Традиционные и инновационные здоровье сберегающие технологии в физической культуре

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 2828 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.06.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2. ТРАДИЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
3. ИННОВАЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

Более медленный бег требует большего расхода энергии, чем ходьба, а значит, неэкономичен и утомителен. Более быстрый бег вызывает слишком большое напряжение функций кровообращения, нежелательное для людей старше 40 лет.
Режим тренировки в беге может быть различным в соответствии с полом, возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью занимающихся. Одинаковым для всех остается только одно требование (постепенность), обеспечивающее приспособление организма к возрастающей тренировочной нагрузке.
Плавание. Оздоровительное значение плавания состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающего сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц (особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног), играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Плавание – незаменимая коррегирующая гимнастика для детей, молодежи и пожилых людей. Благодаря симметричности движения и горизонтальному положению тела в воде, разгружающим позвоночный столб от давления на него всего тела, плавание служит прекрасным коррегирующим упражнением, устраняющим различные нарушения в осанке.
Плавание является хорошим средством воздействия на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела в воде, эффективное действие мышечного насоса (в результате динамического сокращения больших групп мышц) в сочетании с глубоким дыханием облегчает венозный возврат, что ведет к увеличению систолического объема крови при плавании. Облегченная работа сердца при плавании делает возможным продолжительное плавание в спокойном темпе и для пожилых людей.
Ходьба на лыжах. Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Именно к таким упражнениям относится передвижение на лыжах.
Если при ходьбе, беге и езде на велосипеде вовлекаются в работу преимущественно мышцы ног, то при передвижении на лыжах в работу помимо нижних конечностей вовлекаются мышцы верхних конечностей и туловища. В связи с участием большого объема мышечной массы (более 60%) ходьба на лыжах способствует гармоническому развитию скелетной мускулатуры и уменьшению жировой ткани, в частности укреплению мышц брюшного пресса. Вовлечение в работу большой группы мышц, четкий ритм движений, длительное пребывание на свежем воздухе благотворно сказываются на деятельности систем кровообращения и дыхания (увеличиваются ЖЕЛ, легочная вентиляция).
Занятия на свежем воздухе оказывают на организм прекрасное закаливающее воздействие, повышают сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям, повышают стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т.д.).
Заключение
В заключение следует отметить принципы работы традиционных и инновационных здоровьесберегающих технологий в физической культуре. Принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент системы здоровьесберегающего образования и организация деятельности по ее обеспечению достигли не просто несколько лучших, чем прежде, а именно максимально возможных, наилучших для данного учебного заведения конкретных условий, в которых оно функционирует.
Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов. Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности, оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.
Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда, не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания, сознательный научно-обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.
Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:
Эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели – качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.
Оправданность затрат времени учащихся и учителей на достижение намеченных результатов.
Доступность затрат усилий учащихся и учителей на достижение намеченных результатов за отведенное время.
Несмотря на высокую степень упорядоченности и жесткости, технологическая система предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализация которых зависит как от личности директора школы, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого учителя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных принципов и учет сущностных характеристик здоровьесберегающих образовательных технологий. Усвоение их должно сделать очевидным открытый характер технологической схемы, служить фундаментом для творческой деятельности педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная здоровьесберегающая технология - наиболее перспективное направление и надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом.
В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставится так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверять. Применительно к здоровьесберегающей технологии, это уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.
Целью здоровьесберегающей технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Исходя из сказанного, цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования. На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
Таким образом, информационная составляющая здоровьесберегающей образовательной технологии являет собой идеологию – логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические принципы, на основе которых моделируется организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается для того, чтобы она функционировала.
Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сорентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).
Список литературных источников
Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Белов А.К., Соловьев Г.М. Современная система вузовской подготовки специалистов физической культуры к профессиональной здоровьесберегающей деятельности // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики - Материалы V Международной научно-практической конференции.- Ставрополь, 2008.- 375 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 464 с.
Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
Котло Е.Н., Котло С.А. Элективные курсы как форма инновационной педагогической технологии в физической культуре // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики - Материалы V Международной научно-практической конференции.- Ставрополь, 2008.- 375 с.
Простяков А.А., Троценко Н.Н. Здоровье учащейся молодежи - актуальная проблема современного общества // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни - Материалы V Всероссийской научно-практической конференции.- Тамбов: ЗАО "НПО ПК "Спектр", 2008.-180 с.
Прокопенко Т.И., Соловьев Г.М., Соловьева Н.И. Философские, психофизиологические и социально-психологические факторы формирования культуры здорового образа жизни // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни - Материалы V Всероссийской научно-практической конференции.- Тамбов: ЗАО "НПО ПК "Спектр", 2008.-180 с.
Соловьев Г.М., Солопова И.И., Троценко Н.Н. Процессуально-деятельностная составляющая как основа физической культуры личности студента // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы - Материалы X Международной научно-методической конференции.- Москва: МГУ, 2008.-437 с.
Прокопенко Т.И., Простяков А.А., Троценко Н.Н., Шаталова И.Е. Физическое воспитание и здоровье студентов // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы - Материалы X Международной научно-методической конференции.- Москва: МГУ, 2008.-437 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008. – 480 с.

