Процессы мышления детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста ( III уровень)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 1717 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 29.07.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы процессов мышления детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие мышления в современной психологии
1.2. Развитие мышления старших дошкольников в норме
1.3. Специфика развития мышления при общем недоразвития речи III уровня
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. (4, с. 186)
Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма, которые будут охарактеризованы в специальной главе.
В устной речи детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях развития речи.
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их мышления.
По состоянию невербального интеллекта детей с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:
дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9% от популяции детей с ОНР;
дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27 %);
дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа — 63%. (4, с. 127)
При изучении особенностей наглядно-образного мышления с помощью детского варианта цветных прогрессивных матриц ДжРа-вена было обнаружено, что контингент детей по успешности выполнения заданий неоднороден и представлен разными группами. Наиболее успешная группа по результатам выполнения наглядных заданий характеризуется негрубой речевой патологией (недостатки звукопроизношения и слабость владения грамматическим строем). Около 37% детей с ОНР показали низкий уровень успешности решения наглядных задач. Было обнаружено, что только у 7% детей особенности познавательной деятельности приближаются к показателям, присущим нормально развивающимся сверстникам. (4, с. 132)
В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, исследуя мышление детей с общим недоразвитием речи, разграничили некоторые понятия: знания — совокупность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности (образы, представления, понятия), которые служат материалом для мыслительных операций; самоорганизация психической деятельности — целостная направленность психики на активацию познавательной деятельности и на ее управление, что создает необходимые условия для протекания процесса мышления и для разрешения проблемных ситуаций; собственно мышление — процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации. (4, с. 136)
В процессе исследования были получены следующие результаты: у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенное, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают к ним интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации.
Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно-образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна также ригидность мышления.
При исследовании речевого мышления детей с недоразвитием речи обнаруживаются особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом (например, в случае опосредствованного запоминания) у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.










Список использованной литературы:

Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34
Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. - 22 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола, 1996. – 360 с.
Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.
Петров Ю.А. Общая методология мышления. М. : Компания Спутник+, 2001.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М. : Academia, 2001.
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1997. – 270 с.
Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990.
Психология и педагогика / Сост. А.Л. Радугина. М.: Центр, 1996.
Психология мышления. Сургут : Изд-во СурГУ, 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1999.
Селиванов В.В. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. Смоленск : Универсум, 2003.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. : Владос, 2001.
Тихомиров О.К. Психология мышления. М. : AKADEMIA, 2002.
Шаграева О.А. Детская психология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
Чернышева М.М. Психология мышления. Владивосток : Дальневост. гос. мор. акад. им. Г.И. Невельского, 2001.


















17

1.Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34
2.Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. - 22 с.
3.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола, 1996. – 360 с.
4.Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.
5.Петров Ю.А. Общая методология мышления. М. : Компания Спутник+, 2001.
6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М. : Academia, 2001.
7.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1997. – 270 с.
8.Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990.
9.Психология и педагогика / Сост. А.Л. Радугина. М.: Центр, 1996.
10.Психология мышления. Сургут : Изд-во СурГУ, 2000.
11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1999.
12.Селиванов В.В. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. Смоленск : Универсум, 2003.
13.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. : Владос, 2001.
14.Тихомиров О.К. Психология мышления. М. : AKADEMIA, 2002.
15.Шаграева О.А. Детская психология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
16.Чернышева М.М. Психология мышления. Владивосток : Дальневост. гос. мор. акад. им. Г.И. Невельского, 2001.







Вопрос-ответ:

Что такое мышление в современной психологии?

Мышление в современной психологии рассматривается как сложный познавательный процесс, который представляет собой способность обрабатывать информацию, анализировать, делать выводы и принимать решения. Оно основано на операциях абстрагирования, классификации, сравнения, обобщения и анализа.

Как развивается мышление у старших дошкольников в норме?

В норме у старших дошкольников мышление развивается активно и становится все более сложным. В этом возрасте дети начинают приобретать некоторые способы обобщения и классификации, усваивают элементы логического мышления. Они начинают понимать отношения причины и следствия, могут рассуждать о простых причинно-следственных связях.

Какая специфика развития мышления при общем недоразвитии речи III уровня?

При общем недоразвитии речи III уровня наблюдается специфика в развитии мышления. Дети с таким расстройством обычно имеют ограниченный запас слов и грамматических конструкций, что затрудняет их способность анализировать и синтезировать информацию. Они также могут иметь дефекты произношения и фонематическое нарушение, что препятствует правильному восприятию и обработке речевой информации.

Какие проблемы с мышлением могут возникать у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста?

Дети с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста могут иметь проблемы с абстрагированием и обобщением, что затрудняет усвоение сложных понятий и правил. Они могут испытывать трудности в классификации и сравнении объектов, что затрудняет развитие логического мышления. Также дети могут испытывать затруднения в решении проблем и принятии решений, из-за ограниченного словаря и ограниченных коммуникативных навыков.

Что такое мышление в современной психологии?

Мышление в современной психологии рассматривается как сложный когнитивный процесс, который включает в себя анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, решение проблем и принятие решений.

Как развивается мышление старших дошкольников в норме?

В норме у старших дошкольников наблюдается активное развитие мышления. Они начинают формировать логическое и абстрактное мышление, умение решать проблемы, обобщать, анализировать и синтезировать информацию.

Какая специфика развития мышления при общем недоразвитии речи III уровня?

При общем недоразвитии речи III уровня дети имеют позднее начало развития речи, ограниченный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообзорность. Их мышление развивается с ограничениями в силу связи с недоразвитием речевых навыков.

Какие особенности проявляются при общем недоразвитии речи III уровня?

При общем недоразвитии речи III уровня наблюдаются трудности в понимании и использовании сложных абстрактных понятий, ограниченный логический анализ и синтез информации, слабое развитие пространственного и временного мышления.

Какие проблемы могут возникнуть у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста?

Дети с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста могут столкнуться с проблемами в образовательном процессе, затруднениями в общении, низкой самооценкой и социальной адаптацией. Им необходима специализированная помощь и поддержка.

Что такое мышление в современной психологии?

В современной психологии мышление рассматривается как процесс формирования и использования понятий, символов, представлений и суждений для решения проблем и достижения целей. Оно связано с умственными операциями, такими как анализ, синтез, сравнение и классификация. Мышление включает в себя познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, память и решение проблем.

Как развивается мышление у старших дошкольников в норме?

В норме, развитие мышления у старших дошкольников происходит постепенно. Дети на этом возрасте активно используют речь для решения задач и общения. Они развивают свои когнитивные способности, учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и решать проблемы. Также у них формируется логическое мышление и умение обобщать. Они активно интересуются окружающим миром, задают вопросы и исследуют.