Уровень качества жизни в совремменой России

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономическая теория
  • 9393 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 24.04.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Понятие уровня и качества жизни населения
1.2. Показатели уровня и качества жизни
1.3. Факторы, влияющие на качество жизни
Выводы по главе 1
2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
2.1. Доходы, расходы населения и прожиточный минимум
2.2. Система образования
2.3. Система здравоохранения
2.4. Оценка качества жизни населения Санкт - Петербурга
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2

Фрагмент для ознакомления

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
Величина прожиточного минимума представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Величина прожиточного минимума
Все население В том числе по социально-демографическим группам трудоспособное население пенсионеры дети 3544 4045 2611 3102
Величина прожиточного минимума больше всего для трудоспособного населения.
2.2. Система образования
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Число дошкольных учреждений представлено в таблице 2.3.

Таблица 2.3.
Число дошкольных учреждений

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Санкт - Петербург 1728 1450 1214 1195 1175 1146 1126 1107 РФ 87944 68593 51329 49981 48878 47835 47185 46518


Рис. 2.1. Динамика численности дошкольных учреждений

Число дошкольных учреждений сокращается с каждым годом. В 1990 и 1995 годах их число упало на 16%. В дальнейшем спад сократился до 2% в год. В целом с 1990 года число дошкольных учреждений сократилось на 32%.
Тенденция численности дошкольных учреждений РФ совпадает с тенденцией численности дошкольных учреждений Санкт – Петербурга.
Число дошкольных учреждений города составляет на протяжении 17 лет 2% от числа дошкольных учреждений страны.
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
В таблице 2.4. показана численность дневных общеобразовательных учреждений.

Таблица 2.4.

Численность дневных общеобразовательных учреждений

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Санкт - Петербург всего 756 802 812 804 795 796 781 государственные учреждения 642 710 734 742 734 726 727 710 негосударственные учреждения 46 68 70 70 69 69 71 РФ всего 67571 68970 67063 66833 65662 64466 63182 61497 государственные учреждения 67571 68445 66428 66171 64979 63759 62474 60771 негосударственные учреждения 525 635 662 683 707 708 726


Рис. 2.2. Численность дневных общеобразовательных учреждений

Число дневных общеобразовательных учреждений имеет тенденцию к сокращению с 2001 года.
С 1995 по 2001 год происходило увеличение числа дневных общеобразовательных учреждений: 7%. С 2001 года их число уменьшается с каждым годом на 1-2%.
Число государственных дневных общеобразовательных учреждений в 10 раз больше, чем негосударственных.
Сравнивая численность дневных общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга и РФ, можно сказать, что общее число учреждений города составляет 1% от числа дневных учреждений страны, что является неплохим результатом. 10% негосударственных дневных общеобразовательных учреждений страны приходится именно на Санкт – Петербург.
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
Число высших учебных учреждений представлено в таблице 2.5.
Таблица 2.5.

Число высших учебных учреждений

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Санкт- Петербург всего 56 78 88 92 90 90 87 государственные учреждения 41 42 47 46 47 48 49 48 негосударственные учреждения 14 31 42 45 42 41 39 РФ всего 762 965 1008 1039 1044 1071 1068 государственные учреждения 514 569 607 621 655 652 662 655 негосударственные учреждения 193 358 387 384 392 409 413


Рис. 2.3. Число высших учебных учреждений

Число высших учебных заведений с 2002 года имеет тенденцию к сокращению.
С 1995 года по 2000 год произошло увеличение числа высших учебных заведений на 29%, с 2000 года по 2001 год – на 12%, с 2001 года по 2002 год – на 4%.
С 2002 года по 2005 год число высших учебных заведений уменьшилось на 6%.
Число высших учебных заведений Санкт – Петербурга составляет 8% от числа высших учебных заведений РФ. С 2002 года сократилась доля негосударственных высших учебных заведений на 3%: с 12% - в 2002 году, до 9% - в 2005 году.

Численность детей в дошкольных учреждениях представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6.

