Вам нужен реферат?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Физическая культура и спорт в системе профессиональной подготовки сотрудников и студентов Российской таможенной академии

  • 25 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 26.03.2007
255 руб. 510 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Определение сущности физической культуры и спорта в современном обществе
Глава 2. Значение физической культуры и спорта при подготовке студентов в высших учебных заведениях
Глава 3. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов
Глава 4. Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников и студентов Российской Таможенной академии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Физическая культура в вузе включается в цикл общегуманитарных дисциплин и включает:
социально - биологические основы физической культуры;
основы здорового образа и стиля жизни;
оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика);
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Анализ учебного плана подготовки студентов по специальности «Таможенное дело» показал, что на курс физической подготовки «Физическая культура» отведено 408 часов, при этом все часы являются аудиторными, часов самостоятельной подготовки нет. Весь курс рассчитан на четыре года обучения студентов (восемь семестров). При этом анализ учебного плана показал, что курс физической подготовки в Российской таможенной академии занимают по количеству часов лидирующую позицию по сравнению с другими предметами.
Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.
Учебные занятия по курсу физической подготовки студентов включают:
- обязательные занятия (теоретические, методические, практические), которые предусматриваются в учебных планах и включаются в учебное расписание;
- консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентам методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом (организуются по особому расписанию кафедры физической подготовки в течение учебного года).
Помимо учебных занятий студенты и сотрудники РТА посещают внеучебные занятия, среди которых:
-занятия в секциях, неформальных группах, и клубах по физкультурным интересам;
- физические упражнения в режиме учебного дня;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом;
- массовые оздоровительные; физкультурные и спортивные мероприятия.
Комплексное использование всех форм физкультурного воспитания обеспечивает включение физической культуры, в образ жизни студентов: достижение оптимального уровня физической активности студентов и выполнение требований программы.
Таким образом, физическое воспитание в Российской Таможенной академии является важной частью учебного процесса. Тем не менее, программное обеспечение курса физической подготовки, по мнению некоторых авторов, имеет некоторые пробелы. Комплексный анализ программ блока специальных дисциплин учебных планов государственного стандарта вуза показал, что теоретические и практико-методические разделы программы физического воспитания раскрывают различные стороны физической подготовленности человека. Как указывает Сырвачева И. С. в программах отсутствуют вопросы знаний по валеологии, «психофизической подготовленности», резервных возможностях организма человека и другие вопросы, касающиеся здорового образа жизни молодого поколения. Для современной науки, в том числе и валеологии, характерны как углубление, специализация знаний в определённой области, с одной стороны, так и синтез, обобщение – с другой. Изучение и преподавание валеологии специалистам – таможенникам в процессе занятий на кафедре физподготовки представляет особый интерес, поскольку именно физическая культура лежит в основе здоровьесберегающих технологий. Автор указывает, что современное преподавание физической культуры на кафедрах физвоспитания во всех вузах нуждается в реорганизации в связи с актуальностью популяризации здоровья, здорового образа жизни молодого поколения и, в первую очередь, в РТА.
В процессе изучения валеологии слушатель (студент) должен познакомиться с компонентами здорового образа жизни, факторами риска основных неинфекционных заболеваний (“болезни цивилизации” – болезни сердечно-сосудистой системы , прежде всего, обмена веществ и другие ), научиться определять уровень здоровья человека не только по показателям физической подготовленности, но и с учётом физического развития, соответствия биологического возраста календарному, функционального состояния основных систем организма (с учётом результатов функциональных проб), уровня двигательной активности и т.д. Молодой специалист должен получить знания о характере труда будущей профессиональной деятельности, уметь использовать на практике физические упражнения, приёмы самомассажа, мероприятия для снятия физического и нервно-психического утомления, поддержания высокого уровня работоспособности. Знания валеологических основ обеспечат эффективное освоение прикладного курса физического воспитания.
На сегодняшний день кафедрой физической культуры Российской Таможенной академии осуществляется физическая подготовка студентов и сотрудников вуза. С этой целью проводятся, как уже говорилось, теоретические и практические занятия. Так, в Санкт – Петербургском филиале РТА ежегодно проводятся спартакиады по рукопашному бою, м/футболу, волейболу, баскетболу с награждением победителей. С сентября 1997 года Филиалом был арендован спортивный комплекс (большой игровой зал, зал рукопашного боя, легкоатлетический стадион) Кировского завода, а также бассейн «Юность» и лыжная база в поселке Кавголово. С этого периода спортивная команда Филиала начала выступать на общих основаниях в Спартакиаде СЗТУ, включающей в себя 14 видов спорта.
Таким образом, физическая культура и спорт являются важными составляющими профессиональной подготовки студентов и сотрудников Российской таможенной академии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура на сегодняшний день представляет собой самостоятельную область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. В физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры, отражается его способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, технологических и материальных возможностей и соответствующих условиям жизни установок. Спорт представляет собой составную часть физической культуры, исторически сложившуюся в форме соревновательной деятельности и социальной практики подготовки человека к соревнованиям. Эти две категории – физическая культура и спорт являются неотъемлемыми составляющими гармоничного развития человека.
Таможенное дело - одна из самых специфичных областей государственной службы. Специалисты таможенного дела должны моментально разбираться в обстановке, каждый обязан обладать немалым объемом знаний в области права, товароведения, экономики, а также умениями, требующими физической подготовки. В процессе курса физической подготовки студенту – выпускнику РТА необходимо понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств; приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. На данный курс отводится 408 часов в общей системе профессиональной подготовки.
Содержание учебной программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. Помимо теоретических знаний, студентам даются практические навыки и формируются умения физической подготовки на практических занятиях.
Кафедрой физподготовки предполагается активное включение и сотрудников РТА в спортивную жизнь вуза. С этой целью проводятся ежегодные спартакиады, конкурсы и т.д.
Таким образом, физическая культура и спорт занимают в системе профессиональной подготовки студентов и таможенников РТА одной из важнейших мест.
ЛИТЕРАТУРА
Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 061900-12 10 Таможенное дело. – М., 1994
Исаев А. А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с.
Массовая физическая культура в вузе. / Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с.
Сырвачева И.С. Реализация валеологического подхода к образовательному и учебно – тренировочному процессу слушателей ВФ РТА. // Материалы научно – практической конференции – Владивосток: Российская Таможенная академия Владивостокский филиал, 2002
Физическая культура: Конспект лекций. /Под ред. Зенукова И. А. – Казань, 2000. – 80 с
Официальный сайт Российской Таможенной академии Санкт – Петербургский Филиал // http://www.spbrca.ru/kaf-fk-index.htm

