Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Сформированность речевых и неречевых предпосылок навыка письма.

  • 26 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 20.11.2006
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. К проблеме изучения предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста.
1.1.Психологическая структура процесса письма и предпосылки его формирования
1.2.Этапы овладения письмом
1.3.Краткий исторический обзор учений о нарушениях письменной речи
1.4.Современное состояние вопроса о нарушениях письма в России и за рубежом
Глава II. Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

В патогенезе расстройств письменной речи принимает участие три типа дизонтогенеза: задержанное развитие, асинхрония развития и парциальное психическое недоразвитие (В.В. Ковалев (8), В.В. Лебединский (12). При различных видах дисграфий данные типы представлены в разной степени. При семейных, генетически обусловленных расстройствах дизонтогенез ближе к задержанному типу развития. При энцефалопатических вариантах преобладают проявления асинхроний развития и парциального недоразвития.
В наибольшей степени дизонтогенез такого рода сказывается на формировании предпосылок интеллекта. Внимание, память, сукцессивные операции, пространственная ориентировка, речевые навыки, зрительно-моторная координация сами непосредственно не определяют интеллектуальный потенциал. Ребенок может быть достаточно сообразительным, но иметь низкий уровень внимания или несовершенную зрительно-моторную координацию. тем не менее перечисленные функции создают необходимое базисное обеспечение умственной деятельности.
Очень часто у детей с дисграфией обнаруживаются клинические симптомы, свидетельствующие о поражении подкорковых и стволовых активирующих систем мозга (Исаев Д.Н. и др (7. С. 121)). Это является причиной снижения умственной работоспособности, нарушения концентрации внимания, повышенной отвлекаемости.
Если повреждение затрагивает церебральные системы, участвующие в речевых функциях, у детей нарушается их созревание. Это может серьезным образом затруднить овладение письмом. С наибольшей вероятностью это происходит в двух случаях: а) при избирательном недоразвитии фонологической системы и б) при нарушении формирования метаязыковых функций ребенка (9. С. 147).
При резидуальных энцефалопатиях часто наблюдаются отклонения в развитии зрительно-пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Это тормозит овладение графическим образом букв, препятствует автоматизации графо-моторных навыков, что проявляется в замедленности акта письма, нестабильности почерка, а иногда в смешении при письме графически сходных букв.
При изолированном нарушении созревания каждой из перечисленных предпосылок интеллекта труднопреодолимых проблем в усвоении письма не возникает. Если же страдают одновременно несколько из них, вероятность появления подобных расстройств значительно возрастает. Однако даже в этом случае появление дисграфии не является фатальным. Окончательный исход зависит от того, насколько методы и приемы обучения ребенка оказались адекватными его сохранным способностям.
Итак, этиология дисграфий является сложным переплетением причин, условий и предпосылок. Дисграфические ошибки возникают как результат сочетания трех групп явлений:
1) биологической недостаточности определенных мозговых систем;
2) функциональной недостаточности;
3) условий среды, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

Глава II. Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует согласованной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия и произвольного внимания.
Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи.
Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это - очень непросто исправить.
Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.
Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей - тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо «сюсюкание» взрослых с ребёнком. Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь и они даже сами ей подражают.
Вот сроки появления в речи ребёнка звуков:
Удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:
1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М
2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
5-6 лет - последними усваиваются звуки: Л, Р
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду.
При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Уже у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые могут исправиться только с помощью логопеда.
Даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.
Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще - свистящих и шипящих) и многое другое.
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое, избирательное расстройство. Ее наличие не означает снижение обучаемости вообще. Страдают вполне определенные навыки, механизмы которых оказались несформированными. Особенность этого вида нарушений письма проявляется в наличии особых или специфических ошибок, не свойственных здоровым детям и детям, неполно усвоившим программный материал. Однако самым ранним проявлением дисграфии является неполноценность навыков фонематического анализа, которым ребенок обучается в добукварном периоде.
Многолетняя педагогическая практика показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.
Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт более быструю положительную динамику.
Главным и практически единственным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие в письме специфических ошибок.
Для общего развития зрительно-моторных координаций рекомендуется проводить ежедневные занятия продолжительностью 10 - 15 минут.
При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
Категорически запрещается многочасовое переписывание домашних заданий. На начальном этапе обучения большие по объёму письменные задания, многократное переписывание могут дать обратный эффект, т.к. эти дети пишут с большим напряжением, а значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большое по объёму, не ограничивалось во времени, а основная задача была – написать букву правильно. Таким детям необходимо терпеливое и внимательное отношение педагога и родителей.
Заключение
Анализ логопедической и психолого – педагогической литературы по проблеме сформированности речевых и неречевых предпосылок навыка письма у дошкольников массового детского сада позволяет сделать обобщающее заключение.
Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность, как в психологическом, так и в нейропсихологическом смысле.
Нарушения различных речевых процессов имеет широкое распространение среди дошкольников массового детского сада. Данные нарушения приводят к дисграфии детей младшего школьного возраста. Предупреждение нарушения письма у дошкольников является недостаточно изученной проблемой, в связи с чем, изучение сформированности речевых и неречевых процессов, определение направлений и содержание коррекционной работы по их преодолению у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии.
Профилактика различных видов дисграфий будет наиболее успешна при раннем ее начале. Поэтому возникает необходимость в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Ранняя диагностика возможных трудностей письма позволяет заранее подготовить ребенка к школе и предотвратить трудности обучения.

