Вам нужно эссе?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Эссе
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Сравнить взгляды Ранке с Якоб Буркхардт (политические, исторические)

  • 11 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 15.01.2009
270 руб. 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства — выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма, вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма.
В первом крупном произведении — «Век Константина Великого» (1853) — Буркхардт с горечью и сожалением живоописал гибель античного мира под напором христианства. В своём самом знаменитом произведении — «Культура итальянского ренессанса» (1860) — он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм. Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта — Генрих Вёльфлин).
Более всего Буркхардт известен своей интерпретацией итальянского Возрождения, которое он считал первым зрелым выражением духа Нового времени. Уходя от характерного для его эпохи позитивизма и почти не обращая внимания на политические, дипломатические, военные и экономические события, интересовавшие его предшественников, он видел задачу историка прежде всего в общей оценке и синтезе событий прошлого.
Представления Буркхардта о внеисторической, неизменной и «повторяющейся» сущности человека следует понимать на фоне фундаментальной перестройки исторического горизонта, современником которой был и сам Буркхардт. Еще историография учителя Буркхардта, Леопольда фон Ранке, была откровенно ориентирована на христианскую модель и ни в коей мере не чуждалась связи с теологией в той же мере, в какой не чуждалась их и тогдашняя физика, облекаясь в форму «естественной теологии». Здесь же мы можем вполне говорить о теологии исторической — когда, например, читаем у Ранке: «Во всякой истории обитает, живет, должен быть познан нами Бог. Всякое действие свидетельствует о нем, всякое мгновение проповедует о его имени...» 
Таким образом можно сказать, что Буркхардт сформулировал основу для культурно-исторического подхода в науке. Он выступил против господствующего в буржуазной исторической науке индивидуализирующего метода - превращения истории в жизнеописание выдающихся личностей (Л. Ранке и его школа). По мнению Буркхардта, различные стороны социальной жизни могут быть синтезированы с помощью понятия культуры. Культура трактуется при этом как непосредственно вплетенное в материальные отношения, стихийно образующееся сознание, выражающее себя в укладе народной жизни, быте и коллективности.
Проводя сравнительную характеристику политических и исторических взглядов Леопольда фон Ранке и Якоба Буркхардта, можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что последний являлся учеником первого, их научные и мировоззренческие концепции были прямо противоположны. Ранке являлся представителем консервативно-теологического направления немецкой исторической науки, о чем говорит и специфика его исследований, и превалирующие методы научного анализа. Это было обусловлено как социально-экономическим и духовным укладом Пруссии первой половины XIX века, развитием ее философской мысли, так и личным происхождением автора, принадлежащего к древнему аристократическому роду с богатыми религиозными традициями. Буркхардт же, являясь представителем более современного торгового класса, был сторонником либерального крыла европейской общественной науки. В своей концепции представлений о человеческом обществе он выдвигал на первое место культурную доминанту и отвергал теологический провиденциализм. Особое место в его работах отведено теме изучения Ренессанса и его движущей силы – гуманизма. Но несмотря на определенный антагонизм их научных взглядов, возможно признать, что концепция Буркхардта является эволюционным продолжением идей Ранке о непредвзятости и объективности исторического познания.
Список использованной литературы:

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996
Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии. М. — Л., 1961.
Грамши А. Избр. произв., т. 3, М., 1959.
Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. М., 1995.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993. С. 345, 346.
Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961. С. 215.

Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961. С. 237.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. С. 42.

Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961. С. 256.

Вайнштейн О. Л., Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961. С. 352, 345.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года М., 1993. С. 451.
Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959. С. 271—74, 291.

Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959. С. 285.

Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. М., 1995. С.226.












10

1.Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996
2.Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии. М. — Л., 1961.
3.Грамши А. Избр. произв., т. 3, М., 1959.
4.Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. М., 1995.
5.Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.. Г-н. Ельцина (УрФУ им. Ельцин)

Институт материаловедения и металлургии

Кафедра: технология художественной обработки материалов

Реферат

История - наука или художественное творчество

Студентки Кэтрин Ханыковой

Научный руководитель: Флягин Владимир Анатольевич

Екатеринбург 2012 год

Содержание

Введение

  • Субъект и объект истории
  • Определение истории
  • Субъективная научная категория истории
  • "История-наставник жизни"

    Логика, смысл и цель в истории

    Немного о сослагательном наклонении

  • История - наука
  • Объективные научные категории истории
  • "Если бы..." в естественных науках
  • Объективность истории и субъективность историка
  • Вывод

    библиография

    Введение

    Давайте вспомним школьную программу, какие предметы мы изучали? Физика, химия, биология, информатика - науки, где все распределено логически и имеет четкие значения. Ты говоришь, что я посмотрел историю, действительно, еще со школьной скамьи мы считаем, история, как наука, как и другие объекты. Но задумаемся на секунду можем однозначно доказать, что событие действительно имело место в истории или происходило именно там и именно в это время, как описывает первоисточник, а если этих источников несколько и все противоречат друг другу?

    Целью данной работы является выяснить, как цели истории. Передо мной стоит задача рассмотрения истории как науки и как искусства, и сделать выводы. В реферате представлена тема "О сослагательном наклонение", на мой взгляд, одним из наиболее важных в этом отношении.

    "История - наука или художественное творчество" - эта тема мне кажется интересной и, что важнее, проблема, поднимающаяся в ней актуальна. Субъективности присутствовала в текстах по истории всегда и вряд ли когда-нибудь человек сможет писать их в зависимости от собственного мнения и влияния. Именно из этого вытекает еще вопрос: можно считать история наука или свободное, искусства.

    Узнать стоимость работы