Теория эмоций

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 3737 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 23.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭМОЦИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИОЛОГИИ
1.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ
1.3. .ВЗГЛЯДЫ И ТЕОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ.
2.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3.1 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса
2.3.2 Шкалы тревоги и тревожности Спилбергера
2.3.3 Метод "Незаконченные предложения" (тест Сакса-Леви)
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1.1 Сравнительный анализ показателей школьной тревожности
3.1.2 Сравнительный анализ личностной и ситуативной тревожности
3.1.3 Сравнительный анализ системы отношений учащихся
ВЫВОДЫ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Первоклассники, как нам кажется, могут быть отнесены к категории высокотревожных, они склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
3.1.3 Сравнительный анализ системы отношений учащихся
Таблица 3.
  1 класс 3 класс t-value p отношение к отцу 4,16667 3,80000 1,00167 0,323189 отношение к себе 3,88889 4,00000 -0,30328 0,763424 нереализ.возможности 2,72222 3,00000 -0,75958 0,452452 отношение к будущему 1,16667 1,00000 0,38325 0,703790 отношение к учителю 3,88889 4,00000 -0,30328 0,763424 страхи и опасения 4,66667 4,40000 0,51122 0,612320 отношение к друзьям 1,16667 1,45000 -0,57279 0,570348 отношение к прошлому 1,44444 0,80000 1,38684 0,174019 отношение к семье 2,22222 2,10000 0,14790 0,883248 отношение к матери 0,72222 0,75000 -0,10186 0,919429 Чувство вины 3,66667 3,35000 0,60143 0,551325
Рисунок 3.
Как видно на рисунке 3 противоречивость в отношениях с окружающими у младших школьников данной выборки связана прежде всего со: страхами и опасениями, отношениями с отцом, отношениями с семьей, отношениями с учителем и чувством вины.
Выводы:
Сравнительный анализ результатов исследования показал:
Общая школьная тревожность находится на среднем уровне и у первоклассников и у учеников третьего класса. Этот показатель свидетельствует от общем эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами включенности в жизнь школы. На втором месте находится показатель фрустрации потребности достижения, что свидетельствует, как нам кажется о неблагоприятном психическом фоне, не позволяющем ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Переживание социального стресса стоит на третьем месте по значимости у младших школьников данной выборки и показывает эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты. Полученные результаты свидетельствуют, как нам кажется о высоком уровне переживания социального стресса. Настораживает также показатель проблемы отношения с учителями у младших школьников данной выборки он находится в диапазоне высоких оценок и свидетельствует, о неблагоприятных взаимоотношениях младших школьников данной выборки с учителями.
Показатели личностной и ситуативной тревожности у первоклассников значимо отличаются от показателей учеников третьего класса и находятся в диапазоне высоких оценок. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Первоклассники, как нам кажется, могут быть отнесены к категории высокотревожных, они склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Это дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Противоречивость в отношениях с окружающими у младших школьников данной выборки связана прежде всего со: страхами и опасениями, отношениями с отцом, отношениями с семьей, отношениями с учителем и чувством вины.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о существовании различий в эмоциональной сфере младших школьников в зависимости от возраста подтвердилась.
Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.
Особенностью эмоциональной сферы школьника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.
Список литературы:
Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1993 год.
Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 1983 год. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, - М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1986 год.
Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год.
Ю.Б.Максименко. Цветовая символика в экспериментально-психологических исследованиях. Донецк:1997 год.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
Дети с временными задержками развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.- М: Педагогика.
Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психологии, 1974 г.
И.Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
Коберник Г.Н.,Синев В.Н.Введение в специальность дефектология, Киев; Высшая школа.
Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. -Киев: Радянська школа, 1978 г.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 73г.
Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.
Певзнер М.С., Лубовский М.И.Динамика развития детей-олигофренов -М.: Изд-во АПН , 1963 г.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -Пер. с польск М.:Прогресс, 1979 .
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.:Изд-во , 1997 г.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.
Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребёнка. 2-изд.,перераб. и доп.-М.:Просвещение,1979 г.
Психология и психопатия слабоумия. -Киев; Радянська школа, 81.
Что такое эмоция? Симонов П.В.-М.:Наука,1966г.
Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании.-Киев:Рад.школа
Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6—21.
Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1991 г.
Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1998 г.


