Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Взаимодействие школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

  • 76 страниц
  • 60 источников
  • Добавлена 05.03.2007
840 руб. 2 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни
§ 1.1. Влияние семьи на формирование готовности старшеклассников к семейной жизни
§ 1.2. Необходимость взаимодействия школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни
§ 1.3. Обоснование технологии взаимодействия школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование готовности к семейной жизни у старшеклассников
§ 2.1. Программа исследования
§ 2.2. Обоснование предмета исследования
§ 2.3. Анализ результатов исследования готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни.
Вывод к главе 2
Глава 3. Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни
§ 3.1. Обоснование программы.
§ 3.2. Тематический план
§ 3.3. Методические рекомендации по проведению программы.
Выводы к главе 3
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Занятие 18. Право на жизнь Международное общество защиты прав нерожденного ребенка. (1 ч)
Цель: Осознание школьниками значения «права на жизнь» с позиции личностного смысла.
Основные понятия темы: право на жизнь, защита права на жизнь, защита прав нерожденного ребенка.
Методические рекомендации
Раскрыв основные понятия темы педагог организует обсуждение понятия «право на жизнь», активизируя понимание личностной значимости этого понятия. Затем организуется диспут или «мозговой штурм» по ключевым понятиям темы. Важно, чтобы обсуждая вопросы, школьники вкладывали личностный смысл, опирались на субъектный опыт в решении различных жизненных ситуации.
Занятие 19.Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми. (1 ч)
Цель: Познакомить со статьями УК, предусматривающими уголовную ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми. Сформировать личностное отношение школьников к ситуациям детоубийства и жестокого обращения с детьми.
Основные понятия: Детоубийство, жестокое обращение с детьми, преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ, гл. 29 УК РФ, гл. 20 УК РФ).
Методические рекомендации
Занятие проводится в форме лекции. Педагог разъясняет основные понятия темы, дает пояснение к статьям УК РФ, предусматривающим наказание за детоубийство и жестокое обращение с детьми. В конце занятия школьникам предлагаются газетные статьи описывающие факты жестокого обращения с детьми. Важно, чтобы в ходе их обсуждения формировалось личностное отношение школьников к описываемым ситуациям и поступкам.
Семьеведческий блок
Занятие 19-21. Проблемы семьи и одиночества. Личные интересы супругов и общие интересы семьи. (3 ч)
Цель: Познакомить с кругом проблем современной молодой семьи, помочь осмыслить факторы преодоления данных проблем. Найти способы оптимального сочетания личных и семейных интересов.
Основные понятия: личность – семья; одиночество.
Методические рекомендации
На первом занятии педагог раскрывает содержание темы. Семья в настоящее время. Современное состояние российской семьи: статистика рождаемости, разводов, количества конфликтных и кризисных семей. Проблема одиночества и статистика. Причины одиночества и пути решения проблем одиноких людей.
Помощь в поиске спутника жизни и создании семьи: клубы общения, службы знакомства, вечера знакомств, тренинги общения и уверенности.
Причины трудностей семейной жизни: проблема совмещения семейных обязанностей с учебой или трудовой деятельностью, недостаточная подготовка к семейной жизни, отсутствие хозяйственных навыков, недостаток знаний в области педагогики, психологии, медицины.
На последующих занятиях организуются диспуты на темы «Возможно ли одиночество вдвоем(», «Семейная жизнь: за и против(», «Одиночество: вина или беда(», «Нужно ли учиться умению жить в семье(»
Занятие 22-23. Этика общения в семье (2 ч)
Цель: Показать значение общения в жизни семьи. Познакомить с техникой супружеского общения, помочь в овладении конкретных приемов общения.
Основные понятия: психологический климат семьи; семейное общение; законы семейного общения.
Методические рекомендации
На первом занятии педагог раскрывает содержание темы. Психологический климат семьи - основа семейных отношений. Эмоциональная общность супругов: сопереживание, сочувствие, взаимопонимание, культура речи.
Комплимент и его значение. Виды комплиментов: акцент на внешних данных, характере, общении.
Похвала. Одобрение. Поддержка.
Критика. Правила конструктивной критики: доброжелательность, выделение позитивных мотивов поведения, индивидуальный подход к личности критикуемого, положительная оценка личности в целом, эмоциональная поддержка, помощь в исправлении недостатков.
Спор. Определение и значение споров для развития семейных отношений. Ссора как проявление неконструктивного спора. Признаки ссоры. Способы профилактики и разрешения семейных ссор.
На втором занятии происходит разыгрывание и анализ конкретных ситуаций. Школьники обучаются выбору оптимального стиля поведения.
Проводятся упражнения «Комплимент», «Критика по кругу», «Горячий стул».
Задание на дом - «Овладение словарем разрешенных и запрещенных выражений в семейной жизни».
Занятие 24-25. Семейный бюджет (2 ч)
Цель: Показать значение семейного бюджета, научить составлять бюджет.
Основные понятия: семейный бюджет; планирование, контроль и учет семейного бюджета.
Методические рекомендации
На первом занятии педагог раскрывает теорию вопроса: необходимость ведения бюджета с психологической, экономической и воспитательной точки зрения.
Влияние налаженного денежного хозяйства на психологический климат семьи.
Основы научного ведения бюджета. Учет динамики зарплаты, реальных доходов. Составление семейного бюджета. Определение суммы годового дохода. Статьи расходов: текущие, одноразовые, фонды на приобретение вещей длительного пользования. Планирование расходной части.
Режим экономии в семье. Бережность и умеренность желаний, целесообразность расходования средств. Рациональное удовлетворение потребностей членов семьи. Распределение семейного бюджета. Формы возможного контроля за бюджетом. Участие всех членов семьи в составлении, ведении и контроле семейного бюджета.
Практическое задание: анализ бюджета собственной семьи: сколько человек в семье, сумма ежемесячных доходов, кто ведет финансовые дела, сколько тратится на питание и одежду; деньги на мелкие расходы, как решается вопрос о покупке крупной вещи и т.д.
Упражнение: составление примерного бюджета семьи.
На втором занятии проводится ролевая игра «Планирование бюджета молодой семьи». Ролевая игра «Планирование бюджета молодой семьи» представлена в приложении 1.
Медико-гигиенический блок
Занятие 26. Анатомия и физиология пола. Мужская репродуктивная система (1 час, раздельно)
