правовое государство и гражданское общество

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 2525 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 29.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Гражданское общество
2. Понятие и основные принципы правового государства
2.1. Соотношение государства и права
2.2. Принципы правового государства
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.
Правовое государство - государство, само ограничивающее свою власть правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочивания, стабилизации жизни людей. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод, должны быть зафиксированы в Конституции и законах.
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:
- верховенство закона (в правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон; Конституция РФ, ее положения обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности). Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону;
- взаимная ответственность государства и личности (важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов; все вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином, в свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 2, 3, 6 Конституции РФ);
- разделение властей (это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью; данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.
В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др.
- гарантия прав и свобод личности (реальная гарантия прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства, принцип которого закреплен в статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения);
Кроме того, важнейшая характеристика права - это отражение в его содержании возможных для реализации потребностей общества (народа), прав и свобод человека, легитимность, т. е. одобрение народом. Закон, принятый не легитимной властью, игнорирующий интересы народа, свободы человека, может быть и не правовым (например, нормативные акты, согласно которым ссылке и иным репрессиям подвергались члены семей осужденных за государственные преступления). Именно в Конституции страны должны быть сформулированы основные принципы права, которые могут и должны использоваться как критерии проверки «правового» и «не правового» в действиях государственной власти, прежде всего принятых ею законодательных актах. Конституция страны и должна выступать тем исходным правовым законом, который содержит в себе свод принципов национального права.
Поэтому верховенство Конституции РФ в правовой системе страны (ст. 4, 15), как и верховенство права (ст. 1) должны служить одной общей цели - подчинению государственной власти, законов и подзаконных нормативных актов, деятельности государственных органов, должностных лиц, т. е. праву как общепризнанному социальному порядку, обеспечивающему нормальное свободное прогрессивное развитие общества, позволяющему сочетать, учитывать и разграничивать возникающие в обществе многообразные интересы; мирным, ненасильственным путем разрешать социальные проблемы (конфликты и споры).
Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом.
Правовая деятельность государства (т. е. деятельность, протекающая в рамках права) отличается от деятельности не правовой, в рамках которой превалируют мотивы политической целесообразности (а целесообразность каждым индивидом может пониматься по-своему), под которым чаще всего кроются интересы конкретной властной верхушки.
Указанные в части первой ст. 1 Конституции характеристики РФ как государства, только взятые в совокупности, выражают его политико-юридическую природу. Они дополняют и уточняют друг друга, находятся во взаимозависимости.






Заключение
Можно сделать вывод, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально – классовая роль в обществе государства, такой будет и роль права.
Государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности и дарования, ибо человек – высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и противоречивы. Для раба, например, и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями с наступлением эры капитализма отношения между человеком-гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.
Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления обязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Право всегда выступает как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.
Право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе. Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Право взаимодействует с различными общественными явлениями: экономикой, политикой, моралью, культурой, религией. Наиболее существенны взаимосвязи права и экономики, права и политики, права и морали.
Взаимодействие права и экономики подчиняется общим закономерностям общественного развития. С одной стороны, экономические потребности общества объективно порождают необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений, юридического закрепления и охраны различных форм собственности, обеспечения самостоятельности производителей. С другой стороны, правовая форма экономических отношений является не просто необходимостью, а выполняет активную организующую функцию и поэтому глубоко проникает в экономическую жизнь общества в качестве важного компонента механизма экономических процессов.
Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы исходят от государства, которое является политической организацией общества. Поэтому любые интересы и потребности людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства). Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. В праве получает выражение и народная политика. В тех случаях, когда сам народ путем референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявления приобретают правовой характер, становятся общеобязательной формой нормативного регулирования общественных отношений.
Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека. Заключена в Минске 26.05.1995. Вместе с «Положением о комиссии по правам человека Содружества независимых государств», утв. 24.09.1993. «Российская газета», № 120, 23.06.1995.
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. – М.: Московская школа прав человека, 2000.
Бородич В. Введение в правоведение. //Основы государства и права. – 2000 №5.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е издание. М.: Юридическая литература. 1999.
Волкова Н.С. «Общественная безопасность и законодательство о правах человека». «Журнал российского права», № 2, 2005.
Керимов, Д. А. Личность и правовое государство //Право и образование. -2003. - № 5. - С. 4 – 14
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 425 с.
Лапаева В.В. «Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания». «Журнал российского права», 2006, № 4.
Международная защита прав человека / Под общ. ред. К.А.Москаленко – М., 2001. – 297 с.
Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.АЛукашева. – М.: 1999.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник-М.: Проспект,1997.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.-М: Юрайт-М, 2001. – 348 с.
Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.
Ягоферов Д. Общая характеристика возникновения и развития научных взглядов на государство и право. // Основы государства и права. 2001 №1-2.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 83.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.-М: Юрайт-М, 2001. С. 127.
Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6. С. 143.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 97.
Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.С.134.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.-М: Юрайт-М, 2001. С. 183.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 98.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 211.
Лапаева В.В. «Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания». «Журнал российского права», 2006, № 4. С. 37.












