Вам нужен реферат?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Интеллигенция в огне гражданской войны

  • 14 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 07.04.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТРАДИЦИИ Л.Н. ТОЛСТОГО В ИЗОБРАЖЕНИИ СОБЫТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
ГЛАВА 2 ГЕРОИ В ГОРНИЛЕ ВОЙНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Что же нравится в этих пасынках истории, проигравших свой бой, Булгакову? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести.
Это слово проходит в романе как лейтмотив. «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» - негодует на Тальберга, сбежавшего с немецким штабным поездом, Алексей Турбин. И ему же подбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на язвящей воображение странице: «Русскому человеку честь — одно только лишнее бремя». Неужели создатель «Бесов» прав? Но тогда героям Булгакова лучше не жить на земле, ведь для них честь—род веры, стержень личного поведения.
Офицерская честь требовала защиты белого знамени, нерассуждающей верности присяге, отечеству и царю, и Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, из-под которого с отречением императора Николая Второго выдернута главная подпорка. Но честь — это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Полковник Малышев — человек чести, потому что распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления: мужество и презрение к фразе потребны для такого решения. Най-Турс — человек чести, даже рыцарь ее, потому что сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, брошенного в кровавую кашу, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Человек чести и Николка, потому что мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, едва ли не похищает, по античному образцу, тело погибшего командира, извлекая его из горы мерзлых трупов в подвале анатомического театра.
Где честь, там мужество, где бесчестье — трусость. Читатель запомнит Тальберга, с его «патентованной улыбкой», набивающим дорожный чемодан. Он чужак в турбинской семье. Но в замысле романа немалое значение имеет и параллельная жизнь двух этажей дома на Алексеевском спуске: верхнего, семьи Турбиных, и нижнего — инженера Василисы.
Бури и беды гражданской войны сотрясают дом под снежной горой, и страдают от этого оба его этажа. Но Василиса — «трус», «буржуй и несимпатичный» — воплощает мир жадности и приспособленчества. Он чужой живущим над ним безрасчетным, открытым людям.
Ограбленный бандитами, он, прежде ярый противник старого режима, уповает отныне лишь на самодержавие: «Да-с... Злейшая диктатура, какую можно только себе представить... Самодержавие...» Пародийно, саркастически выглядят в устах обобранного Василисы недавние слова Алексея Турбина, что «спасти Россию может только монархия». Герои меняются ролями.
Автора «Белой гвардии» волновал и другой вопрос: скрепой старой «мирной» жизни, помимо самодержавия, было и православие, вера в бога и загробную жизнь — у кого искренняя, у кого выветрившаяся и оставшаяся лишь как верность обрядам.
У Толстого религиозности нет. Наоборот, практически ни одни из героев не вспоминает о Боге, церкви. Одно исключение – мудрейший и добрейший Кузьма Кузьмич, без помощи которого погибла бы Даша. Но он – бывший священник, расстрига. Может быть, это уступка цензуре автора, а может Толстой правильно уловил тогдашнее настроение, ведь действительно, русский народ забыл Бога, и заплатил за это.
К каким же итогам приходят герои этих трех произведений?
Семья Сартановых практически прекратила свое существование, «унесенная ветром гражданской войны». Причина, по мнению автора в том, что русская интеллигенция, которая всегда так ратовала за «простой русский народ», не смогла понять этот народ, когда он предъявил свои требования. Недаром Вересаев избрал эпиграфом к своему роману строчки Данте: «Они остались - сами по себе. На бога не восстали, но и верны ему не пребывали. Небо их отринуло, и ад не принял серный..."
Наиболее благополучный конец получился у Толстого. Все главные герои остались живы, прошли через страшное, но стали сильнее и цельнее. Кредо Романо тоже выражено в эпиграфе к «Восемнадцатому году»: « В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чище мы чистого» [5]
Практически чудо, что семья Турбиных пережила эти годы, но сохранила и свою душевную привязанность друг к другу и свои взгляды. Только они отошли на второй план. «ОтмоленныЙ» Еленой Алексей Турбин, чудом оставшийся жить наверно мог бы подписаться под заключительными словами романа: «Все пройдет. Страдания, муки, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданская война на территории России продолжалась всего (!) четыре года. Но какой разрушительный след она оставила не только на теле, но и в душе народа. До сих пор спорят о том, кто был прав тогда. С одной стороны нельзя не признать справедливости того, что Булгаков назвал «корявый мужичонков гнев», который копился столетиями, и, наконец – вырвался наружу. Но с другой, нельзя не признать и аргументы другой стороны, которая возмутилась тем, что, борясь за справедливость, были попраны старые человеческие ценности, вместе со «старым миром» на «свалку истории» были выброшены понятия чести, благородства исторических корней. Это вовсе не значит, что у победителей не были чести и благородства, но они несли слишком сильный заряд классовой ненависти, что бы сохраниться в привычном виде.
Современному человеку сложно понять многое из того, что произошло в России девяносто лет назад. Непонятны та страстность и ожесточенность, с которой русские люди убивали русских людей. Непонятно, как можно было идти на смерть, отстаивая свои представления о добре и зле. Мир сильно измельчал за эти десятилетия.
Но приоткрыть завесу этой тайны могут помочь именно произведения великой русской литературы. Причем для полноты картины надо читать и «белые» произведения, и «красные». Только после этого можно будет попытаться сложить цельную картину произошедшего в России в начале ХХ столетия. Споры по этому поводу продолжаются, и часто оппоненты – непримиримы. А раз так, значит, гражданская война еще тлеет, пусть не на полях сражений, а в сердцах человеческих. И поэтому, наверное, мы еще не скоро последуем совету великого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова:- чаще смотреть на звезды!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вересаев В. В тупике 1998 М, АСТ, 256 с
Вопросы литературы, 1984, № 11, с. 204.
Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: АСТ: Астрель, 2006. – 686с.
Толстой Хождение по мукам 1972 М,. Современник В 3-х томах 860 с.
Чудаков А.М. Комментарий к публикации главы из романа «Белая гвардия».— Новый мир, 1987, № 2, с. 140-155.












