Анализ изменений законодалетной базы Российского образования в части правового статуса участников образовательных отношений по проекту ФЗ об Образовании РФ от 14.11.2011

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Образовательная политика
  • 1818 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 26.12.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Общая характеристика нормативно – правового регулирования образования на современном этапе
1.1. Нормативно – правовые основы образования на современном этапе
1.2. Особенности управления образованием
2. Особенности законопроекта «Об образовании» от 14.11.2011 и правовой статус участников образовательных отношений
2.1. Цели, задачи нового законопроекта об образовании
2.2. Правовой статус участников образовательных отношений по законопроекту «Об образовании»
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В статье 133 («Автономия и академические свободы образовательных организаций высшего образования») говорится, что Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно (п. 2). В статье 134 («Виды образовательных организаций высшего образования») в качестве таковых (п. 1) устанавливаются: колледж (реализует основные образовательные программы бакалавриата); институт (программы бакалавриата и подготовки специалистов); университет (реализация основных образовательных программ всех уровней, подготовка научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований). При этом указывается, что колледжи, институты и их филиалы вправе выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования, но преимущественно в одной области науки или культуры (п. 3). Академии рассматриваются исключительно как организации постдипломного образования. В ст. 135 («Категории, устанавливаемые в отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации») даются критерии отнесения вузов к категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». В пункте 5 указывается, что федеральные университеты создаются в форме автономного учреждения. По отношению к исследовательским университетам такого требования не устанавливается. При этом нужно заметить, что в пункте 25 статьи 13 («Полномочия Российской Федерации в сфере образования, исполняемые федеральными органами государственной власти») к полномочиям таких органов отнесено установление ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений, норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях. Как это соотносится со статусом автономного учреждения, из законопроекта непонятно. Одновременно в пункте 7 статьи 50 («Права и свободы педагогических работников, гарантии их социальной поддержки») говорится, что заработная плата педагогического работника определяется в соответствии с действующими в этой организации системами оплаты труда. Получается, что в одной организации их может быть несколько.



Заключение

Таким образом, исследование показало, что законопроект об образовании должен кардинально изменить многие элементы образования, в том числе затрагивая и правовой статус образовательных учреждений.
Современная система образования в настоящее время показывает, что число федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную сферу, превышает 500 источников, особенно велико количество подзаконных актов. В субъектах Российской Федерации ситуация аналогична.
Громоздскость нормативно – правовой системы в области правого регулирования образования не дает четкости правопонимания.
Структура Закона об образовании неточно отражает состав и содержание регулируемых правовых институтов, нарушая их предметную целостность; содержание ряда глав выходит за пределы их названий, в то же время нормы, относящиеся по смыслу к одному правовому институту, находятся в разных главах Закона.
Применительно к образованию целесообразно различать макроуровень и микроуровень управления.
Управление развитием образования строится на некоторых базовых принципах управления в целом, а именно относится к управлению в системе «человек-человек». Отличительными особенностями такого управления является наличие активного элемента (человека), как в управляющей, так и в управляемой системах.
Управление системой образования согласно Закона Российской Федерации «Об образовании» призвано обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте.
Потребность в новом законе, или образовательном кодексе давно назрела, это признают как политики, общественность, так и сам законодатель, а также представители образовательных учреждений.
Общественное обсуждение его законопроекта показывает, что он требует существенной доработки
Самым спорным положением законопроекта в части, касающейся высшего профессионального образования, выглядит предложение превратить колледжи в один из видов высших учебных заведений. Учитывая в последние годы очевидное снижение качества высшего образования в России и реальное состояние дел в системе среднего профессионального образования, такое решение приведет к еще большей девальвации значения высшего образования в стране и вряд ли поможет решить проблему подготовки кадров средней квалификации (ст. 134).
Трудно согласиться и с идеей практически полной ликвидации льгот при поступлении в вузы для почти всех категорий граждан, которые имели эти льготы. В частности, отказ от льгот для военнослужащих может стать одним из препятствий на пути к созданию в России профессиональной армии.

Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты

Конституция РФ – М., 2011.
Закон «Об образовании» от 10.07.1992 г. N 3266-1 (ред. от 15.02.2011 г.) // СЗ РФ 1996, N 3, ст. 150,
Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // СЗ РФ 2000, N 41, ст. 4089,
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы // СЗ РФ 2011, № 9,. ст. 1255
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р

Литература

Анисимов А.В. Методы мониторинга и прогнозирования в управлении системой образования // Вестник Томского государственного педагогического университета 2006 - № 12. С. 35-38
Балыхин Г.А. Конституционные основы системы образования в России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 18. - С. 71-75
Барабанова С. Законодательство об образовании // Высшее образование в России 2008 - № 2. С.79-82
Евдокимова В. В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты // Право и государство: теория и практика . 2007 . № 12 . - С . 20–21
Левицкий М.Л. Аналитический обзор замечаний и дополнений по проекту законопроекта «Об образовании в РФ» // Научные исследования в образовании 2010 - № 11. С. 3-10
Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П.И. Третьякова. М., 2009. С. 39
Смирнов С.Б. О проекте «Закона образования в РФ» // Вестник Герценовского университета 2010 – «№ 12. С. 7
Шудегов В.Е. Роль и задачи образовательного законодательства на современном этапе развития законодательства // Вестник университета российской академии образования 2011 - № 1-54. С. 8-13

Электронные ресурсы
Подготовлен законопроект, направленный на комплексное регулирование отношений в сфере образования по всем уровням (дошкольное, общее и профессиональное образование) // СПС Консультант плюс 2011: [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/14086.html




