Человек,его ценностные установки и призвание в современном обществе.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1717 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 23.11.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Проблема человека в истории философии
2. Человек, природа, общество
3. Ценности человеческого существования
4. Смысл человеческого бытия. Проблемы свобод
5. Исторический процесс и место личности в мире
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Вообще проблема свободы постоянно возникает в философии ХIХ в. Мыслители подчеркивали, что у нее различные лики. Ее связь с моралью крайне разноречива.
Свобода представляется чем-то самоочевидным. Каждый человек, задумавшийся над своим предназначением, не сомневается в том, что при любых обстоятельствах способен возвыситься над самим собой и обстоятельствами. Все зависит от духовных усилий, напряжения воли. Немецкие философы Шеллинг, а позже А.Шопенгауэр трактуют свободу не как призыв или благопожелание, не как субъективную настроенность или сознательный выбор. Свобода предстает как сложная философская проблема, требующая глубочайшего погружения в существо вопроса.
Размышления о свободе, несомненно, соотносятся с проблемой назначения человека, его природы.
5. Исторический процесс и место личности в мире
Современная социальная ситуация все чаще и острее поднимает вопросы, касающиеся определения места и роли человека в общественно-историческом процессе, рассмотрения ведущих факторов эволюции исторического познания субъектов социального действия, их интересов, целей и задач, а также социальных, культурных и духовно-нравственных детерминант формирования исторического познания и исторической рефлексии личности, которая находится в прямой зависимости от степени реализации человеком своих потенций свободы и духовности.
Сосуществование различных форм и стратегий жизнедеятельности больших масс людей в соединении с неравномерностью их движения по "орбитам истории" обусловило значительную эвристическую ценность исследования специфики исторического познания и исторической рефлексии как атрибута и формы социального познания в целом.
Современная социальная ситуация, которая часто определяется как реальность эпохи так называемого "постмодерна", все настойчивее и острее ставит вопрос об исторической и духовно-культурной ситуации нашего времени. Вполне закономерно, что каждая эпоха и каждое поколение вновь и вновь искало ответы и пути решения этих глобальных проблем, но, пожалуй, только сегодня конкретный исторический процесс приобрел такие масштабы и темпы, когда возникает реальная угроза духовному миру всего человечества в целом. Современная эпоха социокультурной реформации подводит нас к необходимости исследования того социального феномена, который можно условно обозначить как деструкция форм исторического познания человеческой личности. Весь путь исторического развития человечества есть путь усложнения системы своего существования и усовершенствования структуры и организации своего бытия, называемого культурой. Усовершенствование своего искусственного мира - мира культуры и технического прогресса ведет к достижению все большей свободы и уменьшению зависимости от естественной среды и исторической колыбели своего существования - природы. На этом пути непрерывного и поступательного исторического развития человеческой культуры и цивилизации формируется и закрепляется особый комплекс знаний, убеждений, идей, принципов и ценностей, культурных традиций, социальных установок и стереотипов, которые и образуют базис исторического познания личности.
К началу третьего тысячелетия нашей эры во взаимоотношениях индивида и общества, в развитии самой человеческой личности сложилась весьма парадоксальная ситуация, в силу которой под сомнением зачастую оказывается даже то, что мы традиционно обозначаем как человеческую идентичность – представление человека о своем особом месте и предназначении в окружающем его мире и обществе, а также внутреннее осознание своей исторической автономности и личностной свободы. Современное кризисное обострение проблемы человека, а также форм и способов его познавательной деятельности в конкретном историческом и социальном окружении, коренным образом отличается от сходных ситуаций прошедших эпох. Пагубное нарастание всеобщего отчуждения человека от реального исторического процесса, наряду с новыми формами проявления его исторической рефлексии, приводит нас к выводу о том, что истоки общецивилизационного кризиса современного социума коренятся не только в структуре и функциях общественной системы в целом, но, прежде всего в самой природе и сущности человеческой личности, в сущностных трансформациях, происходящих в структуре и функциях исторического познания индивидов.
Заключение
Вопросы исторического познания, объяснения историко-культурных закономерностей и проблем, методов и форм социального прогнозирования реального исторического процесса в наше время выходят в разряд первостепенных. Долгое время считалось, что познание общественно-исторических закономерностей и проникновение в сущность человеческой природы способствуют дальнейшему улучшению и совершенствованию нашей жизни. Но последние десятилетия, ставшие десятилетиями радикальных политических, духовных и социокультурных преобразований всех общественных сфер и институтов, придали проблемам социального познания в целом и исторического познания в частности качественно иной уровень значимости. От того, насколько успешными окажутся теоретические разработки в данной области знания и насколько эффективно они будут внедрены в повседневную практику социальных структур и институтов, зависит стабильность человеческого существования в целом.
Возрастание роли человеческого фактора в осуществлении демократических преобразований сегодня в наиболее существенной мере определяется сознательной деятельностью людей, особо детерминирующим фактором, которой является историческое познание, как больших социальных групп, так и отдельных индивидов. Человек не детерминирован всеобщими объективными закономерностями исторического развития, но, в свою очередь, активно влияет на их ход и изменение. Общий кризис социальной системы, динамика переходного периода и новационно-обновленческие процессы в современном обществе настоятельно требуют выработки новой мировоззренческой парадигмы, коренного пересмотра критериев оценки узловых проблем социальной философии и философии истории.

