Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Права человека: понятие и виды.

  • 30 страниц
  • 26 источников
  • Добавлена 01.05.2009
300 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Понятие прав человека, основные документы
1.1. Понятие прав человека
1.2. Основные документы по правам человека
2. Виды прав человека
2.1. Политические права и свободы
2.2. Экономические, социальные и культурные права
2.3. Личные и специальные права
2.4. Соотношение прав человека и прав гражданина
3. Ограничение прав человека
3.1. Цели ограничения прав и свобод человека
3.2. Роль законодательства в ограничении прав человека
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод цели ограничений существенно расширены. Согласно этому документу ограничения, кроме того, вводятся с целью: поддержания национальной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8 - 9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 10).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: главной целью ограничений всегда является защита основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т.д.
Что же касается политики отдельных государств в области прав и свобод человека, то нужно иметь в виду, что любые ограничения прав и свобод человека не являются самоцелью, они есть следствие объективных условий, реалий существования государства.
В России (как и в США) в последнее время ведется речь о подготовке антитеррористического законодательства. Особую актуальность данная проблема приобрела в связи с недавними событиями в Беслане (Северная Осетия). Общественная безопасность и в России вышла на передний план. И в данном контексте мы напрямую подходим к проблеме ограничения прав человека в целях общественной безопасности, предотвращения несоразмерного ущерба общественной жизни и общественной безопасности.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Эти положения в полной мере отвечают общепризнанным международным нормам, отраженным, в частности, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Таким образом, ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни; культурное развитие граждан.
Очевидно, что суть правового ограничения состоит в побуждении граждан к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживанию социально негативного поведения - с другой. Налицо специфика ограничений государством прав и свобод граждан: права ограничиваются в целях предотвращения противоправных посягательств на полноценную реализацию прав и свобод граждан.
Отсюда следуют два принципиальных требования: ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они: 1) предусмотрены законом конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права. Эти требования должны стать фундаментальной основой при разработке соответствующего антитеррористического законодательства.
Решая вопрос о пределах ограничения прав человека, главным критерием такого ограничения являются положения Конституции РФ; права человека могут быть ограничены только в той степени, в какой это дозволяется положениями Конституции.

3.2. Роль законодательства в ограничении прав человека
Ч. 2 и 3 ст. 55 устанавливают, во-первых, запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, во-вторых, указывают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Однако в федеративном государстве необходимо учитывать некоторые региональные особенности в разнообразии мер защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иметь в виду специфику законодательства различных субъектов РФ, которые в соответствии с закрепленными Конституцией РФ положениями вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, до принятия по этим вопросам федеральных законов (защита прав и свобод человека, согласно ст. 72, относится к предметам совместного ведения). В то же время подобные правомочия должны использоваться субъектами РФ весьма осторожно и носить минимальный характер. В целом же, безусловно, главная роль в деле защиты и гарантирования прав и свобод человека отводится РФ.
Таким образом, определяя критерии ограничения прав человека, необходимо исходить из следующих принципиальных позиций:
Форма ограничения прав человека - федеральный закон. Нормативные акты иного уровня, включая ведомственные, а тем более неопубликованные или носящие закрытый характер, не только не могут устанавливать какие-либо ограничения прав и свобод.
2) цель ограничения прав человека - общественная безопасность. Однако анализ действующего законодательства показывает наличие ряда проблем как теоретического, так и практического свойства. Во-первых, ни в теории, ни в законодательстве не выработано единого подхода к термину «общественная безопасность».
3) крайняя необходимость как критерий ограничения прав человека (производно от формулировки ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «в той мере, в какой это необходимо в целях...»). Крайняя необходимость может иметь место в тех ситуациях, когда защита прав и свобод людей, а также общественных интересов невозможна иными способами, кроме как посредством ограничения прав человека.
4) общий характер таких ограничений - ограничения не носят персонифицированной направленности, их действие распространяется на каждого;
5) соблюдение общепризнанных международных норм и принципов - ограничения прав человека не должны нарушать обязательства Российской Федерации по международному праву;
6) разумная достаточность мер государственного ограничения прав - ограничения могут осуществляться только в той степени, в какой это требуется, однако в любом случае не допускается ограничение фундаментальных прав и свобод человека и дискриминация на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения;
7) соразмерность ограничения прав, свобод и цели, во имя которой ограничиваются права, - безопасность всех рассматривается как приоритет по отношению к соблюдению (гарантированию) определенных свобод каждого отдельного гражданина (человека).
8) установленные ограничения должны быть четко сформулированы и не допускать произвольного толкования. Норма, ограничивающая права и свободы, должна ясно определять пределы ограничений.
Подводя итог, следует отметить, что существующая действительность диктует необходимость по-новому взглянуть на проблему защиты прав и свобод человека и гражданина: на сегодняшний момент главным приоритетом государства должно стать обеспечение оптимального (не максимального) объема прав и свобод человека в целях гарантирования безопасной жизнедеятельности общества в целом.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что существующая действительность диктует необходимость по-новому взглянуть на проблему защиты прав и свобод человека и гражданина: на сегодняшний момент главным приоритетом государства должно стать обеспечение оптимального (не максимального) объема прав и свобод человека в целях гарантирования безопасной жизнедеятельности общества в целом.
В современных условиях правящие круги государств с антидемократическими режимами для поддержания своего господства идут на изменение установленных правовых норм, прибегают к неправовым, насильственным методам, нарушая даже элементарные права человека; в опасных ситуациях прибегают к политическому шантажу, репрессиям и террору, к прямому подавлению демократического движения. В этих условиях авторитарные режимы используются для прямой военной расправы с прогрессивными силами, проявляет себя неофашизм, несущий опасность развязывания новой мировой войны.
Социально ориентированные государства, используя демократические методы государственного властвования, стремятся утвердить в обществе отношения социальной справедливости, создать эффективный механизм обеспечения прав и свобод личности, ее защищенности от беззакония и произвола. По пути строительства и укрепления правового государства идет и Россия: современное Российское государство стало членом Совета Европы, российское законодательство постепенно приводится в соответствие с международными правовыми стандартами, признающими приоритет прав и свобод личности по отношению к другим ценностям цивилизованного общества.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - важнейший признак демократического государства. Однако, проблема обеспечения общественной безопасности и правового (законного) ограничения прав и свобод человека в современных условиях приобретает особую остроту и требует самого пристального внимания. Вряд ли можно поставить под сомнение актуальность этой проблемы для российского общества, и события последних лет демонстрируют новые тенденции в расстановке приоритетов: на первое место по общегосударственной важности выходят вопросы обеспечения общественной безопасности, неизбежно связанные с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина. Исследование вопросов соотношения безопасности общества и соблюдения прав человека затрагивает в первую очередь рассмотрение личных прав человека.

