политическая мысль в Китае в нач. 20в., в период Синхайской революции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 2828 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 27.06.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Причины и развитие Синьхайской революции 1911-1913 годы
1.1. Синьхайская революция
ГЛАВА 2. Развитие китайского общества после Синьхайской революции
ГЛАВА 3. Политические течения в Китае после Синьхайской революции
3.1. Консерваторы
3.2. «Движение за новую культуру»
3.3. Общественно-политические взгляды Сунь Ятсена
3.4. Антибуржуазные течения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Идеалы подлинной демократии они видели воплощенными на Западе. Выступая за всестороннее обновление китайского общества, участники «Движения за новую культуру» во многом видели смысл своей борьбы в освобождении личности. В этом требовании заключался момент наиболее радикального разрыва участников движения с китайской традицией.
Важной частью «Движения за новую культуру» явилась «литературная революция», ставившая своей задачей преобразование литературного языка и обновление литературы. Сделать язык книги, газеты, журнала, документа понятным простому человеку значило не только расширить доступность подлинной грамотности для народных масс, но и превратить печать и литературу в мощное средство массового идейного воздействия.
«Движение за новую культуру» охватило значительные слои китайской интеллигенции, особенно молодой, поставило перед образованной частью общества острые проблемы обновления страны, нанесло удар по традиционной идеологии и тем самым открыло возможности для демократизации сознания передовой части китайской нации.
В определенном смысле его можно рассматривать как завершение китайского просветительского движения, как важный этап становления буржуазно-демократического сознания.
Национально-освободительные мотивы в «Движении за новую культуру» звучали слабо, ибо его участники не воспринимали так остро, как консерваторы, распад великой империи, не чувствовали себя жизненно связанными с распадавшейся государственностью.

3.3. Общественно-политические взгляды Сунь Ятсена

Особое место в духовной жизни в послесиньхайские годы занимает эволюция общественно-политических взглядов Сунь Ятсена. Победа Синьхайской революции возвела его на вершину политического успеха.
Поражения в борьбе с Юань Шикаем и другие политические неудачи заставляют его временно уйти с авансцены политической жизни. Вместе с тем эти поражения выявили и слабость его программы возрождения Китая, которая не смогла стать знаменем массового политического движения.
В кризисные годы происходит решающий этап формирования мировоззрения Сунь Ятсена, закладывания основ той программы социально-экономических и политических преобразований, которая в течение последующих трех десятилетий во многом определили облик национально-освободительного движения в Китае. [3, 18]
В эти годы Сунь Ятсен создает свой фундаментальный теоретический труд «Программа строительства страны», состоящий из трех книг: «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)» (1918), «Материальное строительство (Промышленный план)» (1919), «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)» (1917). [3, 20]
Развитие социально-экономической и политической программ Сунь Ятсена тесно связано с решением им некоторых мировоззренческих вопросов, во многом определивших его выбор целей и средств.
В эти годы он утверждается в неприятии представлений о классовой борьбе как движущей силе истории. Общественная структура Китая представлялась Сунь Ятсену не затронутой глубоким классовым антагонизмом, что, как он полагал, облегчало социальное переустройство страны.
Во многом исходя из этого, формируется его понимание роли и значения революционных методов преобразования общества. Еще накануне революции он утверждал, что к революции следует прибегать лишь в самых крайних случаях. Однако теперь его представление о революции расширяется, оно не сводится только лишь к разрушению старого, а включает и строительство нового, конструктивную работу. [3, 45]
Очевидность полуколониального положения Китая оказали существенное воздействие на формулирование Сунь Ятсеном его политической программы. Он все четче осознает униженное и зависимое положение своей страны и задачи борьбы за восстановление национального суверенитета.
Сунь Ятсен призывает своих сторонников считаться с политической реальностью, с отсутствием демократических традиций в Китае, и выдвигает задачу политического воспитания народа в демократическом духе в ходе революции.
Сунь Ятсен основательно разрабатывает программу социально-экономической перестройки Китая и формулирует социально-экономические цели своей борьбы. Его программа складывается из двух тесно связанных частей. С одной стороны, это детальный план развития производительных сил, с другой, это постановка задач изменения социальных и экономических условий страны, которые бы позволили добиться быстрого роста производительных сил.
Этот план можно свести к трем основным направлениям: быстрое развитие инфраструктуры, быстрое развитие промышленности, быстрое развитие сельского хозяйства путем его механизации. [3, 59]
Не менее основательно подошел Сунь Ятсен к разработке программы глубоких социально-экономических преобразований в Китае, без чего, как он полагал, нельзя вырвать страну из отсталости.
Исходный пункт программы этих преобразований, представление о решающей роли государства во всей жизни общества. Прогрессивные социально-экономические преобразования мыслились Сунь Ятсеном как непрерывное возрастание социально экономической роли китайского национального государства.
Социальную систему будущего сам Сунь Ятсен называл «государственным социализмом». Осуществление гигантских планов индустриализации Китая Сунь Ятсен полагал возможным в краткие сроки только при условии получения значительной технической и экономической помощи со стороны великих держав.
Вместе с тем Сунь Ятсен рассматривал свои планы социально-экономической перестройки китайского общества в неразрывной связи с решением неотложных политических вопросов.
Усиление национально-освободительных мотивов, поиски новых путей демократизации китайского общества, детальная разработка программы социально-экономических преобразований, вот основные тенденции развития «трех народных принципов» Сунь Ятсена.