Численность детей в дошкольных учреждениях

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 241.5 171 135.5 133.1 130.7 131.6 134.6 139.6


Рис. 2.4. Численность детей в дошкольных учреждениях

Из рисунка видно, что с 1990 года происходило уменьшение численности детей в дошкольных учреждениях. С 2002 года эта тенденция изменилась в обратную сторону и наблюдается увеличение численности детей.

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений показана в таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 всего 564,1 514,7 492,6 465,2 436,2 408,2 382,2 государственные учреждения 548,8 560,2 508,6 485,8 458,6 430,1 402,2 376,6 негосударственные учреждения 4 6,1 6,8 6,6 6,1 6 5,6


Рис. 2.5. Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений сокращается с каждым годом в среднем на 7%.
Численность студентов высших учебных заведений показана в таблице 2.8.

Таблица 2.8.

Численность студентов высших учебных заведений

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 всего 217,8 356,7 383,9 380,1 421,8 443,4 428,8 государственные учреждения 247,5 205,6 315,6 330,1 318,9 352,8 367,8 381 негосударственные учреждения 12,2 41,1 53,8 61,2 69 75,6 47,8


Рис. 2.6. Численность студентов высших учебных заведений

До 2004 года происходило увеличение численность студентов высших учебных заведений. В 2005 году наметилась тенденция к снижению на 4%.
2.3. Система здравоохранения
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10000 населения, посещений в смену, значение показателя за год представлена в таблице 2.9.

Таблица 2.9.

Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10000 населения, посещений в смену, значение показателя за год

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 322,1 324,7 327,7 330,4 337,1 341,2 344,7 334,1 336,4 337,8


Рис. 2.7. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10000 населения, посещений в смену, значение показателя за год

Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями резко сократилась в 2003 году на 4%, но с 2004 года стала увеличиваться.
Обеспеченность врачами на 10000 населения представлена в таблице 2.10.

Таблица 2.10.

Обеспеченность врачами на 10000 населения, человек, значение показателя за год

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 71,8 73,9 74,3 73,9 75,3 75,9 76,2 77,8 77,9 80,3 82,3


Рис. 2.8. Обеспеченность врачами на 10000 населения

С каждым годом происходит увеличение показателя обеспеченности врачами.
Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 населения показана в таблице 2.11.
Таблица 2.11.
Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 населения, человек, значение показателя за год
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 112,8 114,1 114,3 111 110,6 104,7 101,3 104,1 103,6 105,9 106,7


Рис. 2.9. Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 населения

С 2001 года наблюдается скачкообразное увеличение среднего медицинского персонала.
Обеспеченность больничными койками на 10000 населения показана в таблице 2.12.

Таблица 2.12.

Обеспеченность больничными койками на 10000 населения, единица, значение показателя за год

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 103,7 102,5 100,8 100,3 101 103,2 102,2 103,1 100,3 99,4 100,4


Рис. 2.10. Обеспеченность больничными койками на 10000 населения

Обеспеченность больничными койками колеблется в течение 11 лет. С 2004 года по 2005 год происходит увеличение.
2.4. Оценка качества жизни населения Санкт - Петербурга
На период с 2005 по 2008 год главной целью социально - экономического развития Санкт-Петербурга является рост благосостояния жителей Санкт-Петербурга при условии обеспечения в соответствии со стандартами проживания в Санкт-Петербурге:
качества жизни населения Санкт-Петербурга;
доступности ресурсов для населения Санкт-Петербурга, государства и экономики Санкт-Петербурга и эффективного их использования;
эффективности, доступности и качества услуг для населения Санкт-Петербурга, государства и экономики Санкт-Петербурга.
В качестве показателя, характеризующего благосостояние жителей Санкт-Петербурга, принимается отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения (Табл. 2.13.)

Таблица 2.13.

Отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения

Наименование показателя Базовое значение 2003 год 2004 год (отчет) Целевое значение 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год Отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения, раз 2,67 3,08 3,13 3,28 3,41 4,36
Для достижения главной цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы и соблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей Программы, органы государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивают выполнение указанных ниже задач и достижение следующих целевых ориентиров (табл. 2.14.)
Таблица 2.14.
Задачи и целевые ориентиры для улучшения качества жизни населения
№ п/п Задача Наименование целевого ориентира Базовое значение, 2003 год 2004 год (отчет) Целевое значение 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 1 Сокращение масштабов бедности Доля населения со среднедушевыми доходами в семье ниже прожиточного минимума, % 17,5 17,0 16,2 15,6 14,8 10,0 Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), единиц 0,388 0,462 0,457 0,45 0,43 0,345 Децильный коэффициент дифференциации доходов, разы 1:6,27 - - - - 1:5 2 Обеспечение высоких доходов жителей Санкт - Петербурга Среднедушевые денежные доходы, тыс. руб. в месяц 6,9 8,7 10,8 12,6 14,7 17,0 3 Повышение качества городской среды Санкт - Петербурга Выполнение нормативов стандартов проживания в Санкт – Петербурге (доля нормативов стандартов проживания в Санкт - Петербурге, для которых выполняются гарантируемые значения), % 75 85 95
Для решения задач и достижения целевых ориентиров Программы органы государственной власти Санкт-Петербурга в установленном порядке разрабатывают, принимают и исполняют необходимые нормативные правовые акты, целевые программы Санкт-Петербурга. Стандарт качества жизни населения в Санкт-Петербурге утверждается законом Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга утверждает стандарты обеспечения жизнедеятельности в Санкт-Петербурге и отраслевые стандарты проживания в Санкт-Петербурге.
Перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы разработан в соответствии с Положением об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.03.2004 № 402.
Перечень состоит из двух групп стандартов проживания в Санкт-Петербурге:
стандарты обеспечения жизнедеятельности в Санкт-Петербурге;
отраслевые стандарты проживания в Санкт-Петербурге.
Каждый стандарт проживания содержит формулировку обязательств исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и систему показателей (далее - нормативы стандарта). Для каждого норматива стандарта задаются нормативные значения и базовое значение.
Нормативные значения:
Гарантируемое значение - минимально или максимально допустимое значение норматива стандарта, обеспечить которое обязаны исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.
В случае если гарантируемое значение приводится без уточнения минимума или максимума, следует ориентироваться на целевое (прогнозное) значение. Когда целевое (прогнозное) значение больше гарантируемого, то указанное гарантируемое значение является минимальным, в случае когда целевое (прогнозное) значение меньше гарантируемого, - указано максимальное значение показателя.
Целевое значение - значение норматива стандарта на конец периода действия стандартов проживания, на достижение которого направлена деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В случае невозможности или нецелесообразности установления целевого значения может быть установлено прогнозное значение для использования в целях государственного планирования.
Базовое значение - значение норматива стандарта, достигнутое на начало периода действия стандартов проживания (для Перечня за начало периода принят 2003 год).
Индекс развития человеческого потенциала (И.Р.Ч.П.) - система показателей, принятая Организацией Объединенных Наций (ООН) с целью интегративной оценки качества жизни населения страны - члена ООН.
И.Р.Ч.П. определяется на основе следующих показателей: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт. И.Р.Ч.П. отражает средний уровень обеспечения страной базового человеческого потенциала и свидетельствует о том, сколько еще предстоит сделать стране для достижения некоторых определенных целей: средней продолжительности жизни в 85 лет; доступа к образованию для 100% населения; обеспечения населению достойного уровня доходов.
При расчете И.Р.Ч.П. все три базовых показателя сводятся к единой системе измерения путем определения достижений по каждому показателю как относительной дистанции от желаемой цели. Максимальное и минимальное значение каждой переменной переносятся на шкалу от 0 до 1, причем каждая страна располагается в определенной точке этой шкалы. При расчете И.Р.Ч.П. определяется мера относительных достижений этой страны по каждой из трех базовых переменных и рассчитывается простая средняя величина всех трех показателей. Чем ближе страна к величине И.Р.Ч.П., равной 1, тем меньше тот путь, который еще предстоит пройти этой стране до уровня и качества жизни, принимаемых за должные.

В таблице 2.15. представлены данные об индексе развития человеческого потенциала в РФ и Санкт – Петербурге.

Таблица 2.15.

