Ценностный потенциал в физической культуре

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 1717 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 29.01.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие ценностей. Ценности физической культуры
2. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры
3. Социальные функции физической культуры и спорта
4. Физическая культура как единство духовного и телесного
4.1. Соотношение телесного и духовного в историко-культурологическом дискурсе
4.2. Социальное и биологическое в развитии человека
4.3. Духовное как фактор становления физической культуры
5. Физическая культура как средство социальной адаптации студентов вуза
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Социальная значимость физической культуры состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. В современном обществе, в сложившейся социальной сфере, физическая культура может стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять неблагоприятным условиям жизни.
Содержание ценностного потенциала физической культуры не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества физическая культура наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяет границы своего влияния на жизнь людей.
Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый образ жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те духовные ценности, которые должны быть заложены в основе физической культуры.




5. Физическая культура как средство социальной адаптации студентов вуза
Плановые учебные и внеучебные занятия по физической культуре позволяют преподавателям и кураторам учебных групп решать такие сложные вопросы компенсации и гармонизации индивидуальных качеств студентов с содержанием и требованиями образовательного процесса в вузе, как переход в новое социальное качество, ригидность старых представлений об индивидуальном и профессиональном обучении, ограниченность новых социальных и личностных контактов, конформизм, сравнительно узкий спектр проявления своих личностных характеристик и качеств, отсутствие социального поля внеучебной творческой деятельности.
Проведение занятий по физическому воспитанию дает возможность двухстороннего влияния на учебный и воспитательный процесс обучения и развития студентов на основе программы курса «Физическое воспитание», с одной стороны, используя личную заинтересованность студентов в физическом самосовершенствовании как важной части социокультурного и профессионального совершенствования, а с другой стороны, представляя учащимся разнообразные творческие и социальные формы занятий как в систематическом учебном курсе физического воспитания, так и в процессе внеучебных занятий физической культурой.
Л. Е. Ковалева исследовала социализирующую роль физкультурной деятельности и ее место в общей системе воспитательной работы на первом и втором курсах вуза.
В качестве основного вывода о месте и педагогических функциях физического воспитания студентов вуза автор выделяет следующие методические требования к этому виду учебно-воспитательной работы:
высокий социальный потенциал массовой физической культуры и специальной здоровьесберегающей работы со студентами в сочетании с индивидуальной целенаправленной работой по самовоспитанию и творческому саморазвитию основных характерологических качеств личности будущего гражданина и профессионала;
необходимость разработки и воспитания средствами физической культуры конкретной профессиограммы будущей деятельности специалиста, применительно к специфике и трудностям выбранного вида профессиональной деятельности;
создание в процессе занятий по физическому воспитанию студентов специальных драматизированных условий и социальных мотивов для морально-ценностных проб и межличностных отношений, отвечающих нормам и требованиям гуманистического общежития в современных профессиональных и общественных условиях;
на примерах высших достижений спорта и образцов здорового, социально и профессионально продуктивного образа жизни сформировать в процессе учебных физкультурных занятий идеалы экзистенциального и профессионального отношения к себе как социально активной личности уже на стадии обучения в вузе
Л.Е. Ковалева убеждена, что в психолого-педагогический состав процесса физического воспитания студентов входит их отношение к себе как субъекту реализации норм и правил, определяемых степенью их подготовленности к решению задач и требований физического соответствия социально-ценностным представлениям об образе человека современного, спортивного, способного выдерживать нагрузки серьезной профессиональной деятельности, умеющего постоять за себя, внешне физически привлекательного и, тем самым, достаточно «вооруженного» и подготовленного к любым жизненным испытаниям.
В процессе теоретического и методического анализов проблемы было автором сформулировано теоретическое предположение о том, что в состав базовых критериев воспитания у субъектов потребностно необходимых физических качеств личности и индивидуальности, отвечающих их представлениям о современном социально и профессионально совершенном человеке, органично входит триединство:
потребности личности в своем физическом совершенствовании в ее доминантном выражении и практическом преломлении своих физических способностей и возможностей;
эмоций, определяемых степенью «вооруженности» студента, которая, в свою очередь, характеризуется вероятностным прогнозом субъекта о его наличной физической форме и тем объемом информации о степени его личной практической вооруженности в области физической культуры, которые необходимы ему для решения конкретных социальных ситуаций, вызванных потребностной доминантой его жизнедействия и смыслоопределения;
мотивации занятий физической культурой как деятельностью, способствующей частичному или полному удовлетворению актуальных социальных потребностей и выступающей в практически значимых формах субъективной реальности в разрешении важных личностных, социальных и профессиональных ситуаций, а также ситуаций конфликтообразующего содержания, определяемых информационным, физическим, физиологическим или эмоциональным дефицитом.
В качестве заключающего суждения по теоретико-методологическим задачам данного исследования правомерно выделить следующее: именно органическое взаимодействие и психолого-педагогически обоснованная направленность мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы учебной и досуговой деятельности студента в достаточной мере определяет социальную ориентированность личности на систематические занятия физической культурой, как в рамках образовательных стандартов обучения в вузе, так и во внеучебной деятельности, направленной на индивидуальное развитие и совершенствование личности.
Л.Е. Ковалева выделяет такие основные мотивы-индикаторы, побуждающие основную массу студентов к систематическим занятиям собственной физической культурой:
мотив, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения педагогов и сверстников;
мотив, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, заниматься достаточно престижными в молодежной среде видами физкультурной или спортивной деятельности, общаться со сверстниками в неформальной обстановке, сотрудничать с ними в достижении спортивных результатов;
мотив долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;
мотив, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;
мотив подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий физической культурой или спортом;
собственно спортивный мотив, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов не только в определенном виде спорта, но и в жизни;
процессуальный мотив, при котором внимание сосредоточено не только на результате деятельности, но и на удовлетворенности самим процессом занятий, а также коммуникативными возможностями общения с друзьями, сокурсниками и сверстниками;
мотив игровой деятельности, выступающий средством развлечения, разрядки, социальной и профессиональной фасилитации, активного и престижного отдыха студентов;
мотив комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями и совершенствоваться в избранных видах спорта в благоприятных, технически и профессионально обеспеченных условиях.
Основные средства и методы физического воспитания и обучения студентов имеют высокий педагогический эффект в том случае, если они соотносятся с практикой выдвижения адекватных задач социального и нравственного содержания. Только при этом условии методы физического воспитания носят социальный характер и тем самым являются органической частью физической культуры как части общечеловеческой культуры и одновременно имманентной частью культуры личности.
Тем самым физическое воспитание может и должно
рассматриваться в качестве неотъемлемой части всей системы учебно-воспитательной работы вуза и занимать значимое место в решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Для решения этих задач возможно и педагогически оправдано использование разнообразных средств, присущих процессу физического воспитания и развития личности студентов.
Одним из таких педагогических средств является комплексная целенаправленная работа студентов, преподавателей физического воспитания и кураторов учебных групп по
проектированию физкультурно-массовых и оздоровительно-рекреационных мероприятий на первом и втором году обучения в вузе.


























