Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Возрастные особенности внимания у дошкольников с ЗПР

  • 70 страниц
  • 51 источник
  • Добавлена 02.07.2008
1 200 руб. 4 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования возрастных особенностей внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Внимание как один из психических процессов
1.1.2. Основные виды внимания
1.1.3. Основные характеристики свойств внимания
1.1.4. Развитие внимания
1.2. ЗПР как одна из форм недоразвития детей, особенности таких детей
1.3. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выводы по 1 главе
Глава 2. Проведение констатирующего эксперимента по изучению развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1.Цель, задачи и методики констатирующего эксперимента
2.2. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента
2.3. Сравнительный анализ изучаемых групп детей старшего дошкольного возраста
2.4. Обработка полученных результатов по Т-критерию Стьюдента
Выводы по 2 главе
Глава 3. Методические рекомендации, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

в группе 1 – в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Ср. знач. в группе 3 – в группе детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития
В группах детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей с нормативным вариантом развития значимые различия (при р<=0,001) обнаружены по методике «Найди и вычеркни», изучающей продуктивность и устойчивость внимания и по методике, изучающей сосредоточенность и устойчивость внимания, у детей с ЗПР эти характеристики внимания развиты намного хуже, чем у детей с нормативным вариантом развития.
Выводы по 2 главе
После проведения констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:
Развитие уровня сосредоточения внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приближено к нормативному варианту развития.
Развитие продуктивности и устойчивости внимания в группе старших дошкольников с ЗПР развито плохо, не доходит до нормативного варианта развития.
Развитие объема внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР приближено к нормативному варианту развития внимания в онтогенезе.
Находится на очень низком уровне развития такое качества внимания как сосредоточение и устойчивость.
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития больше всего страдает такая характеристика внимания как устойчивость, т.к. в обеих методиках по которым получены самые низкие показатели, изучается уровень развития устойчивости внимания. Поэтому коррекционная и методическая работа должны быть в первую очередь направлены на развитие этой характеристики, относящейся к развитию внимания.
При правильно построенной коррекционной работе, дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития смогут приблизиться к нормативному варианту развития.


