Бюрократический менеджмент и его роль в современной мире.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Менеджмент
  • 2626 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 19.03.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Ведение
Глава 1. Понятие государственного менеджмента. Организационная структура и формы государственного управления.
1.1 Государственный менеджмент как системное общественное явление.
1.2. Организационная структура государственного управления
Глава 2. Концептуальные основы бюрократии. Роль бюрократического менеджмента в мире и современном обществе.
2.1 Понятие о бюрократии.
2.2. Роль бюрократического менеджмента в мире.
Заключение
Список литературы.

Фрагмент для ознакомления

Предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. При этом глава также подчинении формально-правовым нормам. На смену принципу личной преданности, имеющему центральное значение при традиционном и харизматическом господстве, приходит ориентация на безличный порядок. Как отмечает Э.Геллнер: "Лояльный член либерального гражданского общества в известном смысле убежден в его условной легитимности, признает необходимость его защищать и соблюдать установленные в нем законы - даже если он пытается их изменить. Но он не обожествляет структуры власти и не испытывает священного трепета перед теми, кто стоит выше по социальной лестнице".Необходимо отметить, что легальное господство не имеет какого-либо ценностного фундамента, представляя собой чисто "функциональный, то есть свободный от всяких содержательных (ценностных) моментов тип управления". Само по себе легальное господство не обладает в глазах подчиненного ему населения достаточной легитимностью. Поэтому Вебер считал, что этот тип господства должен быть дополнен традиционными или харизматическими элементами. Впрочем, в эмпирической реальности легальное господство и не существует в чистом виде, неизменно проявляясь лишь в сочетании с каким-то иным типом.Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:а) должностные обязанности исполняются на постоянной основе и регулируются правилами;б) эти обязанности разделены между функционально различными сферами, в каждой из которых существуют необходимые властные полномочия и санкции;в) должности образуют иерархию, в которой определены возможности контроля за исполнением приказаний и их обжалования;г) правила, регулирующие деятельность организации, подразделяются на чисто технические инструкции и правовые нормы, но для исполнения тех и других необходим специально подготовленный персонал;д) ресурсы организации отделены от имущества ее членов как частных лиц;е) должностное лицо не может присвоить свою должность;ж) управление основывается на письменных документах, что делает канцелярию центром современной организации;з) легальное господство может принимать различные формы, но при наиболее чистом типе такого господства используется бюрократический управленческий персонал.При легальном господстве с бюрократическим управленческим аппаратом лишь глава организации занимает свое положение в результате выборов, присвоения или наследования. Аппарат, которым он распоряжается, состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:1) они лично свободны и подчинены власти только в том, что касается их безличных должностных обязанностей;2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;3) каждая должность обладает строго определенной сферой полномочий;4) чиновник занимает должность на основе добровольного договорного соглашения;5) кандидаты отбираются на основании их специальной квалификации и при этом назначаются на должность, а не избираются;6) вознаграждением служит постоянное денежное жалование, как правило, с правом на пенсию;7) должность рассматривается как единственный или, по крайней мере, основной род занятий занимающего ее лица;8) существует система служебного продвижения в соответствии со старшинством или заслугами;9) чиновник отделен от владения средствами управления и не присваивает свою должность;10) он подчинен в своей деятельности жесткой и систематической дисциплине и контролю.С точки зрения Вебера, рациональная бюрократия не тождественна легальному господству. С одной стороны, легальное господство может осуществляться и небюрократическими (например, коллегиальными) органами управления. С другой стороны, бюрократический административный аппарат может использоваться и в тех случаях, когда руководство не следует принципу легальности. Как указывает Вебер, при чистом типе традиционного господства в управленческом персонале полностью отсутствуют такие черты бюрократической администрации, как четкое определение сфер полномочий, рациональная иерархия должностей, назначение на основе добровольного контракта, специальная подготовка как условие занятия должности и постоянное денежное жалованье.12.2. Роль бюрократического менеджмента в мире.Повсеместное распространение бюрократии вызвано тем, что она оказывается более эффективной, чем любая другая форма управления. Все это делает бюрократию совершенно незаменимой в современном обществе. Развитие современных форм организации, как считает Вебер, практически совпадает с распространением бюрократического управления.Превосходство бюрократии над иными формами управления обусловлено главным образом тем, что она выступает носителем специальных знаний, которые необходимы для нормального функционирования любой крупной организации. Как отмечает Вебер: "Бюрократизация предоставляет, прежде всего, оптимальную возможность проведения в жизнь принципа специализации административных функций в соответствии с чисто объективными критериями. Управление осуществляется функционерами, которые обладают специальной подготовкой и в ходе непрерывной практики развивают свои навыки".