Цель: Дать четкую информацию об отделах мужской репродуктивной системы и функциях каждого отдела. Научить правильно и свободно пользоваться терминологией.
Основные понятия: знакомство с греческим, латинским, древнеславянским обозначением фаллоса. Отношение древних к половым органам мужчины. Обычаи Египтян. Краткое повторение анатомического строения. Обряд обрезания. Сперматозоид. Наследственная информация. Половые гормоны. Система желез. Система протоков.
Методические рекомендации
Чтобы занятие не выглядело как урок анатомии необходимо заинтересовать учащихся историческими сведениями и обычаями разных народов по отношению к мужским половым органам. Использование медицинских примеров поможет приблизить обсуждаемую тему к каждому из учащихся. После лекции преподавателя с помощью карточек или схем для программированного контроля закрепить полученные знания.
Оборудование: схемы и плакаты, иллюстрирующие строение мужской репродуктивной системы, карточки с названием органов, схемы для контроля знаний.
Занятие 26. Анатомия и физиология пола. Женская репродуктивная система (1 час, раздельно).
Цель: дать четкую информацию об отделах женской репродуктивной системы и функциях каждого отдела. Научить правильно и свободно пользоваться терминологией.
Основные понятия: отделы женской репродуктивной системы; девственность; бог Гименей; строение внешних и внутренних половых органов; половая клетка; овуляция; маточная и внематочная беременность; менструальный цикл; зависимость психо-эмоционального состояния от фазы менструального цикла; женские половые гормоны.
Методические рекомендации
Для того чтобы занятие не выглядело как урок анатомии необходимо заинтересовать учащихся историческими сведениями и обычаями разных народов по отношению к женским половым органам. Использование медицинских примеров поможет приблизить обсуждаемую тему к каждому из учащихся. После лекции преподавателя с помощью карточек или схем для программированного контроля закрепить полученные знания.
Оборудование: схемы и плакаты, иллюстрирующие строение женской репродуктивной системы, карточки с названием органов, схемы для контроля знаний.
Занятие 27-28. Заболевания иммунной системы СПИД. (2 ч.)
Цель: Углубить знания учащихся об иммунитете, иммунной системе, иммунных заболеваниях, их профилактике. Сформировать представления о СПИДе, как о болезни, с которой может столкнуться каждый человек. Выработать ощущение реальной угрозы для себя. Сформировать понимание необходимости милосердия по отношению к больному СПИДом.
Основные понятия: иммунная защита; иммунная система; ход иммунной реакции; иммунная память; аллергия; понятия СПИД и ВИЧ; теории возникновения ВИЧ; пути распространения; особенности проявлений болезни; способы профилактики; больной СПИДом – социальные и психологические проблемы.
Методические рекомендации
Рекомендуется проводить занятие учителю биологии или школьному врачу. Используя таблицы, учебные видеофильмы об иммунитете и аллергии, преподаватель рассказывает об основных профилактических мероприятиях иммунных заболеваний. Возможно пригласить на занятие специалистов аллергоцентра или центра борьбы со СПИДом.
Второе занятие состоит из 2 этапов:
Лекция преподавателя, в ходе которой даются исторические сведения о СПИДе, теории возникновения ВИЧ, проявления болезни. Игровая форма, когда с помощью карточек разбираются, каким образом передается или не передается ВИЧ и предлагается письменная творческая мини-работа « Что я скажу людям, если узнаю, что болен СПИДом». По окончании работы по желанию учащихся зачитываются вслух.
Занятие 29. Заболевания передающиеся половым путем (1ч.).
Цель: Дать представление о ЗППП, объяснить первые признаки болезни и необходимость обращения за специализированной медицинской помощью. Обучить средствам профилактики.
Основные понятия: понятие ЗППП, возбудители заболеваний, повреждение органов и систем, возможности диагностики, первые проявления болезни и последствия, способы профилактики, экстренная профилактика, учреждения, которые обеспечивают лечебную помощь при ЗППП.
Методические рекомендации
Занятие проводится в форме рассказа педагога по основным проблемам темы. По ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу. Такое же задание учащиеся могут выполнить по ходу просмотра видеофильма.
Заболевание Возбудитель Инкубационный период Что поражается Симптомы Диагностика Возможности лечебных мероприятий Средства защиты Куда обратиться Имеет смысл рассмотреть самые распространенные на сегодняшний день половые инфекции: сифилис, гонорею, трихомоноз, хламидиоз, вирус простого герпеса, грибковые инфекции, обязательно упоминая возможность поражения ребенка во время вынашивания беременности при том или ином заболевании.
Оборудование: видеофильм о ЗППП.
Занятие 30. Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции (1 ч.)
Цель: В доступной форме объяснить учащимся о вреде, наносимом здоровью венерическими заболеваниями, их профилактике.
Основные понятия: венерические болезни; СПИД; профилактика.
Методические рекомендации
Рекомендуется провести занятие школьному врачу. Целесообразно разбить класс на 2 группы (мальчиков и девочек) и адресно объяснить материал. Рекомендуется использовать наглядные пособия.
Занятие 31. Контрацепция. ( 1 ч)
Цель: Дать достоверную информацию о современных методах контрацепции и показать, что легче не допустить нежелательной беременности, чем решать проблему аборта.
Основные понятия: противозачатие; контрацепция, как альтернатива аборту; ответственность мужчины и женщины за нежелательную беременность.
Методические рекомендации
Занятие представляет собой лекцию преподавателя или медицинского работника, в ходе которой используются отрывки из видеофильмов и демонстрация средств контрацепции. С целью закрепления полученных знаний можно предложить учащимся деловую игру: «Реклама контрацептивных средств».
Оборудование: схемы строения мужской и женской репродуктивной систем. Образцы противозачаточных средств. Видеофильмы «Антианна», «Что ты знаешь о себе», «Не надо бояться», «Клипы о контрацепции» и другие.
Занятие 32. Аборт. (1 ч)
Цель: Сформировать представление об аборте, как о сложной медицинской операции, проводимой в слепую, которая может привести к тяжелому нарушению не только репродуктивного здоровья, но и здоровья в целом. Показать влияние аборта на всю дальнейшую судьбу.
Основные понятия: аборт, история аборта в России, виды абортов, цель аборта, техника проведения; медицинские осложнения (ранние, поздние, отсроченные); аборт – как уничтожение жизни; психологические проблемы.
Методические рекомендации
В ходе занятия необходимо с максимальной убедительностью показать разрушительное действие аборта на организм женщины. На примере конкретных ситуаций подвести учащихся к пониманию возможности принятия решения об аборте только по медицинским показаниям. Акцентировать внимание школьников на том, что аборт- это не прожитая человеческая жизнь.