Список литературы
1. П.С.Гуревич// Человек. Мыслители прошлого и настоящего. М., Издательство «Республика» 1995г. С.527;
2. В.Л.Калашников// Философия. Курс лекций. М., «ГИЦ Владос» 1999г. С.383;
3. А.Ф.Малышевский// Мир человека. М., «Интерпракс» 1995г. С.192;
4. Д.Тейчман, К.Эванс// Философия. Руководство для начинающих. М., Издательство «Весь мир» 1997г. С.247;
5. В.Г.Горбачев// Основы философии. Курс лекций. М., Изд. «Владос» 1998г. С.351;
6. В.А.Канке// Философия. Исторический и систематический курс. М., Изд. «Логос» 1996г.С.316;
7. П.С.Гуревич// Методическое пособие по философии. М., Изд. «Олимп» 1997г. С.303;
8. А.Г.Спиркин// Основы философии. Учебное пособие. М., Изд. Политической литературы. 1988г. С.592
Н.А.Бердяев. О назначении человека // Мир философии Ч.2 М.,1991г.С.56
В.Л.Калашников. Философия. Курс лекций. М., «Владос» 1999г. С.20
В.Л.Калашников. Философия. Курс лекций. М., «Владос» 1999г. С.133
П.С.Гуревич// Методическое пособие по философии. М., изд. «Олимп» 1997г.С.269
В.А.Канке// Философия. Исторический и систематический курс. М., изд. «Логос» 1996г. С.193
В.А.Канке// Философия. Исторический и систематический курс. М., изд. «Логос» 1996г. С.220
П.С.Гуревич. Человек//Мыслители прошлого и настоящего. Изд. «Республика»,1995г. С.18
Там же С.32












2

1. П.С.Гуревич// Человек. Мыслители прошлого и настоящего. М., Издательство «Республика» 1995г. С.527;
2. В.Л.Калашников// Философия. Курс лекций. М., «ГИЦ Владос» 1999г. С.383;
3. А.Ф.Малышевский// Мир человека. М., «Интерпракс» 1995г. С.192;
4. Д.Тейчман, К.Эванс// Философия. Руководство для начинающих. М., Издательство «Весь мир» 1997г. С.247;
5. В.Г.Горбачев// Основы философии. Курс лекций. М., Изд. «Владос» 1998г. С.351;
6. В.А.Канке// Философия. Исторический и систематический курс. М., Изд. «Логос» 1996г.С.316;
7. П.С.Гуревич// Методическое пособие по философии. М., Изд. «Олимп» 1997г. С.303;
8. А.Г.Спиркин// Основы философии. Учебное пособие. М., Изд. Политической литературы. 1988г. С.592

Вопрос-ответ:

Какую проблему человека рассматривали в истории философии?

В истории философии рассматривалась проблема человека как особого существа, его природы, смысла и ценности его существования.

Какую связь имеют человек, природа и общество?

Человек, природа и общество взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Человек является частью природы, воздействует на нее и зависит от нее. Также человек существует в обществе, взаимодействуя с другими людьми и подвергаясь влиянию социума.

Какие ценности существуют в человеческом существовании?

В человеческом существовании существуют различные ценности, такие как свобода, любовь, справедливость, достоинство, знание и другие. Эти ценности помогают определить смысл и цель жизни человека.

Каков смысл человеческого бытия и какие проблемы связаны со свободой?

Смысл человеческого бытия может быть понят и интерпретирован по-разному каждым человеком в зависимости от его ценностных установок. Однако, свобода играет важную роль в определении смысла жизни. Проблемы свободы касаются вопросов ограничений и ответственности перед обществом и собственной совестью.

Каково место личности в мире и какое значение имеет исторический процесс?

Личность является важной составляющей мира, обладая уникальными качествами и способностями. Место личности в мире определяется его взаимодействием с другими людьми и обществом. Исторический процесс играет существенную роль в формировании и развитии личности, а также в определении общих ценностей и призвания в современном обществе.

Какая проблема существует в истории философии, связанная с человеком?

В истории философии существует проблема понимания природы человека, его сущности и ценностей. Философы исследовали вопросы о том, кто мы такие, какова наша роль в мире и какие ценности мы придаем своему существованию.

Каким образом связан человек с природой и обществом?

Человек является частью природы и взаимодействует с ней. Природа предоставляет нам ресурсы для жизни и развития. В то же время, человек является социальным существом и не может существовать вне общества. Мы зависим друг от друга и взаимодействуем с социумом.

Какие ценности связаны с существованием человека?

Ценности человеческого существования включают такие аспекты, как свобода, справедливость, любовь, доброта, развитие, счастье и многие другие. Человек стремится к ощущению смысла и ценности своей жизни, а ценности являются ориентирами в поиске этого смысла.

Что означает смысл человеческого бытия и какая проблема связана с ним?

Смысл человеческого бытия представляет собой фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, есть ли какое-то объективное предназначение и цель для человека в мире. Проблема заключается в том, что смысл человеческого бытия может быть различен для каждого человека и зависит от его ценностей, призвания и убеждений.

Какую роль играют проблемы свободы в философии XIX века?

Проблема свободы постоянно возникает в философии XIX века. Мыслители подчеркивали, что у нее различные лики и связь с моралью крайне разноречива. Свобода представляется чем-то самоочевидным, но разные философы предлагали свои трактовки ее сущности и значение.

Каково место личности в историческом процессе и в мире?

Личность является активным участником исторического процесса. Она вносит свой вклад в развитие общества, культуры, экономики и политики. Личность имеет свои убеждения, призвание и ценностные ориентиры, которые могут влиять на мир вокруг нее.

Какая проблема человека была рассмотрена в статье?

В статье была рассмотрена проблема человека в истории философии.