Приложения
Сводная таблица результатов исследования.
    пол тревожность                   сакс леви                     Ф.И.     22 11 13 6 6 5 5 8 ЛТ РТ                         группа 1 - 1 класс 2 - 3класс 1м 0ж общая тревожность в школе переживание соц. Стресса фрустрация потребности в достижении успеха страх самовыражения страх ситуации проверки знаний страх несоответствовать ожиданиям окруж низкая сопротивляемость стрессу страхи в отношениях с учителями     отношение к отцу отношение к себе нереализованные возможности отношение к будущему отношение к вышестоящим лицам страхи и опасения отношение к друзьям отношение ксвоему прошлому отношение к семье отношение к матери чувство вины 1 1 0 11 5 4 6 2 2 2 4 49 58 5 4 2 0 2 2 0 2 2 0 1 2 1 0 13 11 13 2 6 5 5 8 47 44 3 2 3 1 4 6 2 0 0 1 5 3 1 0 11 6 5 3 3 3 3 5 36 38 5 4 2 0 3 3 0 3 3 0 2 4 1 0 14 11 13 6 6 5 5 8 56 47 4 3 4 2 4 6 3 0 0 1 5 5 1 0 11 7 6 4 4 4 4 6 44 56 5 4 2 0 5 4 0 4 4 0 3 6 1 0 11 11 13 5 6 5 5 8 47 35 5 5 2 3 4 6 0 0 0 2 5 7 1 0 16 8 7 6 5 2 2 7 46 38 5 4 5 0 6 5 2 3 5 0 4 8 1 0 22 11 13 2 6 5 5 8 46 37 2 6 2 4 4 6 0 0 0 1 5 9 1 0 22 9 8 6 2 3 3 2 49 54 5 4 3 0 2 2 3 4 6 0 1 10 1 0 18 11 13 3 6 5 5 8 24 54 3 2 2 1 4 6 0 0 0 2 5 11 1 1 8 5 9 6 3 4 4 3 44 48 5 4 4 0 3 3 0 1 7 0 2 12 1 1 2 11 13 4 6 5 5 8 52 24 4 3 2 2 4 6 3 0 0 1 5 13 1 1 8 6 3 6 4 2 2 4 56 44 5 4 5 0 5 4 0 2 8 0 3 14 1 1 8 11 13 5 6 5 5 8 58 23 2 5 2 3 4 6 2 0 0 2 5 15 1 1 6 7 4 6 5 3 3 5 47 35 5 4 2 0 6 5 0 3 2 0 4 16 1 1 8 11 13 2 6 5 5 8 47 36 3 6 2 4 4 6 4 0 0 1 5 17 1 1 8 8 5 6 2 4 4 6 47 37 5 4 3 0 2 2 0 4 3 2 1 18 1 1 7 11 13 3 6 5 5 8 28 53 4 2 2 1 4 6 2 0 0 0 5 1 2 0 12 9 6 6 3 2 2 7 47 34 5 4 4 0 3 3 0 1 4 2 2 2 2 0 4 5 13 4 6 5 5 8 27 34 2 3 2 2 4 6 3 0 0 0 5 3 2 0 12 11 7 3 4 3 3 2 54 20 3 4 5 0 5 4 0 2 5 1 3 4 2 0 8 6 13 5 6 5 5 8 26 27 4 5 2 3 4 6 4 0 0 0 5 5 2 0 12 11 8 2 5 4 2 3 26 20 3 4 2 0 6 2 0 3 6 1 1 6 2 0 10 7 8 3 6 5 5 8 26 50 5 6 2 4 4 3 2 0 0 0 5 7 2 0 12 11 13 2 2 2 3 5 27 24 3 4 3 0 2 6 0 4 7 2 1 8 2 0 16 8 5 3 6 5 5 8 26 20 4 2 2 1 4 4 3 0 0 0 5 9 2 0 8 11 13 3 3 3 2 4 38 43 3 4 4 0 3 6 0 1 2 1 2 10 2 0 13 9 4 3 6 5 5 8 38 40 5 3 2 2 4 2 4 0 0 0 5 11 2 1 22 11 13 2 2 2 3 5 27 20 3 4 5 0 5 6 0 2 3 2 2 12 2 1 12 5 3 3 6 5 5 8 23 28 6 5 2 2 4 3 2 0 0 0 5 13 2 1 22 11 13 4 3 3 2 2 20 26 3 4 3 0 6 6 0 2 4 1 2 14 2 1 12 5 5 3 6 5 5 8 21 24 3 6 2 1 4 4 2 0 0 0 5 15 2 1 22 11 13 2 2 2 3 3 26 27 3 4 4 0 2 6 0 1 5 2 3 16 2 1 4 6 4 3 6 5 5 3 26 20 4 2 2 2 4 2 3 0 0 0 5 17 2 1 5 11 13 4 3 3 4 4 26 50 3 4 5 0 3 6 0 0 1 1 3 18 2 1 6 5 3 3 6 5 5 5 27 24 5 3 2 1 4 3 4 0 0 0 5 19 2 1 11 11 13 2 2 2 5 2 26 20 3 4 3 0 5 6 0 0 2 2 2 20 2 1 7 4 5 3 3 5 5 3 38 43 6 5 4 2 4 4 2 0 3 0 1
Сравнительный анализ