2

1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека. Заключена в Минске 26.05.1995. Вместе с «Положением о комиссии по правам человека Содружества независимых государств», утв. 24.09.1993. «Российская газета», № 120, 23.06.1995.
3.Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. – М.: Московская школа прав человека, 2000.
4.Бородич В. Введение в правоведение. //Основы государства и права. – 2000 №5.
5.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е издание. М.: Юридическая литература. 1999.
6.Волкова Н.С. «Общественная безопасность и законодательство о правах человека». «Журнал российского права», № 2, 2005.
7.Керимов, Д. А. Личность и правовое государство //Право и образование. -2003. - № 5. - С. 4 – 14
8.Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 425 с.
9.Лапаева В.В. «Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания». «Журнал российского права», 2006, № 4.
10.Международная защита прав человека / Под общ. ред. К.А.Москаленко – М., 2001. – 297 с.
11.Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.АЛукашева. – М.: 1999.
12.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник-М.: Проспект,1997.
13.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.-М: Юрайт-М, 2001. – 348 с.
14.Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.
15.Ягоферов Д. Общая характеристика возникновения и развития научных взглядов на государство и право. // Основы государства и права. 2001 №1-2.

Таганрогский филиал

негосударственного образовательного учреждения

образования

"Российский новый университет"

Предмет: Теория государства и права

КУРСЫ

на тему:

"правовое государство и гражданское общество"

Профессор:

профессор Щеглов Б. С.

и Выполнил

студентка группы ЮЗВ-12

, Таганрог

2013

Введение

Актуальность темы диссертации определяется теоретическое и практическое значение всего комплекса проблем, которые возникают при определении характеристики принципов взаимодействия между обществом и государством, определения причин, которые могут вызвать трудности в отношениях между ними и наиболее возможные перспективы развития этих отношений и разработка предложений, направленных на оптимизацию их.

Многочисленные публикации о правовое государство и гражданское общество, а также интерес, который проявляет научного сообщества к вопросам формирования и развития институтов гражданского общества и правового государства в России, безусловно, вызваны экономических и политических процессов, которые происходят в нашей стране. Много написано статей и об отношениях между гражданским обществом и государством, в связи с чем возникает необходимость детального рассмотрения проблемы формирования правового государства. Идеи и проблемы становления правового государства в российской Федерации не перестает вызывать интерес среди научных и политических деятелей. Такая актуальность в связи с тем, что верховенство закона является основополагающим принципом Конституции РОССИЙСКОЙ федерации. Процесс обучения растянут во времени и требует серьезных изменений в основные направления государственной и общественной жизни страны, а также в правосознании граждан.

уровень разработки. Идеи Формирования правового государства и проблемы отношения государства и общества, в силу социально-политической значимости будоражили умы мыслителей на протяжении времени развития цивилизации.

Прототипом правового государства стало государство, как организация публично-властная сила.

В период древнего эта тема прослеживается в работах Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона, Демокрита и др., которые пытались найти связь между силой государства и права, которые должны обеспечивать