Вам нужна курсовая работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Принципы строения структуры организации.

  • 31 страница
  • 10 источников
  • Добавлена 29.11.2006
246 руб. 820 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Основные принципы строения организационных структур
Глава 2. Формирование организационных структур
2.1. Цели организации
2.2. Создание организационной структуры
Глава 3. Методики корректировки организационных структур
3.1. Методы планирования структур организации
3.2. Устранение недостатков организационной структуры
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Существует мнение, что предвидеть проблему — значит наполовину ее решить. В данном случае решение — это разработка действий системы управления по предотвращению неблагоприятного развития событий. В условиях острой конкурентной борьбы, когда состояние предприятия определяется не только его собственными действиями, но и влиянием множества внешних, зачастую трудно предсказуемых факторов, это далеко не всегда удается.
В ходе диагностических исследований должны быть изучены не только возможности системы управления по выходу из проблемных ситуаций, но и ее способности использовать сложившиеся обстоятельства для коррекции своей деятельности с целью эффективного решения задач, стоящих перед предприятием в целом. Действия системы должны быть следствием умелого использования существующих возможностей и сложившейся ситуации.
Традиционно понятия «симптом» и «проблема» принято связывать с негативными явлениями, однако применительно к развитию организаций это не всегда справедливо. К примеру, в отрасли появилась новая технология работы. Ее быстрое освоение может оказаться достаточно серьезной проблемой. Или в результате стабильного развития вам удалось привлечь дополнительные инвестиции. Освоение новых капиталовложений — тоже большая управленческая проблема. Но и то и другое — это положительные факторы, способствующие развитию организации.
Поскольку предприятие является сложным социальным объектом открытого типа, диагностика проблем представляет собой сложную многошаговую задачу. Первый шаг — это сбор информации. Для выявления возможных причин возникновения затруднений необходим научный анализ информации. На первом этапе целесообразно сформулировать проблему в общем виде, что даст возможность сократить число факторов, которые необходимо учитывать при исследовании, и соответственно уменьшить объем необходимой работы по сбору и анализу информации. Информация должна содержать сведения о состоянии рынка, действиях конкурентов и государственных организаций.
При анализе состояния организации следует обратить внимание на такие показатели, как прибыль, сбыт, издержки, производительность, а также на такие социально-психологические признаки неблагополучного положения дел, как текучесть кадров, конфликтность в коллективе. Сбор и анализ информации должен проводиться с использованием современных программно-технических средств. Для группирования факторов и описания их влияния на работу организации целесообразно использовать методы факторного анализа. Для оценки сложившейся ситуации, как на количественном, так и качественном уровне рекомендуется привлекать независимых консультантов и экспертов, [7, стр.153].
Диагностика является элементом не только стратегического, но и оперативного управления структурой предприятием. Сбор информации о невыполнении целевых установок и выявление причин сбоев позволяют производить оперативную коррекцию работы организации.
Первый этап предусматривает сбор информации о работе организации за достаточно продолжительный интервал времени. Эта информация хранится в базе данных и используется для построения эталонной модели работы предприятия. Кроме того, информация о работе организации в момент проведения анализа поступает в блок диагностического обследования. Для создания модели, адекватно отражающей реальную ситуацию, целесообразно использовать информацию о работе аналогичных организаций.
Блок диагностического обследования определяет набор параметров, характеризующих отклонения в деятельности организации от эталонной модели. Ввиду сложности оценки действия социально-экономических систем на этапе диагностического обследования значения многих параметров определяются методом экспертных оценок. Для повышения достоверности получаемых результатов целесообразно привлечь квалифицированных менеджеров из других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность, и сотрудников консалтинговых фирм.
В блоке принятия решения по выявленным значениям отклонений от эталонной модели делается вывод об удовлетворительной эффективности работы обследуемой организации или о необходимости проведения процедур оперативной коррекции системы управления организацией. В последнем случае производится разработка методов коррекции системы управления. На этом этапе также целесообразно прислушаться к мнению представителей консалтинговых фирм и менеджеров сторонних организаций.
Блок построения обобщенной оценки качества фиксирует невыполнение стандартов качества и отклонения от характеристик эталонной модели по всему набору оцениваемых параметров. Значения многих параметров определяются методом экспертных оценок.
