Разработка мероприятий по расширению ассортимента продукции на примере ОАО "Тихвинский хлебокомбинат"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 9696 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 25.12.2006
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Анализ сущности и содержания ассортиментной политики на предприятии
1.1. Формирование товарного предложения
1.2 Формирование и управление ассортиментом
1.3. Ассортиментная политика предприятия.
1.4. Обзор законодательных и нормативных актов
Глава.2. Аналитическая часть.
2.1.Характеристика основных финансово-экономических показателей деятельности организации.
2.1.1. Общая характеристика организации
2.1.2. Анализ организационной структуры
2.1.3. Анализ себестоимости
2.1.4. Анализ ОПФ
2.1.6. Анализ оборотных фондов
2.1.6. Анализ трудовых ресурсов и з/платы
2.1.7. Анализ прибыли и рентабельности
2.1.9. Анализ отрасти и конкуренции
2.2. Анализ по теме дипломного проекта
2.2.1. Анализ ассортимента, выручки от реализации и объемов производства
2.2.2. Анализ рынка хлебобулочных изделий
3. Разработка проекта по расширению ассортимента продукции (на примере ОАО «Тихвинский хлебокомбинат»)
3.1 Дерево целей
3.2 Проект мероприятий
Глава 4. Обоснование экономической эффективности проекта по расширению ассортимента продукции (на примере ОАО «Тихвинский хлебокомбинат»)
4.1 Расчет экономической эффективности от реализации мероприятий
4.2 Итоговое обоснование экономической эффективности проекта
Глава 5. Технологическая часть
5.1. Схема запуска нового продукта
Глава 6 Охрана труда и гражданская оборона
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В связи с этим на предприятии ОАО «Тихвинский хлебокомбинат», на основе анализа потребностях покупателей предлагается выпускать в качестве новой ассортиментной позиции хлеб «Столичный» нарезанный, в упаковке по-половинке.
Для организации выпуска данной ассортиментной позиции предприятию необходимо закупить оборудование для нарезки хлеба и его упаковки по-половинке.
Затратами на данное мероприятие будут затраты на покупку оборудования, стоимость которого составляет 100 тыс. рублей.

Глава 4. Обоснование экономической эффективности проекта по расширению ассортимента продукции (на примере ОАО «Тихвинский хлебокомбинат»)
4.1 Расчет экономической эффективности от реализации мероприятий
Реализация проекта по расширению ассортимента продукции предполагает внедрение ряда мероприятий, которые направлены на улучшение конкурентных позиций и получение дополнительной прибыли.
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
приглашение высококлассного технолога, целью деятельности которого являлась бы разработка новых, актуальных видов продукции и их воплощение в виде опытного образца
выпуск линейки новых хлебов с добавками с целью непосредственного расширения ассортимента продукции.
закупка нового оборудования для нарезки и упаковки, с целью выпуска новой ассортиментной позиции – хлеб «Столичный» нарезанный и упакованный по-половинке.
Целью любого коммерческого предприятия является максимизация прибыли. Проведем расчет увеличения прибыли от внедрения предложенных мероприятий.
1. Освоение новых видов продукции
На основе сравнительного анализа деятельности предприятий-конкурентов приглашение высококлассного технолога позволит увеличить объем реализации продукции на 5% .
Введем следующие обозначения:
ВР – выручка от реализации, (руб.);
С – себестоимость, (руб.);
П – прибыль от реализации, (руб.);
ПП – прибыль от продаж,
К - коммерческие расходы,
У – управленческие расходы
Р1 – рентабельность продаж, (%);
Р2 - рентабельность производства
В – производительность труда, (руб./чел.).
Таким образом, выручка от реализации после проведения мероприятия вычисляется по следующей формуле (4.1):

На предприятии наценка на новую продукцию составляет 35%.
Следовательно, себестоимость вырастет на 4795,1/1,35=3551,9 тыс. руб
После внедрения мероприятия она составит 66708 +3551,9=70259,9 тыс. руб.
Таким образом, данные изменения повлияли на прибыль от реализации, рентабельность и производительность труда следующим образом.

Р1=ПП/ВР (4.5)
или 12,7%
Р2=ПП/С (4.6)
или 18 %
Представим экономический эффект от приглашения высококлассного технолога в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Изменение основных экономических показателей после приглашения высококлассного технолога
Показатели До внедрения мероприятия После внедрения мероприятия Изменения +,- % 1. Выручка от
реализации, тыс. руб. 95902,0 100697,1 +4795,1 +5,0 2. Себестоимость, тыс.руб. 66708 70259,9 +3551,9 +5,0 3. Численность, чел. 210 211 +1 +0,5 4. Прибыль от
реализации, тыс. руб. 29194,0 30437,2 +1243,2 +4,3 5. Прибыль от продаж, тыс. руб. 11527 12770,2 +1243,2 +10,8 6. Рентабельность продаж, % 12,0 12,7 +0,7 - 7. Рентабельность производства, % 17,3 18 +0,7 - 7. Производительность
труда, тыс. руб./чел. 456,7 477,2 +20,5 +4,0
Анализируя данные, представленные в таблице 4.1, необходимо сделать вывод о том, что после приглашения высококлассного технолога и разработки им новой продукции выручка от реализации может увеличиться на 4795,1 тыс. руб., что составляет 5% роста. В связи с этим, увеличится себестоимость продукции на 5%, что в стоимостном выражении равно 3551,9 тыс. руб., прибыль от реализации возросла на 1243,2 тыс. руб. (4,3%). Также увеличилась производительность труда на 20,5 тыс. руб. (4,0%).
2. Выпуск новой продукции.
Для этого ОАО «Тихвинский хлебокомбинат» проводит следующее мероприятие:
выпуск линейки хлебов с добавками.
Предполагаемый объем продаж на первое полугодие 2007 год составляет 108000 кг в ассортименте (по 27000 кг каждого).
Рекомендуемая отпускная цена следующая
Цена за буханку 0,350 кг с доставкой и НДС, руб Цена за 1 кг с доставкой и НДС, руб
Тихвинский с чесноком и зеленью 9,15 26,14 Тихвинский с кунжутом 11,66 33,3 Тихвинский молочный 14,76 42,21 Тихвинский оригинальный 12,71 36,35
Рассчитаем объем выручки, который можно получить
Тихвинский с чесноком и зеленью 27000 кг*26,14руб/кг = 705780 руб Тихвинский с кунжутом 27000 кг*33,3руб/кг = 899100 руб Тихвинский молочный 27000 кг* 42,21 руб/кг = 1139670 руб Тихвинский оригинальный 27000 кг*36,35 руб/кг = 981450 руб Следовательно, только за первое полугодие 2007 г., дополнительная выручка (с НДС) от запуска новой линейки хлебов составит 3726000 руб.
Во втором полугодии 2007 г. ожидается увеличение выручки на 15% по сравнению с первым полугодием 2007 г., что в денежном выражении составит 3726 тыс. руб * 15% = 4284,9 тыс. руб.
Таким образом, за год будет получена дополнительная выручка от запуска новой линейки хлебов 3726 тыс. руб. + 4284,9 тыс. руб. = 8010,9 тыс. руб.
Без НДС выручка увеличится на 8010,9/1,18=6788,9 тыс. руб

