Сравнить взгляды Ранке с Якоб Буркхардт (политические, исторические)

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История политических и правовых учений
  • 1111 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.01.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства — выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма, вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма.
В первом крупном произведении — «Век Константина Великого» (1853) — Буркхардт с горечью и сожалением живоописал гибель античного мира под напором христианства. В своём самом знаменитом произведении — «Культура итальянского ренессанса» (1860) — он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм. Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта — Генрих Вёльфлин).
Более всего Буркхардт известен своей интерпретацией итальянского Возрождения, которое он считал первым зрелым выражением духа Нового времени. Уходя от характерного для его эпохи позитивизма и почти не обращая внимания на политические, дипломатические, военные и экономические события, интересовавшие его предшественников, он видел задачу историка прежде всего в общей оценке и синтезе событий прошлого.
Представления Буркхардта о внеисторической, неизменной и «повторяющейся» сущности человека следует понимать на фоне фундаментальной перестройки исторического горизонта, современником которой был и сам Буркхардт. Еще историография учителя Буркхардта, Леопольда фон Ранке, была откровенно ориентирована на христианскую модель и ни в коей мере не чуждалась связи с теологией в той же мере, в какой не чуждалась их и тогдашняя физика, облекаясь в форму «естественной теологии». Здесь же мы можем вполне говорить о теологии исторической — когда, например, читаем у Ранке: «Во всякой истории обитает, живет, должен быть познан нами Бог. Всякое действие свидетельствует о нем, всякое мгновение проповедует о его имени...» 
Таким образом можно сказать, что Буркхардт сформулировал основу для культурно-исторического подхода в науке. Он выступил против господствующего в буржуазной исторической науке индивидуализирующего метода - превращения истории в жизнеописание выдающихся личностей (Л. Ранке и его школа). По мнению Буркхардта, различные стороны социальной жизни могут быть синтезированы с помощью понятия культуры. Культура трактуется при этом как непосредственно вплетенное в материальные отношения, стихийно образующееся сознание, выражающее себя в укладе народной жизни, быте и коллективности.
Проводя сравнительную характеристику политических и исторических взглядов Леопольда фон Ранке и Якоба Буркхардта, можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что последний являлся учеником первого, их научные и мировоззренческие концепции были прямо противоположны. Ранке являлся представителем консервативно-теологического направления немецкой исторической науки, о чем говорит и специфика его исследований, и превалирующие методы научного анализа. Это было обусловлено как социально-экономическим и духовным укладом Пруссии первой половины XIX века, развитием ее философской мысли, так и личным происхождением автора, принадлежащего к древнему аристократическому роду с богатыми религиозными традициями. Буркхардт же, являясь представителем более современного торгового класса, был сторонником либерального крыла европейской общественной науки. В своей концепции представлений о человеческом обществе он выдвигал на первое место культурную доминанту и отвергал теологический провиденциализм. Особое место в его работах отведено теме изучения Ренессанса и его движущей силы – гуманизма. Но несмотря на определенный антагонизм их научных взглядов, возможно признать, что концепция Буркхардта является эволюционным продолжением идей Ранке о непредвзятости и объективности исторического познания.
Список использованной литературы:

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996
Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии. М. — Л., 1961.
Грамши А. Избр. произв., т. 3, М., 1959.
Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. М., 1995.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993. С. 345, 346.
Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961. С. 215.

Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961. С. 237.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. С. 42.

Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961. С. 256.

Вайнштейн О. Л., Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961. С. 352, 345.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года М., 1993. С. 451.
Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959. С. 271—74, 291.

Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959. С. 285.

Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. М., 1995. С.226.












10

1.Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996
2.Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии. М. — Л., 1961.
3.Грамши А. Избр. произв., т. 3, М., 1959.
4.Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. М., 1995.
5.Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993.

Вопрос-ответ:

В чем основное различие взглядов Ранке и Якоба Буркхардта на политику и историю?

Главное различие между взглядами Ранке и Якоба Буркхардта заключается в их подходе к политике и истории. Ранке склонялся к более объективной и научной позиции, подчеркивая важность источников и фактов, считая историю независимой от воли и желаний индивидуальности. Буркхардт, напротив, смотрел на политику и историю через призму искусства, считая их результатом творчества великих личностей и уделяя больше внимания культурным и эстетическим аспектам.

Каким образом Ранке и Буркхардт подходили к изучению исторических эпох?

Ранке изучал исторические эпохи с помощью изучения источников и фактов, стремясь к объективности и научной точности. Он придавал значение событиям и действиям, исходя из их реальных последствий. Буркхардт же рассматривал исторические эпохи под углом тех "стилей жизни", которые придавали каждой из них неповторимость. Он анализировал культуру, искусство и образ жизни эпохи, считая их основными факторами исторического процесса.

Какие понятия использовал Буркхардт в своем подходе к истории?

Буркхардт использовал в своем подходе к истории понятия "стиль жизни" и "произведение искусства". Он считал, что каждая историческая эпоха имеет свой уникальный "стиль жизни", который выражается в культуре, искусстве, образе мышления и образе жизни людей того времени. Он рассматривал государство также как "произведение искусства", подходя к нему с эстетической точки зрения и оценивая его красоту и гармонию.

Какие взгляды Ранке и Якоб Буркхардт сравнивали между собой?

Ранке и Буркхардт оба были выдающимися историками, но их подходы к истории и политике были различными. Ранке сконцентрировался на объективной истории и придавал большое значение политическим событиям и дипломатическим отношениям. Буркхардт же сосредоточился на изучении стилей жизни различных исторических эпох, а также на влиянии искусства и культуры на исторические процессы.

Каким образом Ранке относился к государству?

Ранке рассматривал государство с политической и дипломатической точки зрения. Для него государство было важным фактором в исторических процессах, и он изучал его роль и влияние на различные периоды истории. Он подчеркивал значение политических лидеров и событий, которые оказывали влияние на формирование и развитие государства.

Какие аспекты истории и политики предоставлял важность Ранке?

Ранке уделял важность политическим событиям, союзам и войнам между государствами. Он считал, что политические лидеры и события имеют решающее значение в исторических процессах, и его исследования были направлены на изучение и анализ этих аспектов. Он также придавал важность дипломатическим отношениям и влиянию внешних сил на политическую ситуацию в государстве.

Какие аспекты истории исследовал Буркхардт?

Буркхардт сосредоточился на изучении стилей жизни различных исторических эпох и их влиянии на исторические процессы. Он рассматривал исторические эпохи под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Он также исследовал влияние искусства и культуры на исторические процессы и расценивал государство как «произведение искусства».

Какие взгляды на историю высказывали Ранке и Якоб Буркхардт?

Ранке и Буркхардт рассматривали историю с разных точек зрения. Ранке был представителем исторической школы истории, который считал, что история развивается по объективным законам и не зависит от действий отдельных личностей. Буркхардт же сконцентрировался на рассмотрении исторических эпох с точки зрения их неповторимости и стилей жизни, которые придавали каждой эпохе своеобразие.