Глава 3. Методические рекомендации, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки [28, с. 78].
Внимание обладает определенными свойствами:
- объемом,
- устойчивостью,
- концентрацией,
- избирательностью,
- распределением,
- переключаемостью,
- произвольностью.
Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
1. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
2. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
3. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
4. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
5. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями".
В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого [28, с. 81].
Цель методических рекомендаций: предложить игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Правила развития внимания для воспитателей при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР:
1. Заранее планируйте время работы с детьми по развитию внимания у них и исключите на это время все, что отвлекает детей от занятий.
2. Организуйте рабочее место для детей предварительно.
3. Предварительно просмотрите материалы и задания, составьте план работы, для того, чтобы не отвлекаться во время занятий на это и не отвлекать тем самым детей.
4. Приступая к новой теме с детьми по развитию внимания, просмотрите с ними предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает работу по развитию внимания бесполезной.
5. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты), поэтому надо подбирать такой темп, какой будет подходить для детей с которыми Вы работаете.
6. Подавляйте непроизвольное переключение внимания у детей, контролируйте его. Осознав, что дети отвлеклись, новой игрой или упражнением верните их внимание к занятиям.
7. Следует научить ребенка принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.
8. Следует помогать ребенку удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.
Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.
9. Взрослому надо помочь ребенку приобрести навыки самоконтроля.
В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.
Методические и развивающие игры, способствующие развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Упражнения и игры подобраны из следующих источников: [28, с.130; 53, с.6-49]
Занятие 1:
Цель занятия: развитие у детей посредством различных упражнений сосредоточения и устойчивости внимания.
1. Игра "Что изменилось?"
Игра, направленная на развитие сосредоточения внимания.
Ход игры. Различные предметы (игрушка, карандаш, блокнот, ложка и т. п. в количестве 5-10 штук) раскладывают на столе и накрывают листом бумаги. Ребенку предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь ребенка спрашивают: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
Перемешаем нашу "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.
В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считаться победителями в игре.
2. Игра «Где чей домик?»
Игра для развития устойчивости внимания.
Ход игры. Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда можно разрешить использовать карандаш, но со временем карандаш все-таки откладывается в сторону.
3. Упражнение «Хлопни в ладоши»
Упражнение, направленное на развитие сосредоточения внимания.
Ход упражнения. Ребенку называют различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, игра повторяется с начала.
В другой раз ребенку предлагается вставать каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединяется первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
4. Игра «Поем вместе»
Игра для развития устойчивости внимания.
Ход игры: В игру играют всей группой. Один из участников становится ведущим. Ведущий предлагает спеть всем вместе песню, например "Голубой вагон" или "Улыбку". Причём, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно, про себя. Если ведущий хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь в слух. И так несколько раз пока кто нибудь не ошибётся. Тот, кто ошибся, сам становится ведущим.
Занятие 2:
Цель занятия: развитие и тренировка у детей наблюдательности и концентрации внимания.
1. Упражнение "Что изменилось?"
Упражнение для тренировки наблюдательности.
Ход упражнения: Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Воспитатель или психолог вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 2-3 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.
2. Упражнение «Картинки "Найди отличие"»
Данное упражнение направлено на развитие наблюдательности.
Все дети дошкольного возраста с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным.
Ход упражнения: Ребенку предлагается взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Ребенок должен постараться обнаружить различия.
Второй вариант этого упражнения. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
3. Упражнение "Раскрась вторую половинку"
Упражнение на развитие концентрации внимания.
Ход игры: Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
4. Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания)
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 12 минут (для детей с нормативным вариантом развития достаточно и 5 минут, но в нашем случае работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР).
Занятие 3:
Цель занятия: развитие у детей устойчивости и объема внимания.
1. Упражнение "Бди, не зевай"
Упражнение направленно на развитие устойчивости внимания.
Ход игры: Все играющие образуют большой круг. И ведущий (в данном случае воспитатель) объясняет правила игры: «Начинаем по очереди, один хлопает в ладоши, следующий за ним приседает и так далее через одного, хлопает в ладоши, приседает и т.д. Понятно». Если дети отвечают понятно, воспитатель начинает игру, если не понятно, то воспитатель объясняет еще раз. Затем говорит: «Давайте попробуем, поиграем».
Начинать игру необходимо в медленном темпе, затем по мере усвоения правил игры темп увеличивается. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остаются три человека они объявляются победителями.
2. Упражнение «Угадай»
В данном упражнении происходит развитие объема внимания у детей.
Ход упражнения: На столе разложены различные игрушки по форме и фактуре, в количество 5 -7 штук (с учетом того, что у нас дети с ЗПР, целесообразно предложить 5 игрушек).
Всем детям предлагают внимательно посмотреть на разложенные игрушки, потрогать руками и запомнить. Затем, по очереди, завязывают глаза, меняют порядок игрушек на столе и просят взять любую и, ощупывая игрушку сказать, что он держит в руке. Задание можно усложнить, попросив ребенка отвечать на вопросы ведущего, (какого она цвета, какая на ощупь и т.д.).
3. Упражнение «Найди отличия в рисунке»
Данное упражнение развивает и устойчивость, и объем внимания. Предложенное упражнение очень любят дети дошкольного возраста с ЗПР.
Ход упражнения: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее воспитателю или психологу, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
4. Игра «Запрещенное движение»
Игра направлена на развитие устойчивости внимания, а также на развитие двигательно-моторного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Ход игры: Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
Занятие 4:
Цель занятия: развитие у детей зрительного внимания.
Все упражнения, входящие в данное занятие направлены на развитие зрительного внимания.
1. Упражнение «Исключение лишнего»
Ход упражнения: Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
2. Упражнение «Найди отличия»
Ход упражнения: Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
3. Упражнение «Лабиринт»
Ход упражнения: Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
4. Упражнение «назови предмет»
Ход упражнения: Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
Занятие 5:
Цель занятия: развитие у детей слухового внимания.
