Изучение особенностей мышления у младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 07.11.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЫШЛЕНИЯ
1.2 МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.2.1 МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.2.2 РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В РЕГУЛЯЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2.3 РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
1.2.4 НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ
1.3 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ.
2.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.2.1 «ПИКТОГРАММА» (А.Р.ЛУРИЯ)
2.2.2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ЗАМБИЦЯВИЧАН Э.Ф.)
2.2.3 МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
2.2.4 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЗАМБИЦЯВИЧАН Э.Ф.)
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.3.1 ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
ВЫВОДЫ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

В основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Но вместе с тем эти суждения являются результатом анализа текста, мысленного сопоставления его отдельных частей, мысленного выделения в этих частях главных моментов, их объединения в целостную картину, наконец, обобщения частностей в некотором новом суждении, теперь уже отдельном от прямых его источников и ставшем абстрактным значением. Следствием именно такой аналитико-синтетической деятельности служит абстрактное суждение или обобщенное знание.
Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно отчленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.
К концу второй стадии большинство учащихся производят обобщения в плане накопившихся представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. Развёрнутые объяснения учителя и рассказы-статьи учебников во многих случаях достаточны для того, чтобы овладевать понятиями без непосредственного оперирования предметным материалом. Растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума, и объекты характеризуются по более или менее существенным связям. Что свидетельствует о сформированности наглядно-образного вида мышления.
По мнению Пиаже, на стадии конкретных операций (7-11 лет) дети овладевают такими когнитивными операциями, как децентрация и обратимость, которые позволяют им логически и систематически размышлять о материальных объектах, событиях и переживаниях. Конкретные мыслительные операции помогают детям овладеть пониманием постоянства, упорядочиванием и проявлять переходность.



Глава 2. Диагностика мышления у детей младшего школьного возраста

2.1 Описание выборки.

В исследовании приняли участие 15 младших школьников, обучающихся в школе № 448, города Санкт-Петербурга, исследование проведено в марте 2006 года.
Исследование проводилось индивидуально.
2.2 Описание методов исследования.

В данном исследовании использовались следующие методы:
Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;
Метод наблюдения;
Психодиагностические методики:
«Пиктограмма» (А.Р.Лурия)
Методика исследования вербально-логического мышления (Замбицявичан Э.Ф.)
Методика «исключение лишнего»
Методика определения умственного развития детей младшего школьного возраста (Замбицявичан Э.Ф.)
5. Методы математической обработки данных.
Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.
Для математической обработки данных использовалась программа STATISTICA.

Рассмотрим более подробно описание используемых нами психодиагностических методик.

2.2.1 «Пиктограмма» (А.Р.Лурия)

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.
Инструкция: Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь потом вспомнить это слово.
Воспроизведение словесного материала осуществляется спустя 40-60 минут.


2.2.2 Методика исследования вербально-логического мышления (Замбицявичан Э.Ф.)

Цель: исследование вербально-логического мышления.
Оборудование: незаконченные предложения и к каждому из них несколько слов, из которых только одно подходит по смыслу.
Инструкция: Выбери одно из слов, которое правильно заканчивает начатое предложение.
2.2.3 Методика «исключение лишнего»

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Предметный вариант.
Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой (6 карточек).
Инструкция: посмотри на эти рисунки. Здесь изображены четыре предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу.
2.2.4 Методика определения умственного развития детей младшего школьного возраста (Замбицявичан Э.Ф.)

Цель: исследование умственного развития детей младшего школьного возраста.
Материал: лист со словами, к которым по ассоциации нужно подобрать пару.
Инструкция: Сейчас тебе будет предложено следующее задание. К слову, которое стоит первым в ряду нужно подобрать прилагательное, которое вместе с ним используется. Под другим словом из четырех прилагательных выбрать наиболее к нему походящее.
2.3 Анализ результатов исследования.
2.3.1 Диагностика познавательных функций

Таблица 1
  Младшие школьники Стандартное отклонение Пиктограмма 8,20000 0,331175 Вербально-логическое мышление 7,60000 0,000111 Исключение лишнего 10,15000 0,669889 Умственное развитие 7,60000 0,222300

Рисунок 1.
Показатели, полученные в результате использования методики «пиктограмма», направленного на выявление и измерение особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления у младших школьников данной выборки ниже нормативных показателей.