  Mean Mean t-value df p Пол 0,44444 0,50000 -0,33385 36 0,740431 общая тревожность в шк 11,33333 11,50000 -0,09362 36 0,925934 переживание соц.стресса 8,88889 8,40000 0,58699 36 0,560871 фрустрация потребености в достижен.успеха 9,33333 8,75000 0,43916 36 0,663173 страх самовыражения 4,50000 3,15000 3,09116 36 0,003836 страх проверки знаний 4,66667 4,30000 0,67647 36 0,503066 страх несоответствия ожиданиям 4,00000 3,80000 0,48836 36 0,628254 низкая сопротивляемость стрессу 4,00000 3,95000 0,12457 36 0,901561 отношения с учителями 6,33333 5,20000 1,55485 36 0,128730 личностная тревожность 45,72222 29,75000 5,60716 36 0,000002 ситуативная тревожность 42,27778 29,70000 3,74657 36 0,000627 отношение к отцу 4,16667 3,80000 1,00167 36 0,323189 отношение к себе 3,88889 4,00000 -0,30328 36 0,763424 нереализ.возможности 2,72222 3,00000 -0,75958 36 0,452452 отношение к будущему 1,16667 1,00000 0,38325 36 0,703790 отношение к учителю 3,88889 4,00000 -0,30328 36 0,763424 страхи и опасения 4,66667 4,40000 0,51122 36 0,612320 отношение к друзьям 1,16667 1,45000 -0,57279 36 0,570348 отношение к прошлому 1,44444 0,80000 1,38684 36 0,174019 отношение к семье 2,22222 2,10000 0,14790 36 0,883248 отношение к матери 0,72222 0,75000 -0,10186 36 0,919429 чувство вины 3,66667 3,35000 0,60143 36 0,551325
Дисперсионный анализ
ANOVA             Sum of Squares df Mean Square F Sig. VAR00002 Between Groups 0,02924 1 0,02924 0,111455 0,740431   Within Groups 9,444444 36 0,262346       Total 9,473684 37       VAR00003 Between Groups 0,263158 1 0,263158 0,008764 0,925934   Within Groups 1081 36 30,02778       Total 1081,263 37       VAR00004 Between Groups 2,264327 1 2,264327 0,344562 0,560871   Within Groups 236,5778 36 6,571605       Total 238,8421 37       VAR00005 Between Groups 3,223684 1 3,223684 0,192859 0,663173   Within Groups 601,75 36 16,71528       Total 604,9737 37       VAR00006 Between Groups 17,26579 1 17,26579 9,555241 0,003836   Within Groups 65,05 36 1,806944       Total 82,31579 37       VAR00007 Between Groups 1,273684 1 1,273684 0,457611 0,503066   Within Groups 100,2 36 2,783333       Total 101,4737 37       VAR00008 Between Groups 0,378947 1 0,378947 0,238498 0,628254   Within Groups 57,2 36 1,588889       Total 57,57895 37       VAR00009 Between Groups 0,023684 1 0,023684 0,015516 0,901561   Within Groups 54,95 36 1,526389       Total 54,97368 37       