Политическая безопасность: цели, методы, задачи (на глобальном уровне)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Мировая политика
  • 2929 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 27.11.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
3.1. Понятие политической безопасности
3.2. Политическая безопасность РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Политические интересы основываются на политических ценностях субъектов политики, т.к. именно они определяют степень важности политических интересов, приоритетность их реализации соответствующими политическими институтами и органами государственной власти.
Система политических ценностей образует внутренний стержень политической культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов тех или иных политических общностей, выступает одним из важнейших стимулов политического действия, поведения индивидов.
Проблема обеспечения политической безопасности особо актуальна на Юге России, т.к. большая часть вызовов и угроз региону сосредоточена в политической сфере. Поэтому обеспечение политической безопасности в данном регионе является для федеральных властей приоритетным. Безусловно, это обсуждается в обществе и в силу этого возникло множество вариантов решения этой задачи. Однако единого и целостного понимания путей ее решения к настоящему времени не достигнуто в силу различного видения как роли и места России в геополитическом раскладе мировых сил, так и путей ее дальнейшего развития.
По мнению Кротова, угрозами политической безопасности на современном этапе развития российского общества являются:
- явное преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элитарных групп. Эти интересы часто (если не всегда) далеки от того, чтобы стать обобщающим вектором интересов большинства населения, и их реализация возможна в этом случае только радикальными средствами, применение которых дестабилизирует социально-политическую ситуацию. Характерно, что это проявляется как в России, так и в развитых странах. Например в акциях протеста населения против войны в Ираке в странах поддержавших ее;
межнациональные и межрегиональные противоречия, вызванные историко-культурными, конфессиональными причинами, неравномерностью в развитии отдельных регионов и т.п.;
противоречия между модернизацией в технологической и культурной сферах и традиционной социокультурной средой;
доктринерство в политике партий, отрыв от реальности;
утрата официальной властью значительной части контроля над ситуацией в стране в целом или над экономической ситуацией и т.п. (переход под экономическое и политическое влияние мафиозных криминальных структур, региональных элит, иностранных групп влияния и т.п. через некоторый критический порог. Например, ситуация в Чеченской республике в 90-е годы XX века и т.д.);
неумение или нежелание властей добиться конструктивного диалога с оппозицией, обеспечить ее участие в политическом процессе в рамках правового поля;
внешнеполитический авантюризм высших эшелонов власти;
полнота и достоверность информированности, как государственных органов, так и населения о реальной ситуации.
Искаженное информирование нередко порождается не только потребностями стратегии и тактики политической и социальной борьбы отдельных социальных слоев и групп, но и социальной безответственности средств массовой информации, вызванной отсутствием профессионализма, непониманием социальной действительности, нарушением этических норм информационной деятельности (ярким примером является мифологизированность северокавказских конфликтов, выборы в России и т.д.);
проблема кадров.
Опасения вызывает как качественный уровень лиц, вовлеченных в политические отношения, так и формирование «пятой колоны». Игнорирование данного фактора в конечном итоге может привести к распаду, подчинению иностранному государству;
борьба за власть между конкурирующими группировками правящей элиты;
асимметричность государственно-правового устройства, а также процесс этнизации общественной жизни, влекущий за собой как сепаратизм, так и ущемление прав отдельных национальностей, проживающих в субъектах федерации с титульным этносом;
этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствующие усилению национального сепаратизма, создающие благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве;
размывание единого правового пространства страны, в силу принятия субъектами Российской Федерации нормативных, правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;
враждебная деятельность иностранных государств, как явная, так и скрытая.
Угрозой является, региональность всех структур общества России, отсутствие скрепляющих основ государства и общества, будь то политические партии (существующие сегодняшние проекты, носят как правило номинальный, маргинальный характер, не воспринимаются населением как общее, национальное начало), общественные и частных структуры, касающееся населения большинства регионов.. Существующие на сегодняшний день такие структуры как РАО «ЕЭС», МПС в скором времени будут расчленены опять же по региональному признаку. Это превращает Россию в колосс на глиняных ногах: внешняя смена руководства и расчленение страны не приведет жителей к потере чего-то основополагающего для их жизни.
Кротову представляется, что угрозу безопасности таят в себе два крайних подхода правящей элиты к проблеме политической безопасности: первый – «жесткая» безопасность, т.е. «безопасность любой ценой», второй – явная недооценка безопасности.
Серебрянников делит политические опасности для России на внутренние и внешние. Внутренние опасности: подмена интересов народа, страны корпоративными интересами правящей элиты; эволюция демократических институтов власти в авторитаризм и диктатуру, отчуждающие народ от власти; сохранение антидемократического механизма формирования внутренней и внешней политики; продолжение разрушительного курса реформ, закрепляющего разделение общества на бедных и богатых, антагонизацию общественных отношений; ставка на насилие и административно-командную систему государственного управления; разжигание социально-политического противостояния и национальной розни; подавление оппозиции; подчинение СМИ правящей элите и др. Экономический обвал, ухудшение жизни и духовно-нравственная деградация большинства населения, война в Чечне и т. п. — сигналы об опасностях, заложенных в политическом устройстве страны.
Объективными причинами политических опасностей в России являются образование агрессивных и грабительских социальных групп и группировок, а также формирование и осуществление политики, соответствующей интересам таких групп и группировок и делающей ставку на силу и захват власти и национальных богатств, несправедливое распределение собственности и власти в ходе радикальных реформ, смена экономического и политического строя, силовой переход к капитализации и др.
В этом же направлении действуют и такие субъективные факторы, как неадекватное понимание руководством страны национальных интересов, ошибки и просчеты в определении целей, путей и средств решения назревших проблем, игнорирование фактов нарастания бедствий во всех сферах жизни, отрыв руководства от реальной жизни, привычка многих государственных деятелей к партократическим методам; нетерпимость к иным взглядам и т. п.
Важнейшими условиями упрочения внутренней политической безопасности, на взгляд Серебрянникова, являются смена руководства и политики, преодоление кризиса, прекращение спада производства и оздоровление экономики, обеспечение устойчивого подъема хозяйства и последовательного улучшения жизни, здоровья, образования и культуры, восстановление духовных сил народа.
Усиление внутренних политических опасностей для России происходит в нестабильной мировой политической обстановке, для которой характерны ожесточенная борьба за власть и влияние, глобальный социальнополитический кризис, нарастание общих для человечества политических опасностей.
Имеется неверное суждение о том, что внешние опасности для России порождаются другими государствами (блоками). В числе таких опасностей: резкое снижение доли России в мировой власти, падение влияния, оттеснение из разряда великих государств, углубление разрыва в уровнях совокупной мощи, движение НАТО к границам России, возможные ее изоляция, колонизация, вестернизация и превращение в сырьевой придаток Запада, мировую свалку. Большинство внешних политических опасностей порождены ошибками и иррациональными действиями политиков самой России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая безопасность — составная часть, главное звено и основа национальной безопасности. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.
Политическая безопасность представлена в качестве системы мер государства и общества по защите политических интересов страны, народа, граждан. В другом аспекте она представлена как состояние ненасильственных общественных отношений, как исключение использования вооруженных сил социальными объектами для достижения политических и иных целей. Политическая безопасность в некоторых исследованиях рассматривается как демократический способ взаимодействия политических сил, мирное сотрудничество между народами, политическое и правовое решение проблем.
Нынешние и перспективные интересы России требуют особого внимания к этой области государственного и общественного развития, что предполагает разработку комплекса соответствующих мер.
Разработка концепции политической безопасности — важное звено укрепления мощи и влияния России на мировой арене.
В настоящее время также на передний план выходят вопросы обеспечения международной политической безопасности. Изучением этого вопроса занимается наука – политическая глобалистика. В рамках данной науки усилия ученых прилагаются для того, чтобы поставить диагноз глобальным болезненным явлениям в жизнедеятельности нашей цивилизации (в том числе и явлением международной политической опасности), а также определить их воздействие на мировое политическое развитие. Важное значение здесь придается поиску эффективных методов лечения опасных недугов человеческого сообщество. Среди этих методов видное место занимают проекты политических реформ и преобразований глобального масштаба.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. Ч. 1. М.: Знание, 1999. С. 117.
Дзлиев М.И., Урсул А.Д.. Основы обеспечения безопасности России. – М.: Издат. Экономика, 2003, 422 с.
Костин А.И. Глобалистика и политическая наука (статья первая) // Вест. Моск. ун-та, Сер. 12. Политические науки, 1997, № 3, с. 54-72.
Кротов Д.В. Политическая безопасность Росси (на материалах южного федерального округа) // Южнороссийское обозрение, 2003, выпуск 14, с. 23-28.
Куренной В. Закон роста угрозы: безопасность организует вокруг себя целую индустрию, которая паразитирует на ней // Политический журнал, 2005, № 7, с. 34-51.
Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004, 588 с.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ. Под ред. Проф. А.В.Ополева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004, 511 с.
Серебрянников В. О политической безопасности России // Социально-политический журнал, 1997, № 3, с. 28-39.
Серебрянников В. Политическая безопасность //Свободная мысль. 1997. № 1, с. 18-32.
Стребков А.И. Не убегающий от теоретического осмысления политический конфликт // Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.256-268.

Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. Ч. 1. М.: Знание, 1999. С. 117.
Куренной В. Закон роста угрозы: безопасность организует вокруг себя целую индустрию, которая паразитирует на ней // Политический журнал, 2005, № 7.
Дзлиев М.И., Урсул А.Д.. Основы обеспечения безопасности России. – М.: Издат. Экономика, 2003, с. 8-25.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ. Под ред. Проф. А.В.Ополева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004, с. 56.
Серебрянников В. Политическая безопасность //Свободная мысль. 1997. № 1, с. 18-32.
Кротов Д.В. Политическая безопасность Росси (на материалах южного федерального округа) // Южнороссийское обозрение, 2003, выпуск 14.
Стребков А.И. Не убегающий от теоретического осмысления политический конфликт // Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.256-268.
Серебрянников В. О политической безопасности России // Социально-политический журнал, 1997, № 3, с. 28-39.
Костин А.И. Глобалистика и политическая наука (статья первая) // Вест. Моск. ун-та, Сер. 12. Политические науки, 1997, № 3, с. 55.
Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004, с. 556-557.
Кротов Д.В. Политическая безопасность Росси (на материалах южного федерального округа) // Южнороссийское обозрение, 2003, выпуск 14.
Серебрянников В. О политической безопасности России // Социально-политический журнал, 1997, № 3, с. 28-39.












