Системы хозяйствования и их влияние на производство материальных благ и оказания услуг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 3636 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 29.11.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
«Системы хозяйствования и их влияние на производство материальных благ и оказание услуг»

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рыночная система хозяйствования
1.1 Сущность и особенности возникновения рыночной системы……….. 6
1.2 Рынок как система хозяйственных связей……………………………..10
1.3 Механизм функционирования рынка…………………………………..11
Глава 2. Фундаментальные основы рынка
2.1 Основные функции рыночной экономики……………………………..15
2.2 Экономические цели в рыночной системе хозяйствования…………18
2.3 Влияние рыночной системы на внутреннюю организацию предприятия…………………………………………………………………….22
Глава 3. Российская рыночная система на современном этапе
3.1 Что не под силу рыночной экономике…………………………………..25
3.2 Пути решения проблем рыночной системы хозяйствования………..30
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36

Фрагмент для ознакомления

Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путем их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных «внешних эффектов».
Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путем запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.
Все это дает возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально - экономическими правами личности и с правом на труд. Теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше мы говорили о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической», «структурной», «региональной», «скрытой».
Роль государства в этой сфере отношений сводиться вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест.
Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не сулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионально развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом.
С одной стороны рынок представляет собой наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии с социально-приоритетными ценностями.
Не случайно неотъемлемым свойством рыночной системы является ее многосекторность – разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.
Для развития стран наиболее типична акционерная форма собственности. Она преобладает в крупных производствах с большими массами применяемых средств производства и капитала. В сфере же мелкого и среднего бизнеса доминирует частная форма собственности. Кроме названных двух основных форм в большинстве рыночных стран успешно функционирует кооперативная форма собственности. Это небольшие предприятия или производственные кооперативы. Очень важную роль во многих отраслях играет и государственная форма собственности. Госсектор обычно охватывает малодоходные отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта) и социальную инфраструктуру (просвещение, наука). Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником независимого от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики).
Прошлый год, по словам главы МЭРТ Г. Грефа, запомнится не только падением темпов экономического роста с 7,2% до 6,4 %, но и значительным ухудшением его качества. Генератором роста выступали торговля и потребительский рынок (12%) на фоне резкого снижения промышленного производства – с 7,3% до 4%, которое не смогли компенсировать обрабатывающие отрасли, объявленные панацеей против дряблости отечественной экономики, теряющей нефтяную подпитку.
Оборот розничной торговли по сравнению с предыдущим периодом снизился на 0,5%, что не удивительно, если учесть, что реальные доходы населения тоже сократились на 2,7%.
Больше всего на них повлияло уменьшение доходов от предпринимательской деятельности, в первую очередь в строительстве и розничной торговле.
Малое и среднее предпринимательство играет в условиях нарушения производственно – хозяйственных связей роль экономического демпфера. Именно малый бизнес пока имеет в России достаточно высокий адаптационный потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям конкурентной среды.
Активное развитие предпринимательства повышает заинтересованность средних и крупных предприятий в производственном и непроизводственном кооперировании, восстанавливая тем самым распавшиеся в ходе экономических реформ производственно – технологические цепочки.
Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства предполагает внесение изменений в его структуру.
В ходе реформирования отношений собственности четко обозначились основные тенденции в развитии малого предпринимательства, а именно - ярко выраженный региональный характер.
Повернуть вспять негативные тенденции в рыночной экономике России могут меры экономической политики, основная часть которых сформулирована в Среднесрочной программе социально – экономического развития РФ.(таблица 2).
Таблица 2
Эффект от внедрения мер экономической политики