Индекс развития человеческого потенциала в РФ и Санкт – Петербурге

ВРП на душу насел. Индекс дохода Ожидаем. продолжител. жизни, лет Индекс долголетия Уровень грамотности, % Полнота охвата обучением, % Индекс образованности ИРЧП РФ 7438 0,72 65,29 0,67 99 69,8 0,89 0,76 Санкт-Петербург 7015 0,71 66,19 0,69 99,8 85,9 0,95 0,78
Сравнивая индекс развития человеческого потенциала Санкт – Петербурга и РФ, можно заметить, что:
в городе выше на 1 год ожидаемая продолжительность жизни,
индекс долголетия выше на 0,02,
выше уровень грамотности на 0,8,
полнота охвата обучения выше на 16,1%,
индекс образованности выше на 0,06,
общий ИРЧП выше на 0,02
Но в тоже время наблюдается ниже уровень ВРП на душу населения на 423 дол. и индекс дохода ниже, чем по стране на 0,01.
Выводы по главе 2
За 2006 год средняя номинальная заработная плата составила 12 979 рублей. Реальная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в 2006 году составила 114,9% к 2005 году.
Величина прожиточного минимума больше всего для трудоспособного населения.
Число дошкольных учреждений сокращается с каждым годом. В 1990 и 1995 годах их число упало на 16%. В дальнейшем спад сократился до 2% в год. В целом с 1990 года число дошкольных учреждений сократилось на 32%.
Число дневных общеобразовательных учреждений имеет тенденцию к сокращению с 2001 года.
С 1995 по 2001 год происходило увеличение числа дневных общеобразовательных учреждений: 7%. С 2001 года их число уменьшается с каждым годом на 1-2%.
Число государственных дневных общеобразовательных учреждений в 10 раз больше, чем негосударственных.
Число высших учебных заведений с 2002 года имеет тенденцию к сокращению.
С 1995 года по 2000 год произошло увеличение числа высших учебных заведений на 29%, с 2000 года по 2001 год – на 12%, с 2001 года по 2002 год – на 4%.
С 2002 года по 2005 год число высших учебных заведений уменьшилось на 6%.
С 1990 года происходило уменьшение численности детей в дошкольных учреждениях. С 2002 года эта тенденция изменилась в обратную сторону и наблюдается увеличение численности детей.
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений сокращается с каждым годом в среднем на 7%.
До 2004 года происходило увеличение численность студентов высших учебных заведений. В 2005 году наметилась тенденция к снижению на 4%.
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями резко сократилась в 2003 году на 4%, но с 2004 года стала увеличиваться.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Категория «качество жизни» характеризует существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Для характеристики уровня жизни населения применяются следующие группы показателей: синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.); натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.); показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т. д.).
Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей людей.
Среднедушевые денежные доходы населения Российской Федерации в ноябре 2006 г. составили 10288 руб., что на 24% больше, чем в соответствующем месяце 2005 г.; вместе с тем еще очень велика остается сумма суммарной задолженности по заработной плате населению (на 1 декабря 2006 г. она составила 5633 млн. руб.); в течение января-ноября 2006 г. продолжался рост потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги (величина роста за этот период составила 8,2%).
К факторам, влияющим на качество жизни населения можно отнести следующие: темпы экономического роста; появление новых технологий, способствующих более рациональному использованию природных ресурсов; загрязнение окружающей среды в процессе производства и потребления товаров и услуг; изменение величины безработицы в стране и др.
За 2006 год средняя номинальная заработная плата составила 12 979 рублей. Реальная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в 2006 году составила 114,9% к 2005 году.
Величина прожиточного минимума больше всего для трудоспособного населения.
Число дошкольных учреждений сокращается с каждым годом. В 1990 и 1995 годах их число упало на 16%. В дальнейшем спад сократился до 2% в год. В целом с 1990 года число дошкольных учреждений сократилось на 32%.
Число дневных общеобразовательных учреждений имеет тенденцию к сокращению с 2001 года.
С 1995 по 2001 год происходило увеличение числа дневных общеобразовательных учреждений: 7%. С 2001 года их число уменьшается с каждым годом на 1-2%.
Число государственных дневных общеобразовательных учреждений в 10 раз больше, чем негосударственных.
Число высших учебных заведений с 2002 года имеет тенденцию к сокращению.
С 1995 года по 2000 год произошло увеличение числа высших учебных заведений на 29%, с 2000 года по 2001 год – на 12%, с 2001 года по 2002 год – на 4%.
С 2002 года по 2005 год число высших учебных заведений уменьшилось на 6%.
С 1990 года происходило уменьшение численности детей в дошкольных учреждениях. С 2002 года эта тенденция изменилась в обратную сторону и наблюдается увеличение численности детей.
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений сокращается с каждым годом в среднем на 7%.
До 2004 года происходило увеличение численность студентов высших учебных заведений. В 2005 году наметилась тенденция к снижению на 4%.
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями резко сократилась в 2003 году на 4%, но с 2004 года стала увеличиваться.
Несмотря некоторые позитивные сдвиги сложившаяся демографическая ситуации остается сложной и характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровень смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, практически исчерпанным миграционным потенциалом.
