Учения Платона о политическом деятеле

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 2222 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 04.04.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общее понятие о государстве у Платона
Глава 2. Идеальное государство Платона.
Глава 3. Идеальный правитель в идеальном государстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Однако, по его мнению, «стоит произойти одной-единственной перемене... и тогда преобразится все государство». Эта перемена: «пока в государствах не будут царствовать философы, либо т.н. нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство. ... Людям трудно признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие».
Платон был уверен, что некоторым людям по самой их природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит. Платон признает, что между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов могут оказаться с низкими душами.
Поэтому в обязанности правителей входит обязанность и право исследовать нравственные задатки детей и распределять их между тремя основными классами государства. «Если в душе вновь родившегося окажется «медь» или «железо», его надлежит без всякого сожаления или снисхождения прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленника родится младенец с примесью «золота» или «серебра», то он должен быть причислен либо к классу правителей, либо к классу воинов».
Платона важно было строго отделить высшие классы от низшего. Что же касается вопроса о том, каким образом работники специализированного труда должны подготавливаться к квалифицированному выполнению своих функций, то в подробности его Платон не входит. Все его внимание сосредоточено на воспитании воинов (стражей) и на определении тех условий их деятельности и существования, которые закрепляли бы свойства, порожденные в них воспитанием.
Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математике - обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладения которой они переходят в другую профессиональную группу - философов-правителей.
Весьма важна для жизни и благополучия общества потребность в специалистах военного дела. Но это уже не разряд среди прочих разрядов работников. Это особая, высшая в сравнении с ремесленниками часть общества, особый класс. Выделение воинов в особую отрасль общественного разделения труда необходимо не только ввиду важности их профессии, но и в силу особой ее трудности, требующей и особого внимания, и технического умения, и специальных знаний, специального опыта.
Платон постулирует для своего утопического государства полное якобы единомыслие его классов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой на происхождение всех людей от общей матери-земли. Именно поэтому, считает Платон, воины должны считать всех остальных граждан этого государства своими братьями, но вразрез с этим постулатом работники хозяйственного труда третируются как люди низшей породы. Их следует охранять единственно для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогали им, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства.
Полная обособленность классов платоновского утопического государства сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов - лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился.
Исследования отрицательных типов государств Платон вывел, будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем в господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей.
В конце своего описания проектируемого им государства Платон самыми радужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских состязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.
Платона почти не занимают вопросы устройства жизни и труда производящего класса, вопросы его быта, его морального состояния. Платон оставляет за рабочими принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов - правителей и воинов. Вот в общей форме эти условия.
Устранение из жизни рабочих главного источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности. Богатые ремесленники перестают радеть о своем деле, бедные и сами не в состоянии из-за отсутствия необходимых орудий хорошо работать и не могут хорошо обучать своей работе учеников.
Ограничение функций рабочего одним-единственным видом специализированного общественного труда. Это тот его вид, к которому работник наиболее способен по своим природным задаткам, но который определяется не им самим, а предписывается правителями государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного, реального античного полиса - далекие от намеченного идеала. Сам того не замечая и не желая, Платон обнажает классовое происхождение и классовую тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность высших рабовладельческих классов и низших классов, резко обособленных друг от друга.
В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшим образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскими историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.3
Асмус В.Ф. Платон. М./Мысль/ 1975- 187с.
История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М./Высшая школа/ 1972- 368с.
История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М./Академкнига/ 1989.
История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина М./ Высшая школа/ 1996- 401с.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. М./Молодая гвардия/ 1993- 225с.
Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3 (1). — М./Политиздат/1971
Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции: Словарь. Языки славянской культуры.2004-209с.




Словарь античности. М./Искусство/ 1998 С.85
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М./Молодая гвардия/ 1993 С.61
Там же.
История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М./Высшая школа/ 1972 С.95
Там же.
Цит. по Платон . Учение об обществе и государстве: Антология мировой философии. Т. 1. М. /Наука/1969.
Антология античной философии. М./Просвещение/ 1989 С.176-178
Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.1 С.46
Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.1 С.51
Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.3 С.169














22

1.Платон Собрание сочинений в 3-х тт.. Т.3 (1). — М./Политиздат/1971 Кн.3
2.Асмус В.Ф. Платон. М./Мысль/ 1975- 187с.
3.История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М./Высшая школа/ 1972- 368с.
4.История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М./Академкнига/ 1989.
5.История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина М./ Высшая школа/ 1996- 401с.
6.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. М./Молодая гвардия/ 1993- 225с.
7.Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3 (1). — М./Политиздат/1971
8.Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции: Словарь. Языки славянской культуры.2004-209с.


Вопрос-ответ:

Какие взгляды на государство имеет Платон?

Платон считает, что государство должно быть построено на основе идеи справедливости и подчиняться моральным законам. Он возражает против демократических и тиранических форм правления, считая их несправедливыми и неэффективными.

Какое государство считается идеальным у Платона?

Идеальное государство у Платона представляет собой страну, где каждый член общества занимает свое место в соответствии с его природными способностями. В государстве должны править стражи, которые обладают философскими знаниями и стремятся к добродетели.

Какой должен быть идеальный правитель в идеальном государстве Платона?

Идеальный правитель в идеальном государстве Платона должен быть философом-царем. Он должен обладать мудростью, знаниями и воспитанием, чтобы править государством справедливо и разумно. Правитель должен быть лишен эгоизма и стремиться к благополучию всего государства, а не своих личных интересов.

Какую перемену нужно произвести, чтобы преобразилось все государство?

По мнению Платона, единственной переменой, которая может преобразить все государство, является приход к власти философов или преображение существующих правителей и владык в благородных философов. Только философы способны обладать мудростью и стремиться к справедливости, что является основой идеального государства.

Почему Платон считает, что только философы могут править государством?

Платон считает, что только философы способны обладать мудростью и знаниями, необходимыми для правления государством. Философы стремятся к истине, справедливости и добродетели, а также способны видеть общую картину и действовать в интересах всего общества. Они не увлекаются материальными ценностями и эгоистическими стремлениями, что делает их наиболее подходящими для правления государством.

Каково общее понятие о государстве у Платона?

Общее понятие о государстве у Платона связано с идеей идеального государства, в котором каждый человек занимает свое место в социальной иерархии в соответствии с его натурой и способностями. Под идеальным государством он понимал полное гармоничное сосуществование всех членов общества и стремился к установлению справедливости, мудрости и добродетели в политической системе.

В чем заключается идеальное государство Платона?

Идеальное государство Платона состоит из трех классов: философов-царей, стражей и производителей. Каждый класс имеет свои специфические функции в обществе. Философы-цари занимают высшую позицию в правлении и обладают знанием и мудростью, стражи отвечают за защиту общества, а производители занимаются материальным производством. Государство строится на основе общего блага и справедливости, где каждый выполняет свою роль в соответствии с натурой.

Каким должен быть идеальный правитель в идеальном государстве Платона?

Идеальный правитель в идеальном государстве Платона - философ-царь. Он обладает знаниями, мудростью и добродетелью, способен видеть истину и заботиться о благе общества. Правитель должен быть бескорыстным, справедливым и мудрым, он должен стремиться к духовному развитию и заботиться о справедливости и гармонии в обществе. Именно такой правитель способен преобразить государство и сделать его идеальным.