Меры % прироста ВВП в годовом исчислении Реализация национальных проектов 0,12-0,16 Формирование институтов развития: 0,03-0,05 Инвестиционный фонд Российский банк развития Венчурный инновационный фонд Создание условий для привлечения иностранных инвестиций, формирование особых экономических зон До 0,05 Комплекс мер по развитию нефтегазового сектора - Реализация целевых параметров инвестиционных программ 0,10-0,20 Внедрение налоговых новаций 0,10 Активизация социальных факторов роста До 0,02 Стимулирование развития малого бизнеса, конкуренции и улучшении бизнес - среды До 0,07 ИТОГО 0, 3 – 0,7 3.2 Пути решения проблем рыночной системы хозяйствования
Один из определяющих факторов для рыночной экономики – стабильная система защиты прав собственности, причем с доминированием частной.
Но важно не только то какой процент активов принадлежит бизнесу, важно позитивное отношение общества к институту частной собственности в принципе, понимание ее незыблемости. А чтобы сформировать такое отношение, одних нормативных актов недостаточно.
Несмотря на то, что по статистике в России на сегодняшний день превалирует именно частная собственность, большая часть активов и финансовых потоков фактически контролируется государством либо существует серьезный риск перераспределения собственности в его пользу. Это вызвано целым рядом причин.
Во-первых, проблемами, связанными с приватизацией и исполнением налогового законодательства. Многие собственники не могут защитить свои права, так как у большинства из них в 90-е годы были те или иные проблемы с законодательством – валютным,, налоговым , таможенным и т.д. Поскольку правонарушения носили массовый характер, то в нормальном обществе в какой-то момент их перестали бы считать таковыми. В России амнистия по ним пока не проводилась, и эти нарушения остаются висеть дамокловым мечом над бизнесом.
Во-вторых, слабостью законодательства, защищающего права инвесторов. Например, при сделках с залогом инвестор и кредитор не могут быть уверены, что их права надежно защищены как в силу неразвитой системы регистрации залога, оценки имущества, вносимого в качестве залога, так и в силу неразвитости судебной защиты при его реализации.
В-третьих, корпоративными захватами и недружественными поглощениями. Подобные методы применяются не только частными, но и государственными конкурентами. Это приводит к краткосрочности горизонтов планирования, в том числе инвестиционного, не дает компаниям стать более публичными. А значит, нельзя рассчитывать, что высокие темпы экономического роста сохранятся в ближайшем будущем.
Выходом из сложившейся ситуации является легитимизация собственности. При этом не лучший, но преобладающий сейчас вариант – приобретение государством активов, в которые инвесторы не готовы вкладывать деньги в силу обозначенных рисков. Хотя число таких примеров растет (за сделками с сырьевыми активами последовали сделки в машиностроении, других отраслях), это тем не менее не является государственной политикой.
Лучшим вариантом было бы устранение государством этих рисков, создание нормальных условий для существующих владельцев компаний либо альтернативных инвесторов.
Другой подход – уплата неких дополнительных налогов собственниками, имевшими проблемы с налоговым законодательством, что позволило бы им устранить свои потенциальные обязательства перед государством.
Возможна также продажа активов иностранным инвесторам, но для этого необходим более прозрачный и регламентированный механизм доступа к ним, а также четкий список отраслей, видов деятельности, предприятий, доступ иностранцев к которым будет ограничен.
Не менее важна для рыночной экономики конкуренция. В России же пока весьма слабы антимонопольные механизмы, да и применяются они достаточно произвольно. Для получения конкурентных преимуществ используются административный ресурс и методы налоговой оптимизации.
Все названные проблемы требуют серьезной работы. В основном, речь идет о деприватизации власти. Основная задача – сделать так, чтобы она работала на рынок, а не сама по себе трансформировалась в рыночную среду. Сегодня же власть приватизирована, а актива, наоборот, все больше национализируются. Между тем власть должна быть сильным защитником рыночных механизмов.
Если этого удастся достичь, то изменится и сама система экономических и общественных отношений в стране. Они станут более стабильными.
В стабильности есть свои плюсы и минусы. Плюс – в возможности планировать на более долгий срок, а минус – в меньшей мобильности. И тем не менее на определенном этапе стабильность становится важнее.
Вслед за стабильностью появятся новые возможности для перетока капитала, повысится степень интеграции во внешние рынки.

Заключение
На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Рыночная экономика в России находится пока на начальном этапе становления и развития. К сожалению, отсутствует ряд важнейших рынков, рыночных институтов и инструментов, не хватает правового и информационного обеспечения. Поэтому рыночные механизмы не способны самостоятельно закрепиться в российской экономике, и соответственно развитию рынка в России требуется государственная поддержка.
2. Ситуация в российской экономике складывается под влиянием ряда факторов:
медленное выбытие устаревших технологий, что определяет низкую отдачу единицы используемых ресурсов;
сохранение патернализма в отношении рынка рабочей силы; формально высокая занятость за счет низких затрат;
заниженная оценка реальной потребности за счет низкого показателя амортизации;
низкая бюджетная обеспеченность многих регионов превращает их в сферу высоких институциональных рисков, создавая основу для регулярного и неформального вмешательства местной власти в дела компаний с целью повлиять на их решение;
низкая договороспособность «государства», часто меняющего свои планы и на практике делающего вещи, противоречащие публичным заявлениям своих лидеров;
стратегия управления экономикой до последнего времени не осознавалась властью как ее важнейшая задача.
3. Для создания реальной рыночной экономики необходимо разрушить монополизм. В России существует несколько типов монополий – отраслевые ведомства, крупнейшие объединения, которые создают ситуацию, когда перед потребителем выступает не отдельное предприятие, а корпорация, которая знает только свой интерес. РАО ЕЭС, Газпром, «РЖД», Интурист – типичные организационные монополии. Деятельность таких объединений характеризуется низким качеством продукции и услуг, слабым знанием потребностей и пренебрежением к интересам заказчиков, громоздким аппаратом управления, оплата труда которого практически не связана с конечными результатами.
Демократизм рынка заключается в свободе выбора поставщика, потребителя, направлений инвестирования, т.е. в свободе, ограниченной лишь размером дохода и уровнем цен. Получив прибыль и уплатив налог, предприниматель должен свободно распоряжаться своими доходами.
В российских условиях недостаточно ограничиваться классическими регулирующими воздействиями на рынки, следует прежде всего обратить внимание на качество их функционирования.
Список использованной литературы
«Экономика и жизнь» №№ 10 (март 2006г), 14 (апрель 2006).
Джеффри Сакс. Рыночная экономика и Россия, М.: - «Экономика».- 1999. – 335с;
3. Мокров Г.Г. Принципы рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: ЮРКНИГА, 2005. – 304c;
4.Основы предпринимательского дела: Учебник / под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. - М.:, изд. « Бек», 1996. – 476с;
5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 672с;
6. Управление финансами (Финансы предприятий) Учебник/ под ред. А.А. Володина. – М. .: ИНФРА-М, 2006. – 504с;
7. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА – М. 1998. - 416 с;
8. Экономика переходного периода. Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. Москва. Изд. МГУ. 1995. – 410с;
9.Предпринимательство: Учебник / под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА – М. 2004. – 534 с;
10. Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 672с;

Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 62с;

. Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 62с;

Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 63с;

Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 69с;

Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 89с;

Управление финансами (Финансы предприятий) Учебник/ под ред. А.А. Володина. – М. .: ИНФРА-М, 2006. – 469с;

Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 83с;

Предпринимательство: Учебник / под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА – М. 2004. – 41 с;

Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 27с;

Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 65с;

Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 140с;

Джеффри Сакс. Рыночная экономика и Россия, М.: - «Экономика».- 1999. – 128с;

Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 69с;

«Экономика и жизнь» №№ 10 (март 2006г), 14 (апрель 2006).

«Экономика и жизнь» №№ 10 (март 2006г), 14 (апрель 2006).












2

Список использованной литературы
1. «Экономика и жизнь» №№ 10 (март 2006г), 14 (апрель 2006).
2.Джеффри Сакс. Рыночная экономика и Россия, М.: - «Экономика».- 1999. – 335с;
3. Мокров Г.Г. Принципы рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: ЮРКНИГА, 2005. – 304c;
4.Основы предпринимательского дела: Учебник / под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. - М.:, изд. « Бек», 1996. – 476с;
5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 672с;
6. Управление финансами (Финансы предприятий) Учебник/ под ред. А.А. Володина. – М. .: ИНФРА-М, 2006. – 504с;
7. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА – М. 1998. - 416 с;
8. Экономика переходного периода. Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. Москва. Изд. МГУ. 1995. – 410с;
9.Предпринимательство: Учебник / под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА – М. 2004. – 534 с;
10. Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 672с;

Вопрос-ответ:

Что такое рыночная система хозяйствования?

Рыночная система хозяйствования - это экономическая система, в которой производство и распределение материальных благ осуществляется на основе рыночных отношений и свободного предпринимательства.

Какие особенности привели к возникновению рыночной системы хозяйствования?

Рыночная система хозяйствования возникла в результате развития торговли, обмена и разделения труда. Основными особенностями, приведшими к возникновению рыночной системы, являются частная собственность, свободный рынок, конкуренция, ценообразование, спрос и предложение.

Что такое механизм функционирования рынка?

Механизм функционирования рынка - это совокупность экономических отношений и законов, определяющих процесс обмена, производства и распределения благ и услуг на рынке. Он включает в себя спрос и предложение, цены, конкуренцию, свободное предпринимательство и другие факторы, которые влияют на эффективное функционирование рыночной системы.

Какие функции выполняет рынок в рыночной системе хозяйствования?

Рынок выполняет несколько основных функций: осуществляет распределение и обмен материальными и нематериальными благами, определяет цены на товары и услуги, регулирует спрос и предложение, стимулирует конкуренцию, обеспечивает информацию о потребностях и предпочтениях потребителей и производителей.

Какие основные функции выполняет рыночная экономика?

Основные функции рыночной экономики включают обмен, производство, распределение и потребление материальных и нематериальных благ. Рыночная экономика обеспечивает свободное предпринимательство, конкуренцию, ценообразование, инновации и рост экономики. Она также способствует эффективному использованию ресурсов и повышению благосостояния населения.

Что такое рыночная система хозяйствования?

Рыночная система хозяйствования - это экономическая система, в которой производство и распределение товаров и услуг осуществляются на основе свободного рынка и конкуренции. В этой системе ресурсы и факторы производства распределяются на основе спроса и предложения, а цены формируются рыночными механизмами.

Что такое рыночная система хозяйствования и отличия ее от других систем?

Рыночная система хозяйствования - это экономическая система, в которой цены на товары и услуги формируются и регулируются рынком на основе спроса и предложения. Отличается от других систем, таких как плановая или командная, тем, что в ней предприятия и индивидуальные предприниматели имеют свободу выбора производства и предложения товаров и услуг.