Данные параметры и тенденции демографического развития не отвечают стратегическим интересам Российской Федерации и представляют угрозу национальной безопасности России.
Сокращение численности детей и подростков ведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, ослаблению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России.
В связи со старением населения возникает дефицит рабочей силы, увеличивается нагрузка на систему здравоохранения, обостряются проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.
Медленные темпы реформирования отечественного здравоохранения, образования и социальной сферы, несоответствие между государственными гарантиями медицинской помощи, образовательными стандартами, мерами социальной поддержки и имеющимися финансовыми ресурсами не обеспечивают необходимую доступность и качество медицинских и социальных услуг, образовательного процесса и имеют негативные последствия в долгосрочной перспективе.
Недостаточная эффективность систем здравоохранения, социальной защиты и образования и в условиях постиндустриального общества является одним из факторов, ухудшающим условия и стимулы для развития человеческого капитала.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации, принята на Всенародном референдуме 12.12.1993 г.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ.
Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ.
Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31.03.2006 г. № 44-ФЗ.
Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003г. № 44-ФЗ // http://www.consultant.ru
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 в ред. от 09.02.2007г. № 17-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1.
Постановление Правительства Санкт – Петербурга «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге» от 30.03.2004г. № 479 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Санкт – Петербурга «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования Санкт-Петербурга» от 16.03.2004г. № 402 в ред. от 24.05.2006г. № 637 // http://www.consultant.ru.
Единая статистическая информационная система. Ч. 1: Система статистических показателей социально-экономического развития СССР. – М.: Госкомстат СССР, 1988.
Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. – СПб.: Питер, 2000. – 800 с.
Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. Л. С. Тарасевича. – СПб.: Экономическая школа, 1994. – 423 с.
Генкин Б. М. Введение в теорию эффективности труда: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭА, 1992. – 83 с.
Горбачева Ж. А. Социальная политика в РФ: проблемы принятия и реализации управленческих решений за последние десять лет / http://www.ilpp.ru/6359845390.
Градов А. П. Экономическая теория. Введение в институциональную экономику: Учеб. пособие. – СПб.: Нестор, 2004. – 309 с.
Загорулько М. М. и др. Основы экономической теории и практики: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: ВолГУ, 1994. – 342 с.
Ермишин П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций /http://www.aup.ru/books/m63/1.htm.
Коуз Р. Фирма, рынок, право. – М.: Дело, 1993. – 412 с.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учеб. пособие / Рук. авт. кол-ва А. В. Сидорович. – М.: МГУ, 1997. – 587 с.
Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой Е. А. – Киров: Аса, 1995. – 624 с.
Липсиц И. В. Экономика: Учебник. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.
Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. – СПб.: Формика, 1992. – 383 с.
Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: Курс лекций / / http://www.hsemacro.narod/ru.
Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 1999. – 784 с.
Носова С. С. Экономическая теория: Учебник. – М.: Владос, 2005. – 482 с.
Нуреев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1996. – 447 с.
Окрепилов В. В. Экономика качества жизни // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2003. - № 4 (18). – С. 3-9.
Основы микроэкономики: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 562 с.
Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации // www.mzsrrf.ru/analit_inform/604.html.
Россия в мировых рейтингах: перезагрузка // Эксперт № 43 (537). – 20 ноября 2006 г.
Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики / Под ред. Г. И. Рузавина. – М.: ЮНИТИ, 1994. – 319 с.
Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – 653 с.
Пигу А. Экономическая теория благосостояния. – М.: Прогресс, 1985. – 364 с.
Саградов А. А. Система индексов человеческого развития // Человеческое и социальное развитие: Сб. докладов / Под ред. В. П. Колесова, А. А. Тихомирова. – М.: МГУ, 2003. – 155 с.
Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. – М.: Алгон, 1997. – 332 с.
Серяков С. Г. Микроэкономика: Курс лекций /http://fctb.ane.ru/goods/economics.asp.
Современная экономика. Лекционный курс: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 621 с.
Социальная политика: Учебник / Под ред. Н. А. Волгина. – М.: Экзамен, 2004. – 736 с.
Социально-экономическое положение России. Январь–сентябрь 1994 г. – М.: Госкомстат РФ.
Суриков А. Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики // Вестник статистики. – 1992. – № 12. – С. 11–15.
Уровень жизни населения // www.gks.ru/bgd/free/B06_00/IssWWW.exe/Stg/d11/06-0.htm.
Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 831 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Велби, 2006. – 611 с.
Экономическая энциклопедия / Под ред. Л. И. Абалкина. – М.: Экономика, 1999. – 1055 с.
Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4-х тт. Т. 4 / Под ред. А. М. Румянцева. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 672 с.
Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 319 с.
http://stat.edu.ru
Приложение 1