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. Ч. 1. М.: Знание, 1999. С. 117.
2.Дзлиев М.И., Урсул А.Д.. Основы обеспечения безопасности России. – М.: Издат. Экономика, 2003, 422 с.
3.Костин А.И. Глобалистика и политическая наука (статья первая) // Вест. Моск. ун-та, Сер. 12. Политические науки, 1997, № 3, с. 54-72.
4.Кротов Д.В. Политическая безопасность Росси (на материалах южного федерального округа) // Южнороссийское обозрение, 2003, выпуск 14, с. 23-28.
5.Куренной В. Закон роста угрозы: безопасность организует вокруг себя целую индустрию, которая паразитирует на ней // Политический журнал, 2005, № 7, с. 34-51.
6.Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004, 588 с.
7.Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ. Под ред. Проф. А.В.Ополева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004, 511 с.
8.Серебрянников В. О политической безопасности России // Социально-политический журнал, 1997, № 3, с. 28-39.
9.Серебрянников В. Политическая безопасность //Свободная мысль. 1997. № 1, с. 18-32.
10.Стребков А.И. Не убегающий от теоретического осмысления политический конфликт // Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.256-268.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет понятие безопасности на глобальном уровне?

Понятие безопасности на глобальном уровне имеет огромное значение, так как оно определяет сохранение мира и стабильности между государствами. Безопасность на глобальном уровне включает в себя ряд мероприятий, направленных на предотвращение конфликтов, борьбу с терроризмом, контроль над ядерным оружием и другими угрозами.

Какие цели преследует политическая безопасность?

Цели политической безопасности включают обеспечение стабильности внутри государства, защиту его политической системы от угроз со стороны внешних и внутренних сил, поддержку национальных интересов и безопасности на международной арене.

Какие методы используются для обеспечения политической безопасности?

Для обеспечения политической безопасности используются различные методы, включая дипломатические переговоры и договоры, экономические санкции, международные организации и миротворческие операции, пропаганду, кибербезопасность и другие меры, направленные на предотвращение конфликтов и защиту интересов государства.

Что подразумевает понятие политической безопасности?

Понятие политической безопасности подразумевает защиту политической системы государства от внутренних и внешних угроз, предотвращение политических конфликтов, обеспечение стабильности и сохранение национальных интересов на международном уровне. Оно включает в себя меры по предотвращению терроризма, противодействию государственным переворотам и поддержку демократических ценностей.

Чем характеризуется политическая безопасность в России?

Политическая безопасность в России характеризуется множеством задач и вызовов, среди которых борьба с терроризмом, экстремизмом и международной нестабильностью, обеспечение национальной безопасности и сохранение суверенитета государства. РФ активно разрабатывает и применяет меры по обеспечению политической безопасности, включая сотрудничество с другими государствами, укрепление армии и спецслужб, проведение миротворческих операций, а также развитие кибербезопасности и информационных технологий.

Что такое политическая безопасность?

Политическая безопасность - это состояние общества, при котором обеспечиваются его основные политические интересы и принимаются меры по защите политических институтов и органов государственной власти от угроз внутренней и внешней безопасности.

Какие цели преследует политическая безопасность на глобальном уровне?

Основные цели политической безопасности на глобальном уровне включают обеспечение стабильности и мира между государствами, защиту прав и свобод граждан, противодействие терроризму и экстремизму, предотвращение конфликтов и войн.

Какие методы используются для обеспечения политической безопасности?

Методы для обеспечения политической безопасности могут включать дипломатические переговоры, заключение международных договоров, сотрудничество в области информационной безопасности, применение санкций, миротворческие операции, военные действия и другие меры, направленные на предотвращение и устранение угроз политической стабильности.

Что является основой политической безопасности национального уровня?

Основой политической безопасности национального уровня является соблюдение конституционных принципов, законов и норм, а также защита политических институтов и органов государственной власти от угроз со стороны внутренних или внешних сил.

Какая роль политической безопасности в России?

Политическая безопасность в России играет важную роль в обеспечении стабильности, защите национальных интересов, поддержании конституционного порядка и защите прав и свобод граждан. В своей политике Россия придерживается принципов непризнания силовой смены власти и решения внутренних конфликтов посредством диалога и мирных переговоров.