Вам нужен реферат?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Прикладной искусство Византии

  • 22 страницы
  • 7 источников
  • Добавлена 10.12.2006
255 руб. 510 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Введение
2. Формирование византийского искусства в IV-VI вв.
3. Византийское искусство VII-VIII веков
4. Расцвет византийской культуры IX-XII веков
5. Византийское прикладное искусство XIII-XV веков
6. Заключение
7. Библиография

Фрагмент для ознакомления

Ювелирной тонкостью отличаются и лучшие произведения декоративной пластики, в частности изделия из кости. Эти качества сказались в отделке ларца XII в., хранящегося в Национальном музее Флоренции: фигуры святых, украшающие его, трактованы плоскостно, но их контуры очерчены с удивительным изяществом.
Творчество византийских мастеров художественного ремесла продолжало в XI-XII вв. сохранять мировую известность. В конце XI в. из Византии вывозили в Италию и другие страны литые бронзовые двери для церквей, различную утварь, а также ткани, среди которых большое место занимали художественные шелковые изделия с ткаными или расписными изображениями. Наряду с традиционными видами художественного ремесла в Византии X-XII вв. развилось производство художественного фаянса, в росписи которого сказалось влияние Востока.
X-XIII века - период нового подъема византийского искусства - были ознаменованы расцветом прикладного искусства - ювелирного дела, керамики и художественных тканей. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций, имело часто сакральное, символическое значение. Оно украшало дворцы басилевсов (василевс, басилевс, басилей - официальный титул византийских императоров), особняки и имения знати, интерьеры храмов.
В Византийской империи традиционным было изготовление дорогих - золототканых с узорами, парчовых, шелковых и шерстяных - тканей. Константинополь славился производством художественных тканей для декоративного убранства дворцов и храмов. Красочными тканями украшали главные улицы столицы во время праздничных церемоний. Многоцветные ткани отличались гармоничным подбором цветов - на темно-зеленом фоне ткали желтый орнамент, на пурпурном поле применялся рисунок желто-белого или сине-черного тонов. Огромной известностью пользовались тяжелые шелка, затканные изображениями святых в овальных клеймсах, орнаментальными узорами, символом креста. Орнаментальное искусство Востока (Ирана, Индии, Китая) оказало на художественное оформление тканей большое влияние. Вместе с тем восточные мотивы обязательно соединялись с христианскими символами.
Шедевры византийского тканого искусства были лучшими дарами иноземным правителям, ввозились во многие страны. Существовала государственная монополия на производство высокохудожественных тканей, их изготовлением занимались также привилегированные цехи. В XI-XII вв., кроме Константинополя, крупными центрами ткачества становятся Коринф, Спарта, Фессалоника.
Византийская ткань. Париж. Лувр.
В центральном медальоне - изображение цирковых игр.
В узорах византийских вышивок применялись греко-римские орнаменты и азиатские мотивы - львы, тигры, слоны, мифические грифоны, вписанные в круг. На завесах, служивших драпировками во дворцах и храмах, выполнялись композиции на религиозные и исторические темы. Церковные облачения и предметы культа украшались сценами из Нового Завета и знаками христианской символики. В светских вышивках Византии особенно часто применялся языческий рисунок «древа жизни» с фигурами зверей и птиц.
5. Византийское прикладное искусство XIII-XV веков
Последний период существования Византийского государства и византийской культуры - с 1261 по 1453 г. - часто называют по имени правящей династии Палеологов. Иногда, характеризуя этот период, употребляют слово «возрождение», прежде всего имея в виду некоторые аналогии с итальянским Возрождением, но, кроме того, можно подразумевать и собственное, византийское, возрождение.
В книжной миниатюре XIV в. также ясно проступают новые жизненные черты: появляются острохарактерные портретные изображения, живая динамика, внимание к передаче пространства.
К концу XV в. византийское искусство умерло как искусство значительного государства, имеющее резонанс в соседних странах. Но даже раньше, в последний период существования, византийское искусство оказалось позади передовых художественных культур своего времени, потеряв былое значение.
Многие предметы прикладного искусства Византии погибли в войнах, пожарах; металлические изделия были переплавлены в слитки. Всё же сложная техника византийских изделий и изысканный вкус их создателей заставляли людей разных стран, культур и эпох бережно хранить редкие уцелевшие образцы шелковых тканей, украшений, окладов, различных сосудов и других предметов.
6. Заключение
В 1453 г. турки разгромили Константинополь, а затем и вся империя была покорена захватчиками. Византийское государство перестало существовать, но не умерла культура Византии. Повлияв на культуры других народов, она одухотворила их, дала им художественные идеи и формы и таким образом продолжала свою жизнь.
«Византия была «золотым мостом» между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур».
В Византии было создано мощное и величественное искусство, чрезвычайно развитое и многостороннее; в нем были найдены образцовые для средневекового художественного творчества монументальные решения, выработаны типы церковных зданий и система их украшения живописью. Византийскими художниками был создан основной тип средневековой станковой живописи - иконы и была разработана эстетическая концепция этого вида искусства. Славу византийского искусства подкрепляют замечательные книжные миниатюры и произведения прикладного искусства.
«Можно высказать сугубо умозрительное предположение. Если бы не политическая гибель Византии, завоеванной Османами в XV в., и последующие за этим гибель или эмиграция элиты, упадок культуры и т.д., то в Византии со временем могла бы возобладать научная тенденция не к изучению так называемых динамических, строго необходимых законов, как это произошло в XVII-XVIII вв. на Западе, а тенденция к анализу случайностных, вероятностно-стохастических (по терминологии современной теории вероятностей) тенденций».
7. Библиография
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991. - 407 с.
Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Т.2: Искусство средних веков. Кн.1 / Ред. Ю.Д. Колпинский и др.; Академия художеств СССР. - М.: Искусство, 1960. - 508 с.
Егер О. Всемирная история в 4 томах. Том 1. Древний мир. Издательство: Специальная Литература, 1994. - 824 стр.
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. - 344 с.
Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Россия versus Рим (сравнительный анализ российской и древнеримской цивилизаций). Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2001. - 80 с.
Семенов Л.Н., Кудрявцева Т.В. Якушкина Н.В., Морозова С.В. Культурология: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУП, 2002. - 122 с.  
Хвостова К.В. Особенности византийской цивилизации / Институт всеобщей истории. - М.: Наука, 2005. - 195 с.

Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Россия versus Рим. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2001. – С. 33.
Семенов Л.Н., Кудрявцева Т.В. Якушкина Н.В., Морозова С.В. Культурология: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУП, 2002. - С. 101.  
Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Т.2: Искусство средних веков. Кн.1. / Ред. Ю.Д. Колпинский и др.; Академия художеств СССР. - М.: Искусство, 1960. - С. 39.
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991. - С. 83.
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.- С. 228.
Хвостова К.В. Особенности византийской цивилизации / Институт всеобщей истории. - М.: Наука, 2005. - С. 44.












2

1.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991. - 407 с.
2.Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Т.2: Искусство средних веков. Кн.1 / Ред. Ю.Д. Колпинский и др.; Академия художеств СССР. - М.: Искусство, 1960. - 508 с.
3.Егер О. Всемирная история в 4 томах. Том 1. Древний мир. Издатель-ство: Специальная Литература, 1994. - 824 стр.
4.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика», «Экс-пертное бюро», 1997. - 344 с.
5.Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Россия versus Рим (сравнительный анализ российской и древнеримской цивилизаций). Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2001. - 80 с.
6.Семенов Л.Н., Кудрявцева Т.В. Якушкина Н.В., Морозова С.В. Культу-рология: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУП, 2002. - 122 с.
7.Хвостова К.В. Особенности византийской цивилизации / Институт все-общей истории. - М.: Наука, 2005. - 195 с.

искусство Византии IV-XIV века















Прикладного искусства Византии IV - XIV века.

Содержание

Введение

Роль изобразительного искусства в Византии

Византийской Мозаикой

Ткани и книжная миниатюра Византии

Вывод

Список литературы

Введение

Представления византийцев о мире уходили корнями в культуру античную и национальных культур различных народов, населявших империю (сирийцы, греки, евреи, армяне). Однако представления эти не в меньшей степени определяется христианство - господствовавшей в империи религии.

Земной мир, казалось византийцам темной пещере, и все живущие в нем - узниками, скованными цепями греха и мирского их семей. Материал, видимый невооруженным мира, стало не так интересно, как раньше, и с византийским христианам, которые занимались художественным творчеством. Почему тот, кто убежден в неполноценности этого мира, стремиться к подобию в образ конкретного человеческого лица, или зарегистрироваться, случайный, сиюминутный изгиб реального, но и бренного тела? Прежде чем художник-христианин встала новая задача - отображать невидимую глазу реальность.

искусство Христианской была учебной. Самая большая проблема и повод, на его существовании было то, что он обучало людей, которые помогли им прийти к Богу. Для выполнения этой задачи было необходимо, чтобы знаки и образы, которыми пользуется мастер, были прочитаны и узнавались зрителями. Таким образом, мастер должен был пользоваться общехристианским фонд символов и изображений.

Византийский художник не видел ничего плохого в том, чтобы работать",-обращается к ней описания или повторить, созданные до произведений. Образец был старше, и в глазах средневекового человека это означало, что он скорее и более точно отражает истину. В результате в Византии довольно быстро разработали каноны - образцы и правила, по которым должны были работать мастера.

Формирование канона было так, в каждом жанре византийского искусства. Тем не менее, это не помешало выражать сложные представления христианские. Лучшие мастера умели одухотворить изображения подлинными чувствами и создавать совершенные произведения. За тысячелетия, в течение которых существовала Византийская империя, в рамках художественного стиля, появились новые направления. Их появление было связано с изменениями в жизни государства и общества, с изменением мироощущения византийцы, с процессами, происходившими в религиозное сознание. Все это повлияло на развитие искусства Византийской империи и не мог не отразиться на формировании современного мирового искусства.

Узнать стоимость работы