Оборудование: Схемы строения женской репродуктивной системы, плакаты, демонстрирующие этапы внутриутробного развития ребенка, медицинские инструменты, использующиеся при проведении аборта.
Занятие 33. Интимность как нравственное понятие. Особенности полового влечения юноши и девушки. (1 ч)
Цель: Сформировать ответственное отношение к интимности. Дать понятие об особенностях и различии полового влечения юношей и девушек. Развить навыки культуры взаимоотношений полов.
Основные понятия: интимность, половое влечение.
Методические рекомендации
В ходе доверительной беседы с подростками педагог раскрывает основные понятия темы. Понятие интимности как сокровенности и доверительности отношений. Интимность и ее связь с бережностью и заботой о другом человеке. Интимность и любовь. Таинство интимной жизни. Особенности полового влечения юноши: гиперсексуальность, быстрое возбуждение, роль физической привлекательности партнерши. Особенности полового влечения девушки: более позднее пробуждение влечения; гиперэротика, романтизация отношений; акцент на внутренние (личностные) качества юноши; потребность в ухаживании, знаках внимания.
Совместно со школьниками формулирует проблемы, связанные с различиями полового развития юношей и девушек. Показывает, что уважение, понимание, принятие особенностей другого могут являться факторами решения указанных проблем.
Занятие 34. Возрастные особенности режима дня, питания, личной гигиены. Профилактика утомления в период экзаменов (1 ч.)
Цель: Расширить знания учащихся в области личной гигиены, гигиены питания, режима дня и гигиены учебно-воспитательного процесса, учитывая возрастные особенности.
Основные понятия: рациональный режим дня; рациональное питание; личная гигиена.
Методические рекомендации
В начале занятия учитель предлагает школьникам вспомнить основные понятия темы занятия из ранее пройденного материала. И, основываясь на ответах, расширяет знания учеников, выделяет возрастные особенности личной гигиены, режима дня, экзаменационного периода, гигиены питания и т.д. Особое внимание уделяется формированию режима дня в экзаменационный период, как наиболее стрессоопасный. На занятиях рекомендуется использовать наглядные пособия.
Выводы к главе 3
На основе проведенного исследования готовности старшеклассников к семейной жизни, выдвинутых критериев и полученных результатов, предлагается программа формирования готовности к семейной жизни у старшеклассников.
Программа ставит перед собой задачи получения учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. В программу включены совместные занятия родителей и детей, что способствует взаимодействию семьи и школы в формировании у старшеклассников готовности к семейной жизни, служит повышением родительской педагогической культуры.
Программа состоит из пяти блоков: этического, психологического, правового, семьеведческого, медико-гигиенического блока
Продолжительность программы составляет 34 часа, занятия проводятся в течение учебного года, 1 час в неделю.
Заключение
Становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей. Данные условия ставят подростков перед сложной задачей самоопределения, в том числе и в плане будущей семейной жизни. Таким образом важной социально-педагогической задачей является подготовка старшеклассников к семейной жизни.
В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, общению, широкому социальному взаимодействию, поскольку за последнее время усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития детей. Как показывает практика, попытки возложить на семью осуществление подготовки старшеклассников к семейной жизни оказываются неудачными в силу низкой педагогической культуры самих родителей. Работа воспитательно-образовательных учреждений без контакта с семьями учащихся окажется малоэффективной, поскольку именно в семье закладываются и формируются основные нравственно-психологические характеристики ребенка.
Анализ литературы и реальная ситуация говорит о необходимости взаимодействия семьи и воспитательно-образовательных учреждений в подготовке старшеклассников к семейной жизни. Для решения данной задачи необходим комплексный междисциплинарный подход, предусматривающий включение в работу с детьми и с их микросоциальным окружением специалистов разного профиля (социальных работников и педагогов, юристов, медицинских работников и др.).
В ходе организации исследования готовности старшеклассников к семейной жизни были выделены следующие критерии: нравственно-психологическая готовность; сексуальная воспитанность; социальные и правовые знания; готовность к воспитанию детей; экономическая и хозяйственная подготовка. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что существующий уровень готовности старшеклассников к семейной жизни не соответствует выше обозначенным требованиям и критериям.
Если оценивать в целом нравственно-психологическую готовность старшеклассников к семейной жизни, то можно заключить, что она находится на низком уровне. Старшеклассники даже не задумывались на тему брака и не считают его ближайшей перспективой, кроме того, некоторые из них уверены, что в брак вступать не обязательно. Также неопределенно выглядят критерии, которыми они будут руководиться при выборе спутника жизни. Довольно расплывчатое представление имеют старшеклассники и об обязанностях мужа и жены, этот вопрос вызвал у них большие затруднения. Важную роль и большое значение в связи с нравственно-психологической готовностью имеет умение налаживать здоровую психологическую атмосферу в семье - на практике выяснилось, что старшеклассники не владеют необходимыми для этого умениями и навыками. Таким образом, можно заключить, что наиболее важная сфера в процессе формирования готовности к семейной жизни – нравственно-психологическая готовность – находится в самой начальной стадии развития. На данном этапе, старшеклассники ни психологически, ни педагогически, ни экономически не готовы к самостоятельной семейной жизни, несмотря на имеющиеся теоретические знания.
Результаты исследования подтверждают актуальность и важность данной проблемы для старшеклассников. На основе выдвинутых критериев и полученных результатов в третьей главе работы предложена программа формирования готовности к семейно жизни у старшеклассников. Программа состоит из пяти блоков: этического, психологического, правового, семьеведческого, медико-гигиенического блока, содержание которых максимально приближено к выделенным критериям готовности школьников к семейной жизни. В программу включены совместные занятия родителей и детей, что способствует взаимодействию семьи и школы в формировании у старшеклассников готовности к семейной жизни, служит повышением родительской педагогической культуры. Таким образом можно говорить о подтверждении первоначальной гипотезы.

Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 672 с.
Азаров Ю. Семейная педагогика. – М., 1993- 613 с.
Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития, М. «Когито – Центр», 2000- 811 с.
Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005- 431 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995- 411 с.
Бойко В.В.. Малодетная семья, М. «Мысль», 1988- 243 с.
Борисов А. Роскошь человеческого общения, М.,1998- 178с.
Варга А. Я, Системная семейная психотерапия. СПб., 2002- 144 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,1999. - 440 с.
Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001- 623 с.
Виноградова Л.И. Семья и школа - партнеры в воспитании // Внешкольник. - 2002. - №5. с. 11-14
Голод С.И. Будущая семья: какова она? – М., 1990. - 64 с.
Головин С. Ю.. Словарь практического психолога. СПб., 1998- 380 с.
Дерюгин П.П. Диагностика межличностныхх отношений (Социологический аспект). СПб. «Ступени» 2000- 173 с.
Дружинин В.Н. Психология семьи. -М., Екатеринбург.2000. - 256 с.
Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001. - 368 с.
Земска Мария. Семья и личность. М. «Прогресс». 1986- 211 с.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.:"Медицина", 1988- 278 с.
Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: "Педагогика", 1991- 246 с.
Кленевская Л.К. Развитие социальной активности подростков как педагогическая проблема // Вопросы воспитания: теория и практика (вып. 6). - Пятигорск: ПГЛУ, 2000. с. 28-32
Кленевская Л.К. Вооружение подростков организаторскими умениями - путь развития социальной активности // Вопросы воспитания: теория и практика (вып. 9). - Пятигорск: ПГЛУ, 2003. с. 16-19
Ковалев С. В. Психология современной семьи; М. 1988- 208 с.
Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: "Педагогика", 1980- 114 с.
Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001 - 220 с.
Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967 - 346 с.
Кон И.С. Открытие «Я». М. Издательсьво политической литературы. 1978- 320 с.
Кон И.С. Психология старшеклассника М. «Просвещение» 1982- 384 с.
Крайг Г. Психология развития. СПб.; Питер,2000- 940 с.
Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб., 1996- 480 с.
Майерс Д. Социальная психология. СПб 2000- 682 с.
Мелибурда Е.Я. - Мы: Психологические возможности улучшения общения. М. 1986- 278 с.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004- 392 с.
Наш проблемный подросток. под ред. Регуш Л.А., СПб: Союз, 1999г.
Немов Р. С. Психология. Книга 3., М., 2001- 640 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. «Педагогическое общество России» 2000- 512 с.
Организация деятельности специалиста по социальной работе с семьей и детьми. Изд. СПбГУ, СПб, 2004, - 520с.
Основы социальной работы; М.1999- 374 с.
От Я до Мы. Азбука семейной жизни. Рецензент: А.С. Спиваковская. М. «Педагогика» 1990- 334 с.
Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. - 2002. - №3. с. 11-14
Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы конференции. Пятигорск., 2004 с. 44-46
Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990- 712 с.
Психология человека от рождения до смерти; СПб. 2002- 652 с.
Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М. «Академия», 2002 - 178 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. «Питер» 2000- 814 с.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М. 1994- 375 с.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002- 720с.
Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001- 623 с.
Семья как фактор формирования духовной культуры личности и общества. Материалы конференции. Пятигорск., 2004. - 87 с.
Сатир В. Вы и ваша семья; М.2000- 320 с.
Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. -361 с.
Социальная работа с семьей. СПбГУ 2001. -242 с.
Социология молодежи; под ред. В. Т. Лисовского, СПб. 1996- 460 с.
Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981. -286 с.
Хьелл Л. и Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998-606 с.
Шапиро Б.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. - М.: "Знание", 1983 -112 с.
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002- 254 с.
Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. Издательская группа «Прогресс». 1996- 344 с.
Этика и психология семейной жизни / Под ред.И.В.Гребенникова - М.:"Педагогика", 1987-270 с.
Приложения