Таблица 2
пиктограмма процент низкие 8 50 средние 5 31 высокие 3 19 Total 15 100

Рисунок 2.
Как видно на рисунке 2 50% испытуемых детей данной выборки демонстрируют снижение способности к логическому обобщению.
Показатели, полученные при использовании методики исследования вербально-логического мышления свидетельствуют о снижении этой способности у детей данной выборки. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словарный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова.
Таблица 3.
Вербально-логическое мышление процент низкие 10 67 средние 2 13 высокие 3 20 Total 15 100

Рисунок 3.
Как видно на рисунке 3 общее снижение показателей вербально-логического мышления демонстрируют 67% испытуемых.

Показатели, полученные в результате использования методики «исключение лишнего», говорят о незначительном снижении. Отыскание общих существенных признаков понятий требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию, развитого понятийного мышления.
Таблица 4.
Исключение лишнего процент низкие 9 60 средние 3 20 высокие 3 20 Total 15 100

Рисунок 4.
Как видно на рисунке 4 60% детей данной выборки демонстрируют снижение в области абстрагирования и обобщения.

Показатели, полученные в результате использования методики для определения умственного развития, свидетельствуют о снижении у обследованных детей. Успешность выполнения зависит от развития у ребенка понятийного мышления, словарного запаса и способности к образному мышлению.

Таблица 5.
Умственное развитие процент низкие 11 73 средние 3 20 высокие 1 7 Total 15 100

Рисунок 5.
Как видно на рисунке 5 73% обследованных детей демонстрируют снижение уровня умственного развития.
Таким образом, анализируя результаты исследования, мы можем предположить, что у детей данной выборки существует комплексное снижение в области мышления.

Выводы:

Статистический анализ результатов исследования выявил следующие особенности мышления в группе испытуемых:

Показатели, полученные в результате использования методики «пиктограмма», направленного на выявление и измерение особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления у младших школьников данной выборки ниже нормативных показателей.
Показатели, полученные при использовании методики исследования вербально-логического мышления свидетельствуют о снижении этой способности у детей данной выборки. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словарный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова.
Показатели, полученные в результате использования методики «исключение лишнего», говорят о незначительном снижении. Отыскание общих существенных признаков понятий требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию, развитого понятийного мышления.
Показатели, полученные в результате использования методики для определения уровня умственного развития, свидетельствуют о снижении у обследованных детей. Успешность выполнения зависит от развития у ребенка понятийного мышления, словарного запаса и способности к образному мышлению.
Таким образом, анализируя результаты исследования, мы можем предположить, что у детей данной выборки существует комплексное снижение в области мышления.


Заключение


Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о снижении вербально-логического мышления, способности к абстрагированию и обобщению и общего уровня мышления у младших школьников подтвердилась.
Рассмотренный нами фактор когнитивной сферы, такой как мышление и его исследование свидетельствует о комплексном снижении показателей у младших школьников данной выборки.
Объем данной работы не позволяет в полной мере раскрыть существо вопроса, но мы надеемся, что в дальнейшем работа будет продолжена.


Список литературы

Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
Выгодский Л.С. «Мышление и речь»//Собрание сочинений: в 6 т. – М.: 1982.- Т.2. – С.273.
Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.
Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 1991.
Калмыкова З. И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 1981.
Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989.
Курганов С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» М., Просвещение, 1989.
Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Москва, 1995
Обухова Л.Ф. Возрастная психология, Москва, 1999
Оклендер В. «Окна в мир ребенка». М., Независимая фирма «Класс», 1997.
Пиаже Жан Избранные психологические труды, Москва, 1994
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. «Мозг. Обучение. Здоровье» М., «Просвещение, 1989.

Приложение
Сводная таблица результатов исследования

  пол     мышление   Ф.И.       20 баллов     1м 0ж пиктограмма вербально-логическое мышление исключение лишнего уровень умственного развития 1 0 12 8 9 6 2 0 9 8 14 7 3 0 9 9 11 6 4 0 7 7 9 8 5 0 8 7 14 6 6 0 9 6 7 9 7 0 7 8 6 6 8 1 6 9 14 13 9 1 11 6 8 8 10 1 8 8 9 6 11 1 11 7 8 7 12 1 9 8 8 6 13 1 4 8 9 9 14 1 12 9 9 6 15 1 3 11 10 10
Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. «Мозг. Обучение. Здоровье» М., «Просвещение, 1989.
Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.
Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Москва, 1995

Калмыкова З. И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 1981.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. «Мозг. Обучение. Здоровье» М., «Просвещение, 1989.

Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Москва, 1995

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. «Мозг. Обучение. Здоровье» М., «Просвещение, 1989.

