Вам нужно эссе?
Интересует Журналистика?
Оставьте заявку
на Эссе
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Общие положения закона о средствах массовой информации

  • 15 страниц
  • 2 источника
  • Добавлена 22.12.2009
300 руб. 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Эссе на тему: «Основные положения закона о СМИ»
Фрагмент для ознакомления

Зарубежные СМИ (особенно если речь идет о печатных периодических изданиях) должны получить специальное разрешение на распространение своих изданий на территории России. Однако в настоящее время граждане России имеют доступ к любым средствам массовой информации через сеть Интернет.
Деятельность иностранных средств массовой информации и корреспондентов также определяется Законом о СМИ, в котором в Статье 55 указывается важность получения разрешения со стороны Министерства иностранных дел РФ.
Наконец, последний седьмой раздел определяет ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Ответственность за нарушение законодательства несут, в соответствии со Статьей 56, «учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов». Однако закон предусматривает и освобождение указанных сторон от ответственности в случаях, когда они не могли предотвратить публикацию/выход в эфир ложных сведений (Статья 57).
В своих заключительных положениях Закон о СМИ еще раз подчеркивает серьезную ответственность за ущемление свободы массовой информации, не важно с чьей стороны оно произошло - граждан, государственных органов, средства массовой информации и т.д. Ответственность предусматривается и за злоупотребление свободой массовой информации, что влечет за собой «уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Таким образом, Федеральный закон «О средствах массовой информации» регламентирует весь комплекс жизнедеятельности средств массовой информации, а также объектов и субъектов этих взаимоотношений. Анализ Закона показал стремление его разработчиков подчеркнуть демократический характер данного законодательного акта.
Нынешняя редакция Закона о СМИ не содержит все необходимые нормы, которые следовало бы ввести в российское законодательство, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, особенно в области правового регулирования телевидения и радиовещания, а также новых средств распространения массовой информации (прежде всего речь идет о возросшей роли информационно-коммуникационных технологий в СМИ).
Как базовый закон о СМИ, который устанавливает, что «законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего закона, а также соответствующих ему иных нормативных правовых актов», он должен формировать необходимый базис, в рамках которого нужно обозначить основные направления дальнейшего развития законодательства Российской Федерации о СМИ, базирующиеся на общепринятых принципах и нормах международного права в этой области.
В Законе о СМИ не нашли отражения общепризнанные нормы и принципы международного права, которые касаются правового регулирования СМИ, в том числе что касается части правового обеспечения плюрализма в СМИ, прозрачности и предупреждения концентрации СМИ, порядка создания и характера полномочий органов регулирования деятельности СМИ (в особенности осуществляющих теле- и радиовещание), обязанностей СМИ. Это те положения, которые изложены в базовых документах международных организаций, в частности Совета Европы, членом которого является Россия, а также уже давно стали нормой во всех развитых государствах.
В качестве примера можно привести Рекомендации № R (96) 10 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам Совета Европы в отношении гарантий независимости общественного вещания (принятой Комитетом министров 11 сентября 1996 года на 573-й встрече заместителей министров). Они предписывают правительствам государств-участников Совета Европы включить в свое внутреннее законодательство или в другие правовые инструменты управления организациями общественного вещания положения, гарантирующие их независимость. В этой Рекомендации представлены также руководящие принципы в отношении гарантий независимости общественного вещания, в том числе предлагается создать независимые органы надзора над организациями общественного вещания; учредить посредством закона общественные (публично-правовые средства массовой информации и др.). В России этого пока еще не создано.
Как известно, традиционный для Великобритании и распространившийся сейчас практически на весь мир подход, заключающийся в несовместимости принципа свободы слова с государственным вещанием, не находит понимания в России. Более того, руководители государственных вещателей и вещательных организаций с участием государства на больших конференциях по проблемам СМИ открыто заявляют, что работают на правительство. Ситуация усугубляется тем, что практически отсутствует открытое общественное обсуждение деятельности самих СМИ, хотя в обществе работа СМИ вызывает большое недовольство.
Одним из возможных способов в этой ситуации является обращение к международному праву: в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», а также «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Так как в настоящее время практически во всех странах Европы в той или иной форме учреждены независимые органы лицензирования и регулирования вещания, можно ставить вопрос о том, что принцип обеспечения независимости органа лицензирования вещания стал в настоящее время общепризнанным международным принципом, который согласно части 4 статьи 15 Конституции становится обязательным для Российской Федерации. Поэтому российскому руководству придется в ближайшее время заняться решением данного несоответствия своего Закона о СМИ.





Источники

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009. 64 с.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Там же.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Там же.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Конституция Российской Федерации. М., 2009. С. 9.




14

1.Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
2.Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009. 64 с.

Закон о средствах массовой информации и свободу выражения своего мнения


Закон о средствах массовой информации и свободу выражения своего мнения

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I &';О сми&'; (далее - Закон о СМИ) из-за многочисленных поправок, принятых за пятнадцать лет его действия, уже напоминает лоскутное одеяло. По оценке одного из авторов Закона М. А. Федотова, эти поправки в большинстве своем, &';, мягко говоря, неудачны, но за небольшим исключением абсолютно безвредны&';.

Причину М. А. Федотов видит в низкой квалификации юридическое парламентариев: &';Например, поправки в статьи 30 и 31, записанной в 1995 году, согласно которому комиссия в регионах по телевидению и радио должны были именоваться не региональных и территориальных единиц. Ну, какая разница, как их называть, если они так и не были созданы? Или поправка также входит в первой половине 90-х, в статье 4 предусматривает, что не могут использовать средства массовой информации для распространения передач, пропагандирующих порнографию. Но, извините, в самом деле, Закон с самого начала было записано, что СМИ нельзя использовать для совершения уголовно некоторых фактов, а также продвижение или распространение порнографии, как раз к этому относится. Зачем нужно было писать?" .

Есть среди поправок и чрезвычайно полезны: о защите прав несовершеннолетних (от 5 августа 2000), о запрете пропаганды наркотиков (20 июня 2000) и другие. Но, к сожалению, в Закон были внесены и такие изменения, которые представляют угрозу для свободы СМИ.

разбираться в тонкостях политики, раскрыть истинные причины тех или иных действий легко. Часто попытка ограничить свободу слова недобросовестно оправдано необходимостью защиты личности от нарушения неприкосновенности частной жизни, а ограничение доступа к информации объясняется интересами национальной безопасности. Классический аргумент сторонников цензуры - забота о нравственности, защита от порнографии и пропаганды насилия.

Журналистское сообщество всерьез обеспокоены ростом попытки реформировать Закон о СМИ. Среди уже внесенных и предлагаемых изменений много таких, которые многие специалисты оценивают как ограничение свободы средств массовой информации. Такие изменения являются предметом нашего исследования.

принятые поправки

Антиэкстремистская поправки. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ &';О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона &';О противодействии экстремистской деятельности&'; внесены изменения в статьи 4 и 16 Закона о СМИ. В новой редакции статья 4 (&';Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации&';) появились строки: &';Не допускается использование средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности&';.

Узнать стоимость работы