Приложение 1. Ролевая игра «Планирование бюджета молодой семьи»
Роли: муж, жена, их родители.
Эксперты: (могут быть и взрослые люди):
Эксперт экономист – следить за тем, чтобы цены, которые будут «молодые» и их «родители» оперировать в игре были реальными. Контроль над суммами их доходов (соответствие реальным). Организация всей игры по распределению бюджета (10 карточек). Подведение итогов по карточкам. В начале игры опросить всех членов семьи по следующему плану:
а) кто вы, сколько вам лет, возраст жены и родителей.
б) чем занимаетесь, где и кем учитесь (работаете).
в) каков ваш вклад в семейный бюджет.
После опроса «экономист» объявляет сумму, которой располагают молодые ежемесячно.
г) молодым необходимо решить где они будут жить.
д) сумма на оплату жилья
е) траты на питание (примерное меню на день – его стоимость на месяц)
ж) расходы на покупки самого необходимого
После этого экономист подводит итоги: какая сумма осталась молодым на покупки.
эксперт-психолог: наблюдать за взаимоотношениями в семье. Он может активно включаться в игру, задавать вопросы, уточнять позиции играющих. В конце игры «психолог» должен рассказать как складывались отношения в семье, анализ конфликтов и прогноз перспектив молодой семьи. «Психолог» должен фиксировать:
а) ситуацию, при которой возник конфликт;
б)участников конфликта;
в) кто вышел победителем;
г) разрешился ли конфликт полностью.
Для психолога также 10 карточек с которыми будет играть семья(однако вместо записей покупок здесь у него будет описание возникшего конфликта - схема).