Наценка на продукцию составляет 35 %.
Данное изменение выручки от реализации приведет к следующему изменению себестоимости продукции

Себестоимость составит 66708+5028,8=71736,8 тыс. руб
Таким образом, данные изменения повлияли на прибыль от реализации, рентабельность и производительность труда следующим образом.

Представим экономический эффект от запуска линейки новых хлебов в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Изменение основных экономических показателей после запуска линейки новых хлебов
Показатели До внедрения мероприятия После внедрения мероприятия Изменения +,- % 1. Выручка от
реализации, тыс. руб. 95902,0 102690,9 +6788,9 +7,0 2. Себестоимость, тыс.руб. 66708 71736,8 +5028,8 +7,5 3. Численность, чел. 210 210 – – 4. Прибыль от
реализации, тыс. руб. 29194 30954,1 +1760,1 +6,0 5. Прибыль от продаж, тыс.руб. 11527 13287,1 +1760,1 +15,3 6. Рентабельность продаж, % 12,0 13,0 +1,0 - 7. Рентабельность производства, % 17,3 18,5 +1,2 - 8. Производительность
труда, тыс.руб./чел. 456,7 489 +32,3 +7,0
3. Закупка нового оборудования
Третьим этапом проекта является закупка нового оборудования для нарезки и упаковки, с целью выпуска новой ассортиментной позиции – хлеб «Столичный» нарезанный и упакованный по-половинке.
Анализ рынка хлебобулочных изделий показывает, что из года в год сокращается объем потребления черного хлеба.
Для того, чтобы привлечь дополнительных покупателей, тех кто потребляет черных хлеб в небольших количествах, ОАО «Тихвинский хлебокомбинат» планирует выпускать хлеб «Столичный» нарезанный и упакованный по-половинке.
Для этого предприятию необходимо закупить специальное оборудование.
Исходя из объемов продаж хлеба «Столичный» и отзывов покупателей, планируется, что данное мероприятие позволит увеличить выручку предприятия на 3%.

Данное изменение выручки от реализации приведет к следующему изменению себестоимости продукции.
Стоимость нового оборудования составит 100 тыс. рублей.
Срок службы 10 лет. Амортизация за год = 100*0,1=10 тыс. руб.
Остаточная стоимость через год будет составлять 100-10=90 тыс. рублей.
Налог на имущество (ставка 2,2 %) за год составит тыс. руб.
Следовательно, затраты увеличатся на 100+2,09=102,09 тыс. руб.
Себестоимость составит 66708+102,09=66810,09 тыс. рублей.
Таким образом, данные изменения повлияли на прибыль от реализации, рентабельность и производительность труда следующим образом.

Внедрение данного мероприятия повлекло за собой следующие изменения (табл. 4.3).

Таблица 4.3
Итоговое изменение экономических показателей до и после закупки оборудования для нарезки и упаковки
Показатели До внедрения мероприятия После внедрения мероприятия Изменения +,- % 1. Выручка от
реализации, тыс. руб. 95902,0 98779,1 +2877,1 +3,0 2. Себестоимость, тыс.руб. 66708 66810,09 +102,09 +0,2 3. Численность, чел. 210 210 – – 4. Прибыль от
реализации, тыс. руб. 29194 31969,01 +2775,01 +9,5 5. Прибыль от продаж, тыс. руб 11527 14302,01 +2775,01 +24 6. Рентабельность продаж, % 12,0 14,5 +2,5 - 7. Рентабельность производства, % 17,3 21,4 +4,1 - 6. Производительность
труда, тыс.руб./чел. 456,7 470,4 +13,7 +3,0
4.2 Итоговое обоснование экономической эффективности проекта
В результате реализации проекта по расширению ассортимента продукции ОАО «Тихвинский хлебокомбинат» изменятся следующим образом (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Обоснование экономической эффективности проекта

