Особенности когнетивных стилей и педагогической деятельности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 1414 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 15.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Когнитивные стили – сущность и основные положения
2. Когнитивные стили и педагогическая деятельность
Заключение
Список используемой литературы по теме педагогическая психология

Фрагмент для ознакомления

Например, для детей с импульсивных стилем надо создать условия учебной деятельности, при которых они имели бы возможность высказать идею или сформулировать решение в режиме быстрого реагирования при отсутствии немедленных санкций за неверный ответ, решать задачи с использованием метода проб и ошибок, включаться в дискуссии т д., и одновременно создавать условия для развития у них способности к рефлективным способам поведения (формирование навыков предварительного обдумывания своих действий, планирования и самоконтроля собственной деятельности, поощрение склонности работать в одиночку и т. д.).
Напротив, детям с рефлективным стилем при решении сложных задач целесообразно осваивать метод проб и ошибок, эвристические методы, а также учиться принимать решения в условиях дефицита времени и т. д.
Перспективным направлением в педагогической деятельности является возможность индивидуализации учебной деятельности средствами содержания образования. Решение этой задачи предполагает создание школьных учебников и дидактических материалов принципиально нового типа, позволяющих каждому ребенку выбрать свою особую линию обучения при работе с соответствующими учебными текстами и создающих предпосылки для постепенного формирования персональных познавательных стилей учащихся.
Заключение
В заключение следует отметить, что актуализации и развитию стилевых особенностей в педагогической деятельности способствуют разные типы текстов (справочные, объяснительные, в виде образцов доказательства, сюжетные, культурно-исторические и т. д.), разные типы учебных заданий с их адресацией к разным компонентам ментального опыта и разным познавательным стилям, разные уровни и формы контрольных работ. Соответственно, используя учебные тексты подобного типа, учитель имеет возможность выявлять и учитывать индивидуальные познавательные стили учащихся, а также обогащать стилевой репертуар интеллектуального поведения ученика. «Конфликт стилей» при этом в значительной мере ослабляется, и у каждого ученика появляется возможность постепенно выстроить персональный познавательный стиль, сохранив тем самым уникальность склада своего ума.
Педагогическая деятельность, направленная на индивидуализацию обучения вынуждает изменить привычное для школы отношение к ребенку как существу не знающему и не умеющему, в чью изначально «пустую» головку учитель должен вложить определенные научные знания и некоторые способы деятельности по принципу «делай, как я».
Интеллектуальное воспитание – это такая форма в организации педагогической деятельности, в рамках которой каждому ребенку оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью развития его интеллектуальных возможностей. В качестве психологической основы интеллектуального воспитания выступает обогащение ментального (умственного) опыта каждого ученика. «Обогащение» означает, во-первых, формирование основных компонентов ментального опыта, обусловливающих продуктивность интеллектуального поведения и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума.
В частности, в учебном тексте представлены линии обогащения:
когнитивного опыта (способов кодирования информации, когнитивных схем, семантических структур, понятийных структур);
метакогнитивного опыта (непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля, метакогнитивной осведомленности, открытой познавательной позиции);
интенционального опыта (интеллектуальных предпочтений, верований, умонастроений).
Следует особо подчеркнуть, что проблематика когнитивных стилей соотносится с зарождением и развитием новой структурно-интегративной методологической парадигмы в психологии, ориентированной на объяснение наблюдаемых психических свойств (в том числе стилевых) на основе анализа особенностей структурной организации индивидуального ментального опыта. Этот подход – с учетом эмпирических данных и теоретических обобщений – позволяет рассматривать стилевые свойства как проявление меры сформированности такого компонента мета-когнитивного ментального опыта, как непроизвольный интеллектуальный контроль. Соответственно когнитивные стили – это метакогнитивные способности, отвечающие за эффекты саморегуляции интеллектуальной деятельности в актах познавательного отражения.
Список используемой литературы по теме педагогическая психология
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 336 с.
Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагоика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006. – 286 с.
Столяренко М.А. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 423 с.
Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. - 458 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 325 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 326 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 38 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 40 с.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 56 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 266 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 267 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 326 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 327 с.












2

1.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
2.Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
3.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 336 с.
4.Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагоика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
5.Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
6.Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
7.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
8.Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006. – 286 с.
9.Столяренко М.А. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 423 с.
10.Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. - 458 с.
11.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Что такое когнитивные стили и в чем заключается их сущность?

Когнитивные стили - это идиосинкразия (индивидуальное своеобразие) познавательной активности личности, представляющая собой различную наклонность, предрасположенность, интересы, специфическую мотивацию и способы мышления, которые определяют способность индивида к овладению знаниями, интеллектуальной деятельности, а также его отношение к познанию и усвоению знаний.

Какие основные положения когнитивных стилей?

Основные положения когнитивных стилей включают следующее: когнитивные стили представляют собой индивидуальные и психологические характеристики личности, они не являются непреодолимыми, но могут влиять на познавательные процессы и предрасположенность к обучению; когнитивные стили могут быть предметными (связанными с конкретной областью знания) или общими (характерными для различных областей); когнитивные стили часто определяют способности к познанию и усвоению знаний.

Как связаны когнитивные стили и педагогическая деятельность?

Когнитивные стили могут оказывать влияние на педагогическую деятельность, так как учителя должны учитывать индивидуальные особенности учеников и подбирать методы обучения, которые соответствуют их когнитивным стилям. Это поможет улучшить процесс обучения и повысить успеваемость учающихся.

Как создать условия учебной деятельности для детей с импульсивным стилем?

Для детей с импульсивным стилем необходимо создавать условия учебной деятельности, при которых они имели бы возможность высказать идею или сформулировать решение в режиме быстрого реагирования при отсутствии немедленных санкций за неверный ответ. Также можно предлагать им решать задачи с исполнением быстрых действий, чтобы удовлетворить их потребность в активности и движении.

Какие основные положения когнитивных стилей?

Когнитивные стили – это индивидуальные предпочтения и предрасположенности восприятия, обработки и запоминания информации. Основные положения когнитивных стилей включают различия в стратегиях обработки информации, предпочтениях восприятия и способах решения проблем.

Как когнитивные стили связаны с педагогической деятельностью?

Когнитивные стили могут оказывать влияние на способность учеников к обучению, поэтому педагогическая деятельность должна учитывать эти различия. Преподаватели могут адаптировать свой подход к обучению, чтобы соответствовать когнитивным стилям учеников и создать оптимальные условия для обучения.

Какие когнитивные стили существуют?

Существует несколько различных моделей когнитивных стилей, включая модель полусфер специализации мозга, модель операций мышления и модель двух процессов. Каждая модель определяет свои категории когнитивных стилей, такие как вербально-логический стиль, образно-пространственный стиль, аналитический стиль и др.

Какие особенности учебной деятельности у детей с импульсивным стилем?

У детей с импульсивным стилем необходимо создать условия, при которых они могут высказывать свои идеи и формулировать решения быстро, без опасения быть наказанными за неправильный ответ. Также они будут предпочитать решать задачи с использованием исполнительных функций и интуитивных решений.

Какие примеры возможных стратегий обучения, учитывающих когнитивные стили?

Примеры стратегий обучения, учитывающих когнитивные стили, включают использование разнообразных представлений информации (текст, изображения, диаграммы), использование различных методов активной работы (групповые проекты, дискуссии), предоставление возможности выбора при выполнении заданий.