После выполнения коррекции системы управления необходимо провести повторное обследование системы и убедиться в эффективности системы управления структурой предприятием. Если процедуры коррекции не приведут к положительным результатам, то может быть принято решение о серьезной структурной перестройке организации, вплоть до проведения санации и введения внешнего управления.
Оценка строится путем сведения различных показателей, характеризующих работу организации, в единый интегральный ряд. Это позволяет определить относительный уровень отклонения обследуемого предприятия от выбранного эталона, что может быть использовано для построения рейтинговых оценок организаций в рассматриваемой группе. При выполнении рассматриваемой процедуры необходимо использовать два подхода: на макро и микро уровне.
Микроподход — это анализ самой организации, основных свойств ее элементов и взаимодействия между ними. Перечень факторов внутреннего характера, определяющих качество, зависит в первую очередь от организационной структуры и от схемы функционального взаимодействия управляющих и исполнительных звеньев. Структура системы управления, а также механизм ее действия должны сочетаться с целью и выбранной стратегией поведения. Поэтому этапу анализа системы на микроуровне предшествует описание выбранной стратегии и перечня задач, которые организация должна решать в рамках реализации этой стратегии.
Макроподход — это взгляд на организацию структуру «со стороны». Такой подход предусматривает изучение в первую очередь входов и выходов, взаимодействия с внешней средой. К ней относятся не подвластные прямому воздействию со стороны системы управления объективные факторы, условия, силы и субъекты (физические и юридические лица), влияющие на деятельность исследуемой организации, [8, стр.432].
Перечень факторов внешней среды, степень их влияния зависят от типа деятельности и стратегии действия организации на рынке товаров и услуг. Очень многое определяется ориентацией организации на внутренний или внешний рынок. По мере развития процессов глобализации экономической деятельности и освоения систем электронной коммерции это различие будет постепенно исчезать.
Оценка степени влияния различных факторов внешней среды на работу организации, ориентированной на международный рынок, может быть выполнена с помощью экспертной оценки путем ранжирования факторов по степени их важности.
Охарактеризуем основные этапы определения интегральной оценки качества организации.
Первым этапом является выбор исходной системы критериев, по которым будет производиться оценка качества показателей. В соответствии с общей теорией экономического анализа при решении данной задачи организация должна рассматриваться как единая система, включающая в себя ряд элементов, находящихся в определенном взаимодействии. В то же время она сама как субъект хозяйственной деятельности является частью системы более высокого уровня, действие которой направлено на повышение качества общественной жизни. За счет этого каждая организация должна рассматриваться как открытая система, функционирующая во внешней среде и подверженная влиянию происходящих в ней изменений. Поэтому в набор критериев должны входить оценки, характеризующие способность организации быстро и адекватно реагировать на внешние изменения.
Второй этап построения интегральной оценки предусматривает ранжирование показателей по степени значимости их влияния на работу организации. Ввиду большого количества факторов и трудностей составления их формального описания при определении значений коэффициентов, отражающих степень влияния различных явлений на работу организации, на этом этапе применяется метод экспертной оценки, использующий данные опроса менеджеров различных организаций, занимающихся аналогичной деятельностью, и независимых экспертов.
Ранжирование факторов в значительной степени зависит от цели, которую ставит перед собой организация, и выбранной стратегии действия. Следовательно, ранжирование факторов должно производиться для каждой типовой стратегии отдельно. При таком подходе к исследованию качества работы организации коэффициенты относительной важности являются безразмерными величинами, характеризующими только меру относительного предпочтения одних факторов перед другими. Таким образом они не будут носить конкретного стоимостного или временного выражения.
Третий этап нахождения интегральной оценки предусматривает построение экономико-математической модели и определение на ее основе эталонного значения показателя качества. С этой целью производится разработка методов оценки частных показателей, характеризующих эффективность деятельности организации. Затем производится определение значений частных показателей для эталонной организации, выбранной из множества предприятий, занимающихся одним типом деятельности и реализующих сходные стратегии развития. В соответствии с ранее изложенной методикой для нее определяется абсолютное значение показателя качества, которое в дальнейшем используется в качестве точки отсчета (эталона) для ранжирования по качеству всех организаций, подлежащих обследованию. Если в ходе предварительной подготовки к проведению исследования членам экспертной группы не удалось выделить эталонное предприятие, то в качестве эталонного значения интегрального показателя берется среднее значение интегральной оценки в исследуемой группе организаций. В случае оценки качества структур организаций, ориентированных на стратегию ускоренного развития в качестве эталона следует взять максимальное значение абсолютного показателя качества в обследуемой группе.