Все упражнения, входящие в данное занятие направлены на развитие слухового внимания у детей с ЗПР.
1. Упражнение «Что звучало?»
Ход упражнения: Детям демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а дети называют, что звучало. Побеждает тот, кто больше всего угадает звуков.
2. Игра «Четыре стихии»
Ход игры: Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
3. Игра «Послушай и произведи»
Ход игры: Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым (воспитателем, музыкальным работником или психологом), ритмичные удары палочкой по столу.
Побеждает тот, кто более точно воспроизвел ритмичные удары.
Занятие 6:
Цель занятия: все упражнения входящие в данное занятие направлены на общее стимулирование внимания у детей.
Направлены упражнения на развитие объема, устойчивости, распределения и переключения внимания.
1. Игра «Будь внимателен»
Ход игры: Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» - прыгать, «лошадки» - ударять «копытом» об пол, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны и т.д.
2. Упражнение «Слушай звуки»
Ход игры: дети идут по кругу. Звучит звон колокольчика и дети, например, приседают (можно придумать другое действие), затем дети идут дальше по кругу. Звучит барабанная дробь, и дети встают на одну ножку (можно придумать другое действие).
Если кто-нибудь перепутал звуки и действия, то он выбывает из игры.
Победителя можно наградить маленьким призом.
3. Игра «Запретный номер»
Ход игры: играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается «запретное число», это число нельзя произносить, вместо него надо хлопать в ладоши, соответствующее количество раз.
Тот, кто ошибется и назовет число вслух, выбывает из игры.
4. Игра «Противоположные движения»
Ход игры: Дети становятся в две шеренги, друг против друга. Вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой: если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т.д.
Занятие 7:
Цель занятия: развитие активного внимания у детей.
1. Игра «Слушай хлопок»
Ход игры: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая – поджата, руки - в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.
Тот из детей, кто ошибется, выходит из игры.
2. Упражнение "Бди, не зевай" (повтор упражнения цикла занятий №3)
Ход игры: Все играющие образуют большой круг. И ведущий (в данном случае воспитатель) объясняет правила игры: «Начинаем по очереди, один хлопает в ладоши, следующий за ним приседает и так далее через одного, хлопает в ладоши, приседает и т.д. Понятно». Если дети отвечают понятно, воспитатель начинает игру, если не понятно, то воспитатель объясняет еще раз. Затем говорит: «Давайте попробуем, поиграем».
Начинать игру необходимо в медленном темпе, затем по мере усвоения правил игры темп увеличивается. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остаются три человека они объявляются победителями.
3. Игра «Зеваки»
Ход игры: Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Допустивший ошибку выходит из игры.
4. Игра «Запретный номер» (повтор игры из цикла занятий №7)
Ход игры: играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается «запретное число», это число нельзя произносить, вместо него надо хлопать в ладоши, соответствующее количество раз.
Тот, кто ошибется и назовет число вслух, выбывает из игры.
Занятие 8:
Цель занятия: развитие у детей сосредоточения и устойчивости внимания.
1. Игра "Что изменилось?"
Игра, направленная на развитие сосредоточения внимания.
Ход игры. Ведущий ставит перед детьми от трех до семи игрушек, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
2. Игра «Найди отличия»
Ход игры: Ведущий показывает детям два почти одинаковых рисунка и просит найти, чем один рисунок отличается от другого. Примеры картинок для сравнения можно найти в детских журналах, пособиях или придумать и нарисовать самим.
3. Игра «Найди одинаковые»
Ход игры: Ведущий предлагает детям найти на рисунке два одинаковых предмета.
4. Игра «Карлики и великаны»
Ход игры: По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Занятие 9:
Цель занятия: развитие активного внимания у детей
1. Игра «Замри»
Ход работы: По сигналу ведущего все дети должны замереть в той позе, в которой были в момент сигнала. Тот, кто шевелится, проигрывает: его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
2. Упражнение «Слушай звуки» (повтор упражнения из цикла занятий №6)
Ход игры: дети идут по кругу. Звучит звон колокольчика и дети, например, приседают (можно придумать другое действие), затем дети идут дальше по кругу. Звучит барабанная дробь, и дети встают на одну ножку (можно придумать другое действие).
Если кто-нибудь перепутал звуки и действия, то он выбывает из игры.
3. Игра «Найди одинаковые детали»
Ход игры: Ведущий предлагает детям найти на двух игрушках две одинаковые детали (можно увеличить количество игрушек).
4. Игра «Слон и Моська»
Ход игры: По команде «Слон» дети топают ногами, по команде «Моська» хлопают в ладоши. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Заключение
Итак, в заключение нашей работы отметим ещё раз некоторые факты.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Таким образом, под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Но, говоря о двух зонах ясности и отчетливости сознания, следует иметь в виду, что в неясной зоне сознания существуют свои фазы смутности и неотчетливости. Как и в поле зрения, чем ближе к центру, тем более отчетливо мы сознаем те или иные явления. Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями зон сознания.
Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в Данный момент в психике человека.
Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
В своей работе мы рассмотрели особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.).
Всем детям с ЗПР свойственны снижение внимания и работоспособности. Снижение устойчивости внимания может иметь разный характер. Некоторые дети обнаруживают максимальное напряжение внимания в начале выполнения экспериментальных упражнений, у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, а третьи проявляют значительные колебания в течение всего эксперимента. Снижение внимания во многом зависит от раздражителей, посторонних по отношению к выполняемому заданию.
У детей с задержкой психического развития можно отметить следующие специфические особенности внимания: неустойчивость, низкая концентрация, различная степень распределения, малый объем, трудности в произвольном внимании, которые могут корригироваться в процессе проведения специальных упражнений.
Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало.
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Исходя из проведённого нами констатирующего эксперимента, можно сделать следующие выводы:
Развитие уровня сосредоточения внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приближено к нормативному варианту развития.
Развитие продуктивности и устойчивости внимания в группе старших дошкольников с ЗПР развито плохо, не доходит до нормативного варианта развития.
Развитие объема внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР приближено к нормативному варианту развития внимания в онтогенезе.
Находится на очень низком уровне развития такое качества внимания как сосредоточение и устойчивость.
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития больше всего страдает такая характеристика внимания как устойчивость, т.к. в обеих методиках по которым получены самые низкие показатели, изучается уровень развития устойчивости внимания. Поэтому коррекционная и методическая работа должны быть в первую очередь направлены на развитие этой характеристики, относящейся к развитию внимания.
Итак, при правильно построенной коррекционной работе, дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития смогут приблизиться к нормативному варианту развития.