Белов А.К., Соловьев Г.М. Современная система вузовской подготовки специалистов физической культуры к профессиональной здоровьесберегающей деятельности // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики - Материалы V Международной научно-практической конференции.- Ставрополь, 2008.с. 126.
Белов А.К., Соловьев Г.М. Современная система вузовской подготовки специалистов физической культуры к профессиональной здоровьесберегающей деятельности // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики - Материалы V Международной научно-практической конференции.- Ставрополь, 2008.с. 129.
Соловьев Г.М., Солопова И.И., Троценко Н.Н. Процессуально-деятельностная составляющая как основа физической культуры личности студента // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы - Материалы X Международной научно-методической конференции.- Москва: МГУ, 2008.с. 32.
Соловьев Г.М., Солопова И.И., Троценко Н.Н. Процессуально-деятельностная составляющая как основа физической культуры личности студента // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы - Материалы X Международной научно-методической конференции.- Москва: МГУ, 2008.с. 33-35.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008. с. 430.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008. с. 432.












7

1.Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2.Белов А.К., Соловьев Г.М. Современная система вузовской подготовки специалистов физической культуры к профессиональной здоровьесберегающей деятельности // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики - Материалы V Международной научно-практической конференции.- Ставрополь, 2008.- 375 с.
3.Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 464 с.
4.Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
5.Котло Е.Н., Котло С.А. Элективные курсы как форма инновационной педагогической технологии в физической культуре // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики - Материалы V Международной научно-практической конференции.- Ставрополь, 2008.- 375 с.
6.Простяков А.А., Троценко Н.Н. Здоровье учащейся молодежи - актуальная проблема современного общества // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни - Материалы V Всероссийской научно-практической конференции.- Тамбов: ЗАО "НПО ПК "Спектр", 2008.-180 с.
7.Прокопенко Т.И., Соловьев Г.М., Соловьева Н.И. Философские, психофизиологические и социально-психологические факторы формирования культуры здорового образа жизни // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни - Материалы V Всероссийской научно-практической конференции.- Тамбов: ЗАО "НПО ПК "Спектр", 2008.-180 с.
8.Соловьев Г.М., Солопова И.И., Троценко Н.Н. Процессуально-деятельностная составляющая как основа физической культуры личности студента // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы - Материалы X Международной научно-методической конференции.- Москва: МГУ, 2008.-437 с.
9.Прокопенко Т.И., Простяков А.А., Троценко Н.Н., Шаталова И.Е. Физическое воспитание и здоровье студентов // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы - Материалы X Международной научно-методической конференции.- Москва: МГУ, 2008.-437 с.
10.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2008. – 480 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные положения здоровьесберегающих технологий в физической культуре?

