Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Мастерство педагогического общения

  • 24 страницы
  • 12 источников
  • Добавлена 07.05.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблема педагогического общения в психолого – педагогической литературе
1.1. Сущность педагогического общения
1.2. Составляющие мастерства педагогического общения
Глава 2. Проблема эффективности педагогического общения
1.2. Классификация стилей педагогического общения
2.2. Творческий подход учителя в процессе педагогического общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА


Фрагмент для ознакомления

Творческий характер второго блока не всегда достаточно четко осознается учителем. Творчество учителя в литературе часто рассматривается исключительно как методическое творчество, социально-психологическое творчество педагога порой не подвергается специальному анализу, а ведь именно здесь, в общении с детьми, складываются многочисленные нестандартные ситуации общения.
Авторами отмечается, что творчество в процессе педагогического общения выступает в нескольких планах.
Во-первых, творчество проявляется в ходе познания учителем учащихся, в системе взаимодействия с ними. Творчество в познании личности другого человека всегда представляет решение сложной мыслительной задачи, направленной на выявление наглядно не данных внутренних связей между существенными чертами личности, на вскрытие внутренних связей между подлинными мотивами поступков... творчество заключается в умении предвидеть возможные действия и поступки личности, на основе отдельных фактов поведения делать логически обоснованные заключения о чертах человека» (Леонтьев А.А.).
Во-вторых, творчество проявляется в организации непосредственного воздействия на ребенка (система регуляции его поведения, реализация процедуры вербальных и невербальных форм взаимодействия, целостный репертуар воздействия).
В-третьих, творчество в общении проявляется в управлении собственным поведением (саморегуляция в общении).
В-четвертых, творческий характер носит сам процесс организации взаимоотношений.
В связи с тем, что творческий характер носит не только сам акт решения учителем какой-либо педагогической задачи, но и процесс воплощения этого решения в общении с детьми, общение в общей эвристической системе педагогической деятельности выступает как важная творческая подсистема.
Конкретизированное в педагогической деятельности, общение, таким образом, выступая и как процесс решения педагогом бесчисленного множества коммуникативных задач, и как его результат, является профессионально творческой категорией. В процессе общения с детьми педагог осуществляет психологический и коммуникативный поиск, связанный с познанием индивидуального своеобразия другой личности (воспитуемого), и выбор в соответствии с этим своеобразием специфического репертуара воспитательно- целесообразных воздействий относительно данного ребенка. Необходимость же постоянного решения педагогом коммуникативных задач — как отражение задач педагогических — в свою очередь, придает коммуникативной структуре педагогической деятельности ярко выраженный эвристический характер.
Таким образом, общая эвристическая структура творческого процесса педагога включает в себя коммуникативно-эвристическую подструктуру, через реализацию которой можно идти к целостному решению творческих педагогических проблем. Общая эвристическая структура педагогического творчества находится на поверхности деятельности и, как правило, всегда воспринимается и осознается педагогом; коммуникативно-эвристическая же подструктура менее поддается непосредственному восприятию и порой упускается из поля зрения педагога, хотя ее трудности и ощущаются им. Но именно коммуникативно-эвристическая подструктура непосредственно участвуют в организации форм совместной творческой работы педагога и детей.
Коммуникативная задача представляет собой проблемную коммуникативную ситуацию, разрешение которой необходимо для обеспечения эффективных методов педагогического воздействия педагога и учащихся в учебно – воспитательном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи.
Эффективное педагогическое общение решает важные воспитательные, образовательные и организационные задачи. Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Плодотворное педагогическое общение одной из своих целей ставит также задачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся.
Педагогическое общение представляет собой мастерство, которое необходимо развивать в себе каждому педагогу. Выработка навыков эффективного стиля педагогического общения является важной задачей каждого педагога. Стиль педагогического общения представляет собой индивидуально – типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также особенности учащихся.
Таким образом, педагог как образец и авторитетное лицо для обучающихся должен заботиться о самосовершенствовании и повышении профессионального уровня, в том числе и об уровне педагогического общения. Многое в этом процессе решает творчество педагога, его личностные качества, а также природные предпосылки.


ЛИТЕРАТУРА
Аминов Н. А. Природные предпосылки педагогических стилей преподавателей начальной школы // Вопросы психологии. – 1997. - №2
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998
Гуго М. Учитель. // Психологическая наука и образование. – 2000. - №1
Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология. – М.: Высшая школа, 1989
Каминская М.В. Педагогическая деятельность как феномен культуры. //Психологическая наука и образование. – 2002. - №3. – С. 58
Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования. // Вопросы психологии. – 1985. - №4. – С. 9
Макаренко А. С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990
Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зязюна. – М., 1989
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.В. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с
Психология и педагогика / Составитель и отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999
Реан А., Бордовская Н. Розум С. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2006. – 713 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2006. – 713 с.
Гуго М. Учитель. // Психологическая наука и образование. – 2000. - №1
Реан А., Бордовская Н. Розум С. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. С. 190
Психология и педагогика / Составитель и отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999. С. 228
Макаренко А. С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998. С. 137
Реан А., Бордовская Н. Розум С. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. С. 191
Аминов Н. А. Природные предпосылки педагогических стилей преподавателей начальной школы // Вопросы психологии. – 1997. - №2
там же
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.В. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с. С. 64
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998. С. 139
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998. С. 140
Психология и педагогика / Составитель и отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999. С. 230
Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология. – М.: Высшая школа, 1989. С. 274
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.В. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с. С. 65
Психология и педагогика / Составитель и отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999. С. 230
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998. С. 141
Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зязюна. – М., 1989
там же.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.В. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с. С. 65
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998
Каминская М.В. Педагогическая деятельность как феномен культуры. //Психологическая наука и образование. – 2002. - №3. – С. 58
Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования. // Вопросы психологии. – 1985. - №4. – С. 9
там же
Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования. // Вопросы психологии. – 1985. - №4. – С. 9












2

1.Аминов Н. А. Природные предпосылки педагогических стилей преподавателей начальной школы // Вопросы психологии. – 1997. - №2
2.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998
3.Гуго М. Учитель. // Психологическая наука и образование. – 2000. - №1
4.Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология. – М.: Высшая школа, 1989
5.Каминская М.В. Педагогическая деятельность как феномен культуры. //Психологическая наука и образование. – 2002. - №3. – С. 58
6.Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования. // Вопросы психологии. – 1985. - №4. – С. 9
7.Макаренко А. С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990
8.Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зязюна. – М., 1989
9.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.В. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с
10.Психология и педагогика / Составитель и отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999
11.Реан А., Бордовская Н. Розум С. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2006. – 713 с.

Формирование педагогического мастерства преподавателя технического Университета

Ростовский государственный строительный университет

 

кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

реферат

 

 

 

 

 

по________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

и Выполнил _________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Проверял ________________________________________________________

"____"____________2000 чтобы














Ростов-на-Дону, 2000

содержание

 

введение 3.

1. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза и типы преподавателей. 4.

2. Проблемы общения преподавателя и студента на экзамене. 11.

3. Особенности взаимоотношений преподавателя и студента. 16.

список используемой литературы 22.

введение

Педагогическое общение - особая форма общения, которая имеет свои особенности, и, в то же время подчиняющаяся общим закономерностям психологической, присущие общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, в том числе коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия учителя и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Анализ первых профессиональных шагов преподавателей показывает, что они определяют выбор направления, по которому пойдет в дальнейшем эволюция профессионально-педагогического общения. Вместе с тем, возможны не только эволюция, но и становление педобщения от пассивно-информативного стиля авторитарно-монологическому или доверительно-диалогическому.

Узнать стоимость работы