Вам нужна курсовая работа?
Интересует Журналистика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Интервью (беседа) как метод сбора материала

  • 24 страницы
  • 16 источников
  • Добавлена 01.12.2006
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Метод опроса
1.1. Интервьюирование
1.2. Классификация интервью
1.3. Задачи журналиста
2. Человек как источник журналистской информации
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

И, наконец, он транслятор информации, полученной от других.
Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для журналиста: как существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации.
Конечно, чаще всего львиную долю сведений журналист получает в интервью – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – «это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия ».
Журналист должен быть четко подготовлен к предстоящему интервью, должен знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут быть даны как позитивные, так и негативные; они могут быть как из прошлого, так и из настоящего, как из собственной жизни интервьюируемого, так и из частной жизни другого лица. Само собой разумеется, что далеко не обо всех вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это требует от журналиста определенных нюансов в поведении, определенных тактических приёмов. Здесь для журналиста важным является знание психологии общения. Если же вопросы интервьюера нацелены на выяснение взглядов, суждений, отношения собеседника на определённые аспекты действительности, то это, по сути, раскрывает личность интервьюируемого. Чаще всего такая ситуация предстает перед нами в портретных интервью.
Еще одно важнейшее качеству интервьюера – способность «сходиться с людьми». Ведь количество, да, пожалуй, и качество полученной в процессе интервью информации зависит от того, насколько журналист смог «разговорить», раскрыть своего собеседника, расположить его к беседе.
Естественно, что у каждого журналиста существует определенная тактика ведения интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы, – все это есть проявления продуманной тактики.
Как считает Г. В. Лазутина, интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:
Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);
Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;
Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.
Валерий Аграновский изложил ряд принципиальных положений по ведению интервью:
Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить.)
Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задавать вопросы и по обязанности, но получать на них ответы он может только при желании собеседника.
Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.
Как отмечает Т. Засорина, в каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Интервью же – самый субъективный источник информации. Так как, например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении. Но возможно в этом же заключается положительное свойство этого источника информации – возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения.
Каждому журналисту приходиться выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала.
Интервью, предлагаемое аудитории как «зеркало беседы», в числе прочего показывает, насколько благополучно и изящно репортеру удалось выйти из беседы, проведя ее этически корректно.
Заключение
Все больше и больше появляется интервью на страницах наших газет и журналов, все чаще люди различных профессий обращаются к этому жанру. Почему?
На этот вопрос существует множество ответов. Интервью - это динамичный, подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на происходящие события.
Многие исследователи, осваивающие для своих профессиональных нужд методику интервью, признают, что интервьюирование оказывается более трудным делом, чем они первоначально предполагали. Работа интервьюера требует постоянной концентрации внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен правильно понимать респондента, следить непрерывно за ходом его мысли и одновременно фокусировать беседу на проблеме исследования. Все это требует мастерства, навыков и соблюдения методических принципов интервьюирования.
Методические принципы ведения интервью отрабатывались и рефлексировались несколькими поколениями исследователей. Этот процесс и сейчас не стоит на месте: придумываются новые способы и в то же время отмирают старые – несовместимые с новой эпохой.
Интервью – это не только обмен мнениями, а и получение информации от одного лица – опрашиваемого. В отличие от беседы, роли участников интервью совершенно различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой – как субъект. Следовательно, – журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда объявляют ненадежным инструментом ввиду двойной субъективности получаемых сведений: субъективности их источника и субъективности воспринимающего их интервьюера. Еще в 1931 году американские авторы Бингхем и Мур писали. Что интервью лучше всего применять для выяснения мнений, оценок, и так далее.
Сделав общий обзор и общую характеристику метода сбора журналистской информации, проанализировав различную литературу, сопоставив различные точки зрения на проблему журналистского интервью, я сделала следующие выводы.
Получение сведений (или информации) – это всегда взаимодействие журналиста с объектом. Поэтому, выбирая тот или иной источник информации, журналист должен учитывать:
Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист – то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуации и пр.).
Доступность источников информации (если журналист не может получить доступ к документам, то ему придётся искать собеседников, которые владели бы нужной информацией. Или наоборот.
Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней и он может встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. Другое дело, когда репортер готовит заметки в номер в течение нескольких часов).
Степень надежности информации (если журналист сомневается в надежности информации, полученной одним из методов, ему придется проверять ее с помощью других).
Каким бы методом информационные данные добыты ни были, сами по себе они еще не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, ее необходимо путем обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.
Список литературы
Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.- 232 с.
Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1974.- 256 с.
Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000.- 274 с.
Журналист и информация: учеб пособие / Под ред. Корконосенко С. Г. СПб., 1994.- 306 с.
Известия. 2006. 7 июн.
Известия 2006. 14. нояб.
Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2005.- 495 с.
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.- 380 с.
Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.- 280 с.
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс: Изд-во МГУ, 2000.- 238 с.
Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2005.- 188 с.
Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.- 216 с.
Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. СПб.: Рада мира, 2004.- 204 с.
Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.- 320 с.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.- 164 с.
Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике: учеб.-метод. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 80 с.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.- 7 с.
Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2005.- 111 с.
«Журналист и информация»: учеб/ пособие / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 1994.- 15 с.
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.- 130 c.
Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.- 232 с.
Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1974.- 256 с.
Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000.- 274 с.
Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2005.- 495 с., Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.- 380 с.
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс: Изд-во МГУ, 2000.- 238 с.
Лукина М. технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2005.- 188 с.
Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике: учеб.-метод. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 80 с.
Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.- С. 52-54.
Там же.- 55 с.
Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.- 34 с.
Там же.- 35 с.
Там же.- С. 37-38 с.
Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.- 41 с.
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. С. 104–118.
Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2005.- С. 123-126.
Там же.- 127 с.
Там же.- 129 с.
Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1974.- 67 с.
Там же.- С. 68-70.
Там же.- С. 71-72.
Журналист и информация: учеб пособие / Под ред. Корконосенко С. Г. СПб., 1994.- 120 с.
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.- 42 с.
Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике: учеб.-метод. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 21 с.
Там же.- 22 с.
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс: Изд-во МГУ, 2000.- 80 с.
Известия 2006. 14. нояб.
Лазутина Г. В. Указ. соч.- 82 с.
Известия. 2006. 7 июн.
Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000.- 61 с.
Там же.- 62 с.
Лазутина Г. В. Указ. соч.- 84 с.
Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике: учеб.-метод. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 28 с.
Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.- 96 с.
Там же.- 97 с.
Там же.- 99 с.
Там же.- 101 с.
Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. СПб.: Рада мира, 2004.- 73 с.
Там же.- 74 с.
Там же.- С. 74-76.
Там же.- 77 с.
Лазутина В. Г. Указ. соч. - С. 155-156.
Там же. - С. 167-170.
Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.- 107 с.
Лазутина В. Г. Указ. соч.- 169 с.
В. Аграновский. Указ. соч.- 88 с.
Там же.- 90 с.
Журналист и информация: учеб пособие / Под ред. Корконосенко С. Г. СПб., 1994.- 55 с.
Там же.- 290 с.












