Теоритически-сравнительный анализ сознания различных методологических школ.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 1212 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 19.11.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Теоретико-сравнительный анализ сознания
в различных методологических школах
Содержание
Введение
1. Анализ трактовки категории «сознание» в научных психологических школах конца XIX в.
2. Категории «сознание» в научных психологических школах XX в.
Заключение
Литература


Фрагмент для ознакомления

Способ анализа в гештальт-психологии заключается в описании частей и воссоздании целого путем суммирования полученных описаний [5, с.122].
Представители гештальтпсихологии сделали шаг вперед сравнительно со структуралистами, а именно: отказались от элементов (или актов), которые входят в состав сознания, придавая ему форму гештальта. В поисках путей изучения сознания гештальтпсихология занимает позицию наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями об ее строении.
Бихевиаризм и гештальтпсихологию разъединяло отношение к проблеме сознания. Бихевиористы считали ее псевдопроблемой – сознание устранялось из психологии, из научных объяснений поведения. Гельштальтисты, напротив, видели главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию сознанию как единственной психической реальности.
Согласно З. Фрейду, - основоположнику психоанализа, - сознание является одним из трех элементов «психического аппарата» и включает любые непосредственно сознаваемые данные (органов чувств), текущий опыт, продукты научения, образы, чувства и мысли. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. З.Фрейд показал, насколько сложными могут быть мыслительные процессы, протекающие без их осознания, и каким образом бессознательная сфера человека может содержать в себе представления, желания и чувства, в которых он не отдает себе отчета (например, описки, оговорки, забывчивость, потеря предмета). А коль скоро это так, то принятое определение сознания как преднамеренной и целенаправленной психической активности оказывается в равной мере применимым и к бессознательному [5, 818-819].
Когнитивная психология говорит о том, что сложная психическая деятельность, в том числе и наша способность приобретать, хранить и извлекать информацию из памяти, в основном реализуется посредством бессознательных, недоступных для самонаблюдения операций.
Как видим, представители рассмотренных психологических школ считали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно разделение организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединяется от внешней реальности, замыкаясь в кругу собственных явлений.
Заключение
Таким образом, анализируя трактовку категории «сознания», можно утверждать что оно прошло свою эволюцию, в процессе которой формировались различные психологические школы, каждая по своему трактующая эту категорию.
Так, в экспериментальной психологии процессы и акты сознания субъекта считались предметом психологической науки, а методом их изучения - интроспекция, контролируемая с помощью приборов.
Когда успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное движение, появилась мощная научная школа – бихевиоризм, - возведшая его в предмет психологии, исключив из него сознание.
Несколько позже было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем могут быть расщеплены на отдельные элементы. Эти целостности были обозначены термином «гештальт» (форма, структура). Направление, придавшее гештальту значение главной «единицы» сознания, утвердилось под именем гештальт-психология.
В психоанализе определяющими для психической жизни помимо сознания были признаны бессознательные влечения (мотивы), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности,
В конечном итоге была обоснована несостоятельность версий о сознании как состоящим из отдельных элементов, как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря внутреннему под контролем инструкций экспериментатора, и доказано, что сознание – это довольно сложное психическое явление, граничащее с бессознательным.


Литература
Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
Общая психология: Курс лекций / Сост. О.В. Жилина. – Екатеринбург, 2000. – 246 с.
Общая психология: Курс лекций для первой ступни педагогического образования / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.
Петровский А.В. История психологии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 374 с.
Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Аэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 416 с.












2

Литература
1.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
2.Общая психология: Курс лекций / Сост. О.В. Жилина. – Екатеринбург, 2000. – 246 с.
3.Общая психология: Курс лекций для первой ступни педагогического образования / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.
4.Петровский А.В. История психологии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 374 с.
5.Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Аэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.
6.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Какие методологические школы существуют в научной психологии конца XIX века?

Научная психология конца XIX века включает такие методологические школы, как структурализм, функционализм, ассоциационизм и гештальтпсихология.

Чему посвящен анализ трактовки категории «сознание» в научных психологических школах конца XIX века?

Анализ трактовки категории «сознание» в научных психологических школах конца XIX века посвящен изучению различных подходов к определению и пониманию сущности сознания, а также категорий, которые используются для его описания.

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология - это методологическая школа в научной психологии, которая сосредоточена на изучении организации и структуры восприятия, мышления и сознания человека. Основной идеей гештальт-психологии является то, что целостность восприятия и мышления является более важной и фундаментальной, чем сумма его составляющих частей.

В чем заключается способ анализа в гештальт-психологии?

Способ анализа в гештальт-психологии заключается в описании частей и воссоздании целого путем суммирования полученных описаний. Гештальт-психологи считают, что целостность является важной для понимания человеческого опыта и описания внутренних процессов.

Какие категории сознания рассматриваются в научных психологических школах XX века?

В научных психологических школах XX века рассматриваются такие категории сознания, как внимание, память, мышление, восприятие, эмоции и мотивация. Каждая методологическая школа вносит свой вклад в изучение этих категорий и предлагает свои трактовки и объяснения.

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология - это методологическая школа, которая исследует сознание и восприятие в целостном виде. Она утверждает, что сознание не может быть разделено на отдельные части, а должно рассматриваться в контексте его организованности.

Какой способ анализа используется в гештальт-психологии?

В гештальт-психологии используется способ анализа, заключающийся в описании частей и воссоздании целого путем суммирования полученных описаний. Такой подход помогает понять, как сознание конструирует смысловые образы и как мы воспринимаем окружающий мир.

Как гештальт-психология отличается от других методологических школ?

Гештальт-психология отличается от других методологических школ своим уникальным подходом к изучению сознания. В отличие от структурализма, который разбивает сознание на элементарные части, гештальт-психология считает, что сознание имеет свойства целостности и организованности. Это позволяет лучше понять процессы восприятия и понимания информации.

Каковы трактовки категории "сознание" в научных психологических школах конца XIX века?

В конце XIX века существовали различные трактовки категории "сознание" в научных психологических школах. Некоторые школы, например, структурализм, считали сознание состоящим из элементарных чувств и восприятий. Другие школы, например, функционализм, считали сознание процессом, связанным с адаптацией и реагированием на окружающую среду. Каждая из этих школ предлагала свой взгляд на природу сознания и его функции.