Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Процессы мышления детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста ( III уровень)

  • 17 страниц
  • 16 источников
  • Добавлена 29.07.2011
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы процессов мышления детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие мышления в современной психологии
1.2. Развитие мышления старших дошкольников в норме
1.3. Специфика развития мышления при общем недоразвития речи III уровня
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. (4, с. 186)
Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма, которые будут охарактеризованы в специальной главе.
В устной речи детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях развития речи.
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их мышления.
По состоянию невербального интеллекта детей с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:
дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9% от популяции детей с ОНР;
дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27 %);
дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа — 63%. (4, с. 127)
При изучении особенностей наглядно-образного мышления с помощью детского варианта цветных прогрессивных матриц ДжРа-вена было обнаружено, что контингент детей по успешности выполнения заданий неоднороден и представлен разными группами. Наиболее успешная группа по результатам выполнения наглядных заданий характеризуется негрубой речевой патологией (недостатки звукопроизношения и слабость владения грамматическим строем). Около 37% детей с ОНР показали низкий уровень успешности решения наглядных задач. Было обнаружено, что только у 7% детей особенности познавательной деятельности приближаются к показателям, присущим нормально развивающимся сверстникам. (4, с. 132)
В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, исследуя мышление детей с общим недоразвитием речи, разграничили некоторые понятия: знания — совокупность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности (образы, представления, понятия), которые служат материалом для мыслительных операций; самоорганизация психической деятельности — целостная направленность психики на активацию познавательной деятельности и на ее управление, что создает необходимые условия для протекания процесса мышления и для разрешения проблемных ситуаций; собственно мышление — процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации. (4, с. 136)
В процессе исследования были получены следующие результаты: у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенное, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают к ним интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации.
Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно-образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна также ригидность мышления.
При исследовании речевого мышления детей с недоразвитием речи обнаруживаются особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом (например, в случае опосредствованного запоминания) у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.










Список использованной литературы:

Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34
Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. - 22 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола, 1996. – 360 с.
Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.
Петров Ю.А. Общая методология мышления. М. : Компания Спутник+, 2001.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М. : Academia, 2001.
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1997. – 270 с.
Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990.
Психология и педагогика / Сост. А.Л. Радугина. М.: Центр, 1996.
Психология мышления. Сургут : Изд-во СурГУ, 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1999.
Селиванов В.В. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. Смоленск : Универсум, 2003.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. : Владос, 2001.
Тихомиров О.К. Психология мышления. М. : AKADEMIA, 2002.
Шаграева О.А. Детская психология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
Чернышева М.М. Психология мышления. Владивосток : Дальневост. гос. мор. акад. им. Г.И. Невельского, 2001.


















17

1.Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34
2.Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. - 22 с.
3.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола, 1996. – 360 с.
4.Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.
5.Петров Ю.А. Общая методология мышления. М. : Компания Спутник+, 2001.
6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М. : Academia, 2001.
7.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1997. – 270 с.
8.Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990.
9.Психология и педагогика / Сост. А.Л. Радугина. М.: Центр, 1996.
10.Психология мышления. Сургут : Изд-во СурГУ, 2000.
11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1999.
12.Селиванов В.В. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. Смоленск : Универсум, 2003.
13.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. : Владос, 2001.
14.Тихомиров О.К. Психология мышления. М. : AKADEMIA, 2002.
15.Шаграева О.А. Детская психология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
16.Чернышева М.М. Психология мышления. Владивосток : Дальневост. гос. мор. акад. им. Г.И. Невельского, 2001.







Введение

Актуальность исследований. Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как психический процесс не существует, невидимо присутствуют в все остальные когнитивные процессы: восприятие, внимание, воображение, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах, чтобы определить уровень их развития. С помощью знаний о структуре мышления, особенности, критерии его развития было разработано множество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления.

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н. Н. Малофеев, E. L. Гончарова, О. И. Кукушкина, E. A. Стребелева, Г. В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователи в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями составляют большую группу детей с особенностью нарушений, среди которых выделяются дети, совместно с недоразвитием речи (ОНР). В познавательной деятельности ребенка, отечественные психологи определили роль ясно,-мышления (L. A. Венгер, A. V. Запорожец, B. C. Мухина, Н. Н. Поддьяков и др.). Уровень развития наглядно-образного мышления, полученный в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей будущей жизни человека. Ясно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности ясно-образного мышления во многом определяет успех дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического. В современных программах обучения и воспитания дошкольников с ОНР в условиях специального детского сада указывается, что, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитие визуально-образного мышления и без специального обучения с трудом в владение основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение (T. b. Филичева, Г. В. Чиркина, 1993).

Узнать стоимость работы