2

1.Вересаев В. В тупике 1998 М, АСТ, 256 с
2.Вопросы литературы, 1984, № 11, с. 204.
3.Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: АСТ: Астрель, 2006. – 686с.
4.Толстой Хождение по мукам 1972 М,. Современник В 3-х томах 860 с.
5.Чудаков А.М. Комментарий к публикации главы из романа «Белая гвардия».— Новый мир, 1987, № 2, с. 140-155.

Интеллектуалы из России

Балабан Анна, гр. 133

ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

 

В последнее время все чаще и чаще слышится слово "интеллигенция" на радио и телевидении. Споры о российской интеллигенции являются одной из любимых тем обсуждения в СМИ, где говорится о возрождении России, возвращении к ее культуре, воссоздании слой общества, и так далее

Итак, что такое интеллигенция?

Для ответа, прежде всего, обратимся к истории. Как писал П. Б. Струве в сборнике "Вехи", "интеллигенция русская особая культурная категория есть порождение взаимодействия западного социализма с особенными условиями нашего культурного, экономического и политического развития. До рецепции социализма в Рф российской интеллигенции не было, был только "образованный класс" и разные в нем направления". Таким образом, можно сделать вывод, что интеллигенция-это образованный класс общества, стремящийся к его реформированию, улучшению жизни, демократии. Малый Энциклопедический Словарь (издание Брокгауза и Ефрона) добавляет, что интеллигенция "живет" интересами не только политики, но также "литературы и искусства". Передовые люди, одним словом, духовная и интеллектуальная элита.

Однако, после революции 1917 года, что означает понятие "интеллигенция" было искажено. Многие представители интеллигенции, не смирившись с новой силой, были вынуждены эмигрировать, другие были репрессированы, и до конца своей жизни провел в лагерях. В конечном итоге "сливки общества" были на самом деле из общества удалены, а их место заняла недавно "советская народная интеллигенция", "сельская интеллигенция" и других социальных групп с не менее абсурдными именами. Так, в "Словаре иностранных слов" (1979) говорится, что интеллигенция есть "люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и что необходимо для такой работы, специальности (инженеры, техники, врачи, учителя, юристы, работники науки и искусства)". Кажется, что роль этого социального слоя как "двигатель прогресса", определенной политической силы было запрещено, потому что единственная истинная идеология была линия партии.

Российская интеллигенция, как и всей России, развивалась отлично от европейского. В этой связи интересно рассмотреть различия между интеллигенцией русской и западной интеллигенции (обратите внимание, слово "интеллигенция" есть только в русском языке).

Говоря о российской интеллигенции, стоит отметить такую ее характерную черту, как "подпольность", противостояние государственной власти, и даже склонность к анархизму. Не удивительно, что в середине 19 века появилась Его Императорского Величия Канцелярия и небезызвестное III отделение, осуществлявшее политический надзор и сыск! Интеллигенция была как бы оторван от реальности, приходилось прятаться, жить в своем собственном мире надежд и мечтаний, не в состоянии реализовать свои планы.

Узнать стоимость работы