При разработке перспективных стратегий развития для оценки качества предлагаемых стратегических концепций целесообразно воспользоваться сравнением с моделью идеальной организации. Абсолютный показатель качества идеальной модели находится с помощью расчета интегральной оценки по максимальным значениям характеристик качества достигнутых какой-либо организацией, входящей в группу.
Заключение
В заключение курсовой работы подведем некоторые итоги и необходимые результаты проделанной работы. Смогли мы или нет достигнуть поставленных целей и задач.
Данная работа началась с выявления принципов строения организационной структуры. Мы выяснили, что главными из них являются следующие:
организационная структура должна отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и его потребностям;
между органами управления и работниками должно быть наилучшее разделение труда, обеспечивающее творческую работы и нормальную нагрузку организации;
при формировании структуры нужно учитывать систему вертикальных и горизонтальных связей между каждым работником и органом управления;
нужно поддерживать должное соответствие и соотношение между функциями, обязанностями и полномочиями, ответственностью, нарушение которых приводит к дисфункции структуры управления в целом.
Далее – были охарактеризованы цели организации, в ходе анализа которых были найдены самые эффективные, которые целесообразно выделить в три основные группы целей: функциональные цели, цели развития и цели-аналоги. Также разумно ориентироваться на такие понятия, как официальные, оперативные и операционные цели. После этого мы притупили к созданию организационной структуры с помощью организационной модели. Завершением данного раздела стали соответствующие выводы: важнейшей задачей организационного моделирования является обеспечение бесперебойного и оперативного снабжения всех звеньев организации и отдельных ее членов необходимой информацией. Разработка схемы информационного обеспечения – это заключительный этап в построении организационной структуры.
В последнем разделе было проведено исследование корректировки организационных структур предприятий. Выяснили, что корректировка структур осуществляется на основе нескольких взаимодополняющих методов. Описана методика диагностики структуры организации. Она предназначена для оценки текущего состояния структуры предприятия и выявления проблемных ситуаций.
На мой взгляд, цели курсовой работы были достигнуты и задачи выполнены.
Список использованной литературы
Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент. – М.: Альпина бизнес букс, 2004. – 392 с.
Лафта Дж.К. Теория организации: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 416 с.
Лафта Дж.К. Менеджмент. – М.: КиоРус, 2002. – 575 с.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 558 с.
Г. Минцберг. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 316 с.
Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 248 с
Смирнов Э.А.Основы теории организации. – М.: ЮНИТИ, 2000.– 552 с.
Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфинкин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
Теория организации. / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 320 с.












2



Состав
организационной
структуры



Уровень

Связь

Полномочия


Элемент

Отношения
взаимозависимости

Качество
функционирования
менеджмента

Подход к
принятию
решений

Подчиненность хозяйственному
процессу

Распределение полномочий и ответственности

Оптимальность
разделения
труда

Требования к организационной структуре

Адекватность социально-культурной среде

Связанность взаимодействий

Степень
самостоя-
тельности

Необходимость
соблюдения принципа соответствия


Масштаб
контроля

Список использованной литературы
1.Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инстру-мент. – М.: Альпина бизнес букс, 2004. – 392 с.
2.Лафта Дж.К. Теория организации: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 416 с.
3.Лафта Дж.К. Менеджмент. – М.: КиоРус, 2002. – 575 с.
4.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 558 с.
5.Г. Минцберг. Структура в кулаке: создание эффективной органи-зации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
6.Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 316 с.
7.Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИН-ФРА-М, 2002. – 248 с
8.Смирнов Э.А.Основы теории организации. – М.: ЮНИТИ, 2000.– 552 с.
9.Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфинкин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
10. Теория организации. / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Изда-тельство «Экзамен», 2002. – 320 с.

У нас вы можете заказать