Исаев А. А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с. С. 61
Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с. С. 10
Исаев А. А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с.. С. 54
Физическая культура: Конспект лекций. /Под ред. Зенукова И. А. – Казань, 2000. – 80 с.
Массовая физическая культура в вузе. / Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с. С. 17
Массовая физическая культура в вузе. / Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с. С. 6
Исаев А. А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с. С. 79
Исаев А. А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с. С. 81
Исаев А. А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с. С. 81
Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с. С. 106
Массовая физическая культура в вузе. / Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с. С. 17
там же
Физическая культура: Конспект лекций. /Под ред. Зенукова И. А. – Казань, 2000. – 80 с. С. 6
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 061900-12 10 Таможенное дело. – М., 1994
Учебный план по специальности «Таможенное дело». // Информационные ресурсы сайта www.spbrca.ru
Сырвачева И.С. Реализация валеологического подхода к образовательному и учебно – тренировочному процессу слушателей ВФ РТА. // Материалы научно – практической конференции – Владивосток: Российская Таможенная академия Владивостокский филиал, 2002
Официальный сайт Российской Таможенной академии Санкт – Петербургский Филиал // http://www.spbrca.ru/kaf-fk-index.htm













2

ЛИТЕРАТУРА
1.Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
2.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 061900-12 10 Таможенное дело. – М., 1994
3.Исаев А. А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с.
4.Массовая физическая культура в вузе. / Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с.
5.Сырвачева И.С. Реализация валеологического подхода к образовательному и учебно – тренировочному процессу слушателей ВФ РТА. // Материалы научно – практической конференции – Владивосток: Российская Таможенная академия Владивостокский филиал, 2002
6.Физическая культура: Конспект лекций. /Под ред. Зенукова И. А. – Казань, 2000. – 80 с
7.Официальный сайт Российской Таможенной академии Санкт – Петербургский Филиал // http://www.spbrca.ru/kaf-fk-index.htm

Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту

Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту

Кандидат педагогических наук, доцент Н. М. Костихина
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

В современных условиях в решении проблем повышения уровня профессиональной подготовки, особое внимание уделяется интеллектуальной, нравственной, культурной, профессионально и творческой самостоятельности будущего специалиста. В реализации обозначенных задач важную роль играет новая область междисциплинарных знаний в системе наук о человеке - акмеология. Предмет данной науки - закономерности развития и саморазвития зрелого человека, развития творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

Истоками педагогической акмеологии являются труды.- Н.В. Кузьминой и представителей ее научной школы. Глубокие, серьезные исследования известных педагогических психологов А. А. Бодалева (1993), A. A. Деркача (2000), М. Т. Громковой (2003), Е. А. Климова (1996), Н. Н. Никитиной (2002), Л. М. Митиной (2004) и другие посвящены изучению особенностей педагогического мастерства, психологии труда и профессионального развития учителя. Эти исследования привели к пониманию педагогического труда как целостной и развивающейся реальности.

В предмет педагогической акмеологии входят:

а) закономерности и механизмы достижения вершин в педагогической деятельности;

б) исследование процессов поэтапного формирования учителя-профессионала;

в) пути становления учителя-профессионала.

В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение.

тем не Менее, на данном этапе совершенствования системы профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту акмеология не нашла адекватного развития. Хотя выявление условий и факторов, определяющих профессиональную подготовку учителя, тренера, будет целенаправленно и эффективно управлять этим процессом.

категории Фундаментальной акмеологии на данном этапе ее развития являются "профессионализм" и "компетентность".

Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной производительности.

Узнать стоимость работы