Выгодский Л.С. «Мышление и речь»//Собрание сочинений: в 6 т. – М.: 1982.- Т.2. – С.273.
Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 1991.
Курганов С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» М., Просвещение, 1989.
Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989.
Пиаже Жан Избранные психологические труды, Москва, 1994













27

1.Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
2.Выгодский Л.С. «Мышление и речь»//Собрание сочинений: в 6 т. – М.: 1982.- Т.2. – С.273.
3.Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.
4.Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 1991.
5.Калмыкова З. И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 1981.
6.Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989.
7.Курганов С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» М., Просвещение, 1989.
8.Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Москва, 1995
9.Обухова Л.Ф. Возрастная психология, Москва, 1999
10.Оклендер В. «Окна в мир ребенка». М., Независимая фирма «Класс», 1997.
11.Пиаже Жан Избранные психологические труды, Москва, 1994
12.Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. «Мозг. Обучение. Здоровье» М., «Просвещение, 1989.


Вопрос-ответ:

Что такое мышление и как оно изучается?

Мышление - это сложный психический процесс, в котором человек осуществляет обработку информации, рассуждает, анализирует и принимает решения. Изучается мышление с помощью психологических исследований, анализа экспериментальных данных и использования различных теоретических подходов.

Какие теоретические подходы существуют в изучении мышления?

В изучении мышления используются различные теоретические подходы, такие как психоанализ, поведенческая психология, когнитивная психология и др. Каждый подход рассматривает мышление с разных точек зрения и предлагает свои модели и концепции его функционирования.

Какое место занимает мышление в регуляции предметно-практической деятельности?

Мышление играет важную роль в регуляции предметно-практической деятельности человека. Оно позволяет нам планировать действия, прогнозировать результат, анализировать ситуацию и принимать решения. Без мышления было бы сложно достичь поставленных целей и успешно выполнять задачи.

Как связана речь и мышление?

Речь и мышление тесно связаны между собой. Речевая деятельность является одним из важных средств выражения и обмена мыслями. Через речь мы можем описывать свои мысли, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения и т.д. Мышление в свою очередь помогает нам формировать логические связи в речи и структурировать высказывания.

Каким образом происходит развитие мышления в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте происходит активное развитие мышления. Дети приобретают новые навыки и способы мышления, улучшают свою способность к анализу и решению проблем. Они становятся более самостоятельными в своих мыслительных процессах и улучшают свою способность к абстрактному мышлению.

Зачем изучать особенности мышления у младшего школьного возраста?

Изучение особенностей мышления у младшего школьного возраста позволяет понять, как развивается и формируется когнитивная функция у детей, какие процессы и стратегии они используют при решении задач, какие способы рассуждения и логические операции используются. Это позволяет определить, как эффективно они усваивают знания, а также выявить возможные нарушения или отклонения в развитии мышления.

Какие теоретические подходы существуют в изучении мышления?

Существует несколько теоретических подходов в изучении мышления, таких как стадийный подход, когнитивный подход, информационный подход, контекстуальный подход и другие. Каждый из них предлагает свои объяснения и теории о природе и развитии мышления.

Какую роль играет мышление в регуляции предметно-практической деятельности?

Мышление играет важную роль в регуляции предметно-практической деятельности. Оно позволяет ребенку планировать свои действия, выстраивать стратегии решения задач, анализировать и оценивать результаты. Мышление также помогает ребенку прогнозировать последствия своих действий и принимать решения на основе предыдущего опыта и знаний.

Как развивается мышление у детей младшего школьного возраста?

Мышление в младшем школьном возрасте проходит через несколько стадий развития. В начальной стадии дети полагаются на конкретные представления и собственный опыт. Затем они начинают использовать логические операции, анализировать и классифицировать информацию. В конце этого возрастного периода развивается абстрактное и аналитическое мышление.

Как проводится диагностика мышления у детей младшего школьного возраста?

Диагностика мышления у детей младшего школьного возраста проводится с помощью различных методик, например, тестов, экспериментов, наблюдений и интервью. Это позволяет оценить различные аспекты мыслительной активности, такие как логическое мышление, способность к анализу и синтезу, пространственное и временное мышление и другие когнитивные функции.

Какие теоретические подходы существуют в изучении мышления?

В изучении мышления существуют различные теоретические подходы, такие как психоаналитический подход, где мышление рассматривается как проявление психических конфликтов и несознаваемых желаний; культурно-исторический подход, который считает, что мышление формируется в процессе социализации и обучения; когнитивный подход, основанный на исследовании познавательных процессов и структур; и многие другие подходы.

Какую роль играет мышление в регуляции предметно-практической деятельности?

Мышление играет важную роль в регуляции предметно-практической деятельности. Оно позволяет ребенку планировать свои действия, прогнозировать результаты и принимать решения на основе обдумывания альтернативных вариантов. Благодаря мышлению дети могут более эффективно выполнять задачи, осуществлять самоконтроль и саморегуляцию, а также развивать творческое мышление и проблемное мышление.