Список литературы
Бардиер Г., Розман И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб.: Стройлеспечать, 1996. - 93 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000. - 60 с.
Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992. – 198 с.
Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. – 132 с.
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54-60.
Власова Т.А. , Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1978. – 241 с.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. – 167 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985. – 197 с.
Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – 167 с.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно–развивающего обучения, Ростов – на – Дону, АРКТИ, - 224 с.
Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996, № 6, - с. 47- 53.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - 180 с.
Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.
Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей 6 лет // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 11-12, с. 40-41.
Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т.В.Антоновой, - М., 1995. – 93 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1988. – 98 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991. – 123 с.
Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1976. – 85 с.
Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха и интеллекта. - М., 1990. – 145 с.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1989. – 86 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
Монина Г.М., Лютова Е.А. Проблемы маленького ребенка. – М., 2006. – 235 с.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
Никольская А.А. Возрастная педагогическая психология. – Дубна: Феникс+, 2001. – 332 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических ф-тов пед. ин-тов /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994. - 416 с.
Осадчук О.Л. Методология проблемы обучения старших дошкольников психической саморегуляции // Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: Матер. всерос. науч.-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1997, с. 162-166.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1987. – 345 с.
Психология и педагогика: Учебн. пособие для студентов вузов / ред. Бодалев А.А., ред. Жуков В.И., ред. Лаптев Л.Г., ред. Сластенин В.А. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с.
Психология и педагогика: Учебное пособие. – М – Новосибирск: ИНФА-М-НГАЭиУ, 1998. – 175 с. – (Высшее образование)
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / сост. и отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1996. – 336 с.
Российская педагогическая энциклопедия (РПЭ). - М., 1993. – 789 с.
Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69.
Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. - Киев,1987. – 234 с.
Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980. – 175 с.
Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. - М., 1983. - 121 с.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974. – 456 с.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 253 с.
Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г. – 112 с.
Энциклопедия психологических тестов для детей. – Издательство «Аркадия», 1997. – 256 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1993. – 312 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет - М: Учпедгиз, 1960г. – 289 с.
Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1985. – 69 с.
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001. – 112 с.













