Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Российская приватизация: подходы, методы, основные итоги

  • 35 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 24.04.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность приватизации
1.1. Понятие приватизации
1.2. Цели и формы приватизации
1.3. Методы приватизации
2. Особенности приватизации в России
2.1. Этапы приватизации
2.2. Анализ приватизации в 2007 году
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Как и в странах Восточной Европы, в России проводилась продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т.д. Особенно активно малая приватизация проходила в 1992 - 1993 годах. Всего к 1996 году было полностью приватизировано более 84% малых предприятий. . [14, 49]
Наряду с этим по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988-1989 годах, но наиболее массовым он стал с июля 1991 года, когда был издан Акт о приватизации жилья в России и сопутствующие ему нормативные документы. В соответствии с ними, граждане и их семьи, живущие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включая право продавать, отдавать в наем или завещать свои квартиры.
Первоначально население не решалось приобретать квартиры в собственность, поскольку опасалось высоких налогов на недвижимость. Но уже к концу 1992 года было приватизировано 2,8 млн. квартир, а в 1993 году - еще 5,8 млн. Всего к началу 1995 года в стране было приобретено в собственность почти 11 млн. квартир. Наивысшего «пика» этот процесс достиг в марте 1993 года, когда за месяц было приватизировано 729 тыс. квартир, а потом эти цифры стали постепенно спадать, оставаясь в пределах 150 тыс. в месяц. Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось несомненным признаком развития рыночной экономики. [4, 315]
2.2. Анализ приватизации в 2007 году
Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
Прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. [2]
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год разработан в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». [1]
Программа приватизации направлена на реализацию задач, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, а также в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).
Основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2007 - 2009 годах являются:
приватизация федерального имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации;
дальнейшее сокращение числа федеральных государственных унитарных предприятий;
формирование доходов федерального бюджета.
Прогноз влияния приватизации федерального имущества на структурные изменения в экономике.
На 1 июня 2006 г. Российская Федерация является собственником имущества 7178 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 3724 акционерных обществ. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, по отраслям экономики является следующим (Табл. 2.2.).
Таблица 2.2.
Распределение федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, по отраслям экономики
Отрасль экономики Количество федеральных государственных унитарных предприятий Количество акционерных обществ с участием Российской Федерации Непроизводственная сфера 1817 356 Промышленность 1624 1772 в том числе: машиностроение 660 663 легкая промышленность 187 27 пищевая промышленность 55 141 промышленность строительных материалов 55 53 металлургия 30 101 химическая промышленность 34 98 Сельское хозяйство 913 363 Лесное хозяйство 53 99 Транспорт и связь 612 396 Строительство 752 380 Прочие отрасли 1407 358 Итого 7178 3724

Рис. 2.1. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, по отраслям экономики
Из таблицы и рисунка видно, что наибольшее количество федеральных государственных унитарных предприятий находятся в непроизводственной сфере и промышленности, акционерных обществ – в промышленности.
По размеру федерального пакета акций в уставном капитале акционерного общества пакеты акций распределены следующим образом (табл. 2.3.).
Таблица 2.3.
Распределение пакетов акций по размеру федерального пакета акций в уставном капитале акционерного общества
Доля находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ (процентов уставного капитала) Количество акционерных обществ 100 процентов 1136 От 50 до 100 процентов 397 От 25 до 50 процентов 885 25 и менее процентов 1063 В отношении акционерного общества используется только специальное право на участие Российской Федерации в его управлении («золотая акция») 243

