Африка в современных международных отношениях

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Международные отношения
  • 2525 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 18.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Положение Африки в современном мире
1.1. Экономическое развитие континента и роль в мировой экономике
1.2. Политика Франции и взаимоотношения Африки с другими странами
1.3. Взаимодействие Россия и Африка
2. Миротворческая деятельность ООН в Африке
3. Перспективы развития африканского континента
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Под миротворчеством понимаются действия, направленные на приведение противоборствующих сторон к соглашению путем посредничества, примирения, арбитража, предоставления добрых услуг, а также принуждения к миру и санкциям. Органом разрешения споров является Международный Суд Справедливости в Гааге. С его помощью были разрешены, в частности, конфликты между Мали и Буркина-Фасо, Ливией и Чадом, Нигерией и Камеруном, Эфиопией и Эритреей.
Цель санкций - изменить поведение государства и предупредить, что за санкциями могут последовать более жесткие меры. В последнее время диапазон применения санкций расширяется: они используются не только против государств, но и против одной из противоборствующих групп. Пример - эмбарго ООН на ввоз оружия и боеприпасов, военную помощь и поставки горючего группировке УНИТА в Анголе, а также замораживание финансовых активов организации с целью принудить ее к выполнению ранее достигнутых договоренностей с правительством Анголы.
Операции по поддержанию мира проводятся с согласия или по просьбе принимающего государства, по мандату СБ или под его руководством Департаментом операций по поддержанию мира ООН. Если вначале такие операции носили чаще военный характер, а силы размещались после заключения перемирия, но до того, как стороны приступали к переговорам по урегулированию конфликта, то с конца 1980-х гг. силы стали размещаться после достижения успеха на переговорах, и перед ними ставились задачи создания условий не для переговоров, а для выполнения соглашения. Такого рода операции были проведены в Намибии, Анголе, Мозамбике.
Наметилась тенденция и к расширению круга задач сил по поддержанию мира, становящихся базой, на которой происходит отработка элементов будущих операций по принуждению к миру и укреплению мира.
Концепция поддержания мира обладает большим набором ограничений (использование силы только для самообороны, размещение войск только с согласия сторон и т.п.), что мешает эффективному выполнению ее задач. Немало критических замечаний вызывает и практикуемая в последние годы передача прав и обязанностей СБ на проведение ОПМ отдельным государствам и региональным организациям.
Идеи, касающиеся миротворчества и урегулирования конфликтов в Африке в рамках ООН, получили развитие в «Дополнении к программе мира» (1995 г.) и в ежегодных докладах Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. В 1998 г. был опубликован доклад, специально посвященный конфликтным ситуациям в Африке и содержащий рекомендации по их решению. В 1999 г. К.Аннан направил в Совет Безопасности доклад на тему защиты гражданского населения в вооруженных конфликтах, где также уделялось внимание проблеме участия детей в вооруженных конфликтах.
В докладе К.Аннана на 60-й сессии ГА ООН в 2005 г. и в Итоговом документе этой сессии подчеркивалось исключительное право С Б ООН санкционировать принудительные действия для поддержания международного мира и безопасности. Главы государств подписались под принципом «обязанность защищать», означающим, что в случае грубых и систематических нарушений прав человека в каком-либо государстве международное сообщество по решению СБ ООН вправе вмешаться.
Ключевая роль в миротворчестве ООН отводится Африке; в операциях на континенте занято около 80% ее военного и полицейского персонала. Как заявил в мае 2006 г. помощник Генерального секретаря ООН по миротворческим операциям Хеди Аннаби, около 30% состава «голубых касок» - африканцы. Наибольшее число миротворцев приходится на долю Ганы, Нигерии, Эфиопии и ЮАР.
С 1948 г. в Африке были осуществлены 54 миротворческие операции ООН; в 10 из них участвовали африканские силы. В 2005 г. на континенте проводились 8 из 18 операций, осуществляемых ООН в мире, в которых участвовали более 51 тыс. военнослужащих и полицейских. Были завершены 16 операций.
К числу наименее удачных относят миссию ООН в Сомали 1992 г., в которой приняли участие свыше 30 тыс. военных из 20 стран, главным образом из США. Американские спецназовцы, потеряв 18 человек убитыми и 77 ранеными, были эвакуированы, и ООН была вынуждена позже свернуть операцию «голубых касок».
Критике подверглась и деятельность ООН в Руанде. В докладе К.Аннана, представленном в декабре 1999 г., отмечалось, что высшие должностные лица ООН, в том числе сам К.Аннан, отвечавший в то время за миротворческие операции, не смогли адекватно прореагировать на предупреждения, получаемые из миссии ООН в Кигали (Руанда), а члены СБ отказались расширить мандат миссии.
Примером успешных миротворческих миссий ООН специалисты считают содействие достижению независимости Намибии (1989-1990 гг.), третью контрольную миссию ООН в Анголе (1995-1997 гг.). В числе результативных называют также миссии ООН в Сьерра-Леоне и Демократической Республике Конго.
Что касается Сьерра-Леоне, то ООН пришлось приложить достаточно активные усилия для того, чтобы длительный кровопролитный конфликт в этой стране был, наконец, завершен. Первая миссия (МООНСЛ) была создана в 1999 г. с целью способствовать осуществлению Ломейского соглашения. В августе 2000 г. была принята резолюция № 1313 СБ ООН, продлевающая мандат миссии. При этом СБ высказался за расширение ее военного компонента и укрепление военно-технического потенциала, не считая, однако, необходимым изменение миротворческого характера самой операции.








