Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности когнетивных стилей и педагогической деятельности

  • 14 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 15.05.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Когнитивные стили – сущность и основные положения
2. Когнитивные стили и педагогическая деятельность
Заключение
Список используемой литературы по теме педагогическая психология

Фрагмент для ознакомления

Например, для детей с импульсивных стилем надо создать условия учебной деятельности, при которых они имели бы возможность высказать идею или сформулировать решение в режиме быстрого реагирования при отсутствии немедленных санкций за неверный ответ, решать задачи с использованием метода проб и ошибок, включаться в дискуссии т д., и одновременно создавать условия для развития у них способности к рефлективным способам поведения (формирование навыков предварительного обдумывания своих действий, планирования и самоконтроля собственной деятельности, поощрение склонности работать в одиночку и т. д.).
Напротив, детям с рефлективным стилем при решении сложных задач целесообразно осваивать метод проб и ошибок, эвристические методы, а также учиться принимать решения в условиях дефицита времени и т. д.
Перспективным направлением в педагогической деятельности является возможность индивидуализации учебной деятельности средствами содержания образования. Решение этой задачи предполагает создание школьных учебников и дидактических материалов принципиально нового типа, позволяющих каждому ребенку выбрать свою особую линию обучения при работе с соответствующими учебными текстами и создающих предпосылки для постепенного формирования персональных познавательных стилей учащихся.
Заключение
В заключение следует отметить, что актуализации и развитию стилевых особенностей в педагогической деятельности способствуют разные типы текстов (справочные, объяснительные, в виде образцов доказательства, сюжетные, культурно-исторические и т. д.), разные типы учебных заданий с их адресацией к разным компонентам ментального опыта и разным познавательным стилям, разные уровни и формы контрольных работ. Соответственно, используя учебные тексты подобного типа, учитель имеет возможность выявлять и учитывать индивидуальные познавательные стили учащихся, а также обогащать стилевой репертуар интеллектуального поведения ученика. «Конфликт стилей» при этом в значительной мере ослабляется, и у каждого ученика появляется возможность постепенно выстроить персональный познавательный стиль, сохранив тем самым уникальность склада своего ума.
Педагогическая деятельность, направленная на индивидуализацию обучения вынуждает изменить привычное для школы отношение к ребенку как существу не знающему и не умеющему, в чью изначально «пустую» головку учитель должен вложить определенные научные знания и некоторые способы деятельности по принципу «делай, как я».
Интеллектуальное воспитание – это такая форма в организации педагогической деятельности, в рамках которой каждому ребенку оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью развития его интеллектуальных возможностей. В качестве психологической основы интеллектуального воспитания выступает обогащение ментального (умственного) опыта каждого ученика. «Обогащение» означает, во-первых, формирование основных компонентов ментального опыта, обусловливающих продуктивность интеллектуального поведения и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума.
В частности, в учебном тексте представлены линии обогащения:
когнитивного опыта (способов кодирования информации, когнитивных схем, семантических структур, понятийных структур);
метакогнитивного опыта (непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля, метакогнитивной осведомленности, открытой познавательной позиции);
интенционального опыта (интеллектуальных предпочтений, верований, умонастроений).
Следует особо подчеркнуть, что проблематика когнитивных стилей соотносится с зарождением и развитием новой структурно-интегративной методологической парадигмы в психологии, ориентированной на объяснение наблюдаемых психических свойств (в том числе стилевых) на основе анализа особенностей структурной организации индивидуального ментального опыта. Этот подход – с учетом эмпирических данных и теоретических обобщений – позволяет рассматривать стилевые свойства как проявление меры сформированности такого компонента мета-когнитивного ментального опыта, как непроизвольный интеллектуальный контроль. Соответственно когнитивные стили – это метакогнитивные способности, отвечающие за эффекты саморегуляции интеллектуальной деятельности в актах познавательного отражения.
Список используемой литературы по теме педагогическая психология
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 336 с.
Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагоика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006. – 286 с.
Столяренко М.А. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 423 с.
Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. - 458 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 325 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 326 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 38 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 40 с.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 56 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 266 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 267 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 326 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 327 с.












2

1.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
2.Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
3.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 336 с.
4.Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагоика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
5.Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
6.Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
7.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
8.Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006. – 286 с.
9.Столяренко М.А. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 423 с.
10.Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. - 458 с.
11.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников

КУРСЫ

по дисциплине "Педагогика"

на тему: "Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников"

.

Содержание


Введение

Глава 1. Школьная дезадаптация.

1.1 Понятие школьной дезадаптации.

1.2 Типы школьной дезадаптации.

1.3 Факторы дезадаптации.

Глава 2. Стили педагогической деятельности.

2.1 Проблема изучения стиля педагогической деятельности.

2.2 Современные классификации стилей педагогической деятельности.

Глава 3. Отношения с учителем.

3.1 Роль преподавателя в адаптации школьников.

3.2 Роль психологической службы в построении отношений школьников с преподавателем (на примере лицея № 3,.) .

Глава 4. Методы диагностики школьной дезадаптации.

4.1 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе.

Вывод

библиография

Введение

Адаптация учащихся к условиям учебной деятельности органически связана со многими другими проблемами образования. В последнее время произошла смена акцентов в понимании главенствующих факторов дезадаптации: высоко оценивая значимость фактора биопсихологического, проявляющегося в особенности развития детей, ученые ведущее значение придают социопсихологическому фактору. Это связано с усложнением социального портрета общества, расслоение социальной структуры, сменой главных ориентиров в жизни общества в целом и отдельных индивидуумов в частности.

Все это заметно отразилось на масштабе и глубине дезадаптации школьников к усложняющимся условиям школьной жизни. Наиболее наглядно и интенсивно эти процессы протекают у подростков, которые характеризуются быстрой и глубокой психологической и биологической перестройкой организма, множеством сложных социальных связей, психологической нестабильности. В результате дезадаптации как отклонения от возрастных норм в ситуации развития личности и организма у подростков появляются психические расстройства, предрасположенность к возникновению вредных привычек, проявления девиантного поведения, снижается работоспособность, возрастает вероятность правонарушений и, следовательно, социальная опасность. Как следствие, возникает потребность в подробном анализе сущности механизмов факторов дезадаптации; разработке системы работы педагогических коллективов по педагогической поддержке учащихся в дезадаптационных ситуациях с учетом возрастных особенностей.

Узнать стоимость работы