Вам нужен реферат?
Интересует Медицина?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Исторический портрет Лжедмитрия l - участника смутного времени

  • 22 страницы
  • 6 источников
  • Добавлена 12.12.2006
255 руб. 510 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Общая характеристика исторического момента
Глава 2. Смерть царевича Димитрия и появление Лжедмитрия
Глава 3. Гришка Отрепьев или царевич Дмитрий
Глава 4. Самозванец в Москве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Басманов смертельно обиделся на государя. Тем самым царь сам подтолкнул своё свержение. Войска, стоявшие под Кромами, оказались под влиянием князей Голицыных, знатнейших и виднейших изо всех воевод, и П. Ф.  Басманова, обладавшего популярностью и военным счастьем. Москва же должна была естественно пойти за В. И. Шуйским, которого считала очевидцем углицких событий 1591 года и свидетелем если не смерти, то спасения маленького Димитрия. Князья-бояре сделались хозяевами положения и в армии, и в столице и немедленно объявили себя против Годуновых и за “царя Димитрия Ивановича”. Голицыны с Басмановым увлекли войска на сторону самозванца. Князь же Шуйский в Москве не только не противодействовал  свержению Годуновых и торжеству самозванца, но, по некоторым известиям, сам свидетельствовал под рукой, когда к нему обращались, что истинного царевича спасли от убийства; затем он, в числе прочих бояр, поехал из Москвы в Тулу навстречу новому царю Димитрию. Так держали себя представители княжеской знати в решительную минуту московской драмы. Их поведение нанесло смертельный удар Годуновым, и В. В. Голицын, как говорили, даже не оказал себе в удовольствии присутствовать при последних минутах Борисовой жены и царя Федора Борисовича.
Итак, в результате заговора во главе с Ляпуновым, при участии князей Басманова, Шуйского, Голицыных и других, 7 мая 1605 года царское войско перешло на сторону царевича Дмитрия.
Теперь ему был открыт путь на Москву. И он не преминулим воспользоваться, тем более что все города на его пути сдавались без боя. Так же без боя ему сдалась и Москва. Более того, в начале июня народ сам разгромил Кремль и посадил под замок семью Годуновых.
3 июня 1605 года Иван Воротынский повёз в Тулу, где теперь находилась ставка Лжедмитрия, "повинную грамоту", в которой "законный царь всея Руси приглашался занять престол Русский". Григорий естественно принял это приглашение. 16 июня он достиг села Коломенского и объявил, что не войдёт в Москву, пока жив Фёдор Годунов. В результате Фёдор и его мать были задушены.
20 июня 1605 года Дмитрий 1 вошёл в Москву. 
Но Лжедмитрий недолго продержался на престоле. Первые же его мероприятия разрушили надежды крестьянства на «доброго и справедливого царя». Бояре, инициировавшие появление самозванца, больше не нуждались в нем. Широкие слои русских феодалов были недовольны привилегированным положением польских и литовских шляхтичей, которые окружали трон, получали огромные награды (деньги для этого изымались самозванцем даже из монастырской казны). Православная Церковь с беспокойством следила за попытками распространить в России католичество. Лжедмитрий хотел выступить с войной против татар и турок. Служилые люди с неодобрением встретили начавшуюся подготовку к войне с Турцией, которая была не нужна России.
Недовольны были «царем Дмитрием» и в Речи Посполитой. Он не решился, как обещал ранее, передать Польше и Литве западнорусские города. Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата.
К тому же Григорий установил связи с оппозицией Сигизмунду 111 (Сигизмунд всё настойчивее напоминал ему об обещании отдать часть русских земель Речи Посполитой, и  свержение Сигизмунда было для самозванца как нельзя более выгодным)
В результате возник новый заговор, в котором участвовали лица, пользующиеся полным доверием Лжедмитрия: Василий Голицын, Мария Нагая, Михаил Татищев и другие думные люди. Заговорщики установили контакт с Сигизмундом 111. Через надёжных людей они распускали убийственную для самозванца молву, организовали на него целую серию покушений. Отрепьев почувствовал, что его положение, бывшее и без того шатким, колеблется прямо-таки с угрожающей амплитудой. Он был вынужден вновь искать поддержки в Польше, и вспомнил о своём бывшем "главнокомандующем" Юрии Мнишеке и своей невесте Марине.
Кроме того, существует версия, что Григорий действительно любил Марину и у них существовала по этому поводу договорённость.
2 мая 1606 года царская невеста со свитой прибыла в Москву. С ней прибыли польские войска под командованием Юрия Мнишека.
8 мая была сыграна свадьба. Католичка была увенчана царской короной православного государства. Вдобавок к этому насилия и грабежи разгулявшихся шляхтичей, съехавшихся на свадьбу, волновали население. Москва забурлила.
В ночь с 16-го на 17-е мая, заговорщики ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль.
Народ, собравшийся на Красной площади, требовал царя. Басманов попытался спасти положение и образумить народ, но был зарезан Михаилом Татищевым. Убийство Басманова послужило сигналом к штурму дворца. Отрепьев попытался бежать, но при попытке спрыгнуть со второго этажа сломал обе ноги. Там, под окном Каменных палат, он был настигнут и убит.
С 18 по 25 мая в Москве стояли холода. Эти причуды природы приписали самозванцу. Его тело  сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда самозванец пришел а Москву.
Так, бесславно закончилось правление Лжедмитрия I – первого русского самозванца, который был и единственным, кому удалось достичь престола.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце 1603-начале 1604 годов в Речи Посполитой появляется человек, объявивший себя “Чудесно спасшимся царевичем Дмитрием “. В конце 1604 года он с небольшим (около 500 человек) отрядом поляков  вторгся в пределы Русского государства.
В Москве объявили, что под личиной самозванного царевича скрывается молодой галичский дворянин Юрий Богданович Отрепьев, принявший после пострижения имя Григорий. До побега в Литву чернец Григорий жил в Чудове монастыре в Кремле. Посольский приказ даже сочинил своего рода назидательную новеллу о беспутном дворянском сынке, которого пороки подвели под монастырь. «Юшка Отрепьев - значилось в этой новелле когда он был в миру, и тогда он по своему злодейству отца своего не слушал, впал в ересь и воровал, крал, играл в зернь и бражничал, и бегал от отца своего, и, заворовавшись, постригся в монахи”.Все эти сведения царские гонцы огласили на приеме в королевском дворце в Кракове.
При царе Василии Шуйском, Посольский приказ составил новое жизнеописание Отрепьева. В нем сказано было, что Юшка Отрепьев «был в холопах у бояр у Микитиных, детей Романовича и у князя Бориса Черкасского и, заворовавшись, постригся в чернецы».
Лжедмитрий сослужил свою службу, к которой предназначался своими творцами, уже в момент своего воцарения, когда умер последний Годунов — Федор Борисович. С минуты его торжества в нем боярство уже не нуждалось. Он стал как бы орудием, отслужившим свою службу и никому более не нужным, даже лишней обузой, устранить которую было бы желательно, ибо, если ее устранить, путь к престолу будет свободен достойнейшим в царстве. И устранить это препятствие бояре стараются с первых же дней его царствования. Лжедмитрий 1 был одинок, он лишился поддержки всех своих бывших союзников, а при той неопределённости положения в которой он находился, это было равносильно политической и физической смерти.
Библиография о периоде Смутного времени в России отличается многообразием источников, разных по авторству, источниковедческих материалов, противоположных позиций, взглядов, убеждений.
Как правило, представители государственной школы (Ключевский В.О., Платонов С.Ф.) в том или ином варианте признают самозванца польским ставленником, не имеющим к России никакого отношения.
Современные монографии дополняют уже известные данные об этом времени, о событиях начала XVII века, преподнося разноплановые сведения и создавая исторические портреты различных действующих лиц, в том числе и Лжедмитрия I.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н. Лжецаревич. М /Молодая гвардия/ 1995- 220с.
Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.XII. Калуга /Золотая аллея/ 1993 -591с.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск /Фолиум/1996 – 838с.
Скрынников Р. Лжедмитрий М. /Наука/1984 – 159с.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь /Кавказский край/ 1993 – 415с.
Цветков С. Дмитрий I . Беллетризованная биография. М /Молодая гвардия/ 1999- 302с.


См. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.XII. Калуга /Золотая аллея/ 1993, Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск /Фолиум/1996 и др.
Цветков С. Дмитрий I .   Беллетризованная биография.М /Молодая гвардия/  1999, Скрынников Р. Лжедмитрий М. /Наука/1984, Алексеев   Н. Лжецаревич.   М /Молодая гвардия/   1995. и др.
Скрынников Р. Лжедмитрий М. /Наука/1984
Алексеев   Н. Лжецаревич.   М /Молодая гвардия/   1995
Соловьев С.М. Лекции по русской истории. М./Академкнига/ 1974 С.149
Цветков С. Дмитрий I .   Беллетризованная биография. М /Молодая гвардия/  1999 С.36
Скрынников Р. Указ. соч. С.61
Цветков С. Указ. соч. С.91
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск 1996. С.283
Цветков С. Указ. соч.С.94
Скрынников Р. Указ. соч. С.82












21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеев Н. Лжецаревич. М /Молодая гвардия/ 1995- 220с.
2.Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.XII. Калуга /Золотая аллея/ 1993 -591с.
3. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск /Фолиум/1996 – 838с.
4.Скрынников Р. Лжедмитрий М. /Наука/1984 – 159с.
5.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь /Кавказский край/ 1993 – 415с.
6. Цветков С. Дмитрий I . Беллетризованная биография. М /Молодая гвардия/ 1999- 302с.

Один

1. Как вы понимаете сущность эпохи смуты.....

Смута - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII века Совпал с династическим кризисом и борьбы боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основные признаки расстройств считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Современники говорили о Смуте как о времени "шатости", "нестроения", "смущения умов", которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин "смута" использовался в обиходной речи 17-го века, секретарские заказов в москве, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (смутное время). В 19 - начале 20 века попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском.

В советской науке явления и события начала 17 v. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И. И. Болотникова) и совпавшей с ней времени иностранной интервенции, но термин "смута" не использовался. В польской исторической науке это время называется "Димитриада", поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III - поляки или сочувствовавшие Речи Польша самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.

хронологические рамки смуты определяются, с одной стороны, смерть в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой-избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польской и шведской захватчиков (1616-1618), возвращение в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).

2. Выделите предпосылки "смуты"

Предпосылки Нарушения стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558-1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Расстройства, как эпохи безвластия, согласно историографии 19 - начала 20-го века, коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (в частности, " единая Литва и Польша, что период, иногда было известно как "литовский или обмен разорение") в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войны Болотникова). Историографии церковной 19 - начале 20 в. думал, Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Узнать стоимость работы