Обозначение конфликтов для психолога

- противоположные стороны;


- участники конфликта муж и жена;


- муж- инициатор ссоры;

- в начале по инициативе мужа произошел конфликт между мужем и женой, затем в конфликт вмешались родители, причем отец мужа (ОМ) и отец жены (ОЖ0) выступил в поддержку мужа, а мать мужа (Мм) и мать жены (Мж) поддержали жену.


- в конфликте победили мужчины, но главная заслуга – отцу мужа (Ом). (Чье мнение победило – обводится рамкой.);


- компромиссное решение, которое предложила жена по инициативе мужа;


- конфликт, на стороне жены мать жены, мать мужа на стороне мужа. Победило мнение женщин, но у жены осталась обида.


Молодые и их родители занимают приготовленные для них места (дома). В каждом доме – магнитофон, он работает в течении всей игры.
Молодые (каждый на отдельном листе) пишут свои самые заветные желания (то, что им хотелось бы купить в первый год жизни). Затем эксперт – экономист собирает их и перемешивает. «Экономист» опрашивает семьи по намеченному плану.

Каждая карточка соответствует 1 месяцу. Молодые проживут 10 месяцев. Когда проходит «очередной месяц», то эксперт – экономист подводит итоги: сколько накоплений, остаток на следующий месяц, долги …..
В карточку вносятся товары:
молодежной субкультуры;
желаемых и престижных; а) женщин; б) мужчин;
необходимых для ведения хозяйства;
интерьера.

Первый месяц. Карточка 1.
Вам повезло: можете приобрести понравившиеся диски.
Цена:
Купите фен. он пригодится вашей жене.
Цена:
Можно купить абонемент на поэтические или музыкальные вечера.
Цена:
Нелишне иметь в хозяйстве слесарный набор.
Цена:
Вы получите возможность приобрести землю под садовый участок.
Цена:
Приобретите фотопринадлежности. Фото летопись семьи – дело интересное и полезное. Укажите, что и за какую цену приобретете.
Купите трельяж.
Цена:
Занимайтесь спортом. Купите абонемент в бассейн.
Цена одного:
Купите телевизор. Марку и цену укажите сами.
Возможно в этом месяце вы хотите приобрести еще что-нибудь? Покупайте, но только укажите что и на какую сумму. Словом, по своему усмотрению.

Второй месяц. Карточка 2

Купите индийский дипломат. Он элегантен. Удобен.
Цена:
Есть билеты в театр.
Цена:
Непредвиденные обстоятельства: необходимо отреагировать вышедший из строя телевизор. Стоимость ремонта.
Вам представилась возможность подписаться на «Избранное», вашего любимого писателя. Какого? В какую сумму обойдется подписка: Средняя цена тома.
В продаже фирменные джинсы.
Цена:
Поздравляем! У мужа день рождения. Собираетесь ил вы сделать подарок? Какой?
Цена: Собираетесь ли вы приглашать гостей, устраивать ужин. Составьте меню. Цена расходов:
Купите холодильник. марку и цену укажите сами.
Купите жене французские духи
Цена:
Приобретите красивое полотно для кухонных полотенец.
Цена:
Расходы на ваше усмотрение.

Третий месяц Карточка 3
В продаже красивые женские сапоги.
Цена:
Неплохо будут смотреться на окнах красивые занавески. Купите гардинное полотно.
Цена:
Вам повезло. Можно купить магнитофонные кассеты. Выбор широк.
Цена:
Купите свитер мужу. Он несомненно будет ему к лицу.
Цена:
Приехал гость без приглашения. Предполагает остановиться у вас на неделю. Расходы, связанные с ним, определите сами.
Купите набор кастрюль.
Цена:
Вам повезло. Вы выиграли………руб. в денежно-вещевой лотерее, присовокупите его к семейному бюджету.
В продаже туристская палатка.
Цена:
Вам повезло. Попалось как раз то, что кто-то из вас желал купить. Возьмите одну из загаданных карточек-желаний и определите, будете делать покупку или нет.
Расходы по вашему усмотрению.

Четвертый месяц Карточка 4
Редкая удача. В продаже импортная мужская обувь.
Цена:
Вас пригласили друзья вместе, провести выходной день за городом. Договорились, что каждая пара вносит по руб.
Купите полки для прихожей.
Цена:
Пора обновить жене косметику. Пусть сама жена подскажет ассортимент и цену.
Купите мужу красивую рубашку.
В продаже чайные сервизы.
Цена:
Непредвиденные обстоятельства: в связи в аварией вам частично придется ремонтировать ванную комнату. На ремонт потребуется.
После ремонта ваша ванная будет уютнее, если вы приобретете специальный набор вещей для ванной.
Цена:
Если вам представится возможность подработать, воспользуетесь ли вы ею. Где( Кем( Какова зарплата(
Расходы по-вашему усмотрению.

Пятый месяц Карточка 5
Вам повезло! Попалось то, что кто-то из вас желал иметь. Возьмите очередную карточку-желание и решите будете покупать эту вещь или нет.
Купите прекрасный, парфюмерный набор для мужа.
Цена:
Поздравляем! У жены день рождения (задание такое же как в карточке 2 - день рождения мужа).
4. Вы любите играть в лотерею «Спринт»( Купите билеты лотереи.
Цена:
Купите мясорубку.
Цена:
Вам попалась интересная книга.
Цена:
Вам пора обновить чулочно-носочные изделия. Какую сумму выделите, что купите(
Купите книжные полки.
Цена:
У мужа испортилась электробритва. За ремонт…..руб. А если купить новую - ….руб.
Расходы по вашему усмотрению.

Шестой месяц Карточка 6

Жена давно хотела купить хорошую женскую сумку. Именно сегодня большой выбор сумок.
Цена:
В продаже спортивные костюмы.
Цена:
Несчастный случай. У мужа бытовая травма. Месяц он будет на бюллетене. Страховка за это…..руб.
Набор фужеров.
Цена:
Купите стиральную машину.
Цена:
6. Купите бра для спальни и прихожей.
Цена:
Если вы коллекционеры, то можете сделать очень ценное приобретение в коллекцию. Определите сами, что это будет и на какую сумму.
Вы планируете семейные культпоходы. Куда( Расходы….
Купите палас.
Цена:
10.Расходы на ваше усмотрение.