Библиография
Конституция Российской Федерации. / Российская газета, № 237, 25.12.1993.
ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в российской федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ / Российская газета, № 43-44, 04.03.1997
Указ Президента РФ от 29.03.1998 № 310 «Об уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека» / Российская газета, № 68, 08.04.1998.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» / Российская газета, № 144, 08.07.2004.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) / Бюллетень международных договоров, 2001 № 3.
Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26.05.1995) / Бюллетень международных договоров, 2001 № 3.
Протокол № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию и первый протокол к ней (Страсбург 16.09.1963) / Бюллетень международных договоров, 2001, № 3.
Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. (Страсбург 22.11.1984) / Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3835.
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.
Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2004, № 2.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. - 607 с.
Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека / Журнал российского права, 2005, № 2.
Институт прав человека в России. / Под ред. Комковой К.Н. Саратов: 1998.
Лапаева В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания / Журнал российского права, 2006, № 4.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. – 300 с.
Мартышин О.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. - 496 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 640 с.
Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
Международная защита прав человека. / Под ред. Москаленко К.А. М.: 2001.
Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М.: 1998.
Молостова Е.В. Применение предварительных мер Европейским судом по правам человека / Международное публичное и частное право, 2005, № 2.
Мурашова Е.Н Восприятие решений Европейского суда по правам человека национальными правовыми системами и их реализация в деятельности органов власти национального государства / Журнал российского права, 2006, № 3.
Пронин А.А. Проблемы прав человека. Екатеринбург: Правозащитная сеть, 1996.
Строгович М.С. Права личности: вопросы теории / Вопросы философии. 1979, № 4.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. – 704 с.
Червонюк В.И. Теория государства и права Учебник. М.: ИНФРА М, 2006. - 704 с.
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000. С. 48.
Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2004, № 2. С. 28.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. С. 209.
Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2004, № 2. С. 34.
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000. С. 48.
Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. Пер. с нем. М., 1905. С. 74.
Международная защита прав человека. / Под ред. Москаленко К.А. М.: 2001. С. 87.
Мурашова Е.Н Восприятие решений Европейского суда по правам человека национальными правовыми системами и их реализация в деятельности органов власти национального государства / Журнал российского права, 2006, № 3.
Лукашева Е.А. Права человека. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. С. 128.
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 136.
Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд. М.: Юристъ, 2007. С. 89.
Лукашева Е.А. Права человека. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. С. 134.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник 2-е изд. М.: Юрист, 2007. С. 287.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.-М: Юрайт-М, 2001. С. 122.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. С. 228.
Мушинский В.О. Конституционное право: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. С. 52.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. С. 128.
Устинов В.С. Основания и критерии ограничения прав и свобод личности в законодательстве и теории // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сборник научных трудов. Ч. 1. Н. Новгород, 1998. С. 100.
Толстик В.А. Противоречия в понимании и практике ограничения прав и свобод человека и гражданина // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сборник научных трудов. Ч. 1. С. 162.
Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека / Журнал российского права, 2005, № 2. С. 49.












