Профилактика возникновения неблагоприятного психологического состояния у учащихся

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 1515 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 03.03.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Действия учителя по профилактике возникновения неблагоприятного психологического состояния у учащихся.
2. Возможности учащихся по саморегуляции.
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время аутогенной тренировкой занимается огромное количество людей во всех странах мира. Напряженный ритм жизни, высокая интенсивность труда, учебного процесса в школах и вузах, уменьшение двигательной активности - все это приводит к тому, что люди постоянно приходят в состояние устойчивой напряженности, которая сохраняется и после окончания активной деятельности в нерабочее время и даже во время отдыха. Люди утрачивают способность выходить из напряженного состояния, расслаблять мышцы, обретать психическое равновесие. У больных стенокардией, гипертонией почти всегда наблюдается повышенное напряжение мышц /мышечная гипертензия/ и утрата способности к произвольной релаксации. Поэтому наиболее важной и в то же время самой трудной задачей в аутогенной тренировке является овладение навыком произвольного расслабления мышц тела. Установлено, что во время релаксации в кровь выделяются эндорфины, в результате чего снижается эмоциональное напряжение - важнейший фактор нейтрализации психологического стресса.
Начинается овладение приемами расслабления с упражнений контроля и регуляции тонуса мимической и скелетной мускулатуры.
И.Г. Шульцем и другими исследователями было обнаружено, что максимально возможное снижение тонуса скелетных мышц сопровождается субъективным ощущением тяжести тела и тепла, т.е. любое непроизвольное расслабление (например, во время сна) формирует эти ощущения. В аутогенной тренировке идут от обратного: путем самовнушения вызывают ощущения тяжести и тепла в мышцах, достигая максимальной их релаксации. Успешно вызвать ощущение тепла возможно только после того. как достигнуто ощущение тяжести.
Освоение приемов аутогенной тренировки проводится вначале под руководством специалиста или с помощью аудиотехники. Это гетеротренинг, при котором ощущения возникают как по приказу извне, так и по самоприказу. Соответственно аутотренинг - это вначале, как бы домашние задания, повторяющие гетеротренинг. Выполнять задания лучше перед сном или утром после пробуждения. Дремотное состояние обычно связано с заторможенностью коры мозга, что облегчает нервно-мышечное расслабление. Но тренироваться можно
и в любое другое время. Важно, чтобы занимающийся серьезно относился к занятиям и был убежден в их эффективности. Для успеха в занятиях необходимо спокойное состояние занимающихся - оставить все волнующие мысли и достигнуть максимального психического равновесия. Устраняется или ослабляется действие отвлекающих раздражителей: яркий свет, шум, посторонние разговори и т.д. Начинать занятия следует не раньше, чем через полтора-два часа после еды.
Приняв удобную позу, занимающийся начинает произносить определенные фразы - формулы, соответствующие тем ощущениям, которые испытывает человек при мышечном расслаблении. Например, - "Моя правая рука налилась тяжестью, она распластана на опоре (на кушетке или подлокотнике). Она очень тяжелая. Я чувствую, как она всей своей поверхностью давит на кушетку" и т.д. Релаксация вызывает в соответствующих участках коры головного мозга торможение, которое является важнейшим условием полноценного отдыха. Нервное напряжение падает, слаженность в работе органов и систем, нарушенная под влиянием нервных факторов, нормализуется. В результате этого работоспособность восстанавливается.
Важным звеном обучения физической культуре является обучение детей основам аутогенного тренинга. Это поможет им снять напряжение, тревогу по поводу занятия и, в комплексе с деятельностью учителя по профилактике возникновения негативных психических состояний, поможет сделать занятия комфортными, интересными и полезными.


Заключение

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит прежде всего от учителя.
Принципы психологического комфорта следующие: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.
Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе.
Известный педагог В.А. Сухомлинский указывал на то, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома. Поэтому мы стараемся создать максимально комфортные условия для наших детей. В рамках этой задачи была разработана программа по реализации здоровьесберегающих педагогических технологий и, по мере возможности, внедряется в практику учителей.
Список использованной литературы:

Виленский М. Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности // Проблемы умственного труда. Вып. 6. М., 1993. С. 79—85
Ижеровская Е. И. К вопросу о применении наглядных пособий в обучении физическим упражнениям в школе // Нач. школа. 1999. № 5. С. 29—31.
Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М., 1997.
Комаров В. В творческой лаборатории учителя физической культуры // Нар. образование. 1993. № 9. С. 62—63.
Нечаев А. П. Психология физической культуры. М., 2007.
Оя С. М. О влиянии урока физического воспитания на концентрацию внимания школьников // Психологические вопросы физического воспитания в школе. М., 1996. С. 62— 65.
Худолеева О. В. Познавательная активность на первом плане // Физическая культура в школе. 1982. № 4. С. 16—20.