3

1.Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.- 232 с.
2.Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1974.- 256 с.
3.Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000.- 274 с.
4.Журналист и информация: учеб пособие / Под ред. Корконосенко С. Г. СПб., 1994.- 306 с.
5.Известия. 2006. 7 июн.
6.Известия 2006. 14. нояб.
7.Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2005.- 495 с.
8.Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.- 380 с.
9.Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.- 280 с.
10.Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс: Изд-во МГУ, 2000.- 238 с.
11.Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2005.- 188 с.
12.Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.- 216 с.
13.Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. СПб.: Рада мира, 2004.- 204 с.
14.Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.- 320 с.
15.Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.- 164 с.
16.Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике: учеб.-метод. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 80 с.

Беседа как основной метод консультирования










КУРСЫ

ОСОБЕННОСТИ БЕСЕДЫ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Введение

Актуальность исследования данной темы имеет большое значение, поскольку консультативная беседа является основным средством психологического консультирования.

Для эффективного психологического воздействия существенное значение пространственная и временная организация беседы, хотя, конечно, большая часть того, что можно сказать в этом смысле стала уже большой истинами (Бодалев A. A., Столин В. В., 1989; Алешина Ю. Е., Peter L. A., 1989).

степень разработанности темы: Вопросы приемов ведения беседы рассматривались многими учеными-психологами, такие, как: Абрамов, С., Айви, А. Е., Алешина Ю. Е., Джордж П., Забродин Ю. М., Кочюнас Р., Лысенко Е. М., Сытник С. А. и многие другие.

проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью исследования особенностей беседы как метода психологического консультирования, и недостаточность исследований и систематизации данных по этой проблеме.

Цель исследования: выявить особенности беседа как основной метод психологического консультирования.

Предмет исследования: психологическое консультирование.

Предмет исследования: беседа как метод психологического консультирования

Гипотеза: разговор, является основным методом психологического консультирования и характеризуется их характеристики: этапы, методы, приемы и уловки.

Цели исследования:

для того, чтобы определить место темы в консультации психологической;

для определения особенностей беседы как метода психологического консультирования;

определить методы и приемы и техники ведения беседы в консультации психологической;

организация, методы, техники и приемы ведения беседы как основного метода психологического консультирования;

Узнать стоимость работы