23

1.Конституция Российской Федерации. / Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2.ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в российской федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ / Российская газета, № 43-44, 04.03.1997
3.Указ Президента РФ от 29.03.1998 № 310 «Об уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека» / Российская газета, № 68, 08.04.1998.
4.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» / Российская газета, № 144, 08.07.2004.
5.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) / Бюллетень международных договоров, 2001 № 3.
6.Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26.05.1995) / Бюллетень международных договоров, 2001 № 3.
7.Протокол № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию и первый протокол к ней (Страсбург 16.09.1963) / Бюллетень международных договоров, 2001, № 3.
8.Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. (Страсбург 22.11.1984) / Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3835.
9.Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.
10.Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2004, № 2.
11.Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. - 607 с.
12.Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека / Журнал российского права, 2005, № 2.
13.Институт прав человека в России. / Под ред. Комковой К.Н. Саратов: 1998.
14.Лапаева В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания / Журнал российского права, 2006, № 4.
15.Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. – 300 с.
16.Мартышин О.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. - 496 с.
17.Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 640 с.
18.Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
19.Международная защита прав человека. / Под ред. Москаленко К.А. М.: 2001.
20.Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М.: 1998.
21.Молостова Е.В. Применение предварительных мер Европейским судом по правам человека / Международное публичное и частное право, 2005, № 2.
22.Мурашова Е.Н Восприятие решений Европейского суда по правам человека национальными правовыми системами и их реализация в деятельности органов власти национального государства / Журнал российского права, 2006, № 3.
23.Пронин А.А. Проблемы прав человека. Екатеринбург: Правозащитная сеть, 1996.
24.Строгович М.С. Права личности: вопросы теории / Вопросы философии. 1979, № 4.
25.Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. – 704 с.
26.Червонюк В.И. Теория государства и права Учебник. М.: ИНФРА М, 2006. - 704 с.

Понятие и виды экологических прав человека

Введение

Процесс масштаба экологического кризиса превратилась в ту историческую среду, в которой только и может, появление идеи о формировании нового вида субъективных прав граждан. Потребность в юридической защите любого интереса рождается тогда, когда этот интерес будет нарушена. До середины 50-х годов прошлого века, право на благоприятную окружающую среду реализовалось, естественно, в этом процессе не принял участие ни государство, ни граждане страны.

Право на чистый воздух, употребление чистой питьевой воды и продуктов пребывания в успех, естественно, в состоянии долгое время были естественными правами человека. Влияние людей на природные дары были незначительны, источников, характера, казалось, безграничны. Стадии развития науки и техники на данный момент реализовать основные операции в преобразовании природы. В природе действовали свои законы.

Восприятие общества обязательного правового регулирования отношений, возникающих в сфере реализации естественного права человека на жизнь процветает в среде, естественно, привело к разработке ряда нормативных актов, которые устанавливают экологические права граждан Рф, их гарантии и способы реализации. Участие общества в улучшении качества окружающей среды, благоприятной для здоровья и безопасности для жизни, которая рассматривается через призму прав человека и гражданина, в последнее время, получила свое применение во многих отраслях российского законодательства и, что очень важно, начинает формироваться практика его правовой защиты.

Предположим, что правильнее говорить об окружающей среде, права в виду, в частности, прав людей на здоровую окружающую среду, в который включены все эти громоздкие полномочия общественности (граждан, их объединений, населения), которые в той или иной мере связаны с содержании и реализации основного конституционного права (статья 42). Это какой-то внешний разделитель группы экологических прав, связанных с субъектным составом.

Из этого следует, что законные права и интересы, мы должны признать, экологических и только тогда, когда улучшение состояния окружающей природной среды и ее объектов - единственный и конечный результат.

Исходя из этих данных, целесообразно рассматривать правильно, что носители экологических интересов (следовательно, субъекты экологических прав) только людей, организованный и неорганизованный, представленных отдельными лицами и группами, объединениями и населением в целом.

Узнать стоимость работы