Показатель До внедрения мероприятий Освоение новой продукции Выпуск новой продукции Закупка оборудования После внедрения мероприятий Изменения +,- % 1. Выручка от реализации, тыс. руб. 95902,0 +4795,1 +6788,9 +2877,1 110363,1 +14461,1 +15,1 2. Себестоимость, тыс. руб. 66708 +3551,9 +5028,8 +102,09 75390,79 +8682,79 +13,0 3. Численность, чел. 210 +1 – – 211 +1 +0,5 4. Прибыль от реализации, тыс. руб. 29194 +1243,2 +1760,1 +2775,01 34972,31 +5778,31 +19,8 5. Прибыль от продаж, тыс. руб. 11527 +1243,2 +1760,1 +2775,01 17305,31 +5778,31 +50,1 6. Рентабельность продаж, % 12,0 +0,7 +1,0 +2,5 16,2 +4,2 – 7. Рентабельность производства, % 17,3 +0,7 +1,2 +4,1 23,3 +6 - 8. Производительно-сть труда, тыс. руб./чел. 456,7 +20,5 +32,3 +13,7 523,2 +66,5 +14,6 Обобщения данных, представленных в таблице 4.4, позволило сделать следующие выводы.
Данный проект является экономически выгодным, т. к. после его реализации на ОАО «Тихвинский хлебокомбинат» произойдут следующие изменения основных показателей хозяйственной деятельности.
Выручка от реализации продукции увеличится на 15,1%, что в стоимостном выражении составляет 14461,1 тыс. руб. Темп роста себестоимости продукции равен 13,0 % , при этом абсолютное изменение составит 8682,79 тыс. руб.
Прибыль от реализации увеличится на 5778,31 тыс. руб. Темп роста прибыли от продаж составит 50,1 %. Производительность труда увеличилась на 66,5 тыс. руб. на 1 работника, при темпе роста 14,6 %.
Таким образом, можно говорить о целесообразности и экономической эффективности реализации данного проекта.
Глава 5. Технологическая часть
5.1. Схема запуска нового продукта
Схема запуска состоит из 3-ех этапов (рис. 5.1.):
1.Подготовительный этап
2. Этап реализации проекта
3.Этап производства
Данный документ описывает последовательную схему совместной работы всех подразделений ОАО «Тихвинский хлебокомбинат» при запуске новой продукции.
Описание схемы запуска нового продукта
1. Подготовительный этап
1. Инициаторами создания нового продукта могут выступить производственно-технологическая лаборатория (ПТЛ) и отдел маркетинга (ОМ). В ОМ пишется заявка на исследование/мониторинг рынка данного товара (группы товаров).
2. ОМ проводит исследование/мониторинг рынка аналогичной продукции. По итогам исследования в ОМ составляется отчет и аналитическую справку-обоснование о целесообразности/ нецелесообразности выпуска нового продукта на основании конъюнктуры рынка.
Ответственный – начальник отдела маркетинга
3. В случае положительного решения при согласовании с Дирекций, ОМ подает в ПТЛ техническое задание на продукт для оценки внутренних ресурсов для его производства.
Ответственный – начальник отдела маркетинга.
4. ПТЛ составляет предварительный технологический проект и подает его в ОМ.
Ответственный – начальник производственно-технологической лаборатории
5. ОМ составляет технико-экономическое обоснование выпуска нового продукта и подает на рассмотрение Директору. На совещании принимается
Вставить Рис. схема запуска 1 стр
решение об изготовлении опытного образца.
Ответственные – начальник отдела маркетинга.
6. ПТЛ изготавливает опытный образец и проводит совещание-дегустацию, где участниками заполняются дегустационные листы на каждый продукт и утверждается, либо корректируется рецептура.
Ответственные – начальник производственно-технологической лаборатории.
7. ОМ составляет протокол дегустации и подает Директору для принятия окончательного решения о выпуске нового продукта.
Ответственные – начальник отдела маркетинга.
2.Этап реализации проекта
8. В случае принятия решения, Директор назначает руководителя проекта (им могут быть зам. директора по коммерческим вопросам, начальники ПТЛ, ОМ) и издает приказ по отделам о разработке планов внедрения в производство нового продукта.
9. Все отделы (ОМ, ПТЛ, бухгалтерия, ОК), зам. директора по коммерческим вопросам и зам. директора по производственным вопросам приступают к разработке календарных планов мероприятий отделов по внедрению в производство нового продукта.
Ответственные – начальники отделов ОМ, ПТЛ, бухгалтерии, ОК, замы директора
10. ОМ составляет общий календарный план мероприятий по внедрению нового продукта в производство.
Форма:
Мероприятия Отдел Цель Сроки Ответственные Примечания Ответственные - начальник отдела маркетинга.

11. План согласовывается с Директором и утверждается.

