СМИ в период III Рейха?

Иосиф Геббельс, руководитель Министерства пропаганды в период III Рейха, использовал различные методы и инструменты для пропаганды своей идеологии. Основные из них включали контроль над радиовещанием, печатными изданиями и кинематографией. Геббельс устанавливал полный контроль над содержанием радиопередач, пропагандируя нацистскую идеологию и демонизируя врагов режима. Он также активно использовал прессу для распространения своих идей и формирования общественного мнения. Кинематография стала еще одним мощным инструментом пропаганды, где фильмы, создаваемые под руководством Геббельса, служили для пропаганды нацистской идеологии и манипуляции массами.

Как Иосиф Геббельс осуществлял контроль над радиовещанием в третьем Рейхе?

Геббельс рассматривал радио как главное средство пропаганды в современном обществе и поэтому уделял ему особое внимание. Он создал отдел радио в своем министерстве и установил через него полный контроль за радиопередачами. Геббельс назначал лояльных нацистов на руководящие позиции в палате радиовещания, которая регулировала все радиовещательные программы. Он контролировал содержание передач, чтобы они соответствовали нацистской идеологии и служили целям пропаганды режима. Тем самым, Геббельс обеспечил широкое распространение своей пропаганды с помощью радиовещания в третьем Рейхе.

Каким образом Геббельс использовал кинематографию в третьем Рейхе для пропаганды?

Геббельс придал большое значение кинематографии как мощному средству пропаганды. Он создал киноотдел в своем министерстве и лично наблюдал за созданием фильмов, которые пропагандировали нацистскую идеологию и идеи режима. Геббельс установил контроль над всей киноиндустрией, сжав ее в руках государства. Фильмы, созданные под его надзором, были пропитаны нацистской пропагандой и служили для манипуляции массами. Геббельс использовал кинематографию для создания идеализированного образа нацистской Германии и пропаганды идеи превосходства арийской расы.