VAR00010 Between Groups 12,16842 1 12,16842 2,417567 0,12873   Within Groups 181,2 36 5,033333       Total 193,3684 37       VAR00011 Between Groups 5,730994 1 5,730994 1,317376 0,258634   Within Groups 156,6111 36 4,350309       Total 162,3421 37       VAR00012 Between Groups 2416,849 1 2416,849 31,44027 2,33E-06   Within Groups 2767,361 36 76,87114       Total 5184,211 37       VAR00013 Between Groups 1498,742 1 1498,742 14,03677 0,000627   Within Groups 3843,811 36 106,7725       Total 5342,553 37       VAR00014 Between Groups 1,273684 1 1,273684 1,00334 0,323189   Within Groups 45,7 36 1,269444       Total 46,97368 37       VAR00015 Between Groups 0,116959 1 0,116959 0,091978 0,763424   Within Groups 45,77778 36 1,271605       Total 45,89474 37       VAR00016 Between Groups 0,730994 1 0,730994 0,57696 0,452452   Within Groups 45,61111 36 1,266975       Total 46,34211 37       VAR00017 Between Groups 0,263158 1 0,263158 0,146879 0,70379   Within Groups 64,5 36 1,791667       Total 64,76316 37       VAR00018 Between Groups 0,116959 1 0,116959 0,091978 0,763424   Within Groups 45,77778 36 1,271605       Total 45,89474 37       VAR00019 Between Groups 0,673684 1 0,673684 0,261343 0,61232   Within Groups 92,8 36 2,577778       Total 93,47368 37       VAR00020 Between Groups 0,760526 1 0,760526 0,328088 0,570348   Within Groups 83,45 36 2,318056       Total 84,21053 37       VAR00021 Between Groups 3,934503 1 3,934503 1,923324 0,174019   Within Groups 73,64444 36 2,045679       Total 77,57895 37       VAR00022 Between Groups 0,14152 1 0,14152 0,021874 0,883248   Within Groups 232,9111 36 6,469753       Total 233,0526 37       VAR00023 Between Groups 0,00731 1 0,00731 0,010376 0,919429   Within Groups 25,36111 36 0,704475       Total 25,36842 37       VAR00024 Between Groups 0,95 1 0,95 0,361713 0,551325   Within Groups 94,55 36 2,626389       Total 95,5 37       VAR00025 Between Groups 58,68538 1 58,68538 11,47707 0,001719   Within Groups 184,0778 36 5,113272       Total 242,7632 37       VAR00026 Between Groups 29,01316 1 29,01316 1,877705 0,17908   Within Groups 556,25 36 15,45139       Total 585,2632 37      
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
Там же
И.Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
И.Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
Там же
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.,1991

