Вам нужен реферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Рациональные и иррациональные в изучении культуры.

  • 12 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 31.05.2007
145 руб. 290 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Методологические подходы к изучению культуры
2 Понимание как метод культурологии
3 Иррациональные структуры культуры
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Архетипы, являющиеся результатом первичного психического коллективного опыта, организуют и направляют нашу духовную, в том числе культуротворческую деятельность. Изучение явлений культуры, таким образом, должно быть направлено в первую очередь на выявление лежащих в их основании архетипов.
Наконец, структуралисты (К. Леви-Стросс, М. Фуко и др.) заимствуют юнгианский принцип коллективного бессознательного, но его элементами считают не архетипы, а структуры. Структуры истолковывается как «совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного времени или в различных регионах мирах». Являясь бессознательными механизмами, «эти структуры регулируют всю духовно-творческую деятельность человека».
Эти структуры являются общечеловеческими универсалиями, всеобщими законами и схемами деятельности интеллекта. Благодаря тому, что в основании культуротворческой деятельности человеческого духа лежат универсальные структуры, в существующих формах культуры, а также в культурах различных народов, регионов и т.д. можно выделить инвариантные структуры. Эти инвариантные структуры можно представить как знаки, а «составленные» из них явления культуры – как тексты. Эти тексты, благодаря тому, что при их построении используются одни и те же знаковые средства, перевести как на язык других форм культуры, так и на языки других культур и, соответственно, понять их.
Эта универсальность структур, универсальность правил их перевода и построения позволяет изучать явления культуры с помощью рациональных методов, прежде всего с помощью методов лингвистического анализа. Таким образом, структуралистский подход позволяет преодолеть описательность в культурологическом анализе и поставить исследование культуры на строго научную основу.

Заключение
Проблема соотношения рационального и иррационального рассматривалась в трех различных аспектах. В результате можно сделать следующие выводы.
В-первых, поскольку культурология является наукой (по крайней мере, претендует на это), она стремится к обоснованности и воспроизводимости результатов своего исследования, что предполагает в том числе использование таких методов, которые позволяли бы не только получать знания о явлениях культуры, но и выражать их в общедоступной форме.
Однако, во-вторых, подобно любой другой науке, культурология имеет в своем основании некоторые принципы, которые в рамках самой культурологии остаются нерационализируемыми, а осмысливаются только на метанаучном уровне. В то же время, эти принципы в том числе формируют культурологию как науку, т.е. форму рационального познания.
В-третьих, в отличие от естествознания, культурология целенаправленно использует для исследования своих объектов не только рациональные, но и иррациональные методы и способности – понимание, воображение, интуицию и др. В то же время, результаты применения этих методов преобразуются в общедоступные и потому рациональные формы.
В-четвертых, предметом культурологического анализа могут быть как рациональные, так и иррациональные, бессознательные механизмы, структуры и явления культуры. При их исследовании необходимо учитывать такой их характер. В то же время, их исследование возможно и посредством рациональных методов.

Список использованной литературы:
Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. – СПб.: Лань, 1996. – 213 с.
Культурология: Учебник / Под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.
Культурология: Курс лекций / Под. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1996. – 400 с.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-традиция, 2002. – 624 с.
Философия культуры: Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.


Культурология: Учебник / Под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 60.
Культурология: Учебник / Под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 62.
Философия культуры: Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998. – С. 195.
Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. – СПб.: Лань, 1996. – С. 115.
Культурология: Курс лекций / Под. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1996. – С. 59.












12

1.Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. – СПб.: Лань, 1996. – 213 с.
2.Культурология: Учебник / Под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.
3.Культурология: Курс лекций / Под. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1996. – 400 с.
4.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-традиция, 2002. – 624 с.
5.Философия культуры: Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.

Введение

Тема реферата "Анатомия культуры" по предмету "Культурология".

Целью данной работы является рассмотреть понятие трехмерной модели культуры, духовной и социальной культуры.

1. Трехмерная модель культуры

1.1 Теории и модели в науке

В культурологии, как и других наук, следует различать эмпирическое и теоретическое знание.

Основным средством добычи эмпирические знания в культурологии наблюдения. Данные наблюдений собираются в этнографических экспедиций, имеющих целью изучить малоизвестные этнические культуры, в опросы, беседы, интервью, прямое изучение различных явлений культурной жизни общества, - произведения искусства, обряды, ритуалы и так далее, Большое значение в сборе фактического материала, формирует эмпирический слоев культурологических знаний, имеет изучение исторических источников - архивных документов, мемуаров, археологических находок и др.

Но научное знание на эмпирическом уровне дает, в основном, только феноменологическое описание изучаемых явлений. Феноменологическое описание констатирует факты, а не объясняет их. Для того, чтобы понять суть явлений, изучаемых необходимо перейти на уровень теоретического знания. Характерной чертой научных теорий является то, что они создаются только образы схематические явлений изучены. В теории он описывает только наиболее важные, существенные характеристики (например, "идеальный газ" в физике).

Имея это в виду, попробуйте использовать в качестве дополнительного источника описание культуры, ее трехмерной "физико-геометрической" модели, в которых она уподобляете "вещество", заполняющему "культурное пространство.

1.2 Трехмерная модель культуры

Культурное пространство - это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.

Продолжая аналогию культурного пространства с человеком, для того, чтобы обеспечить в нем трех измерениях - в соответствии с основные типы значений, содержащихся в социальных медиа.

Эти типы значений являются:

1) знания,

2) ценности,

3) регулятивы.

Им соответствуют три взаимопересекающиеся "координатные оси":

1) "когнитивная",

2) "ценностная",

3) "регулятивная".

В рамках культурного мира отличает, как правило, в качестве наиболее важной ее части, в области духовной культуры. Эта область включает в себя и такие формы культуры, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что они находятся на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не означает, что регулятор парадигмы в духовной культуре отсутствуют. Но легко заметить, что конечной целью творческой деятельности в сфере духовной культуры являются знания и ценности, в то время как регулятивы играют вспомогательную роль, выступая, в основном, только в качестве средств (методов, приемов) создания духовных ценностей.

Узнать стоимость работы