Рис. 2.1. Величина прожиточного минимума
Приложение 2

Рис. 2.3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – с. 275.
Уровень жизни населения // www.gks.ru/bgd/free/B06_00/IssWWW.exe/Stg/d11/06-0.htm.
Окрепилов В. В. Экономика качества жизни // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2003. - № 4 (18). – С. 3.
Окрепилов В. В. Указ. соч. – С. 4.
Саградов А. А. Система индексов человеческого развития // Человеческое и социальное развитие: Сб. докладов / Под ред. В. П. Колесова, А. А. Тихомирова. – М.: МГУ, 2003. – С. 39.
Конституция Российской Федерации, принята на Всенародном референдуме 12.12.1993 г. – ч. 1 ст. 7.
Уровень жизни населения // www.gks.ru/bgd/free/B06_00/IssWWW.exe/Stg/d11/06-0.htm.
Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4-х тт. Т. 4 / Под ред. А. М. Румянцева. – М.: Советская энциклопедия, 1980.
Уровень жизни населения // www.gks.ru/bgd/free/B06_00/IssWWW.exe/Stg/d11/06-0.htm.
Нуреев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1996. – с. 326.
Суриков А. Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики // Вестник статистики. - 1992. - № 12. - С. 13.
Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – с. 556.
Федеральный закон Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997г. № 134-ФЗ в ред. от 22.08.2004г. № 122-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Лайкам К. Анализ финансовых возможностей государства по повышению минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума // Общество и экономика. №7, 2002.
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Волгин Н. Дифференциация в оплате труда – 1:3. Кто больше? // Человек и труд. №7, 2000. С. 71.
Ракоти В. Дифференциация оплаты труда // Человек и труд. №8, 2005. С. 82.
Там же.
Колосницына М.Г, Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М: ИКЦ «Академкнига», 2003. С. 197.
Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации // www.mzsrrf.ru/analit_inform/604.html.
Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. (сокращенный вариант) // Санкт-Петербургские ведомости. №3, 2004.
Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. // Российская газета. №9, 2000.
Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. - Минск, 1997. С. 304.
http://www.gks.ru
Федеральный закон Российской Федерации «О величине прожиточного минимума в Российской Федерации» от 24.10.1997г. № 134-ФЗ в ред. от 22.08.2004г. № 122-ФЗ // http://www.consultant.ru
Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003г. № 44-ФЗ // http://www.consultant.ru
http://www.gks.ru
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 в ред. от 09.02.2007г. № 17-ФЗ // http://www.consultant.ru.
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
http://www.gks.ru
Постановление Правительства Санкт – Петербурга «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге» от 30.03.2004г. № 479 // http://www.consultant.ru.
Закон Санкт – Петербурга «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы» от 15.11.2005г. № 584-83 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Санкт – Петербурга «Об утверждении перечня стандартов проживания в Санкт-Петербурге» от 29.08.2006г. // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Санкт – Петербурга «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования Санкт-Петербурга» от 16.03.2004г. № 402 в ред. от 24.05.2006г. № 637 // http://www.consultant.ru.
http://stat.edu.ru