Седьмой месяц Карточка 7
В продаже красивый набор-скатерть и салфетки.
Цена:
Штормовка для походов.
Цена:
В этом месяце вам придется подумать о 2-х праздниках: дне Советской Армии и 8 Марта. Кого поздравите( Как( Что подарите( Расходы
Купите рюкзак.
Цена:
В продаже банные полотенца.
Цена:
Купите журнальный столик.
Цена:
Вам повезло. Вы можете исполнить желание, которое загадали. Решите, будете или нет делать эту желанную покупку.
Купите швейную машину.
Цена:
Купите торшер.
Цена:
Расходы по вашему усмотрению.

Восьмой месяц Карточка 8
Начинается подписка на газеты и журналы. Решите что выпишет ваша семья.
Купите женский костюм, в котором ваша жена так элегантна.
Цена:
В продаже спортпринадлежности; что и на какую сумму вы приобретете(
Посмотрите как идет эта куртка вашему мужу(
Цена:
У вас есть возможность реализовать последнюю карточку-желание.
Вы можете еще раз сыграть в «Спринт».
В продаже комплекты постельного белья.
Цена:
8. Решили купить что-то их того, что повысит общее настроение. Что( Сколько это стоит(
Купите сифон.
Цена:
10.Расходы на ваше усмотрение.

Девятый месяц Карточка 9
Приобретите аэрозоль для бытовых нужд.
Одному из вас предлагают турпутевку.
Цена:
Купите люстру. В доме станет уютнее.
Цена:
Вас пригласили на день рождения к ровеснице, хорошей вашей знакомой.
Цена подарка ей:
Купите щенка – прекрасный друг.
Цена:
Проводится выставка – продажа модной бижутерии. Что вы купите( На какую сумму(
У вас на работе решили собрать по ….руб. на подарок новорожденному.
В продаже столовый набор.
Цена:
Вам предлагают вступить в кассу взаимопомощи. Первый взнос….
Расходы на ваше усмотрение.

Десятый месяц Карточка 10
Итак, настал 10 месяц. Вы получили необходимую сумму. В магазинах есть все, что ни пожелаете. Вот и решите, что вам необходимо сегодня, спланируйте самостоятельно.
Время игры 1,5 – 2 часа (независимо от того сколько карточек «семья» успела сделать).
«Экономист» объявляет семье окончательные результаты: сумма даров и долгов, сбережения. Сообщить родителям во сколько им обошлась молодая семья.
Если пара бесконфликтно и быстро обсуждает карточки – эксперты должны вмешаться и обострить ситуацию.
Анализ игры
-Вопросы для «экономиста»:
Соответствовали ли представления о ценах у членов «семьи» в действительности. Типичные ошибки.
Были ил молодые самостоятельными, стремились ли к самостоятельности, как вели себя с родителями.
Чьи взгляды на ведение хозяйства вам более близки(
Ваш прогноз, что ждет эту семью в будущем.
-Психолог
Легко ли было членам семьи найти общий язык. Что этому способствовало, а что мешало(
Что провоцировало самые яростные конфликты((несоответствие взглядов, желаний, защита достоинства, желание настоять на своем и др.)
Стремились ли члены семьи к единству.
Какие способы поведения были наиболее частыми.
Какой тон доминировал в семье: дружелюбный, агрессивный, не было четкой доминанты. Использовался ли юмор.
Ваш прогноз.
Иллюстрацией анализа могут быть магнитофонные записи.











81



((

Мж, Мм

Ом, Ож

ж

м

Мж, Мм

Ом, Ож

ж

м

Мж, Мм

ж

Ож

Ом

м

Мм, Мм

ОМОЖ

ж

м

ж

м


Список литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 672 с.
2.Азаров Ю. Семейная педагогика. – М., 1993- 613 с.
3.Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
4.Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития, М. «Когито – Центр», 2000- 811 с.
5.Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005- 431 с.
6.Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995- 411 с.
7.Бойко В.В.. Малодетная семья, М. «Мысль», 1988- 243 с.
8.Борисов А. Роскошь человеческого общения, М.,1998- 178с.
9.Варга А. Я, Системная семейная психотерапия. СПб., 2002- 144 с.
10.Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,1999. - 440 с.
11.Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001- 623 с.
12.Виноградова Л.И. Семья и школа - партнеры в воспитании // Внешкольник. - 2002. - №5. с. 11-14
13.Голод С.И. Будущая семья: какова она? – М., 1990. - 64 с.
14.Головин С. Ю.. Словарь практического психолога. СПб., 1998- 380 с.
15.Дерюгин П.П. Диагностика межличностныхх отношений (Социологический аспект). СПб. «Ступени» 2000- 173 с.
16.Дружинин В.Н. Психология семьи. -М., Екатеринбург.2000. - 256 с.
17.Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001. - 368 с.
18.Земска Мария. Семья и личность. М. «Прогресс». 1986- 211 с.