3. Перспективы развития африканского континента
Свободная торговля и открытые рынки могут служить важнейшим инструментом дальнейшего развития африканского континента. Согласование пакета мер по вопросам развития Африки может содействовать достижения успешных результатов в ходе различного рода переговоров.
Особое внимание привлекает экономический аспект взаимоотношений африканских стран и развитых государств, прежде всего в том, что касается «условий торговли» и предоставления помощи. Речь идет о широком круге вопросов, в частности, связанных с экспортно-импортными операциями с зерном и другими продуктами, а также с валютно-финансовым положением африканских стран. Нарастающее отставание темпов роста сельскохозяйственного производства от прироста населения в Африке доказывает, что усилия африканских и развитых стран, направленные на решение производственных проблем, еще недостаточны. Непреходящую остроту продовольственного положения, участившуюся периодичность его обострения нельзя рассматривать отвлеченно, вне связи с производственными возможностями африканских стран.




Заключение
Стремление Франции "сохранить свою Африку" в таком контексте не могло не обернуться "потерей Африки", особенно в эпоху глобализации, которая постепенно разрушает геополитические ниши, существовавшие в системе прежнего миропорядка, где могли укрыться общества, маргинализированные в экономическом, политическом или культурно-психологическом плане.
Одно из новых направлений деятельности ООН - укрепление мира, включающее действия, направленные на выявление и поддержку структур, способных укрепить и утвердить мир с целью недопущения возобновления конфликта. Такого рода действия предполагают восстановление разрушенной конфликтом экономики, контроль за проведением демократических выборов, осуществление совместных проектов и пр.
Значение Африки как поставщика необходимых российской экономике товаров могло бы уже на данном этапе существенно возрасти при наличии политической воли по устранению хронического дисбаланса в российско-африканской торговле. Достаточно сказать, что выравнивание внешнеторгового баланса позволило бы увеличить закупки африканских товаров и их поставки российским потребителям на сумму в 1,4 млрд долл., или примерно в 2 раза больше нынешнего уровня.
Поступая таким образом, Россия на деле продемонстрировала бы свою заинтересованность в дальнейшем развитии взаимовыгодных экономических связей с Африкой. Вместе с тем это позволило бы ей отказаться от дорогостоящего импорта товаров африканского происхождения из третьих стран.
Можно ожидать, что прагматический подход к совершенствованию импортной политики России в Африке будет положительно оценен как в правительственных кругах, так и на деловом уровне, и сыграет исключительно важную роль в деле улучшения имиджа России на континенте. Ведь ныне значение России как делового партнера для Африки в цифровом выражении определяется величиной, как уже указывалось, менее 1%. Поэтому представляется целесообразным еще раз проинвентаризировать реальное состояние российско-африканских торгово-экономических отношений с тем, чтобы на основе полученных результатов и с учетом нынешних весьма обнадеживающих тенденций в экономическом развитии большинства стран Африки, их современного положения в международном разделении труда определить возможности России для упрочения взаимовыгодных связей с африканскими партнерами.