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -Пер. с польск М.:Прогресс, 1979 .
Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.
Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1998 г.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1996 г.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.:Изд-во , 1957 г.

Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1991 г.
Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1998 г.
Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1993 год.

Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.
Что такое эмоция? Симонов П.В.-М.:Наука,1966г.
Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.

Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.












34

Список литературы:
1.Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1993 год.
2.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 1983 год. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
3.Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, - М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1986 год.
4.Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год.
5.Ю.Б.Максименко. Цветовая символика в экспериментально-психологических исследованиях. Донецк:1997 год.
6.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
7.Дети с временными задержками развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.- М: Педагогика.
8.Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
9.Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психоло¬гии, 1974 г.
10.И.Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
11.Коберник Г.Н.,Синев В.Н.Введение в специальность дефектология, Киев; Высшая школа.
12.Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. -Киев: Радянська школа, 1978 г.
13.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
14.Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 73г.
15.Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.
16.Певзнер М.С., Лубовский М.И.Динамика развития детей-олигофренов -М.: Изд-во АПН , 1963 г.
17.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -Пер. с польск М.:Прогресс, 1979 .
18.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.:Изд-во , 1997 г.
19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.
20.Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребёнка. 2-изд.,перераб. и доп.-М.:Просвещение,1979 г.
21.Психология и психопатия слабоумия. -Киев; Радянська школа, 81.
22.Что такое эмоция? Симонов П.В.-М.:Наука,1966г.
23.Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании.-Киев:Рад.школа
24.Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.
25.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6—21.
26.Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1991 г.
27.Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1998 г.

Вопрос-ответ:

Что такое эмоции?

Эмоции - это сложные психологические состояния, которые возникают в ответ на определенные события или воздействия. Они выражаются через физиологические изменения, как например, увеличение сердечного ритма или повышение артериального давления, и проявляются в определенных поведенческих реакциях.

Какие теории эмоций существуют в зарубежной психологии?

В зарубежной психологии существует несколько теорий эмоций. Одна из них - теория Джеймса-Ланге, согласно которой эмоция возникает после того, как организм ощущает физиологические изменения. Другая теория - теория Кэннона-Барда, которая утверждает, что физиологические изменения и эмоциональные реакции происходят одновременно. Также существуют теории, основанные на когнитивном подходе, которые утверждают, что эмоции возникают на основе оценки ситуации и мысленных процессов.

Какие методы изучения эмоциональной сферы применяют зарубежные психологи?

Зарубежные психологи используют различные методы для изучения эмоциональной сферы. Например, они проводят опросы и интервью, чтобы получить данные о субъективном опыте эмоций. Также используются наблюдение и эксперименты, чтобы изучить физиологические и поведенческие аспекты эмоций. Кроме того, психологи используют различные психологические тесты и шкалы для оценки эмоционального состояния.

Какие теории эмоций разработаны отечественными психологами?

Отечественные психологи разработали несколько теорий эмоций. Например, концепцию эмоциональной активации, предложенную Б. Г. Ананьевым, который утверждал, что эмоции возникают на основе реакции организма на внешние стимулы. Другая теория разработана В. Д. Небылицыным-Благонравовым, который считал, что эмоции являются основным фактором психического развития.

Что изучает теория эмоций?

Теория эмоций изучает природу и механизмы эмоций, их выражение и возникновение.

Какие взгляды и теории отечественных психологов существуют на эту тему?

Существует несколько взглядов и теорий отечественных психологов на тему эмоций. Некоторые из них описывают эмоции как отражение общественной и социокультурной системы, другие считают, что эмоции возникают в результате взаимодействия особенностей личности и внешних факторов.

Какие методы использовались в исследовании эмоциональной сферы зарубежными психологами?

Зарубежные психологи использовали различные методы для исследования эмоциональной сферы, например, анкетирование, наблюдение, эксперименты и т.д.

Какими этапами проходит эмпирическое исследование?

Эмпирическое исследование проходит несколько этапов: определение проблемы, постановка гипотезы, выборка, сбор данных, анализ данных и интерпретация результатов.

Какие методики использовались для диагностики уровня школьной тревожности?

Для диагностики уровня школьной тревожности часто используются методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса и шкалы тревоги и тревожности Спилбергера.

Что изучается в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи изучается теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной психологии, исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами, а также взгляды и теории отечественных психологов на эту тему.

Какие разделы содержит глава 1 статьи?

Глава 1 статьи содержит разделы: 1.1. Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной психологии, 1.2. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами, 1.3. Взгляды и теории отечественных психологов.

Какие методы исследования применяются в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи применяются следующие методы исследования: методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, шкалы тревоги и тревожности Спилбергера, метод "Незаконченные предложения" (тест Сакс).