Бюджетирование, ориентированное на результат (зарубежный опыт и российская практика)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Финансы
  • 2222 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 21.06.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Преимущества бюджетирования, ориентированного на результат
Мировой опыт бюджетирования, ориентированного на результат. Опыт для России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Опыт Великобритании свидетельствует о том, что одним из эффективных рычагов повышения качества бюджетных услуг является развитие конкурентной среды в государственном секторе экономики. Особо наглядно этот принцип проявляется в системе национального здравоохранения. Как уже отмечалось выше, Правительство лейбористов уделяет особое внимание этой сфере. На национальном уровне разработаны единые стандарты и расценки. Соответственно операция по удалению аппендицита будет стоить одинаково и в частной клинике и в государственной организации. Каждый гражданин Великобритании имеет право выбора лечебного заведения по своему усмотрению, что дает ему возможность управлять на своем уровне бюджетными потоками, так как большинство видов медицинских услуг предоставляется бесплатно, то есть оплачивается государством и медицинские учреждения вынуждены конкурировать между собой за каждого пациента.
В России предпринимаются первые шаги по внедрению модели бюджетирования, ориентированного на результат на уровне федеральных министерств и ведомств. В соответствии с программой бюджетного реформирования, принятой Правительством России, это направление является стратегическим ориентиром для российских регионов на ближайшую перспективу.
В Российской Федерации тема БОР начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»). А также «Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».
Тема БОР неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации. Тема результативного бюджетирования активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ).
Пока работа по внедрению БОР в России ведется в основном на федеральном уровне. Ряд министерств и ведомств использовали новые методики при подготовке проектов федерального бюджета на 2004 и 2005 годы, а в дальнейшем Минфин России намерен внедрить во всех федеральных министерствах и ведомствах новую методику бюджетного финансирования. Очевидно, что в ближайшем будущем эти тенденции будут спроецированы и на уровень муниципальных образований. Об этом говорится и в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации (пока на уровне рекомендаций). Предлагаемые в Концепции основные принципы и направления реформирования бюджетного процесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В ней также содержится рекомендация органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться данными положениями при проведении собственных бюджетных реформ.
Следует отметить, что в российской практике управления общественными финансами присутствуют элементы программно-целевого бюджетирования. В наибольшей степени принципы БОР нашли свое отражение в целевых программах, которые ориентированы на конкретные группы потребителей и в которых указаны цели, бюджет, сроки исполнения программы, мероприятия, ожидаемые результаты реализации программы. Тем не менее, даже целевые программы далеко не всегда прозрачны. Они редко содержат конкретные численные показатели ожидаемых конечных результатов реализации программы, которые позволили бы оценить степень достижения ее целей. Вместо этого описываются общие тенденции и мероприятия, без количественных оценок, поэтому проверить, в какой мере удалось их реализовать, зачастую не представляется возможным.
Учитывая вышесказанное, внедрение принципов программно-целевого бюджетирования в практику управления общественными финансами можно было бы начать именно с совершенствования управления целевыми программами, расширения практики финансирования расходов на программной основе, придания целевым программам внутриведомственного характера. Необходимо установить требования четкого, конкретного формулирования целей и задач программ, а также описания ожидаемых результатов реализации программ и оценки результативности исполнения программ в терминах, позволяющих осуществлять количественных контроль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, бюджетирование, ориентированное на результат, является перспективным направлением реформирования системы управления общественными финансами в России и по сравнению с моделью постатейного бюджетирования обладает рядом существенных преимуществ. Оно позволяет органам управления:
- осуществлять контроль за реализацией программ и расходованием бюджетных средств за счет установления показателей результативности и сравнения фактически достигнутых результатов с запланированными;
- устанавливать взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программы и объемом требуемых для этого ресурсов;
- повышать обоснованность бюджетных заявок;
- более эффективно распределять бюджетные средства между конкурирующими статьями расходов в соответствии с приоритетами государственной политики;
- повышать прозрачность и понятность бюджета, что способствует привлечению инвесторов и повышению доверия населения к органам местного самоуправления.
Программно-целевое управление государственными расходами и соответствующее ему бюджетирование, принятое в ряде развитых стран, способно повысить эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на действительно важных для общества направлениях. Позитивный потенциал программно-целевого бюджетирования определяется не только тесной связью расходов государства с достижением конкретных результатов, но и активным участием в определении желаемых результатов и способов их достижения законодательных и представительных органов власти, а также активных слоев общества.
Переход к программно-целевому бюджетированию, как свидетельствует мировой опыт – сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных, технических и психологических задач. Поэтому осуществлять этот переход целесообразно поэтапно, вначале на базе отдельных пилотных министерств, постепенно распространяя позитивныйопытнадругиеминистерства, ведомства иорганизации.
В российской практике государственного и муниципального управления некоторые принципы бюджетирования, ориентированного на результат, уже нашли свое отражение, в частности, в целевых программах, перспективном финансовом планировании и т.д. Активное внедрение БОР в систему бюджетирования неизбежно приведет к необходимости внесения изменений во все стадии бюджетного процесса: планирования, исполнения бюджета, контроля за его исполнением и отчетности. Потребуется изменить формат бюджета, усилить роль перспективного финансового планирования, внедрить систему мониторинга результативности бюджетных расходов и использования данных, полученных в ходе мониторинга, при планировании бюджета.
Переход от постатейной модели бюджетирования к БОР поставит на повестку дня такие проблемы, как повышение свободы администраторов бюджетных средств в распоряжении средствами, использование метода начислений в бюджетном учете, выработку принципов контроля за целевым использованием бюджетных средств. Необходимо будет также изменить систему сбора и обработки информации, используемой в бюджетном процессе, а кроме того, вероятно, пересмотреть структуру и функции отраслевых подразделений органов исполнительной власти (министерств) в соответствии с программно-целевыми принципами.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы
Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"// Российская газета. Федеральный выпуск. – 2004. – 1 июня. - № 3490
Литература
Афанасьев, Мст. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции) / Мст. Афанасьев // Вопросы экономики. – 2004. - № 9. – С. 130-139
Бюджетирование, ориентированное на результаты: цели и принципы / ECORYS-NEI Отдел Макроэкономической и отраслевой политики, сектор государственных финансов. - М. - 20 декабря 2002 г.
Гамукин, В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В. Гамукин // Вопросы экономики. – 2005. - № 2. – С. 4-22
Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации; Под ред. д-р экон. наук, проф. В.Н. Самочкина. - 2-е изд., доп. - М.: Дело, 2002. - 375 с.
Карпов, А. Е. Бюджетирование, как инструмент управления / А.Е. Карпов. - М.: Результат и качество, 2003. -380с.
Квитка, Е.В. Бюджетирование, ориентированное на результат / Е.В. Квитка, З.А. Кучкаров // Системное управление. Проблемы и решения. – 14.02.2006. - № 3. – С 25-31
Программный подход к планированию и распределению бюджетных ресурсов // Бюджет. – 2006. - № 5. – С. 23-28
Хруцкий, В. Е. Бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюнов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.
Гамукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. – 2005. - № 2. – С. 4
В мировой и российской практике в качестве синонима термина «бюджетирование, ориентированное на результат» часто используется термин «программно-целевое бюджетирование».
Афанасьев, Мст. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции) // Вопросы экономики. – 2004. - № 9. – С. 130

