Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Основные принципы и направления педагогической деятельности в системе социальной работы

  • 26 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 10.01.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Основные принципы и направления педагогической деятельности в системе социальной работы

Содержание
Введение
Глава 1. Педагогическая деятельность в системе социальной работы
1.1. Специфика социально-педагогической деятельности
1.2. Принципы социально-педагогической деятельности
1.3. Методы социально-педагогического исследования
1.4. Классификация социально-педагогической деятельности
Глава 2. Профессиональные и личностные качества социального работника участвующего в социально-педагогической деятельности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Следовательно, от социального работника требуется гибкость, умение видеть свои просчеты, искать новые методы и методические приемы [1, с. 178].



Глава 2. Профессиональные и личностные качества социального работника участвующего в социально-педагогической деятельности
Изменения в объекте социально-педагогической деятельности, как показывают специальные исследования, происходят постепенно, порой противоречиво и не всегда соответствуют прогнозу. Во многом развитие объекта зависит от особенностей субъекта (социального работника), его личной культуры, мотивации, профессиональной компетентности, отношения к педагогическому влиянию, активности, времени участия в деятельности. Происходит взаимодействие двух личностных культур: воспитателя и воспитуемого. Только личность высокой, богатой культуры может обогатить другую. Обязательным компонентом культуры воспитателя должны быть педагогические склонности, способности и профессиональные качества [8, с. 52].
Педагогическая склонность – влечение, предрасположенность к педагогической деятельности, которая включает: социальную направленность, профессиональную направленность, и педагогические способности.
Социальная направленность – совокупность устойчивых социальных мотивов: альтруизм, духовность, социальная инициатива и активность, широкий кругозор, эрудиция, чувство нового, социальная ответственность, чувство долга, социальный оптимизм.
Профессиональная направленность – совокупность психолого-педагогических свойств и качеств личности, определяющих ее предрасположенность к педагогике: интерес и любовь к детям, к человеку; контактность; потребность в передаче знаний, оказанию педагогической помощи; стремление к самосовершенствованию.
Педагогические способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности. Они разделяются на общие и специальные педагогические способности [8, с. 53].
Общие педагогические способности – адекватность восприятия, глубина интеллекта, объем памяти, распределение внимания, богатство воображения, сила эмоций и сопереживания, воля и терпение.
Специальные педагогические способности:
- прогностические;
- конструктивно-организаторские;
- эмоционально-выразительные;
- коммуникативные;
- гностические;
- суггестивные;
- исследовательские.
Личность и педагогическую деятельность социального работника отличают нравственные принципы, гуманистические ценности и этический кодекс.
Нравственные принципы: уважение личного достоинства человека, индивидуальный подход, этическая ответственность перед человеком за свое поведение, деятельность и ее результаты.
Кодекс этики социального работника включает:
- культуру поведения и общения;
- педагогический такт;
- уважение личного достоинства клиента;
- профессиональную честность и объективность;
- конфиденциальность по отношению к информации, полученной от клиента и его близких людей;
- приоритет интересов клиента;
- готовность к восприятию советов более компетентных специалистов в интересах клиента;
- готовность к прекращению социально-педагогической деятельности, если она недостаточна или вредна клиенту и т.д. [8, с. 54]
Профессиональные знания социального работника, осуществляющего социально-педагогическую деятельность, включают в себя:
- знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального работника, системы учреждений, оказывающих помощь разным категориям населения);
- знание теории и истории социальной педагогики;
- знание методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей и взрослых в различных социумах;
- знание возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
- знание социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);
-знание методов социального управления, планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
К профессиональным умениям относятся [8, с. 54]:
- аналитические, предполагающие теоретический анализ: процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; состояния ребенка и окружающего его социума; проблем ребенка и совместной деятельности с ним по устранению этих проблем;
- прогностические – прогнозирование решения проблем ребенка посредством его вовлечения в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы;
- проективные – определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат;
- рефлексивные – самоанализ собственной деятельности социального работника на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблем;
- коммуникативные, предполагающие владение культурой межличностного общения.
Рассмотрим функции социального работника при осуществлении социально-педагогической деятельности.
Образовательно-воспитательная функция:
Обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей взрослых, в котором социальный работник стремится использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
Диагностическая функция реализуется в изучении медико-психологических и возрастных особенностей, способностей человека, вхождения в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявление проблем.
Организаторская функция.
Социальный работник организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, влияет на содержание досуга, содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений в социально-педагогической деятельности.
Прогностическая функция реализуется в участии социального работника в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума.
Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая функция реализуется в предупреждении и преодолении негативных влияний, организации оказания социотерапевтической помощи, обеспечении защиты прав нуждающихся.
Организационно-коммуникативная функция реализуется во взаимодействии с добровольными помощниками, в деловых, личных контактах, во взаимодействии с детьми, семьями.
Охранно-защитная функция отражает использование арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие выполнению законности в отношении лиц, допускающих противоправные действия или воздействия на подопечных.
В соответствии с этими функциями социальному работнику в педагогической деятельности приходиться осваивать различные социальные роли: посредника, защитника интересов, участника совместной деятельности, духовный наставник, социальный терапевт, эксперт [8, с. 54].
Основные виды помощи, оказываемы в процессе социально-педагогической деятельности, следующие:
- социально-информационная, направленная на обеспечение различных категорий взрослых, детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
- социально-правовая, включающая в себя соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
- социально-реабилитационная – оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
- социально-бытовая – содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях «группы риска»;
- социально-экономическая – оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям; материальная поддержка сирот, выпускников детских домов;
- медико-социальная – уход за больными детьми и профилактика их здоровья; профилактика алкоголизма, наркомании несовершеннолетних; медико-социальный патронаж детей из семей «группы риска»;
- социально-психологическая – создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок; устранение негативных воздействий в доме, школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
- социально-педагогическая – создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность; обеспечение развития и воспитания детей в семьях «группы риска» [8, с. 55].
Заключение
Анализ различных источников показывает, что существуют самые различные точки зрения на сущность педагогической деятельности в социальной системе:
- социальная педагогика как междисциплинарная наука на стыке педагогики и социологии (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова);
- социальная педагогика как основа социальной работы (В.Г. Бочарова, Г.Н. Филонов);
- социальная педагогика как часть педагогики, изучающая социальное воспитание в контексте социализации (А.В. Мудрик) и др.
Такое разнообразие суждений свидетельствует о том, что педагогическая деятельность в социальной системе или социальная педагогика в России находится на эмпирическом уровне в стадии ее становления.
Мы в своей работе рассмотрели следующие аспекты педагогической деятельности в социальной системе:
1. Рассмотрели специфику педагогической деятельности в социальной системе.
2. Изучили принципы социально-педагогической деятельности.
3. Раскрыли методы социально-педагогического исследования.
4. Составили классификацию социально-педагогической деятельности.
5. Показали личность социального работника и его функции в социально-педагогическом процессе.
В заключение следует отметить, что социально-педагогическая деятельность очень важна для нашего общества и следует развивать данную отрасль социальной работы и подготавливать кадры для педагогической деятельности в социальной системе.
Список литературы
Мардахаев Л. В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996. – 234 с.
Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-с. 33-36, 39-41.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – 80 с.
Антология социальной работы: сборник в 5 томах, т. 2 – М.: Сварогъ, 1995.
Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999. – 312 с.
Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2001. – 420 с.
Никитин В. А. Начала социальной педагогики. - М., 1999, с. 30 - 48.
Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 52-55.
Каптерев П. Ф. Педагогический процесс.//Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А. М. Арсеньева.-Педагогика, 1982.- С. с. 163-231