Основные положения здоровьесберегающих технологий в физической культуре включают в себя регулярную физическую активность, правильное питание, отказ от вредных привычек, достаточный отдых и соблюдение гигиены.

Какие традиционные здоровьесберегающие технологии в физической культуре существуют?

Традиционные здоровьесберегающие технологии в физической культуре включают такие виды активности как ходьба, бег, плавание, упражнения на открытом воздухе, а также различные виды массажа, йогу, тай-чи и др.

Какие инновационные здоровьесберегающие технологии в физической культуре можно использовать?

Инновационные здоровьесберегающие технологии в физической культуре включают использование специализированных тренажеров и устройств, программы тренировок на мобильных приложениях, виртуальные тренировки, биометрический мониторинг и др.

Какой вид активности является эффективнее для сохранения здоровья - бег или ходьба?

Бег и ходьба - это два эффективных вида физической активности для сохранения здоровья, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Более медленный бег требует большего расхода энергии, чем ходьба, а значит, неэкономичен и утомителен. Более быстрый бег вызывает слишком большое напряжение функций кровообращения и дыхания, что также может быть вредным для здоровья. Поэтому, выбор между бегом и ходьбой зависит от индивидуальных физических возможностей и целей человека.

Какие еще методы помимо физической активности могут помочь в сохранении здоровья?

Помимо физической активности, для сохранения здоровья также важно правильное питание, отказ от вредных привычек, достаточный отдых и соблюдение гигиены. Употребление полезных продуктов питания, отказ от курения и умеренное употребление алкоголя, регулярные сон и отдых, а также соблюдение гигиенических правил, способствуют укреплению здоровья и предотвращению различных заболеваний.

Какие основные положения здоровьесберегающих технологий в физической культуре?

Основные положения здоровьесберегающих технологий в физической культуре включают в себя поддержание физической активности, регулярные тренировки, правильное питание, отказ от вредных привычек, режим сна и отдыха, а также пользование современными инновационными методами и технологиями для поддержания здоровья.

Какие традиционные здоровьесберегающие технологии применяются в физической культуре?

Традиционные здоровьесберегающие технологии включают в себя различные виды физических упражнений, включая ходьбу, бег, плавание, йогу, пилатес и танцы. Также важными аспектами являются правильное дыхание, растяжка и упражнения для развития гибкости и силы. Традиционные методы также включают правильное питание и использование натуральных компонентов для улучшения здоровья.

Какие инновационные здоровьесберегающие технологии применяются в физической культуре?

Инновационные здоровьесберегающие технологии включают в себя использование специализированных тренажеров, виртуальной реальности, бесконтактных систем тренировок, мониторинга физической активности через носимые устройства, приложения для мобильных устройств и различные виды онлайн-тренировок. Также важным инновационным аспектом является использование научных исследований и данных о здоровье для разработки эффективных программ тренировок.

Почему более медленный бег неэкономичен и утомителен?

Более медленный бег требует большего расхода энергии, чем ходьба, потому что при беге мышцы работают более интенсивно, что приводит к увеличению затрат энергии. Кроме того, при медленном беге сохраняется более длительное напряжение функций кровообращения и дыхания, что приводит к утомлению.

Какие основные положения здоровьесберегающих технологий в физической культуре?

Основные положения здоровьесберегающих технологий в физической культуре включают ориентацию на поддержание и укрепление здоровья, применение комплексного подхода к оценке состояния здоровья, использование индивидуально-ориентированного подбора физических упражнений и спортивных нагрузок, а также сочетание традиционных и инновационных методов и технологий.

Какие традиционные здоровьесберегающие технологии в физической культуре существуют?

Традиционные здоровьесберегающие технологии в физической культуре включают такие методы, как умеренная физическая активность (ходьба, легкая гимнастика), использование природных средств (водные процедуры, лечебный массаж), контролируемое дыхание и релаксация, а также правильное питание и образ жизни.