Евдокимова В. В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты // Право и государство: теория и практика . 2007 . № 12 . - С . 20–21
См.: Конституция РФ – М., 2011. - С. 13
Балыхин Г.А. Конституционные основы системы образования в России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 18. - С. 73
СЗ РФ 2011. - № 9. - Ст. 1255
СЗ РФ 1996. - N 3. - Ст. 150
См.: Барабанова С. Законодательство об образовании // Высшее образование в России 2008 - № 2. С.79-82
Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П.И. Третьякова. М., 2009. С. 39
Анисимов А.В. Методы мониторинга и прогнозирования в управлении системой образования // Вестник Томского государственного педагогического университета 2006 - № 12. С. 36
Подготовлен законопроект, направленный на комплексное регулирование отношений в сфере образования по всем уровням (дошкольное, общее и профессиональное образование) // СПС Консультант плюс 2011: [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/14086.html
См.: Смирнов С.Б. О проекте «Закона образования в РФ» // Вестник Герценовского университета 2010 – «№ 12. С. 7

См.: также Левицкий М.Л. Аналитический обзор замечаний и дополнений по проекту законопроекта «Об образовании в РФ» // Научные исследования в образовании 2010 - № 11. С. 3-10










19

Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты

1.Конституция РФ – М., 2011.
2.Закон «Об образовании» от 10.07.1992 г. N 3266-1 (ред. от 15.02.2011 г.) // СЗ РФ 1996, N 3, ст. 150,
3.Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // СЗ РФ 2000, N 41, ст. 4089,
4.Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы // СЗ РФ 2011, № 9,. ст. 1255
5.План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р

Литература

6.Анисимов А.В. Методы мониторинга и прогнозирования в управлении системой образования // Вестник Томского государственного педагогического университета 2006 - № 12. С. 35-38
7.Балыхин Г.А. Конституционные основы системы образования в России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 18. - С. 71-75
8.Барабанова С. Законодательство об образовании // Высшее образование в России 2008 - № 2. С.79-82
9.Евдокимова В. В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты // Право и государство: теория и практика . 2007 . № 12 . - С . 20–21
10.Левицкий М.Л. Аналитический обзор замечаний и дополнений по проекту законопроекта «Об образовании в РФ» // Научные исследования в образовании 2010 - № 11. С. 3-10
11.Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П.И. Третьякова. М., 2009. С. 39
12.Смирнов С.Б. О проекте «Закона образования в РФ» // Вестник Герценовского университета 2010 – «№ 12. С. 7
13.Шудегов В.Е. Роль и задачи образовательного законодательства на современном этапе развития законодательства // Вестник университета российской академии образования 2011 - № 1-54. С. 8-13

Электронные ресурсы
14.Подготовлен законопроект, направленный на комплексное регулирование отношений в сфере образования по всем уровням (дошкольное, общее и профессиональное образование) // СПС Консультант плюс 2011: [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/14086.html



Вопрос-ответ:

Какие нормативно-правовые основы существуют в области образования на современном этапе?

В области образования на современном этапе существует ряд нормативно-правовых основ, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», а также многочисленные подзаконные акты, раскрывающие детали правового регулирования образовательной деятельности.

Какие особенности в управлении образованием можно выделить?

Особенности управления образованием включают в себя федеральное управление образованием, осуществляемое Министерством образования и науки Российской Федерации, а также управление образованием на региональном и муниципальном уровнях. Каждый уровень имеет свои компетенции и ответственности, а также осуществляет контроль и надзор за образовательными учреждениями.

Чем отличается законопроект "Об образовании" от 14.11.2011 от предыдущих законов?

Законопроект "Об образовании" от 14.11.2011 отличается от предыдущих законов в том, что он вводит новые нормы и положения, основанные на современных требованиях и вызовах в области образования. Он устанавливает правовой статус участников образовательных отношений, определяет их права и обязанности, а также регулирует вопросы качества образования и организации образовательного процесса.

Какие цели преследует законопроект "Об образовании" от 14.11.2011?

Законопроект "Об образовании" от 14.11.2011 преследует ряд целей, включая создание условий для развития образования в Российской Федерации, обеспечение прав и свобод участников образовательных отношений, повышение качества образования, поддержку инклюзивного образования и выравнивание возможностей для получения качественного образования.

Какие основные нормативно-правовые документы регулируют образование в современной России?

В современном образовании России основными нормативно-правовыми актами являются Конституция РФ, Федеральный закон "Об образовании" от 29.12.2012 года, Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и другие документы, определяющие правовые основы системы образования.

Какие изменения были внесены в законодательную базу образования в проекте ФЗ "Об образовании" от 14.11.2011 года?

В проекте ФЗ "Об образовании" от 14.11.2011 года были внесены изменения в отношение к правовому статусу участников образовательных отношений. Было установлено, что все участники образовательных отношений имеют равные права и обязанности, а также определены механизмы их защиты.

Какие особенности управления образованием были отмечены в статье?

В статье были отмечены особенности управления образованием, включая централизацию управления, региональное управление, вовлечение общественности в процесс принятия решений, развитие самоуправления образовательных организаций и т.д.

Какие цели преследует законопроект "Об образовании" от 14.11.2011 года?

Целями законопроекта "Об образовании" от 14.11.2011 года являются создание условий для достижения высокого качества образования, развитие гражданского общества через включение общественности в управление образованием, обеспечение равных возможностей для всех участников образовательных отношений и др.