Бюджетирование, ориентированное на результаты: цели и принципы / ECORYS-NEI Отдел Макроэкономической и отраслевой политики, сектор государственных финансов. - М. - 20 декабря 2002 г.
Карпов, А. Е. Бюджетирование, как инструмент управления. - М.: Результат и качество, 2003. –С. 80:

Квитка, Е.В., Кучкаров З.А. Бюджетирование, ориентированное на результат // Системное управление. Проблемы и решения. – 14.02.2006. - № 3. – С 27

Программный подход к планированию и распределению бюджетных ресурсов // Бюджет. – 2006. - № 5. – С. 23

Афанасьев, Мст. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции) // Вопросы экономики. – 2004. - № 9. – С. 131
Там же
Афанасьев, Мст. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции) // Вопросы экономики. – 2004. - № 9. – С. 132

Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России / Центр фискальной политики. – М., 2002
Там же
Там же
Там же
См.: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2004. – 1 июня. - № 3490
Там же













2

Нормативные документы
1.Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"// Российская газета. Федеральный выпуск. – 2004. – 1 июня. - № 3490
Литература
2.Афанасьев, Мст. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции) / Мст. Афанасьев // Вопросы экономики. – 2004. - № 9. – С. 130-139
3.Бюджетирование, ориентированное на результаты: цели и принципы / ECORYS-NEI Отдел Макроэкономической и отраслевой политики, сектор государственных финансов. - М. - 20 декабря 2002 г.
4.Гамукин, В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В. Гамукин // Вопросы экономики. – 2005. - № 2. – С. 4-22
5.Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации; Под ред. д-р экон. наук, проф. В.Н. Самочкина. - 2-е изд., доп. - М.: Дело, 2002. - 375 с.
6.Карпов, А. Е. Бюджетирование, как инструмент управления / А.Е. Карпов. - М.: Результат и качество, 2003. -380с.
7.Квитка, Е.В. Бюджетирование, ориентированное на результат / Е.В. Квитка, З.А. Кучкаров // Системное управление. Проблемы и решения. – 14.02.2006. - № 3. – С 25-31
8.Программный подход к планированию и распределению бюджетных ресурсов // Бюджет. – 2006. - № 5. – С. 23-28
9.Хруцкий, В. Е. Бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюнов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.

Вопрос-ответ:

Чем отличается бюджетирование, ориентированное на результат, от традиционного бюджетирования?

Бюджетирование, ориентированное на результат, отличается от традиционного бюджетирования тем, что в первом случае основным критерием при определении бюджетных ассигнований является достижение конкретных целей и результатов, а не просто расходы и доходы. Такое бюджетирование позволяет более эффективно распределить финансовые ресурсы и достичь поставленных задач.

Какие преимущества имеет бюджетирование, ориентированное на результат?

Бюджетирование, ориентированное на результат, имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно позволяет более точно определить приоритеты и цели государственной политики. Во-вторых, оно способствует более эффективному использованию бюджетных средств и достижению планируемых результатов. В-третьих, оно способствует повышению качества бюджетных услуг и удовлетворению потребностей населения. В-четвертых, оно способствует большей прозрачности и отчетности в использовании бюджетных средств.

Какой мировой опыт существует в области бюджетирования, ориентированного на результат?

Мировой опыт показывает, что бюджетирование, ориентированное на результат, является эффективным инструментом управления государственными финансами. Некоторые страны, такие как Великобритания, Новая Зеландия, Австралия и Канада, успешно применяют этот подход к бюджетированию. Они стремятся определить конкретные цели и показатели эффективности, а затем осуществлять контроль и оценку результативности достижения этих целей.

Какой опыт бюджетирования, ориентированного на результат, можно применить в России?

В России также существуют определенные практики бюджетирования, ориентированного на результат. Например, в системе образования и здравоохранения реализуются проекты, основанные на принципе достижения конкретных результатов и показателей. Однако в целом Россия может воспользоваться мировым опытом для развития более совершенных методов бюджетирования, ориентированных на результат, в целях более эффективного использования государственных финансов и повышения качества бюджетных услуг.

Какие преимущества имеет бюджетирование, ориентированное на результат?

Бюджетирование, ориентированное на результат, имеет несколько преимуществ. Во-первых, оно позволяет установить четкие цели и показатели эффективности, что способствует более эффективному управлению бюджетными ресурсами. Во-вторых, оно помогает выявить и устранить неэффективные расходы и процессы. В-третьих, оно способствует повышению прозрачности и отчетности в государственных финансах. В-четвертых, оно стимулирует развитие конкурентной среды и повышение качества бюджетных услуг.

Какой мировой опыт имеется в области бюджетирования, ориентированного на результат?

Мировой опыт показывает, что бюджетирование, ориентированное на результат, является эффективным инструментом управления государственными финансами. Например, Великобритания развивает конкурентную среду в государственном секторе экономики, что позволяет повысить качество бюджетных услуг. Кроме того, опыт некоторых стран показывает, что установление четких целей и показателей эффективности помогает улучшить управление бюджетными ресурсами.

Какой опыт в области бюджетирования, ориентированного на результат, может быть полезным для России?

Опыт Великобритании показывает, что развитие конкурентной среды в государственном секторе экономики может быть полезным для России. Это поможет повысить качество бюджетных услуг и улучшить управление государственными финансами. Кроме того, опыт других стран показывает, что установление четких целей и показателей эффективности, а также выявление неэффективных расходов и процессов, может быть полезным для улучшения управления бюджетными ресурсами в России.

Какой эффективный рычаг повышения качества бюджетных услуг показывает опыт Великобритании?

Опыт Великобритании свидетельствует о том, что одним из эффективных рычагов повышения качества бюджетных услуг является развитие конкурентной среды в государственном секторе экономики. Это позволяет стимулировать предоставление более качественных и эффективных услуг, а также сократить неэффективные расходы.