Заключение
Изменения, происходящие во всех областях жизни российского общества, в значительной мере влияют и на отношение к физической культуре. Новые социально-экономические, экономические и другие условия как результат научно-технического прогресса накладывают свой отпечаток на ценностное отношение к физической культуре. Оно находится в зависимости от цикла и фазы развития жизни человека.
Наиболее мобильной категорией общества является молодежь. Уровень физкультурно-спортивной активности современной молодежи во многом определяет востребованность физической культуры и эффективность ее развития в обществе.
Известно, если у людей сформирован интерес к физкультурно-спортивной деятельности, то она для них становится источником получения психо-соматического комфорта, того, что П.Ф.Лесгафт называл «возвышающим чувством удовольствия». Только в случае, если участие в физкультурно-спортивнои деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие личности.
Реализации физических возможностей для желающих заниматься спортом способствует повышение уровня профессиональной подготовки преподавателей, улучшение материально-спортивной базы, использование нетрадиционных методик занятий, современно оборудованная материальная база.
Другим фактором повышения интереса к занятиям физическими упражнениями является возможность выбора вида спорта или вида физической активности.
Следует особо подчеркнуть слабую заинтересованность студентов в массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых в вузах. Организаторам массовой физкультурно-оздоровительной работы, спортивным клубам вузов, видимо, следует перестраивать свою работу, отказаться от изживших шаблонных мероприятий, подобных спартакиадам. Практика показывает, что в них зачастую участвуют слабо подготовленные к соревновательной деятельности студенты, соревнования проводятся по непопулярным среди студентов видам спорта, занимают много времени и по существу снижают интерес к физкультурно-спортивной деятельности.
Наиболее популярными видами оздоровления у студентов всех вузов считаются сауна, бассейн, массажные процедуры.
Исследования ученых доказывают, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Среди них больше энергичных, одухотворенных людей, способных повести за собой коллектив, эффективно управлять производством. Занятия физической культурой способствуют рациональному распределению свободного времени, позволяют студенту активно включаться в другие виды деятельности и реализовывать свои сущностные силы. Целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедоступность могут стать мощным средством повышения социальной активности студенческой молодежи. Задача педагогов − сформировать у студентов активное отношение к этой сфере деятельности.
Список использованной литературы
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. − М.: ФиС, 1988. − 208с.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культуры. − 1995. − №5. − С. 2-7.
Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. − М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. − 712с.
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб: Изд-во СПб. Университета, 1996. – С.59-61.
Грачев А.В. Физическое воспитание в России во второй половине XVIII века // Очерки по истории физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1938. – Вып. 1. – С. 143-175.
Ковалева Л. Е. Физическая культура как средство социальной адаптации студентов вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2007. − 24с.
Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни. // Сборник научных трудов. – М., 1991. – С.18.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры – 1997. – №6. – С. 10-15.
Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. − М.: Издательский центр «Академия», 2001. − 240с.
Оленкин Ю. В. Диалектика духовного и телесного в физической культуре: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Чебоксары, 2008. – 20с.
Павлова М.В. Физическая культура и спорт в системе современного социума [электронный ресурс] / М.В.Павлова. − Режим доступа: conf.bstu.ru/conf/docs/0037/1856.doc. Дата обращения 11.12.2010.
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. − M.: Юристъ. 2004. − С.493.
Философия для технических вузов: учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко; под ред. В.В. Ильина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. − С.41.
Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций: Учебное пособие / Чумаков Б.Н. − М.: Педагогическое общество России, 2000. − 407с.




