Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Д. Юм исследования о человеческом разуме.

  • 10 страниц
  • 0 источников
  • Добавлена 07.12.2006
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Принципы ассоциаций идей
2. Аргументы в пользу опыта, как единственного источника знаний
3. Позиция Юма по вопросу свободы воли и необходимости

Фрагмент для ознакомления

Предполагая, что все умственные способности людей одинаковы от природы (в противном случае не было бы ничего более бесплодного, чем споры и рассуждения) становиться очевидным то, что невозможно, чтобы люди, связывая с терминами одни и те же идеи, так долго могли придерживаться различных мнений об одном и том же. Из этого следует, что споры рождаются и существуют долгое время из-за того, что налицо факт несоответствия мнений по поводу определений и терминов. Вопрос о свободе воли имел место быть на протяжении длительного времени по тем же причинам.
Юм делает очевидным то, что все люди всегда были согласны друг с другом и насчет доктрины свободы и насчет доктрины необходимости, поскольку с этими словами связано разумное значение.
Общепризнано, что материя во всех своих действиях приводится в движение необходимой силой и всякое действие в природе до такой степени точно определено энергией своей причины, что при данных конкретных условиях последняя не могла бы породить никакое иное действие.(1,110)
Идея необходимости и причинности порождается исключительно единообразием, замечаемым в действиях природы, где сходные объекты всегда соединены друг с другом, а ум заключает об одном при появлении другого. Помимо постоянного соединения сходных объектов и следующего за этим заключения от одного из них к другому нет иной идеи необходимости или связи.
Возможно ли приступать к наукам или к какой-нибудь деятельности, не признав доктрины необходимости и заключения о волевых актах на основании мотивов, а о поступках – на основании характеров. Обращая внимание на то, как легко естественная и моральная очевидность сплетаются друг с другом, образуя одну цепь доказательств, можно допустить, что природа их одинакова, и они проистекают из одних и тех же принципов.
Юм, исследовав действия тел и порождение действий их причинами, определил: что ни одна из наших способностей не в силах продвинуть наше знание этого отношения далее простого наблюдения того, что определенные объекты постоянно соединены друг с другом, и что наш ум в силу привычного перехода при появлении одних объектов склоняется к вере в другие. Убедившись в том, что мы ничего не знаем о какой бы то ни было причинности, кроме постоянного соединения объектов и последующего заключения нашего ума об одном объекте на основании другого, и обнаружив, что эти два условия, по общему признанию, наличествуют в волевых актах, легче можно прийти к тому, чтобы приписать подобную же необходимость всем причинам вообще.(1, 125) Хотя это рассуждение, приписывающее необходимость решениям воли, находится в противоречии с системами многих философов.
Очевидно, что волевые акты находятся в правильной связи с мотивами, условиями и характерами и поскольку заключение всегда происходит от одних к другим, следует признать и на словах ту необходимость, которая признается людьми в каждом житейском размышлении.
Преобладание доктрины свободы может быть объяснено ложным ощущением или же кажущимся переживанием свободы, или безразличия во многих поступках.
Таким образом, под свободой подразумевается только способность действовать или не действовать сообразно решениям воли; если мы хотим оставаться в покое, мы можем это сделать, а если хотим двигаться, то можем сделать и это.(1,143)
Как бы ни определялась свобода, для этого определения необходимо соблюдение двух правил: во-первых – чтобы это определение было согласно с фактами, во-вторых – чтобы оно было согласно с самим собой.
Юм смело соглашается утверждать, что обе доктрины – как доктрина необходимости, так и доктрина свободы, не только согласны с нравственностью, но и, безусловно, существенны для ее поддержания.
Свобода существенна для нравственности, к несвободным человеческим поступкам неприложима нравственная оценка и что ни один из них не может быть объектом похвалы или порицания.
Волевые акты подлежат тем же законам необходимости, что и действия материи, существует непрерывная цепь необходимых причин, предустановленная и предопределенная цепь, идущая от первопричины всего к каждому единичному хотению каждого человеческого существа. (1,135).
Юм считал, что нигде во вселенной нет ни случайности, ни безразличия, ни свободы; действуя, мы, одновременно являемся объектом противодействия.











9

Д. Юм о естественной истории религии

Д. Юм о естественной истории религии

Яблоков И. Н., д-р. филос. наук

Английский (шотландский) философ Д. Юм рассматривал религию в ряде работ: "Трактат о человеческой природе", "О бессмертии души" "Исследование о человеческом знании" и особенно "Естественная история религии".

В вопросе о познании и знании Юм занимал позиции агностицизма и скептицизма. - Для него было понятие "опыт", а в качестве элементов выступают перцепции— восприятия. По его источник, они могут быть трех видов: те, полученные от органов чувств, как результат ощущения, когда мы видим, слышим, осязаем; те, которые возникают", чтобы вдохновить страсть", в результате аффектов, эмоций, когда мы любим, ненавидим, испытываем страх, надежду или желание, влечение; и те, которые возникают в результате деятельности мышления, ума, размышлений. Юм общего восприятия, а также степени жизнеспособности и силы: так, он различает впечатления и идеи (мысли). Впечатления представляют собой живые и сильные восприятия, идеи же .суть восприятия, менее яркий, по сравнению с впечатлениями, более скучной и слабой.

Впечатления или сильные восприятия философ подразделял на две группы: впечатления ощущения-первичные, внешние и впечатления рефлексии — вторичные, внутренние. Источником первого рода впечатлений являются органы чувств; внутренние впечатления возникают, когда мы испытываем эмоции, желания, мы делаем акты воли. Причина впечатлений .чувство, совершенно необъяснимое для человеческого разума: никогда не удастся решить с уверенностью, если они появляются непосредственно на объект, если создаются творческой Силой ума или же обязаны происхождением Творцу нашего бытия.

Идеи суть "копии" впечатление, все их содержимое отображается предыдущих впечатлений. Спросите об истинности или ложности впечатлений неправомерно, истинность или ложность присуща идеи: они истинны, если соответствуют впечатлений. Кроме того, Юм различал простые и сложные идеи, последние являются результатом сочетания первых путем психологических ассоциаций между впечатлениями и идеями. Сложные идеи не должны иметь сходство с впечатлениями. Философ разработал репрезентативной теории абстракций. Идеи (то есть, на самом деле, представления) становятся обобщениями, когда они становятся представительными особенности: индивидуальный чувственный образ (представление) становится представителем всего класса данных явлений в связи с чем указывает на его слово. Слово пробуждает единичную идею наряду с определенной привычкой, а эта привычка возбуждает другую единичную идею. Природа абстрактных идей и общих имен объясняет, по Юму, "...парадокс, гласящий, что некоторые идеи являются особенными по своей природе, но, представительствуя (in their representation), они общи". Особая идея становится общей, будучи прикреплены к имени, то есть на срок, который благодаря привычному связи со многими другими особенными идеями находится в некотором отношении к последним и легко вызывает их в воображении".

Узнать стоимость работы