Список литературы
Африка. - М.: Современная педагогика. – М., 2002
Вишневский М. Россия и США в Африке: сотрудничество вместо противостояния. // Азия и Африка 2006. - № 1. С. 12-15
Дейч Т. Миротворчество на африканском континенте. //Азия и Африка 2007. - № 1. С.18-23
Иноземцев С. Началась борьба за африканскую нефть. // Независимое военное обозрение. 2006 - № 2
Лопатов В. Россия и Африка: Кто кому больше нужен. // Азия и Африка 2006. - № 8. С. 17-19
Кривушин И. Франция и Черная Африка в постимперскую эпоху. // Новая и новейшая история 2007. - № 1. С. 3-19
Малахов Б.Африка: экономический рост и ценовые шоки на мировых рынках. // Азия и Африка 2007. - № 3. С. 35-38
Мозамбик. // Страны Африки 2002. Справочно – аналитическое издание. – М., 2002
Хики Д.Африка и миф об американском всемогуществе. // Азия и Африка 2006. - № 2. С. 6-8


Вишневский М. Россия и США в Африке: сотрудничество вместо противостояния. // Азия и Африка 2006. - № 1. С. 12-15
Дейч Т.Операции ООН в Африке. //Азия и Африка 2007. - № 1. С.18-23
Лопатов В. Россия и Африка: Кто кому больше нужен. // Азия и Африка 2006. - № 8. С. 17-19
Кривушин И. Франция и Черная Африка в постимперскую эпоху. // Новая и новейшая история 2007. - № 1. С. 3-19
Малахов Б.Африка: экономический рост и ценовые шоки на мировых рынках. // Азия и Африка 2007. - № 3. С. 35-38
Хики Д. Африка и миф об американском всемогуществе. // Азия и Африка 2006. - № 2. С. 6-8
Малахов Б.Африка: экономический рост и ценовые шоки на мировых рынках. // Азия и Африка 2007. - № 3. С. 35

Малахов Б. Указ. Соч. С. 36
Малахов Б. Указ. Соч. с. 36
Вишневский М. Россия и США в Африке: сотрудничество вместо противостояния. // Азия и Африка 2006. - № 1. С. 13

Малахов Б. Указ. Соч. С. 36
Вишневский М. Указ. Соч. С. 14
Кривушин И. Франция и Черная Африка в постимперскую эпоху. // Новая и новейшая история 2007. - № 1. С. 17

Кривушин И Указ. Соч. С. 18

Лопатов В. Указ. Соч. С. 17

Вишневский М. Указ. Соч. С. 14
Дейч Т. Миротворчество на африканском континенте.. //Азия и Африка 2007. - № 1. С.18

Дейч Т. Указ. Соч С.20













24

1.Африка. - М.: Современная педагогика. – М., 2002
2.Вишневский М. Россия и США в Африке: сотрудничество вместо противостояния. // Азия и Африка 2006. - № 1. С. 12-15
3.Дейч Т. Миротворчество на африканском континенте. //Азия и Африка 2007. - № 1. С.18-23
4.Иноземцев С. Началась борьба за африканскую нефть. // Независимое военное обозрение. 2006 - № 2
5.Лопатов В. Россия и Африка: Кто кому больше нужен. // Азия и Африка 2006. - № 8. С. 17-19
6.Кривушин И. Франция и Черная Африка в постимперскую эпоху. // Новая и новейшая история 2007. - № 1. С. 3-19
7.Малахов Б.Африка: экономический рост и ценовые шоки на мировых рынках. // Азия и Африка 2007. - № 3. С. 35-38
8.Мозамбик. // Страны Африки 2002. Справочно – аналитическое издание. – М., 2002
9.Хики Д.Африка и миф об американском всемогуществе. // Азия и Африка 2006. - № 2. С. 6-8

Вопрос-ответ:

Какое положение Африки в современном мире?

Африка занимает важное положение в современном мире. В последние годы континент активно развивается, становясь одним из самых быстрорастущих регионов экономики. В ряде африканских стран происходит интенсивное индустриализационное развитие и привлечение иностранных инвестиций. Также Африка играет значительную роль в мировой экономике, поставляя ресурсы и международным рынкам и являясь перспективным потребительским рынком для мировых компаний.

Какова роль Африки в мировой экономике?

Африка играет важную роль в мировой экономике. Континент богат природными ресурсами, такими как нефть, газ, минералы и сельскохозяйственные культуры. Экспорт этих ресурсов обеспечивает значительную долю доходов национальных бюджетов многих африканских стран. Более того, Африка является потенциально огромным потребительским рынком для мировых компаний, что привлекает иностранное инвестирование и способствует развитию местной экономики.