19.Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.:"Медицина", 1988- 278 с.
20.Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: "Педагогика", 1991- 246 с.
21.Кленевская Л.К. Развитие социальной активности подростков как педагогическая проблема // Вопросы воспитания: теория и практика (вып. 6). - Пятигорск: ПГЛУ, 2000. с. 28-32
22.Кленевская Л.К. Вооружение подростков организаторскими умениями - путь развития социальной активности // Вопросы воспитания: теория и практика (вып. 9). - Пятигорск: ПГЛУ, 2003. с. 16-19
23.Ковалев С. В. Психология современной семьи; М. 1988- 208 с.
24.Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: "Педагогика", 1980- 114 с.
25.Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001 - 220 с.
26.Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967 - 346 с.
27.Кон И.С. Открытие «Я». М. Издательсьво политической литературы. 1978- 320 с.
28.Кон И.С. Психология старшеклассника М. «Просвещение» 1982- 384 с.
29.Крайг Г. Психология развития. СПб.; Питер,2000- 940 с.
30.Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб., 1996- 480 с.
31.Майерс Д. Социальная психология. СПб 2000- 682 с.
32.Мелибурда Е.Я. - Мы: Психологические возможности улучшения общения. М. 1986- 278 с.
33.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004- 392 с.
34.Наш проблемный подросток. под ред. Регуш Л.А., СПб: Союз, 1999г.
35.Немов Р. С. Психология. Книга 3., М., 2001- 640 с.
36.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. «Педагогическое общество России» 2000- 512 с.
37.Организация деятельности специалиста по социальной работе с семьей и детьми. Изд. СПбГУ, СПб, 2004, - 520с.
38.Основы социальной работы; М.1999- 374 с.
39.От Я до Мы. Азбука семейной жизни. Рецензент: А.С. Спиваковская. М. «Педагогика» 1990- 334 с.
40.Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. - 2002. - №3. с. 11-14
41.Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы конференции. Пятигорск., 2004 с. 44-46
42.Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
43.Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990- 712 с.
44.Психология человека от рождения до смерти; СПб. 2002- 652 с.
45.Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М. «Академия», 2002 - 178 с.
46.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. «Питер» 2000- 814 с.
47.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М. 1994- 375 с.
48.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002- 720с.
49.Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001- 623 с.
50.Семья как фактор формирования духовной культуры личности и общества. Материалы конференции. Пятигорск., 2004. - 87 с.
51.Сатир В. Вы и ваша семья; М.2000- 320 с.
52.Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. -361 с.
53.Социальная работа с семьей. СПбГУ 2001. -242 с.
54.Социология молодежи; под ред. В. Т. Лисовского, СПб. 1996- 460 с.
55.Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981. -286 с.
56.Хьелл Л. и Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998-606 с.
57.Шапиро Б.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. - М.: "Знание", 1983 -112 с.
58.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002- 254 с.
59.Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. Издательская группа «Прогресс». 1996- 344 с.
60.Этика и психология семейной жизни / Под ред.И.В.Гребенникова - М.:"Педагогика", 1987-270 с.

Подготовка учащихся к семейной жизни

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ аспекты ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

1.1 Сущность и содержание понятия "подготовка к семейной жизни": историко-философские и психолого-педагогические аспекты

1.2 Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к семейной жизни

Глава II. АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

2.1 Подготовка к семейной жизни по программе нравственно-полового воспитания "Семьеведение"

2.2 Анализ программ подготовки учащихся к семейной жизни

ВЫВОДЫ

СПИСОК литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современные условия развития общества определяют новое видение роли подготовки к семейной жизни в формировании личности учащихся старших классов, в решении их профессиональных, социальных, экономических и личных проблем, так как подготовка к семейной жизни - система, которая адаптивную и воспитательную функции между обществом и человеком. Роль школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни, приобретает особое значение. Семья является уникальным носителем, транслятором политических, социальных, опыт и традиции народа, которые ставят богатый нравственно-этический потенциал. В педагогической культуре всех народов, подготовки молодого поколения к семейной жизни занимает ведущее место.

Семья является объектом исследования многих наук: философии, p социологии, психологии, педагогики, истории, этнографии и др.

В нашем исследовании мы опирались на работу многих учителей в области формирования личности учащихся. Ими исследуются различные аспекты формирования личности в подростковом и юношеском возрасте, образование общественности по ориентации учащихся (Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, А. В. Зосимовский, И. С. Кон, И. С. Марьенко, Н. И. Монахов, Н. Филонов и др.), проблемы формирования автономии и потребности в общественно полезной деятельности (С. Д. Радина, Д. И. Фельдштейн ).

Социологи А. И. Антонов, Е. К. Васильев, СВ. Дармодехин, А., Харчев и др. определили основные тенденции развития института семьи в современных условиях и определили перспективы его развития в будущем. В том же направлении развиваются проблемы в трудах зарубежных исследователей Р. Зидера (Германия), Н. Смелзера (США) и др.

Узнать стоимость работы