3.Этап производства
12. Реализация плана всеми отделами по внедрению нового продукта производства и контроль ответственного лица за выполнением плана.
При этом возможны переносы сроков по различным причинам. В этом случае, руководитель проекта ставит вопрос о переносе срока и согласовывает возможность переноса и сами сроки. Далее переписанный план в утвержденном виде раздается всем ответственным лицам за подписью каждого.
Сроки запуска нового вида продукции
Подготовительный этап
ОМ
1. Исследование/ мониторинг рынка товара
- для модификации существующего продукта предприятия (мониторинг) – 2 недели,
- для продукта, нового для предприятия, но имеющего конкурентов на рынке ( м.б. новый продукт на старом оборудовании или принципиально новый продукт) – 4 недели – 1 мес.,
- для продукта, не имеющего аналогов на рынке – 1,5 - 2 мес.,
2. Написание отчета, аналитической справки-обоснования о целесообразности/нецелесообразности выпуска нового продукта на основании конъюнктуры рынка – 2 недели,
3.Составление ТЗ в ПТЛ для оценки внутренних ресурсов для производства продукта – 1 день.
4. Обоснование выпуска нового продукта на основании конъюнктуры рынка и внутренних ресурсов– 1 неделя,
5. Составление и согласование с ПТЛ протокола дегустации – 3 дня.
ПТЛ
1. Оценка необходимых ресурсов – 5 дней ,
2. Разработка рецептуры
- с существующей документацией – 10 дней,
- принципиально новый вид продукции – 1 – 1,5 мес.,
3.Написание технологического проекта для БМ – 1 день,
4. Изготовление опытного образца новой продукции
- с существующей документацией – 3 дня,
- принципиально новый вид продукции – 10 дней,
Бухгалтерия
Предварительный расчет рентабельности, затрат, цен – 5 дней,
Зам. директора по коммерческим вопросам
Предварительный мониторинг поставщиков сырья, стоимость сырья
- для продукта по существующей документации – 3 дня,
- для принципиально нового продукта – 15 дней,
Главный инженер (ГИ)
Подбор оборудования (в случае необходимости для принципиально нового продукта) -1 -1,5 мес.
Контрольный срок выхода на совещание дегустацию
- для нового продукта на старом оборудовании – 2-2,5 мес.
-для нового продукта на новом оборудовании – 4 мес.
2.Этап реализации проекта
ОМ
1.Составление плана мероприятий по внедрению нового продукта в производство– 3 дня,
2. Придумывание, тестирование, согласование названия – 1 неделя,
3. Разработка дизайна, оригинал-макета и этикетки– 1 мес.,
4. Подборка типографии, размещение в печать, контроль и прием заказа – 1 мес.,
5. Разработка и обоснование программы продвижения– 3 недели:
Мероприятия Цель Стоимость Сроки Ответственные 6. Составление общего плана мероприятий всех отделов по внедрению нового продукта в производство и согласование с дирекцией– 1 неделя.
ПТЛ
1. Доработка вкуса по результатам первичной дегустации – 3 недели,
2.Подготовка и проведение дегустации – 3 дня,
2.Утверждение рецептуры – 2 недели,
3.Согласование ТУ или ГОСТа в инстанциях/лицензирование/сертификация – 1 мес.
4.. Заявка в отдел кадров на людские ресурсы – за 20 дней до выпуска продукции,

За 2 недели до запуска нового продукта (нового ассортимента) лаборатория обязана предоставить в ОМ следующие документы:
1. Информационный лист о новом сорте - за подписью начальника ПТЛ:
-наименование согласно качественному удостоверению
-масса
-сорт
-состав
-пищевая ценность на 100 г. продукта
-энергетическая ценность на 100 г. продукта
-условия хранения
-сроки хранения продукции в упаковке и без упаковки со дня выработки
-ГОСТ, ТУ
-Норма укладки
2. Информационный лист с кратким описанием особенностей технологии приготовления нового продукта за подписью начальника ПТЛ.
3.Соответствующая информация по новому сорту за 2 недели до запуска предоставляется в бухгалтерию для окончательного просчета рентабельности, затрат, цен.
Бухгалтерия
За три дня до предполагаемой даты выпуска бухгалтерия предоставляет в ОМ документ, подготовленный по следующей форме с указанием:
Код изделия Наименование изделия Вес Оптовая отпускная цена с НДС Оптовая цена за ед. в руб. Сроки реализации Упаковка Укладка Центр. Самовывоз Центр. Самовывоз                    
ОК
Выполнение заявки от производства:
- квалифицированный персонал – 1 мес.,
- неквалифицированный персонал – 2 недели.
Зам. директора по производственным вопросам
1. Рецептура, сроки начала производства от ПТЛ– за 1 мес. до начала производства.
2. Заявка на обеспечение сырьем зам. директору по коммерческим вопросам - до 25 числа каждого мес.
3. За 2 недели до запуска в производство зам. директора по производственным вопросам предоставляет в ОМ служебную записку о предполагаемой дате выпуска продукта за своей подписью, подписью начальника ПТЛ.
4. За 3 дня до предполагаемой даты выпуска в ОМ доставляется 1(один) лоток продукции в том виде, в котором продукция будет поступать в торговлю.
5. Выполнение строительных работ по организации участка согласно плана работ.
ГИ
Подборка и покупка оборудования, выстраивание технологической цепочки (с ПТЛ) на производстве согласно плана работ- 1-1,5 мес.
Зам. директора по коммерческим вопросам
Подбор поставщиков сырья.
Выполнение заявки от производства - в течение 10 дней после поступления заявки.
Составление общего плана внедрения в производство нового продукта - 2 недели.
Реализация плана по внедрению нового продукта в производство всеми отделами
-для нового продукта на старом оборудовании – 2,5-3 мес.,
-для принципиально нового продукта – 3,5-4 мес.
Общий срок запуска нового продукта
- для нового продукта на старом оборудовании – 6 мес.
- для принципиально нового продукта - 8 мес.

