Основные положения теории общественного выбора

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Институциональная экономика
  • 1919 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 21.11.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Основные положения теории общественного выбора

Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
2. НЕСОВЕРШЕНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
3. «ПРОВАЛЫ» ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Различные ведомства преследуют нередко противоположные цели; их работники часто дублируют работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот. Все это требует огромных средств для решения простых вопросов.
Укрепление бюрократии увеличивает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности являются рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата — людей, занятых поиском политической ренты.
Поиск политической ренты — это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды при скрытых, трудно определяемых издержках. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.
3. «Провалы» государства
Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии. Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ. По их мнению, демократичным является опосредованное преобразование рынком общественных товаров и услуг в экономические блага.
Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию, его содержанием — развитие «мягкой инфраструктуры», а конечной целью — создание конституционной экономики. Понятие «мягкая инфраструктура» означает увеличение экономических прав человека (укрепление прав собственности, честность и ответственность за выполнение контрактов, терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства) и ограничение сфер деятельности государства. В этом пункте теория общественного выбора смыкается с неоклассической традицией, хотя аргументация в пользу экономического невмешательства государственных структур существенно обновлена.
Логическим завершением теории общественного выбора является поэтому постановка вопроса о «провалах» государства (правительства). Указанные провалы — это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Обычно к провалам государства относят:
1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению имеющейся информации.
2. Несовершенство политического процесса. манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, лоббизм, логроллинг, бюрократизм, поиск политической ренты.
3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост государственного аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.
4. Неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства зависят не только, а нередко и не столько, от него самого.
Заключение
Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что теория общественного выбора имеет не последнее значение в изучении поведения государства на политическом поприще. Она способствует решению проблем, касающихся влиянию правительства и чиновников государственного аппарата на избирателей, также позволяет разобраться в тонкостях принятия решений государственными умами. В этой теории четко указано несовершенство политического процесса – так называемые «провалы» государства.
Отсюда деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Вследствие этого необходимо строго следить за последствиями его деятельности и корректировать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Применяя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно предпринимать меры по ликвидации негативных последствий. Список использованной литературы
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 416 с.
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 416 с.
Введение в институциональную экономику: Учебное пособие / Под ред. Д.С. Львова. – М: «Издательство «Экономика», 2005. – 639 с.
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
Тарушкин А.Б. Институциональная экономика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 553 с.
Эггертсон Трауинн. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 408 с.
Экономическая теория (Политэкономия): Учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.
Общая экономическая теория: Учебник для вузов / Баликов В.З. – М.: Омега-Л; Новосибирск, 2005. – 732 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.


Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. –с.45.
Введение в институциональную экономику: Учебное пособие / Под ред. Д.С. Львова. – М: «Издательство «Экономика», 2005. –с.258,
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.:ИНФРА-М, 2005. –с.146.
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. –с.47.
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.:ИНФРА-М, 2005. –с.160.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. –с.345.
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.:ИНФРА-М, 2005. –с.211.
Введение в институциональную экономику: Учебное пособие / Под ред. Д.С. Львова. – М: «Издательство «Экономика», 2005. –с.227.
Тарушкин А.Б. Институциональная экономика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. –с.345.












2

Список использованной литературы
1.Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 416 с.
2.Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 416 с.
3.Введение в институциональную экономику: Учебное пособие / Под ред. Д.С. Львова. – М: «Издательство «Экономика», 2005. – 639 с.
4.Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
5.Тарушкин А.Б. Институциональная экономика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с.
6.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 553 с.
7.Эггертсон Трауинн. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 408 с.
8.Экономическая теория (Политэкономия): Учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.
9.Общая экономическая теория: Учебник для вузов / Баликов В.З. – М.: Омега-Л; Новосибирск, 2005. – 732 с.
10.Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки привели к возникновению теории общественного выбора?

Теория общественного выбора возникла на основе предпосылок, что индивидуальные предпочтения и интересы важны в принятии коллективных решений, а политический процесс подвержен недостаткам и несовершенству.

В чем заключается несовершенство политического процесса?

Политический процесс несовершенен из-за различных причин, таких как противоречия между интересами разных ведомств, дублирование работы, устаревшие программы и ненужный документооборот. Все это требует больших затрат для решения даже простых вопросов.

Каковы основные положения теории общественного выбора?

Основные положения теории общественного выбора включают понятие индивидуальных предпочтений, значимость интересов и предпочтений в принятии коллективных решений, а также понимание несовершенства политического процесса и его проблем.

Какие проблемы возникают в государстве, согласно теории общественного выбора?

Согласно теории общественного выбора, проблемы в государстве возникают из-за несовершенства политического процесса. Например, различные ведомства могут преследовать противоположные цели, их работники могут дублировать работу, а устаревшие программы не отменяются. Все это требует значительных ресурсов для решения даже простых задач.

Какие преимущества имеет теория общественного выбора?

Теория общественного выбора позволяет более точно понять, как принимаются коллективные решения, учитывая интересы и предпочтения индивидуальных участников. Она также показывает проблемы, с которыми сталкивается политический процесс, и предлагает возможные способы их решения.

Что является предпосылкой возникновения теории общественного выбора?

Предпосылкой возникновения теории общественного выбора является несовершенство политического процесса и проблемы, связанные с принятием коллективных решений.

Как объясняется несовершенство политического процесса?

Несовершенство политического процесса объясняется конфликтами интересов различных групп в обществе, недостаточной информированностью граждан и несовершенством системы принятия решений.

Какие проблемы возникают в политическом процессе?

В политическом процессе возникают проблемы неэффективности, коррупции, дублирования работ, издержек и ограничений свободы выбора.

Почему различные ведомства преследуют противоположные цели?

Различные ведомства преследуют противоположные цели из-за различных интересов и приоритетов, которые они представляют. Это может приводить к конфликту и неэффективности в работе государственных органов.

Какие "провалы" возникают у государства?

У государства возникают "провалы" в виде неэффективности, бюрократии, излишней бюрократизации и дублирования работ, что требует больше ресурсов и создает преграды для принятия эффективных решений.