4

1.Конституция Российской Федерации, принята на Всенародном референдуме 12.12.1993 г.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
3.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ.
4.Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ.
5.Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31.03.2006 г. № 44-ФЗ.
6.Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003г. № 44-ФЗ // http://www.consultant.ru
7.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 в ред. от 09.02.2007г. № 17-ФЗ // http://www.consultant.ru.
8.Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1.
9.Постановление Правительства Санкт – Петербурга «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге» от 30.03.2004г. № 479 // http://www.consultant.ru.
10.Постановление Правительства Санкт – Петербурга «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования Санкт-Петербурга» от 16.03.2004г. № 402 в ред. от 24.05.2006г. № 637 // http://www.consultant.ru.
11.Единая статистическая информационная система. Ч. 1: Система статистических показателей социально-экономического развития СССР. – М.: Госкомстат СССР, 1988.
12.Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. – СПб.: Питер, 2000. – 800 с.
13.Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. Л. С. Тарасевича. – СПб.: Экономическая школа, 1994. – 423 с.
14.Генкин Б. М. Введение в теорию эффективности труда: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭА, 1992. – 83 с.
15.Горбачева Ж. А. Социальная политика в РФ: проблемы принятия и реализации управленческих решений за последние десять лет / http://www.ilpp.ru/6359845390.
16.Градов А. П. Экономическая теория. Введение в институциональную экономику: Учеб. пособие. – СПб.: Нестор, 2004. – 309 с.
17.Загорулько М. М. и др. Основы экономической теории и практики: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: ВолГУ, 1994. – 342 с.
18.Ермишин П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций /http://www.aup.ru/books/m63/1.htm.
19.Коуз Р. Фирма, рынок, право. – М.: Дело, 1993. – 412 с.
20.Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учеб. пособие / Рук. авт. кол-ва А. В. Сидорович. – М.: МГУ, 1997. – 587 с.
21.Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой Е. А. – Киров: Аса, 1995. – 624 с.
22.Липсиц И. В. Экономика: Учебник. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.
23.Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. – СПб.: Формика, 1992. – 383 с.
24.Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: Курс лекций / / http://www.hsemacro.narod/ru.
25.Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 1999. – 784 с.
26.Носова С. С. Экономическая теория: Учебник. – М.: Владос, 2005. – 482 с.
27.Нуреев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1996. – 447 с.
28.Окрепилов В. В. Экономика качества жизни // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2003. - № 4 (18). – С. 3-9.
29.Основы микроэкономики: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 562 с.
30.Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации // www.mzsrrf.ru/analit_inform/604.html.
31.Россия в мировых рейтингах: перезагрузка // Эксперт № 43 (537). – 20 ноября 2006 г.
32.Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики / Под ред. Г. И. Рузавина. – М.: ЮНИТИ, 1994. – 319 с.
33.Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – 653 с.
34.Пигу А. Экономическая теория благосостояния. – М.: Прогресс, 1985. – 364 с.
35.Саградов А. А. Система индексов человеческого развития // Человеческое и социальное развитие: Сб. докладов / Под ред. В. П. Колесова, А. А. Тихомирова. – М.: МГУ, 2003. – 155 с.
36.Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. – М.: Алгон, 1997. – 332 с.
37.Серяков С. Г. Микроэкономика: Курс лекций /http://fctb.ane.ru/goods/economics.asp.
38.Современная экономика. Лекционный курс: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 621 с.
39.Социальная политика: Учебник / Под ред. Н. А. Волгина. – М.: Экзамен, 2004. – 736 с.
40.Социально-экономическое положение России. Январь–сентябрь 1994 г. – М.: Госкомстат РФ.
41.Суриков А. Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики // Вестник статистики. – 1992. – № 12. – С. 11–15.
42.Уровень жизни населения // www.gks.ru/bgd/free/B06_00/IssWWW.exe/Stg/d11/06-0.htm.
43.Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 831 с.
44.Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Велби, 2006. – 611 с.
45.Экономическая энциклопедия / Под ред. Л. И. Абалкина. – М.: Экономика, 1999. – 1055 с.
46.Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4-х тт. Т. 4 / Под ред. А. М. Румянцева. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 672 с.
47.Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 319 с.
48.http://stat.edu.ru

Вопрос-ответ:

Как определяется понятие уровня и качества жизни населения?