Рис. 3.2. Распределение пакетов акций по размеру федерального пакета акций в уставном капитале акционерного общества
Таким образом, из таблицы и рисунка видно, что наибольшее количество акционерных обществ преобладает там, где 100% уставного капитала находится в федеральной собственности
В 2007 - 2009 годах будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ, или участвующих в формировании интегрированных структур.
В 2007 году будут предложены к приватизации:
пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2007 году и на период до 2009 года в соответствии с перспективным финансовым планом;
пакеты акций акционерных обществ топливно-энергетического комплекса, энергостроительного комплекса, строительного комплекса, внешнеэкономических организаций, гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, а также акционерных обществ машиностроения (за исключением стратегических акционерных обществ);
федеральные государственные унитарные предприятия автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, строительного комплекса, гражданской авиации, геологии, нефтегазового комплекса, топливной промышленности, морского и речного транспорта, предприятия полиграфической промышленности, здравоохранения, предприятия растениеводства, птицеводства и животноводства;
имущество казны Российской Федерации, не обеспечивающее государственных функций.
Из числа крупных объектов федерального имущества в 2007 году приватизированы находящиеся в федеральной собственности акции:
открытого акционерного общества «ВО «Станкоимпорт»;
открытого акционерного общества «Московский метрострой»;
открытого акционерного общества «Аэропорт Салехард»;
открытого акционерного общества «Международный аэропорт Уфа».
В 2007 - 2009 годах будет продолжена работа по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе, авиационной, судостроительной, атомной и космической промышленности.
В 2008 - 2009 годах к приватизации будут предложены все федеральные государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций Российской Федерации, а также акции открытых акционерных обществ, созданных при акционировании указанных федеральных государственных унитарных предприятий.
Планируемые к приватизации в 2007 году федеральные государственные унитарные предприятия по отраслям экономики распределены следующим образом (Табл. 2.4.).
Таблица 2.4.
Распределение по отраслям экономики планируемых к приватизации в 2007 году федеральных государственных унитарных предприятий
Отрасль экономики Количество федеральных государственных унитарных предприятий Автомобильный транспорт 7 Агропромышленный комплекс 58 Атомная промышленность 4 Внешнеэкономические организации 2 Водный транспорт 4 Воздушный транспорт 10 Геология и промышленность драгоценных металлов и камней 13 Дорожное хозяйство 7 Железнодорожный транспорт 4 Издательства и типографии 14 Легкая промышленность 2 Лесопромышленный комплекс 6 Машиностроение 7 Медицинская промышленность 8 Наука 25 Непроизводственная сфера 78 Оборонно-промышленный комплекс 57 Промышленность строительных материалов 3 Рыболовство 2 Связь 11 Строительный комплекс 28 Судостроительная промышленность 1 Топливно-энергетический комплекс 6 Торговля 8 Энергостроительный комплекс 3 Итого 368
Открытые акционерные общества, акции которых планируются к приватизации в 2007 году, по отраслям экономики распределены следующим образом:

Отрасль экономики Количество акционерных обществ Автомобильный транспорт 16 Агропромышленный комплекс 231 Атомная промышленность 2 Внешнеэкономические организации 2 Водный транспорт 1 Воздушный транспорт 16 Геология и промышленность драгоценных металлов и камней 27 Дорожное хозяйство 32 Железнодорожный транспорт 8 Издательства и типографии 83 Легкая промышленность 4 Лесопромышленный комплекс 8 Машиностроение 48 Медицинская промышленность 7 Металлургическая промышленность 11 Наука 43 Непроизводственная сфера 97 Нефтегазовый комплекс 6 Оборонно-промышленный комплекс 58 Пищевая промышленность 1 Промышленность строительных материалов 10 Рыболовство 18 Связь 2 Страховые организации 3 Строительный комплекс 55 Судостроительная промышленность 3 Топливно-энергетический комплекс 79 Торговля 10 Финансы и кредит 13 Химическая и нефтехимическая промышленность 15 Энергостроительный комплекс 1 Итого 911
Кроме того, планируется приватизировать находящихся в федеральной собственности 7 пакетов акций закрытых акционерных обществ, а также 233 объекта иного федерального имущества.
По размеру федерального пакета акций в уставном капитале открытых акционерных обществ пакеты акций, планируемые к приватизации в 2007 - 2009 годах, распределены следующим образом:

Доля находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ (процентов уставного капитала) Количество акционерных обществ 100 процентов 785 От 50 до 100 процентов 12 От 25 до 50 процентов 27 25 и менее процентов 87 Итого 911
Прогноз объемов поступлений в федеральный бюджет доходов от продажи федерального имущества.
Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2007 году ожидаются поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества в размере 41 млрд. рублей. В 2008 и 2009 годах ожидаются поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества в размере 44 и 40 млрд. рублей соответственно.
Заключение
На современном этапе требуется принятие федеральных законов «О порядке разграничения собственности на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную» и «О национализации и муниципализации».
Можно констатировать, что Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 г. № 1024- устарела, в том числе в части специфики региональной приватизации.
Необходимо разработать систему показателей, критериев оценки эффективности функционирования приватизированных предприятий и социальной направленности процесса приватизации государственного имущества, а также принять среднесрочную и долгосрочную программы приватизации в Российской Федерации, в том числе земельных ресурсов.
Кроме того, требуется пересмотреть инвестиционную стратегию Российской Федерации в части планирования и контроля за поступлением инвестиций в приватизируемые предприятия, а также шире практиковать приватизацию государственного имущества путем проведения коммерческих конкурсов с социальными условиями, что позволит решать вопросы социального развития приватизируемых предприятий и регионов в целом, охраны окружающей среды и здоровья граждан.
Субъектам Российской Федерации целесообразно разработать при поддержке федерального Центра долгосрочную стратегию приватизации в регионе (помимо бюджетных задач), установив, какие предприятия, в каких отраслях при любых условиях должны остаться в собственности субъекта Российской Федерации. После чего сформировать список продаж в кратко-, средне- и долгосрочном периоде, который должен подразделяться на список реально продаваемых и инвестиционно привлекательных объектов и список неликвидов (как по финансово-экономическим показателям, так и по уже сложившейся структуре собственности).
Важным представляется завершение процесса инвентаризации и ранжирования имеющейся у субъекта Федерации собственности, с целью определения приватизационного потенциала региона. После чего можно эффективно осуществлять продажу убыточных предприятий с привлечением инвестиций и с условием восстановления их платежеспособности, а реализацию неликвидных предприятий осуществлять через процедуру банкротства.
На современном этапе также необходимо осуществлять государственную инвестиционную поддержку приватизируемых предприятий через механизм использования части средств от продажи регионального имущества и выпуска региональных заемных ценных бумаг для сбора средств на реструктуризацию и финансовое оздоровление приватизируемых предприятий под залог пакетов акций или имущественных комплексов, принадлежащих субъектам Российской Федерации.
Реформы последних лет требуют выработки критериев дифференцированного подхода к акционированию и приватизации государственных предприятий ЖКХ, предусматривающих ограничения на приватизацию инженерной инфраструктуры территории с обязательным условием передачи не подлежащего приватизации имущества вновь созданным акционерным обществам на основе гражданско-правовых или концессионных договоров на установленный срок.
Список литературы
Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы» от 25.08.2006г. № 1184-р // http://www.consultant.ru
Федеральный закон Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. № 178-ФЗ в ред. от 19.12.2006г. № 238-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 2004. – 217 с.
Приватизация в России: Итоги первого и перспективы дальнейшего развития. – М., 1994. – 293 с.
Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. – М., 2004. – 421 с.
Скворцов О.Ю. Приватизационное право. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2006. – 386 с.
Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 6-е, стереотипное. – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. – 572 с.
Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н., профессора В.И. Кошкина, к.э.н., доцента В.М. Шупыро. – М.: Инфра – М, 2003. – 352 с.
Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2005 гг. Выводы и рекомендации // Российский экономический журнал. №4, 2006.
Андрефф В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза // Вопросы экономики. №12, 2003.
Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. №6, 2004.
Дерябина М. Реформы отношений собственности в России // Политэконом. 1999. №3.
Рябухин С.Н. Региональный аспект приватизации государственной собственности // ЭКО. №7, 2004.
Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации (взгляд юриста) // Государство и право. №12, 2004.