Глава 6 Охрана труда и безопасности жизнедеятельности
Охрана труда
Виды и характеристика опасных и вредных производственных факторов.
Опасные и вредные производственные факторы по природе действия подразделяются на [2]:
Физические
Химические
Биологические
Психофизиологические
По степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на 4 класса:
-чрезвычайно опасные;
- высокоопасные;
- умеренно опасные;
- малоопасные.
Химические опасные и вредные производственные факторы различаются: по характеру воздействия на организм человека (токсичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию); по пути проникновения в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки):
Биологические разделяются на бактерии и вирусы. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психологические перегрузки.
На хлебокомбинате технологический процесс вынуждает работающих длительно оставаться в одном и том же положении или же приводит к перенапряжению отдельных систем и органов тела. Это представляет собой вредный фактор производства.
К неблагоприятным факторам рабочей среды относятся также сквозняки, повышенная температура воздуха, мучная пыль, продукты временного термического разложения жира, возникающие при жаренье и выпечке кондитерских изделий. Высокая температура воздуха кроме утомления и перегревания нарушает водно-солевой обмен в организме работников.
Нормами предусматриваются допустимые и оптимальные метеорологические условия. Допустимый верхний предел температуры воздуха на рабочем месте - 28 С. Предел оптимальной относительной влажности воздуха в теплый период года - 30-60%, в холодный период - не
более 75%. скорость движения воздуха в производственных помещениях в холодный и переходный периоды -до 0,3 м/с, в теплый период -до 0,5 м/с
[4],
Кроме того, в цехах хлебокомбината неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает тепловое излучение от нагретых печей и другого теплового оборудования [16].
По санитарным нормам допустимая величина интенсивности инфракрасного излучения составляет I Дж/(см2мин). Интенсивность излучения зависит от температуры, величины излучаемой поверхности, степени ее загрузки. Излучение свыше 5-7 ккал/см мин ведет к нарушению сердечной деятельности, перегреву организма.
Также факторами, вредно влияющими на работающих, являются запыленность, шум, вибрация и слабая освещенность производственных помещений.
Вибрация на хлебокомбината наблюдается в основном при работе просеивающих и холодильных установок. Предельные величины локальной вибрации установлены ГОСТом. [15] Особенно вредны колебания с частотой 6-9 Гц.
В связи с эксплуатацией холодильных установок (в которых в качестве рабочего вещества используются хладоны и аммиак) на предприятиях общепита характерны также следующие опасные факторы: возможность отравления и ожога (обморожения), поражения током и травмы.
При неправильном использовании электроустановок велика опасность поражения электрическим током [9]. На хлебокомбинатах опасность усугубляется наличием заземленного технологического оборудования, вероятностью розливов, высокой температурой в помещении и т.д. осветительная сеть также может являться источником поражения электрического тока. Особое внимание нужно обращать на заземление переносных приборов и электроинструментов, так как вероятность замыкания на корпус у них больше, чем у стационарных электроприемников. [21]
На хлебокомбинатах особенно много операции при приготовлении продуктов производящихся вручную, и возникает опасность бактериального загрязнения продукции. Поэтому все работники кондитерского и хлебопекарного производства должны соблюдать правила личной гигиены, так как это является одним из основных условий. Предупреждающих бактериальное загрязнение готовой продукции. Санитарные требования, связанные с выполнением правил личной гигиены, сводятся к следующему: содержание в чистоте личной и санитарной одежды, уход за чистотой тела и рук, волос, соблюдение санитарного режима на производстве.
Источниками распространения патогенных микроорганизмов могут явиться места общественного пользования.
Анализ пожаро - и взрывоопасное
По степени пожарной опасности помещения предприятия делятся на
шесть категорий: А, Б, В, Г, Д, Е. [20]
К категории А относятся пожаро- и взрывоопасные производства, в технологических процессах которых используют горючие газы и пары, имеющие нижний предел взрываемости до 10% объема воздуха; жидкости, имеющие температуру вспышки паров до 28 С; вещества, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом.
В категорию Б (помещения специальных складов - холодильников) входят пожаро- и взрывоопасные производства, в технологических процессах которых используют горючие газы, имеющие нижний предел взрываемости более 10% объема воздуха; жидкости, имеющие температуру вспышки 28-61°С; огнеопасные жидкости, нагреваемые в условиях производства до температуры вспышки и выше; горючие пыли или волокна, нижний предел взрываемости которых 65г/мт и менее к объему воздуха.
К категории В (помещения, где хранятся мука, сахарная пудра, песок для кондитерских изделий) относятся пожароопасные производства, в технологических процессах которых используют жидкости, имеющие температуру вспышки паров выше 61°С; горючие пыли или волокна, нижний предел взрываемости которых более 65г/м3 к объему воздуха; вещества, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, а также твердые сгораемые вещества и материалы.
В категорию Г входят производства, на которых обрабатывают несгораемые вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии с выделением тепла, искр и пламени, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.
В категорию Д входят производства, на которых обрабатывают и хранят несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии.
Категорию Е составляют производства, в технологических процессах которых используют горючие газы без жидкой фазы и взрывоопасной пыли, когда возможен взрыв без последующего горения. Анализ причин пожаров на хлебокомбинатах показывает, что наиболее частыми причинами их возникновения являются технические упущения при строительстве объектов, нарушения правил пожарной безопасности и технологических процессов, неправильная эксплуатация электросети и оборудования, грозовые разряды и др. [18]
В электрических сетях и установках опасность загорания возникает в случае токовых перегрузок, короткого замыкания, искрения в контактах и разъемах, в результате сильного нагрева контактов в разъемных соединениях (при неплотном соединении). [21]