2

1.Бардиер Г., Розман И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб.: Стройлеспечать, 1996. - 93 с.
2.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000. - 60 с.
3.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992. – 198 с.
4.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. – 132 с.
5.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54-60.
6.Власова Т.А. , Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
7.Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1978. – 241 с.
8.Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. – 167 с.
9.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
10.Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985. – 197 с.
12.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – 167 с.
14.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно–развивающего обучения, Ростов – на – Дону, АРКТИ, - 224 с.
15.Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996, № 6, - с. 47- 53.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - 180 с.
17. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
19. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.
20. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей 6 лет // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 11-12, с. 40-41.
21. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т.В.Антоновой, - М., 1995. – 93 с.
22. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1988. – 98 с.
23. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991. – 123 с.
24. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1976. – 85 с.
25. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха и интеллекта. - М., 1990. – 145 с.
26. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1989. – 86 с.
27.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
28.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
29. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
30.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
31.Никольская А.А. Возрастная педагогическая психология. – Дубна: Феникс+, 2001. – 332 с.
32. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических ф-тов пед. ин-тов /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994. - 416 с.
33. Осадчук О.Л. Методология проблемы обучения старших дошкольников психической саморегуляции // Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: Матер. всерос. науч.-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1997, с. 162-166.
34. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1987. – 345 с.
35. Психология и педагогика: Учебн. пособие для студентов вузов / ред. Бодалев А.А., ред. Жуков В.И., ред. Лаптев Л.Г., ред. Сластенин В.А. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с.
36. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М – Новосибирск: ИНФА-М-НГАЭиУ, 1998. – 175 с. – (Высшее образование)
37. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / сост. и отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1996. – 336 с.
38. Российская педагогическая энциклопедия (РПЭ). - М., 1993. – 789 с.
39. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69.
40. Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. - Киев,1987. – 234 с.
41. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980. – 175 с.
42. Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. - М., 1983. - с.
43. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974. – 456 с.
44. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 253 с.
45. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.
46. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г. – 112 с.
48. Энциклопедия психологических тестов для детей. – Издательство «Аркадия», 1997. – 256 с.
49. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1993. – 312 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет - М: Учпедгиз, 1960г. – 289 с.
51. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1985. – 69 с.


Основные характерные трудности мыслительных процессов и связной речи у дошкольников с ЗПР

Содержание

Введение

Глава 1. Методологических и теоретических подходов к изучению мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития

1.1 Характеристика мыслительных операций и развитие их в онтогенезе

1.2 Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР

1.3 Особенности мышления и речи детей с ЗПР

1.4 Коррекционная работа по формированию мышления и речи у дошкольников с ЗПР

Глава 2. Исследование мышления и речи у нормально развивающихся дошкольников и детей с ЗПР

2.1 Сравнительный анализ методик обследования мышления и речи у дошкольников

2.2 Принципы, цели и задачи эксперимента. Особенности контингента

2.3 Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и нормально речевого развития

Глава 3. Анализ результатов изучения мышления и речи дошкольников.

3.1 Анализ обследования мышления и речи детей с нормальным речевого развития

3.2 Анализ обследования мышления и речи детей с ЗПР

3.3 Сравнительный анализ мышления и речи детей с нормальным речевого развития и ЗПР

3.4 Основные направления и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР по развитию мышления и речи

Вывод

Библиография

Запрос

Введение

Количество детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности и родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для таких детей характерно отставание в сроках развития и всех форм мышления; в начале обучения этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной деятельности.

Одна актуальных задач на современном этапе логопедии является изучение речи и мышления функций дошкольников с ЗПР.

В работе исследований мы изучили следующую проблему:

· Каков уровень мыслительных операций и речевых возможностей дошкольников с ЗПР.

Узнать стоимость работы