Комаров В. В творческой лаборатории учителя физической культуры // Нар. образование. 1993. № 9. С. 62—63
Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М., 1997, С. 132
Ижеровская Е. И. К вопросу о применении наглядных пособий в обучении физическим упражнениям в школе // Нач. школа. 1999. № 5. С. 29—31
Нечаев А. П. Психология физической культуры. М., 2007, С. 204












16

1.Виленский М. Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности // Проблемы умственного труда. Вып. 6. М., 1993. С. 79—85
2.Ижеровская Е. И. К вопросу о применении наглядных пособий в обучении физическим упражнениям в школе // Нач. школа. 1999. № 5. С. 29—31.
3.Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М., 1997.
4.Комаров В. В творческой лаборатории учителя физической культуры // Нар. образование. 1993. № 9. С. 62—63.
5.Нечаев А. П. Психология физической культуры. М., 2007.
6.Оя С. М. О влиянии урока физического воспитания на концентрацию внимания школьников // Психологические вопросы физического воспитания в школе. М., 1996. С. 62— 65.
7.Худолеева О. В. Познавательная активность на первом плане // Физическая культура в школе. 1982. № 4. С. 16—20.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой аутогенная тренировка и почему она популярна?

Аутогенная тренировка - это метод психологической саморегуляции, основанный на самовнушении через повторение определенных фраз и образов. Она позволяет учащимся снизить уровень тревожности и стресса, повысить концентрацию внимания, улучшить самочувствие и общее психологическое состояние. Аутогенная тренировка популярна, так как она доступна и проста в выполнении, не требует особых условий или специальной подготовки, и может быть использована в любой момент и в любом месте.

Какие действия учителя помогут профилактировать возникновение неблагоприятного психологического состояния у учащихся?

Учитель может проводить разнообразные занятия и уроки, направленные на развитие позитивной атмосферы в классе. Также важно создавать дружеские и поддерживающие отношения с учащимися, учитывать их мнение и потребности, а также помогать им развивать навыки саморегуляции.

Какие возможности по саморегуляции есть у учащихся?

У учащихся есть возможность заниматься аутогенной тренировкой, которая позволяет снизить уровень стресса и нервной напряженности. Они также могут использовать специальные методики дыхательной гимнастики, релаксации и медитации. Для повышения физической активности могут быть предложены различные виды спорта и физкультурных занятий.

Какими методиками саморегуляции можно заниматься в настоящее время?

В настоящее время аутогенной тренировкой занимаются огромное количество людей во всех странах мира. Также популярными стали дыхательные техники, релаксация и медитация. Многие люди также предпочитают заниматься спортом и физической активностью для снятия стресса и напряжения.

Чем привычное неблагоприятное психологическое состояние у учащихся может быть вызвано?

Привычное неблагоприятное психологическое состояние у учащихся может быть вызвано напряженным ритмом жизни, высокой интенсивностью труда и учебного процесса в школах и вузах, а также уменьшением двигательной активности. Все это может приводить к повышенному уровню стресса и нервной напряженности у учащихся.

Кому и для чего полезна аутогенная тренировка?

Аутогенная тренировка полезна для всех, кто хочет снизить уровень стресса и нервной напряженности. Она может помочь восстановить эмоциональное равновесие, снять мышечное напряжение и улучшить концентрацию. Также аутогенная тренировка помогает добиться глубокого расслабления и позитивного эмоционального состояния.

Какие действия учителя помогают профилактировать возникновение неблагоприятного психологического состояния у учащихся?

Учителю следует создать благоприятную и безопасную атмосферу в классе, где дети могут чувствовать себя комфортно и защищенно. Он должен быть внимательным к эмоциональному состоянию учащихся и помогать им справляться с эмоциональными трудностями. Также важно поощрять позитивное поведение и обеспечивать возможности для развития саморегуляции учащихся.

Чем могут заниматься учащиеся для саморегуляции?

Учащиеся могут заниматься аутогенной тренировкой, которая является эффективным средством для снятия психологического напряжения и стресса. Они могут использовать такие техники, как глубокое дыхание, расслабление мышц, визуализация. Также полезно заниматься физической активностью и спортом, что помогает снять нервное напряжение и повысить настроение.

Почему аутогенная тренировка стала так популярна?

Аутогенная тренировка стала популярной из-за напряженного ритма жизни, интенсивности труда и учебного процесса, которые вносят негативный вклад в психологическое состояние человека. Она позволяет снять нервное напряжение, улучшить настроение, сосредоточиться и расслабиться. Аутогенная тренировка доступна для занятий в любое время и в любом месте, что делает ее популярной среди людей разных возрастов и профессий.