2

Список литературы
1.Мардахаев Л. В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996. – 234 с.
2.Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-с. 33-36, 39-41.
3.Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – 80 с.
4.Антология социальной работы: сборник в 5 томах, т. 2 – М.: Сварогъ, 1995.
5.Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999. – 312 с.
6.Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2001. – 420 с.
7.Никитин В. А. Начала социальной педагогики. - М., 1999, с. 30 - 48.
8.Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 52-55.
9.Каптерев П. Ф. Педагогический процесс.//Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А. М. Арсеньева.-Педагогика, 1982.- С. с. 163-231

Проблема манипуляции в педагогической деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования РФ

глазовский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ В. Г КОРОЛЕНКО.

Кафедра психологии

диссертация психологии

Еременко Н. П.

студент 5 курса математического факультета

Проблема манипуляции в педагогической деятельности

Научный руководитель: доцент Касимова Н. А

Допущен к защите.

Sab. кафедра психологии

 

"_____" мая 2005 года, протокол№. __

Защищен

"_____" июнь 2005

Оценка ___________________

Глазов 2005

Содержание.

Введение.................................................................................3

Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности.

§1. Понятие "манипуляции".......................................................6

§2. Виды обработки.............................................................11

§3. Технология обработки..........................................15

3.1 Целенаправленное преобразование информации..................................17

3.2 Сокрытие воздействия..................................................................22

3.3 Целевого воздействия..................................................................23

3.4 Робототехники..............................................................................24

3.5 Выбор мишеней воздействия........................................................28

3.6 Установление контакта.................................................................30

3.7 Межличностного пространства........................................................34

3.8 Инициатива..............................................................................36

3.9 Динамика.................................................................................39

Глава 2. Практическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности.

§1. Организация и методы исследования.................................44

§2. Полученные результаты и их анализ...................................46

Вывод...........................................................................54

список литературы..............................................................57


Введение

Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. Манипуляторов — легион. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие трюки, ложь с целью получения для себя или другого блага. Конечно, не всякое манипулирование — это зло. Некоторые манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень негативно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на их семьи. Манипуляции вредны, поскольку маскируют болезнь той или иной человеческой личности.

Узнать стоимость работы