Оленкин Ю. В. Диалектика духовного и телесного в физической культуре: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Чебоксары, 2008. – 20с.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. − M.: Юристъ. 2004. − С.493.
Философия для технических вузов: учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко; под ред. В.В. Ильина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. − С.41.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры – 1997. – №6. – С. 10-15.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. − М.: ФиС, 1988. − 208с.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культуры. − 1995. − №5. − С. 2-7.
Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. − М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. − 712с.

Павлова М.В. Физическая культура и спорт в системе современного социума [электронный ресурс] / М.В.Павлова. − Режим доступа: conf.bstu.ru/conf/docs/0037/1856.doc. Дата обращения 11.12.2010.
Павлова М.В. Физическая культура и спорт в системе современного социума [электронный ресурс] / М.В.Павлова. − Режим доступа: conf.bstu.ru/conf/docs/0037/1856.doc. Дата обращения 11.12.2010.
Оленкин Ю. В. Диалектика духовного и телесного в физической культуре: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Чебоксары, 2008. – 20с.
См.: Грачев А.В. Физическое воспитание в России во второй половине XVIII века // Очерки по истории физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1938. – Вып. 1. – С. 143-175.
См.: Грачев А.В. Физическое воспитание в России в эпоху Петра I // Очерки по истории физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1938. – Вып. 1. – С. 107-139.
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб: Изд-во СПб. Университета, 1996. – С.59-61.
См.: Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций: Учебное пособие / Чумаков Б.Н. − М.: Педагогическое общество России, 2000. − 407с.
Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни. // Сборник научных трудов. – М., 1991. – С.18.
Ковалева Л. Е. Физическая культура как средство социальной адаптации студентов вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2007. − 24с.
Там же.

Ковалева Л. Е. Физическая культура как средство социальной адаптации студентов вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2007. − 24с.

Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. − М.: Издательский центр «Академия», 2001. − 240с.













19

Вопрос-ответ:

Что такое ценности?

Ценности — это определенные идеалы, принципы или качества, которые оказывают наибольшее значение и влияние на человека или общество. Они служат ориентирами и могут быть моральными, этическими, социальными или культурными.

Какие ценности связаны с физической культурой?

Ценности физической культуры включают здоровье, активный образ жизни, физическую силу и выносливость, красоту и эстетику движения, спортивные достижения, командный дух, справедливость и честность в соревнованиях.

Почему физическая культура является частью общечеловеческой культуры?

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, так как физическое развитие и активность являются неотъемлемой частью человеческой природы. В разных культурах существуют свои формы и традиции физической активности, которые выражаются в различных видах спорта и игр.

Какие социальные функции выполняет физическая культура и спорт?

Физическая культура и спорт выполняют ряд социальных функций, таких как укрепление здоровья и физической формы, социализация и адаптация в обществе, формирование командного духа и солидарности, развитие лидерских качеств и самодисциплины, предотвращение конфликтов и насилия, проведение досуга и развлечений.

Какое соотношение между духовным и телесным существует в историко-культурологическом дискурсе?

В историко-культурологическом дискурсе существует разное отношение к соотношению духовного и телесного. Некоторые течения отождествляют духовность и телесность, рассматривая их как единое целое, в то время как другие подчеркивают их раздельность и важность духовного развития над телесным.

Что такое ценности и какие ценности есть в физической культуре?

Ценности - это нравственно-эстетические идеалы, понятые обществом как ценные и желательные. В физической культуре ценности могут быть здоровье, физическая активность, красота тела, спортивные достижения, дисциплина, командный дух и т.д.

Почему физическая культура является частью общечеловеческой культуры?

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, так как она отражает эстетические и нравственные идеалы общества, формирует социальные нормы и ценности, способствует развитию и самореализации личности. Она также является способом коммуникации и взаимодействия людей из разных культур.

Какие социальные функции выполняет физическая культура и спорт?

Физическая культура и спорт исполняют множество социальных функций. Они способствуют формированию здорового образа жизни, физического и психического развития личности, созданию условий для социальной адаптации, развитию командных навыков и дисциплины, укреплению социальных связей и укреплению межкультурного диалога.

Как соотносятся духовное и телесное в физической культуре?

Духовное и телесное в физической культуре являются неразрывными и взаимосвязанными аспектами. Физическая активность и спорт не только способствуют физическому развитию, но и формируют духовные качества, такие как воля, настойчивость, смелость, самоконтроль и др. В свою очередь, духовные ценности и цели мотивируют людей к занятию физической культурой и спортом.