Пожарную опасность представляет ряд твердых горючих веществ, находящихся в пылевидном состоянии (мука, сахар и т.д.), горючая пыль, осевшая на различных поверхностях, способна к воспламенению и самовоспламенению [13, 14].
В связи с эксплуатацией холодильных установок (в которых в качестве рабочего вещества используются хладоны и аммиак) на хлебокомбинатах характерны также следующие опасные факторы: возможность взрыва и разрушения, пожароопасность [6,7].
К обстоятельствам, усугубляющим пожарную опасность для персонала, относят наличие сети материалопроводов и коммуникаций; складирование сырья, тары на путях эвакуации; большую протяженность помещений; наличие в помещении хладонов, образующих при пожаре ядовитые пары и дымы и т.п.
Анализ отходов, стоков и выбросов.
На предприятиях хлебопекарной и кондитерской промышленности проводят мероприятия по охране атмосферного воздуха, почв, водоемов от производственных загрязнений. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является сжигание различного топлива. Характер загрязнения зависит от вида топлива, особенностей горения и очистки выбросов. Вредные вещества, находящиеся в атмосфере, способствуют возникновению у человека острых респираторных заболеваний.
На хлебокомбинатах и кондитерских фабриках для улавливания мелкодисперсной мучной, сахарной и другой пыли применяются различные фильтры. Выбрасываемый в атмосферу воздух не должен содержать пыли больше, чем установлено санитарными нормами.
Почва в зоне расположения предприятий общепита может быть загрязнена отходами производства, металлическими банками, деревянными ящиками, бочками, другой тарой из - под сырья. Эти загрязнения могут привести к нарушению санитарного режима предприятия.
На предприятиях хлебопекарной и кондитерской промышленности вода используется на разные нужды. Она входит в рецептуру продукции, используется для мойки сырья, направляется на поддержание необходимых санитарно - гигиенических условий. Вода, входящая в состав готовой продукции, должна отвечать санитарным требованиям [11]. Вода, использованная на производственные нужды и уже отработавшая, называется сточной. Сточные воды делятся на две группы: нормативно - чистые и загрязненные. Нормативно - чистые сточные воды содержат незначительное количество загрязнений и не требуют очистки. Загрязненные сточные воды содержат загрязнения выше нормы и должны быть очищены на специальных сооружениях биологической очистки.
Мероприятия по пожарной профилактике.
Пожарная профилактика должна включать в себя: профилактику загорания; мероприятия по локализации возникающих очагов пожара; мероприятия по эвакуации людей при пожаре, стихийном бедствии и угрозе использования оружия массового поражения; сигнализацию о пожаре и связь с пожарной охраной, технические средства пожаротушения , включая системы автоматического пожаротушения; первичные средства пожаротушения [17].
Профилактика загораний и взрывов базируется на принципах отсутствия горючих и взрывоопасных веществ и материалов; отсутствия окислителя; обеспечения температур горючих смесей ниже температуры воспламенения; предотвращения инициирования процесса горения; предотвращения саморазогрева горючих веществ и материалов до температуры воспламенения.
Мероприятия, направленные на реализацию этих принципов содержат ограничение количеств горючих и взрывоопасных веществ в производственных помещениях; использование систем автоматического контроля за уровнем концентраций взрывоопасных веществ в воздухе помещения; использование взрывозащищенного оборудования; заземление оборудования, где могут накапливаться заряды статического электричества; защита электрических сетей от воспламенения при перегрузке и коротком замыкании; защита от молнии и т.п.
Мероприятия, направленные на локализацию возникающих очагов пожара составляют обеспечение достаточных по противопожарным нормам разрывов между зданиями и сооружениями; создание надежных преград на пути распространения огня; складирование горючих и взрывоопасных продуктов и материалов в отдельных помещениях и в ограниченных количествах; использование огнестойких материалов для хранения горючих и взрывоопасных продуктов.
Мероприятия, обеспечивающие своевременную эвакуацию людей при пожаре, стихийном бедствии, угрозе применения оружия массового поражения: размещение технологического оборудования с обеспечением прохода для людей и проезда для цехового транспорта; обеспечение достаточного количества эвакуационных выходов; использование негорючих материалов для дверей на путях эвакуации; окраска дверей на путях эвакуации в зеленый сигнальный цвет; обеспечение освещения на путях эвакуации; обеспечение поступления свежего воздуха в помещение и удаления дымовых газов при эвакуации людей; использование сигнализации о пожаре и необходимости эвакуации; использование материалов, не образующих под действием огня ядовитых паров и газов; применение индивидуальных средств зашиты при пожаре.
Для обеспечения своевременного обнаружения загорания следует предусмотреть датчики тепловой, дымовой, световой или компилированной индикации в тех помещениях, где может возникнуть пожар в отсутствие людей.
В качестве технических средств пожаротушения наиболее часто используют воду, реже - диоксид углерода и водяной пар, воздушно — механические или химические пены, азот, галоидоалкилы и порошки, распыляемые в зоне горения.
Комплекты первичных средств пожаротушения обычно включают в себя химические пенные (ОХП - 10), углекислогные (ОУ — 2, ОУ -8). порошковые огнетушители, мешки с песком, совки, совковые лопаты, топоры, асбестовые одеяла.
Мероприятия по обеспечению безопасных и безвредных условий труда.
Вредные производственные факторы могут быть ослаблены или совсем исключены путем усовершенствования технологических процессов, улучшения условий труда.
Эргономическая проработка рабочих мест выполняется с учетом антропометрических, динамических характеристик человека и скорости восприятия и переработки им информации.
Профилактические мероприятия на предприятиях хлебопекарной и кондитерской промышленности должны быть направлены на облегчение нагрузки на мышечно-костно-связочный аппарат, его укрепление и возможность свободного перехода тела человека из одного положения в другое. Все оборудование, механизмы, устройства, приборы должны эксплуатироваться исключительно в соответствии с инструкциями и правилами.