2

1.Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утвержде-нии Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации феде-рального имущества на 2007 - 2009 годы» от 25.08.2006г. № 1184-р // http://www.consultant.ru
2.Федеральный закон Российской Федерации «О приватизации государ-ственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. № 178-ФЗ в ред. от 19.12.2006г. № 238-ФЗ // http://www.consultant.ru.
3.Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 2004. – 217 с.
4.Приватизация в России: Итоги первого и перспективы дальнейшего развития. – М., 1994. – 293 с.
5.Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. – М., 2004. – 421 с.
6.Скворцов О.Ю. Приватизационное право. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2006. – 386 с.
7.Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 6-е, стереотипное. – М.: Ин-формационно – издательский дом «Филинъ», Юридический Дом «Юс-тицинформ», 2006. – 572 с.
8.Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н., профессора В.И. Кошкина, к.э.н., доцента В.М. Шупыро. – М.: Инфра – М, 2003. – 352 с.
9.Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2005 гг. Выводы и рекоменда-ции // Российский экономический журнал. №4, 2006.
10.Андрефф В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза // Во-просы экономики. №12, 2003.
11.Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Во-просы экономики. №6, 2004.
12.Дерябина М. Реформы отношений собственности в России // Полит-эконом. 1999. №3.
13.Рябухин С.Н. Региональный аспект приватизации государственной собственности // ЭКО. №7, 2004.
14.Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватиза-ции (взгляд юриста) // Государство и право. №12, 2004.

Три

Приватизация собственности в РФ

Содержание

Введение 2

1. Основные этапы приватизации в российской Федерации 3

2. Формы приватизации собственности 3

3. Основные особенности российского процесса приватизации 8

Вывод 14

Список литературы 15

Введение

Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации некоторых отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение ее с политической точки зрения значительно функции, которая в контексте конкретного региона считается слишком важным, чтобы поставить в зависимость от случайностей рынка.

Приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, обжалованию решения политических целей, или эволюционно, подчиняется целей экономической эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.

рассмотрим основные этапы и формы приватизации в России и некоторые выводы.

1. Формы приватизации собственности

Как показывает мировой опыт, возможны следующие формы приватизации собственности: массовая (ваучерная) приватизация с равным доступом для всех граждан, массовая (ваучерная) приватизация существенных льгот для тех, кто внутри, выкуп предприятий администрацией и персоналом, продажа аутсайдерам, прямая продажа, льготные кредиты, через процедуру банкротства, передача акций социальных фондов. Каждый из этих видов приватизации может выступать как в качестве основного, так и дополнительного метода. Основные и вспомогательные методы приватизации показывает вклад (важность) конкретных методов приватизации активов государственных предприятий.

В процессе приватизации процесса в России в период рыночных реформ был использован самый разнообразный инструментов продажи (передачи) государственного имущества в частном секторе (частных лиц и неправительственных организаций и юридических лиц). Впервые на законодательном уровне способы приватизации государственных и муниципальных предприятий были определены в Законе "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 3 июля 1991 года,

Узнать стоимость работы