Понятие уровня и качества жизни населения определяется на основе различных показателей, таких как доходы, образование, здравоохранение, доступность жилья и другие социально-экономические факторы.

Какие показатели используются для измерения уровня и качества жизни населения?

Для измерения уровня и качества жизни населения используются показатели, такие как среднедушевой доход, средняя продолжительность жизни, уровень образования, уровень безработицы, доступность жилья и другие социально-экономические показатели.

Какие факторы могут влиять на качество жизни населения?

На качество жизни населения могут влиять различные факторы, такие как экономическое развитие, доступность образования и здравоохранения, уровень доходов, стабильность политической и социальной ситуации, а также окружающая среда.

Какие показатели характеризуют качество жизни населения в Санкт-Петербурге?

Качество жизни населения в Санкт-Петербурге характеризуется такими показателями, как уровень доходов, доступность образования и здравоохранения, инфраструктура города, доступность культурных и развлекательных мероприятий, экологическая ситуация и другие социально-экономические параметры.

Какова оценка качества жизни населения в Санкт-Петербурге?

Оценка качества жизни населения в Санкт-Петербурге осуществляется на основе различных показателей, таких как среднедушевой доход, уровень образования, доступность здравоохранения, качество жилищного фонда и другие важные параметры. Выводы по оценке качества жизни в Санкт-Петербурге могут быть разнообразными и зависят от конкретных данных и методологии исследования.

Как определяется уровень и качество жизни населения?

Уровень и качество жизни населения определяются на основе различных показателей, таких как доходы, расходы населения, прожиточный минимум, образовательная система, система здравоохранения и другие факторы. Эти показатели помогают оценить социально-экономическое благосостояние населения и уровень доступности основных услуг и благ.

Какие показатели используются для оценки уровня и качества жизни населения?

Для оценки уровня и качества жизни населения используются такие показатели, как средний доход населения, уровень безработицы, размер прожиточного минимума, показатели образования и здравоохранения, уровень преступности, доступ к инфраструктуре и другие экономические и социальные показатели.

Какие факторы влияют на качество жизни населения?

На качество жизни населения могут влиять различные факторы, такие как экономическое развитие, уровень безработицы, доступность и качество системы образования и здравоохранения, уровень преступности, инфраструктура, экологическая ситуация и другие социально-экономические и социокультурные факторы.

Какие проблемы в сфере качества жизни существуют в Санкт-Петербурге?

В Санкт-Петербурге существуют проблемы с низким уровнем доходов населения, высокими расходами на проживание и высоким размером прожиточного минимума. Также в городе наблюдаются проблемы в образовательной и здравоохранительной системе, недостаточная доступность социального обслуживания и другие проблемы, которые негативно сказываются на качестве жизни населения.

Как оценивается качество жизни населения в Санкт-Петербурге?

Качество жизни населения в Санкт-Петербурге оценивается на основе различных показателей, таких как доходы населения, доступность образовательной и здравоохранительной системы, уровень жизни и благосостояния, экологическая ситуация и другие факторы. Эти показатели помогают сделать анализ и оценку качества жизни населения в городе.

Как определяется уровень и качество жизни населения?

Уровень и качество жизни населения определяются на основе различных показателей, таких как доходы, уровень образования, доступность медицинских услуг, уровень безопасности и другие факторы, которые влияют на жизнь граждан.

Какие показатели уровня и качества жизни используются?

Для измерения уровня и качества жизни населения используются такие показатели, как ВВП на душу населения, уровень безработицы, средняя продолжительность жизни, индексы развития образования и здравоохранения, уровень преступности и другие социально-экономические показатели.