3.4. Антибуржуазные течения

Были последователи и антибуржуазных идейных течений. Наибольшее число последователей приобрел анархизм. Первые анархистские организации были созданы еще до Синьхайской революции среди китайских эмигрантов во Франции и Японии. В 1911 г. возникает первая анархистская организация в Гуанчжоу, затем в Шанхае, Пекине и некоторых других местах. [10, 28]
Успехи пропаганды анархизма в послесиньхайские годы связаны с именем Лю Шифу, начинавшего свою политическую деятельность в качестве соратника Сунь Ятсена по Объединенному союзу. В послесиньхайские годы он ведет огромную пропагандистскую работу, стремясь привлечь под знамена анархизма передовую китайскую интеллигенцию, но анархические идеи не имели успеха в китайском обществе.
Своеобразным социально-политическим феноменом стал китайский милитаризм. Старейшей и наиболее влиятельной была бэйянская милитаристская группировка, сложившаяся еще при маньчжурском режиме с участием Юань Шикая. После его смерти она фактически распалась, оставив после себя соперничавшие группировки, крупнейшими среди которых были аньхуэйская и чжилийская. [1, 14]
Главой аньхойской группировки был один из сильнейших милитаристов и влиятельнейший политический деятель Дуань Цижуй, в основном контролировавший в рассматриваемое время политическую жизнь Пекина.
Главой чжилийской группировки был Фын Гочжан, пользовавшийся поддержкой генералов У Пэйфу, Цао Куня, Ван Чжанюаня и др. Борьба за политическое и военное влияние, за контроль над территориями и налогами шла не только между группировками, но и внутри них. Логика развития милитаристских режимов и их социальная природа были весьма просты. [1, 65]
Режимы эти опирались на открытую военную силу. Наемная армия давала силу для удержания власти в определенном районе, власть же давала возможность получать через налогообложение средства для найма солдат.
Социальное происхождение милитаристов было различным, но преобладали выходцы из землевладельческой и бюрократической среды. Захватив власть, многие из них стремились «сколотить» себе состояние. [1, 57]
Однако их политическое поведение определяли не социальное происхождение, не вовлеченность в бизнес, а стремление к укреплению и расширению власти.
Вместе с тем эти режимы не представляли специфических классовых интересов ни старых, традиционных, ни новых, буржуазных сил. Это были паразитические военно-бюрократические режимы, опиравшиеся на силу штыка, что и определяло их политическую неустойчивость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Синьхайская революция, которая по целому ряду причин не смогла покончить с засильем феодальных и полуколониальных порядков в Китае, несмотря на поражение, тем не менее, явилась ярким этапом истории общедемократической и национально-освободительной борьбы китайского народа.
В ходе революции была свергнута маньчжурская цинская монархия, и на смену монархическому режиму пришел республиканский строй. Однако развитие Китая в послесиньхайские годы привело к тому, что возможности военно-политического объединения на старой социальной базе были существенно ослаблены.
Разгром господствовавших политических сил привел к образованию своеобразного «политического вакуума», ибо новые политические силы, представлявшие активно развивавшиеся капиталистические социально-экономические тенденции, были еще слабы и не оформлены.
Об их слабости свидетельствовала неспособность к самостоятельным политическим выступлениям, отсутствие активной политической деятельности, стихийность и вспомогательная роль в политической жизни рабочего движения.
Однако именно в эти смутные годы складываются объективные условия для постепенного самоопределения этих новых социальных сил, закладываются предпосылки их выступлений на арене политической борьбы.
Основные идейно-политические течения рассматриваемого времени, консервативное, буржуазно-демократическое, народническое, несмотря на существенные, подчас коренные расхождения, во многом все-таки воздействовали на духовную жизнь в общем направлении, они развивали и накапливали патриотический и националистический потенциал, который в полной мере выявился уже на новом историческом этапе.
Рассмотренные идейно-политические течения были основными, но они, не исчерпывали всего многообразия духовной жизни страны. Открытость Китая идейным воздействиям более развитых стран, стремление самих образованных китайцев к освоению открывшегося им нового духовного мира породили чрезвычайное многообразие и пестроту идейных позиций. Среди китайской молодой интеллигенции были последователи почти всех современных западных идейных течений.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жуков В.В. Китайский милитаризм 10-20 годы XX века. – М.: Наука, 1988. – 166 с.
Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен (1911-1913 гг.). – М.: Наука, 1974. - 415 с.
Ефимов Г.В. Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914 – 1922. – М.: Наука, 1981. – 199 с.
История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Высшая школа, 2002. – 736 с.
Маньчжурское владычество в Китае. - М.: Восточная литература, 1966. – 230 с.
Меликсетов А.В. История Китая в новейшее время. В 2-х ч. Ч. 2. Китай в 1917-1937 гг. – М.: Наука, 1983. – 297 с.
Никифоров В.Н. Очерк истории Китая: II тысячелетие до н.э. – начало XX столетия. – М.:
Синьхайская революция в Китае. Сб. ст. под ред. С.Л. Тихвинского. – М.: Восточная литература, 1962. – 320 с.
Скачков П.Е. Библиография Китая. – М.: Восточная литература, 1960. – 346 с.
Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921 гг. – М.: Наука, 1983. – 170 с.