Все работники, работа которых связана с продовольственными товарами, должны проходить медицинский осмотр один раз в три месяца, обследования на туберкулез - ежегодно, а на бактерионосительство и глистоносительство - в сроки, установленные местной санитарно — эпидемиологической службой.
Для нормальной работы в производственных помещениях необходимо, чтобы метеорологические условия (температура, влажность и скорость движения воздуха) находились в определенных соотношениях, должны обеспечиваться условия зрительной работы [10].
Улучшить воздух в помещениях можно уменьшив число источников его загрязнения, увеличив объем за счет высоты потолков, обеспечив необходимую вентиляцию, проведением влажной уборки, соблюдением чистоты и порядка и т.п..
Вредное действие высокой температуры снижается усилением движения воздуха, так как движущийся воздух способствует лучшей теплоотдаче организма.
Вредное действие высокой влажности устраняется путем вентиляции [3].
Борьба с шумом и вибрацией [12, 15] проводится по следующим направлениям: совершенствование конструкций машин, механизмов, оборудования; рациональная планировка помещений с шумными объектами; использование специальных амортизационных, шумопоглащающих и звукоизолирующих устройств и приспособлений; применение индивидуальных защитных средств.
Облегчить обстановку по опасности электромагнитного излучения возможно в нескольких направлениях: размешать электрическую и электронную аппаратуры более равномерно по помещениям; по возможности уменьшать коэффициент их одновременной работы; время работы каждого источника" ограничивать только необходимостью.
На предприятии должно проводиться обучение персонала безопасности труда [8].
Заключение
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели предприятия и его рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
В дипломном проекте получены следующие основные результаты:
проведен анализ сущности и содержания ассортиментной политики на предприятии
проанализированы основные финансово-экономические характеристики предприятия и процесс его функционирования ОАО «Тихвинский хлебокомбинат»;
проведен анализ хлебобулочной отрасли;
разработаны предложения по расширению ассортимента продукции предприятия ОАО «Тихвинский хлебокомбинат»и дано их экономическое обоснование.
Полученные результаты и предложения могут быть использованы:
специалистами и руководством для выработки комплекса маркетинговых, инновационных и других воздействий на рынке;
сотрудниками консалтинговых организаций, занимающихся прикладными маркетинговыми исследованиями;
различными специалистами и руководителями, осуществляющими изучение ассортимента товаров, в т.ч. на рынке хлебобулочных изделий.
Таким образом, в дипломном проекте решена актуальная и имеющая практическую значимость задача исследования вопросов расширения ассортимента продукции предприятия.
Исходя из ситуации рынке хлебобулочных изделий были разработаны предложения по расширению ассортимента продукции анализируемого нами предприятия ОАО «Тихвинский хлебокомбинат».
Предполагаемый эффект от введения этих мероприятий составляет 6035,21 тыс. рублей за год, при этом темп роста прибыли от продаж составить 52,4%.
Список использованной литературы
Панкратов Ф. Г., Серёгина Т. К. Коммерческая деятельность. Учебник. М., 2002.
Васильев Г. А., Гайдаенко Т. А. Маркетинг. М., 2003.
Ильин А. И. Планирование на предприятии, М., 2002
Круглова М. Г. Курс лекций по маркетингу, М., 2001
Коновалова Т. Ю. Ассортимент и качество, М., 2005
Дейан А. Изучение рынка / Пер. с франц. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Издательский дом “Нева”, 2003.
Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. — М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2004
Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2004.
Казанцева Н.И. Управление ассортиментом – Маркетинг в России и за рубежом, 2003, №2
Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; М.: Изд-во Экономика, 2003. – 703с.
Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика, 1998. - 372 с.
Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 304
Управление организацией/ Под ред Поршнева А.В., М, ДиС, 2004
Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. - М.: Альфа, 2004. - 138 с.
Исследование предпочтений потребителей хлебобулочной продукции// Той-опинион – 2005 г.
Закон о защите прав потребителей
Список использованной литературы к разделу охрана труда
СанПин 2.2.1/2.1.1.567-96 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».
ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
ГОСТ 12.4.021-75 «Системы вентиляционные. Общие требования».
ГОСТ 12.1.005 -76 «ПДК в воздухе рабочей зоны».
ГОСТ 12.1.007 -76 «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования».
ГОСТ 12.1.010-76 «ССБТ. Взрывоопасность. Общие требования».
ГОСТ 12.1.0 И-78 «ССБТ. Смеси взрывоопасные. Классификация».
ГОСТ 12.0,004-79 «Организация обучения работающих безопасности труда».
ГОСТ 12.1.019-79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования».
СНиП 11 -4-79 «Искусственное освещение. Нормы проектирования».
ГОСТ 2874 - 82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством».
ГОСТ 12.1.003 -83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».
ГОСТ 12.1.004-84 «ССБТ. Пожаро- и взрывоопасность веществ и материалов».
ГОСТ 12.1.004 -76 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования безопасности».
ГОСТ 12.1.012-90 «ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования».
ГОСТ 12.3.002-75 «Процессы производственные. Общие требования безопасности».
.ППБ-01-93 «Правила пожарной безопасности».
Г0СТ 12.2.003-7 «Оборудование производственное. Общие требования безопасности».
СНиП 11-33-75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».
ППБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий взрывопожарной и пожарной опасности».
ПУЭ 86 «Правила устройства электрических установок»/ Москва.
Энергоатом Издат. 1986 г.
Выбор режимов радиационной защиты населения при аварии на АЭС. Мероприятия ГО при защите населения. Методическая разработка СПбТИХП, 1994 г.
Евдокимов А.А. Охрана труда: Методические рекомендации по дипломному проектированию для студентов всех специальностей -Л.:ПТИХП, 1989,-26 с.
Методика определения режимов радиационной защиты населения. В/ч 52609, г. Москва, 1989г.