Какова политика Франции в отношении Африки?

Франция имеет сложную и долгую историю взаимоотношений с африканским континентом. Франция считает Африку своей сферой влияния и поддерживает ряд своих экономических и политических интересов в регионе. В прошлом Франция сохраняла колониальные связи с некоторыми африканскими странами, а сейчас продолжает влиять на их политику и экономику. Хотя некоторые страны Африки стремятся ослабить свою зависимость от Франции и диверсифицировать свои внешние связи, французская политика остается важным фактором в отношениях между Францией и Африкой.

Какое экономическое развитие имеет Африка?

Африка является одним из наиболее быстроразвивающихся регионов мира. В последние годы континент испытал значительный экономический рост. Ряд стран Африки, таких как Нигерия, ЮАР и Кения, являются крупными экономическими игроками и имеют сильные торговые связи с другими странами.

Какую роль играет Африка в мировой экономике?

Африка играет все более значимую роль в мировой экономике. Различные страны континента являются поставщиками ценных ресурсов, таких как нефть, газ, алмазы и другие минеральные ресурсы. Кроме того, Африка становится все более привлекательным рынком для инвесторов и предпринимателей со всего мира.

Какую политику в отношении Африки проводит Франция?

Франция имеет долгую и сложную историю взаимоотношений с Африкой. Она традиционно поддерживает свои интересы и влияние в бывших колониях на континенте. Франция продолжает вести активную политику в Африке, поддерживая своих союзников и обеспечивая безопасность в регионе.

Какие страны поддерживают взаимоотношения с Африкой?

Африка имеет широкие дипломатические связи с различными странами мира. Крупные игроки, такие как Китай, США и Индия, активно взаимодействуют с африканскими странами в сфере торговли, инвестиций и развития. Кроме того, многие другие страны Европы, Азии и Латинской Америки развивают свои отношения с Африкой.

Каковы перспективы развития африканского континента?

Перспективы развития африканского континента весьма обнадеживающие. Страны Африки активно работают над привлечением инвестиций, развитием своих экономик и повышением уровня жизни населения. Также наблюдается укрепление демократических институтов и расширение международного сотрудничества. Однако, реализация этих перспектив требует дальнейших усилий и поддержки со стороны международного сообщества.

Какова роль Африки в мировой экономике?

Африка имеет значительный потенциал для развития экономики и играет важную роль в мировой экономике. Континент обладает большими природными ресурсами, такими как нефть, газ, минеральные руды, а также сельскохозяйственные угодья. Экспорт этих ресурсов составляет значительную часть ВВП Африки. Кроме того, страны Африки имеют население более 1,3 миллиарда человек, что создает огромный потенциал для развития внутреннего рынка и международной торговли. В последние годы некоторые африканские страны стали активно привлекать иностранные инвестиции и развивать промышленность и инфраструктуру, что способствует росту экономики континента.

Какую политику в отношении Африки ведет Франция?

Франция имеет долгую историю взаимоотношений с африканскими странами, особенно с теми, которые ранее являлись ее колониями. Франция поддерживает свои интересы в регионе и устанавливает тесные связи с правительствами африканских стран. Это проявляется в таких областях, как экономическое сотрудничество, сельское хозяйство, образование и культура. Некоторые критики утверждают, что Франция сохраняет некоторое влияние на африканские страны и вмешивается во внутренние дела, однако фактический уровень влияния французского правительства в разных странах Африки может различаться и зависеть от различных факторов.

Какое взаимодействие с Африкой поддерживает Россия?

Россия стремится развивать отношения с африканскими странами на основе взаимовыгодного сотрудничества. Российские компании активно инвестируют в африканские проекты в различных отраслях, таких как добыча природных ресурсов, энергетика, сельское хозяйство и инфраструктура. Россия также оказывает помощь в области образования и здравоохранения, предоставляет гранты и кредиты для развития африканских стран. Политический диалог и сотрудничество между Россией и Африкой продолжается на различных уровнях, включая межгосударственные встречи и экономические форумы.

Какое положение занимает Африка в современном мире?

Африка занимает важное положение в современном мире. Она является вторым по численности населения континентом, а также богатым природными ресурсами. В последние годы происходит активное экономическое развитие континента, что делает его все более значимым с точки зрения мировой экономики и политики.