2

1.Жуков В.В. Китайский милитаризм 10-20 годы XX века. – М.: Наука, 1988. – 166 с.
2.Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен (1911-1913 гг.). – М.: Наука, 1974. - 415 с.
3.Ефимов Г.В. Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914 – 1922. – М.: Наука, 1981. – 199 с.
4.История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Высшая школа, 2002. – 736 с.
5.Маньчжурское владычество в Китае. - М.: Восточная литература, 1966. – 230 с.
6.Меликсетов А.В. История Китая в новейшее время. В 2-х ч. Ч. 2. Китай в 1917-1937 гг. – М.: Наука, 1983. – 297 с.
7.Никифоров В.Н. Очерк истории Китая: II тысячелетие до н.э. – начало XX столетия. – М.:
8.Синьхайская революция в Китае. Сб. ст. под ред. С.Л. Тихвинского. – М.: Восточная литература, 1962. – 320 с.
9.Скачков П.Е. Библиография Китая. – М.: Восточная литература, 1960. – 346 с.
10.Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921 гг. – М.: Наука, 1983. – 170 с.




ВВЕДЕНИЕ

До сих пор, власти Ли Да-чжао в Китае настолько велика, что там не решаются открыто, чтобы его критики и причислять к "уклонистам", как это делает большинство выдающихся руководителей КПК. Маоисты борются с Ли Да-чжао, путем фальсификации его политической деятельности и взглядов.

Идейное наследство, Если Да-чжао до сих пор полностью не собраны и не было вынесено. С 1913 до 1927 года, Если Да-чжао создал (по неполным подсчетам) 325 работ, часть из которых была утрачена, дошла до нас в кратком представлении или стала библиографической редкостью. Наиболее полное собрание -- "избранные работы Если Да чжао",-- проведена в 1959 году в Пекине, включает в себя только 133 его работы, то есть менее половины того, что было создано. Но и эти произведения выбраны дают возможность составить представление об идейнотеоретической эволюции.

Значение идейного наследия, Если Да чжао заключается в первую очередь в том, что впервые в китайском языке кратко и ясно наиболее важных положений марксизма-ленинизма: материалистический взгляд на историю, учение о революции и классовой борьбе, исторической миссии пролетариата и учение о союзе рабочего класса и крестьянства, концепция научного социализма, учение о пролетарском интернационализме и многое другое; поставлен вопрос о возможности построения социализма в Китае.

Если Да-чжао никогда не сомневался в допустимости марксизма-ленинизма в Китае и не задался вопросом, что для него подходят только некие "вселенские истины" это учение, ссылаясь на специфику китайского. В марксизме-ленинизме, идеологии социалистической, Ли Да-чжао видел, единственная возможность найти пути коренного преобразования Китая. Тем не менее, он знал, что применение марксизма-ленинизма требует серьезного учета ситуации в стране. "Социалист, который стремится к тому, что его принципы дали эффект,-- писал он,-- вы должны изучать конкретные условия, в которых его идеалы могут быть с наибольшим успехом применены на практике". Таким образом, Ли Да-чжао, в этом вопросе, в первую очередь, обратить внимание на правильное применение марксизма-ленинизма к конкретным условиям Китая, на точное знание китайских условиях. Однако, специфика Китая ни в коем случае не пробуждала его стремления "китаизировать" марксизм-ленинизм, не считаясь ни с какой "адаптации" на китайских условиях, что было бы не в частности этого учения, что вполне приемлемо, и было бы ревизованы основные принципы.