2



Директор

Главный энергетик

Главный бухгалтер

Главный инженер

Заместитель директора по коммерческим вопросам

Начальник отдела маркетинга

Начальник отдела кадров

Начальник производственно-технологической лаборатории







Заместитель директора по производственным вопросам

Рис. 2.1. Организационная структура ОАО «Тихвинский хлебозавод»

Расширения ассортимента

1. Освоение новых видов продукции

3. Закупка нового оборудования

2. Выпуск новой продукции

Нарезка и упаковка хлеба «Столичного» по-половинке

Выпуск линейки хлебов с добавками

Привлечение высококлассного технолога

Начальник производства

Начальник смены

Рабочие

Специалист по качеству

Нормировщик

Экспедиция

Экспедиция

Нормировщик

Специалист по качеству

Рабочие

Начальник смены

Начальник производства

Рис. 3.2. Организационная структура ОАО «Тихвинский хлебозавод» после внедрения мероприятия

Заместитель директора по производственным вопросам

Главный инженер

Главный бухгалтер

Начальник производственно-технологической лаборатории

Начальник отдела кадров

Начальник отдела маркетинга

Главный энергетик

Заместитель директора по коммерческим вопросам

Директор

Технолог

Список использованной литературы
1.Панкратов Ф. Г., Серёгина Т. К. Коммерческая деятельность. Учебник. М., 2002.
2.Васильев Г. А., Гайдаенко Т. А. Маркетинг. М., 2003.
3.Ильин А. И. Планирование на предприятии, М., 2002
4.Круглова М. Г. Курс лекций по маркетингу, М., 2001
5.Коновалова Т. Ю. Ассортимент и качество, М., 2005
6.Дейан А. Изучение рынка / Пер. с франц. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Издательский дом “Нева”, 2003.
7.Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. — М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2004
8.Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и ста-тистика, 2003.
9.Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная кни-га по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2004.
10.Казанцева Н.И. Управление ассортиментом – Маркетинг в России и за рубежом, 2003, №2
11.Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; М.: Изд-во Экономика, 2003. – 703с.
12. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика, 1998. - 372 с.
13.Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рын-ке. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 304
14.Управление организацией/ Под ред Поршнева А.В., М, ДиС, 2004
15.Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. - М.: Альфа, 2004. - 138 с.
16.Исследование предпочтений потребителей хлебобулочной про-дукции// Той-опинион – 2005 г.
17.Закон о защите прав потребителей
Список использованной литературы к разделу охрана труда
1.СанПин 2.2.1/2.1.1.567-96 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».
2.ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производствен-ные факторы. Классификация».
3.ГОСТ 12.4.021-75 «Системы вентиляционные. Общие требова-ния».
4.ГОСТ 12.1.005 -76 «ПДК в воздухе рабочей зоны».
5.ГОСТ 12.1.007 -76 «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования».
6.ГОСТ 12.1.010-76 «ССБТ. Взрывоопасность. Общие требова-ния».
7.ГОСТ 12.1.0 И-78 «ССБТ. Смеси взрывоопасные. Классифи-кация».
8.ГОСТ 12.0,004-79 «Организация обучения работающих безо-пасности труда».
9.ГОСТ 12.1.019-79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие тре-бования».
10.СНиП 11 -4-79 «Искусственное освещение. Нормы проекти-рования».
11.ГОСТ 2874 - 82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством».
12.ГОСТ 12.1.003 -83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасно-сти».
13.ГОСТ 12.1.004-84 «ССБТ. Пожаро- и взрывоопасность веществ и материалов».
14.ГОСТ 12.1.004 -76 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие тре-бования безопасности».
15.ГОСТ 12.1.012-90 «ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования».
16.ГОСТ 12.3.002-75 «Процессы производственные. Общие требова-ния безопасности».
17..ППБ-01-93 «Правила пожарной безопасности».
18.Г0СТ 12.2.003-7 «Оборудование производственное. Общие тре-бования безопасности».
19.СНиП 11-33-75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».
20.ППБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий взры-вопожарной и пожарной опасности».
21.ПУЭ 86 «Правила устройства электрических установок»/ Мо-сква.
Энергоатом Издат. 1986 г.
22.Выбор режимов радиационной защиты населения при аварии на АЭС. Мероприятия ГО при защите населения. Методическая разработ-ка СПбТИХП, 1994 г.
23.Евдокимов А.А. Охрана труда: Методические рекомендации по дипломному проектированию для студентов всех специальностей -Л.:ПТИХП, 1989,-26 с.
24.Методика определения режимов радиационной защиты насе-ления. В/ч 52609, г. Москва, 1989г.

Вопрос-ответ:

Что такое ассортиментная политика предприятия?

Ассортиментная политика предприятия - это комплекс мер, направленных на формирование и расширение ассортимента предлагаемой продукции или услуг, с учетом потребностей и предпочтений потребителей, целей и задач предприятия.

Какие законодательные и нормативные акты регулируют ассортиментную политику?

Законодательство в области ассортиментной политики включает Федеральный закон "О защите прав потребителей", нормативные акты Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также различные стандарты и нормативные документы, регламентирующие качество и безопасность продукции.

Какие основные финансово-экономические показатели деятельности организации можно использовать для анализа?

Для анализа деятельности организации можно использовать такие показатели, как выручка от реализации продукции, валовая и операционная прибыль, рентабельность, доли рынка, затраты на производство и продвижение продукции, себестоимость, оборачиваемость товарного запаса и другие.

Какая цель ассортиментной политики предприятия?

Целью ассортиментной политики предприятия является наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей и достижение конкурентных преимуществ за счет широкого и качественного ассортимента предлагаемой продукции.

Что охватывает аналитическая часть в разработке мероприятий по расширению ассортимента продукции?

Аналитическая часть включает характеристику основных финансово-экономических показателей деятельности организации, таких как выручка, прибыль, рентабельность, а также анализ текущего ассортимента продукции, планирование и прогнозирование спроса на новую продукцию и исследования рынка.

Что такое ассортиментная политика предприятия?

Ассортиментная политика предприятия - это комплекс мер и стратегий, направленных на разработку и расширение ассортимента продукции, удовлетворяющей потребности потребителей.

Как формируется товарное предложение на предприятии?

Формирование товарного предложения на предприятии осуществляется на основе анализа рынка и потребностей потребителей, а также с учетом конкурентной среды. Основные этапы формирования товарного предложения включают разработку новых продуктов, модификацию существующих, а также упаковку, ценообразование и маркетинговую стратегию.

Какие задачи решает ассортиментная политика предприятия?

Ассортиментная политика предприятия решает ряд задач, таких как определение ассортимента продукции, его дифференциация по характеристикам, установление оптимального уровня запасов, управление жизненными циклами товаров, а также анализ и прогнозирование спроса на товары и услуги.

Какие законодательные акты регулируют ассортиментную политику предприятий?

Ассортиментная политика предприятий регулируется такими законодательными актами, как Закон о защите прав потребителей, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные акты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Какие основные финансово-экономические показатели характеризуют деятельность организации?

Основные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность организации, включают выручку от реализации товаров и услуг, себестоимость продукции, прибыль от продаж, рентабельность, оборачиваемость запасов, показатели ликвидности и финансовой устойчивости.