Литература
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР 1955. Вып. 70. – С. 12 – 14.
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. – 136 с.
Анохин Г.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. – 284 с.
Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей //Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 15. – С.7 – 9.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 86 с.
Гельнитц Г. Особенности развития при энцефалопатиях в детском и юношеском возрасте //Проблемы постнатального соматопсихического развития. М., 1974. – С. 47 – 54.
Исаев Д.Н., Ефремов К.Д., Пукшанская С.М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексий и дисграфий //Тезисы I Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии. М., 1974. – С. 23 – 29.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. – 174 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. СПб., ИД «МиМ», 1997. – 330 с.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. – 278 с.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно-методич. пособие. СПб.: Образование, 1997. – 224 с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 324 с.
Левина Р.Е. Недостатки письма и чтения в детском возрасте. М.: Учпедгиз, 1940.- 168 с.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 270 с.
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 148 с.
Ляпидевский С.С. Основы невропатологии. М.: Учпедгиз, 1959. – 346 с.
Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме //Советская педагогика. 1952. № 6. – С 35 – 42.
Русский язык: Энциклопедия. М, 1979. – 634 с.
Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1965. – С 83 – 92.
Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 1987. № 2. – С.32 – 34.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М., 1989. – 160 с.
Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 580 с.












26

1.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР 1955. Вып. 70. – С. 12 – 14.
2.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространст-ва у детей. М.: Просвещение, 1964. – 136 с.
3.Анохин Г.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. – 284 с.
4.Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых рас-стройствах артикуляции у детей //Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 15. – С.7 – 9.
5.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 86 с.
6.Гельнитц Г. Особенности развития при энцефалопатиях в дет-ском и юношеском возрасте //Проблемы постнатального соматопсихического развития. М., 1974. – С. 47 – 54.
7.Исаев Д.Н., Ефремов К.Д., Пукшанская С.М. Легкая детская эн-цефалопатия как причина дислексий и дисграфий //Тезисы I Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии. М., 1974. – С. 23 – 29.
8.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. – 174 с.
9.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. СПб., ИД «МиМ», 1997. – 330 с.
10.Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школь-ников. М.: Просвещение, 1983. – 278 с.
11.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно-методич. пособие. СПб.: Образование, 1997. – 224 с.
12.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 324 с.
13.Левина Р.Е. Недостатки письма и чтения в детском возрасте. М.: Учпедгиз, 1940.- 168 с.
14.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 270 с.
15.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 148 с.
16.Ляпидевский С.С. Основы невропатологии. М.: Учпедгиз, 1959. – 346 с.
17.Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме //Советская педагогика. 1952. № 6. – С 35 – 42.
18.Русский язык: Энциклопедия. М, 1979. – 634 с.
19.Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся на-рушением письма //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1965. – С 83 – 92.
20.Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 1987. № 2. – С.32 – 34.
21.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М., 1989. – 160 с.
22.Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 580 с.

Содержание

Введение

Глава I Научно-теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

1.1 Психофизиологическая структура процесса письма, речи и неречевые предпосылки его формирования

1.2 Современные представления о дисграфии

1.3 Предпосылки письма у дошкольников с ОНР

Глава II Организация исследования

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной групп. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.2 Теоретические и методологические основы методологии эксперимента

2.3 Содержание методики исследования неречевых и речевых психических функций, лежащих в основе предпосылок, важных для овладения письмом у дошкольников совместно с недоразвитием речи

2.4 Состояние неречевых и речевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи

Вывод

библиография

Введение

Актуальность исследований. Специфические нарушения письма у детей с трудностями в обучении являются одной из основных причин школьной неуспеваемости (Р. И. Лалаева, P. E. Левина, Л., Парамонова, Л. Ф. Попов, Е. А. Кинаш, А. П. Воронова, Г. М. Вартопетова, Н. И.Буковцева, А. Е. Алексеева и др.). Эта проблема активно изучается специалистами в различных областях науки: логопедии, психологии, неврологии, психофизилогии, педагогики, коррекционной педагогики, информационные технологии и др.), так как письмо - сложный многофункциональный психофизиологический процесс (Б. Ананьев, Т. В. Ахутина, P. A. Белова-Давид, Л. С. Выготский, Г. А. Каше, P. E. Левина, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, А. Р. Лурия, Н. Г. Парамонова, A. B. S., Г. В. Чиркина, Л. Цветкова и др.). Которые сопровождают письмо стойких повторяющихся ошибках, когда ни одного ребенка сенсорных и интеллектульных нарушений встречаются во всех видах письменных работ (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, P. E. Левина, Е. А. Логинова и др.) определяют понятие дисграфии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Н. И.Никашина, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова).

Дисграфия рассматривается как нарушением фонематического принципа письма, на которые часто не выявляются трудности в формировании речи. Наиболее сложным является формирование навыков написания, который обозначается как "графомоторный навык", "элементарный графический навык", "двигательных навыков письма". Есть противоречие: некоторые исследователи отмечали, что движения выполняются в процессе записи, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в моделировании. Другие, напротив, считают, что знания детей дошкольного возраста в изображении деятельности, способствует развитию навыков письма (Т. В. Астахова, М. И. Барышева, Г. М. Вартапетова, Е. А. Кинаш и др.).

Узнать стоимость работы