В новейших работах западных ученых подчеркивается тот факт, что в американской социологии организаций 40-х-50-х годов использовался лишь один из элементов веберовской концепции бюрократии. "В анализе организаций внимание к трудам Вебера в целом было избирательным. Его масштабным теоретическим построениям давалась в теории организации значительно более узкая интерпретация", - отмечает С.Клегг. Необходимо учитывать также, что Вебер, говоря о наивысшей эффективности бюрократии, сопоставлял ее с традиционными формами управления, по сравнению с которыми она действительно являла собой образец эффективности.К числу социальных последствий бюрократизации Вебер относит тенденцию к уравниванию статусных различий, которая проявляется в результате устранения чиновников, управляющих в силу статусных привилегий и присвоения административных средств и полномочий. Вместе с тем необходимость длительной специальной подготовки для занятия административной должности вызывает к жизни противоположную "плутократическую" тенденцию.1Наконец, одним из следствий бюрократизации оказывается утверждение в отношениях между людьми духа "формальной безличности", когда из официального ведения дел изгоняются все чисто личные и эмоциональные элементы. Рациональная бюрократия действует исходя из объективных критериев, а не личных симпатий и предпочтений. Как пишет Вебер: "Бюрократия получает тем большее развитие, чем более она "дегуманизирована" и чем в большей степени она достигает устранения из официального ведения дел любви, ненависти и всех чисто личных, иррациональных и эмоциональных элементов". Чиновник должен исполнять свои обязанности "без гнева и пристрастия". Он подчинен дисциплине, предполагающей последовательное и методичное выполнение приказаний, в ходе которого не допускается какая-либо критика содержания этих приказаний. Объективность, бесстрастность, формализм - таковы характеристики бюрократии, заложенные в идеальном типе.Государственную службу Вебер рассматривает, подобно науке и политике, как "профессию и призвание". Это находит выражение в том, что занятие должности требует длительной специальной подготовки. Не меньшее значение имеет то, что чиновник возлагает на себя определенные обязательства, связанные с исполнением его "служебного долга". Если для патримониального чиновника было естественным рассматривать свою должность как источник дохода, то при легальном господстве первостепенное значение для чиновника приобретают те цели, осуществлению которых служит его деятельность.В легально-рациональной бюрократии верность чиновника служебному долгу не предполагает личной преданности по отношению к главе организации, как это имеет место в патримониальных и феодальных властных структурах. Согласно Веберу, в условиях легального господства деятельность чиновника подчинена безличным и чисто функциональным задачам. Однако безличные цели обычно получают подкрепление со стороны культурных ценностей, воплощенных в той организации, в которой действует чиновник, будь то государство, церковь, политическая партия или промышленное предприятие.Организация может выступать в некотором роде заменой индивидуального господина в качестве объекта преданности. При этом чиновник полностью зависит от той организации, которой он служит. Как отмечает Вебер, профессиональный чиновник "привязан к своей деятельности во всем своем экономическом и идеологическом существовании. В большинстве случаев он всего лишь винтик непрерывно действующего механизма, который предписывает ему направление движения".Такова в общих чертах идеально-типическая модель рациональной бюрократии и основные следствия, выводимые из нее Вебером.ЗаключениеБюрократическая форма менеджмента в современном обществе является не просто безличным инструментом управления, но также и особой социальной группой со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями. Типическая модель рациональной бюрократии не предусматривает такого распределения дел, когда корпоративные интересы чиновников превышают требования служебного долга. Тем не менее, анализ типично бюрократических ценностей в работах Вебера говорит, что бюрократия иногда хорошо действует, исходя из своих собственных групповых интересов, а не интересов той организации, которая использует бюрократический аппарат управления.В условиях легального господства сохраняется тенденция к бесконтрольному правлению бюрократии. Вебера считал, что специальная подготовка чиновников и их монополия на владение некоторыми видами информации дает возможность бюрократическому аппарату под видом административной беспристрастности фактически определять направление государственной политики. Глава бюрократического аппарата, если только он не обладает достаточной компетентностью в вопросах управления и не имеет независимых источников информации, оказывается беспомощным перед лицом специализированного чиновничества. Вместе с тем отсутствие у чиновников качеств политического лидера приводит к тому, что бюрократический аппарат оказывается не в состоянии решать чисто политические проблемы.Проблема ограничения власти бюрократии для Вебера являлась одной из основных. Немецкий социолог рассматривал различные институциональные механизмы, которые могли бы послужить противовесом бюрократическому управлению. Наибольшие возможности для установления контроля за деятельностью административного аппарата предоставляла, по его мнению, система представительного правления. Вместе с тем основной функцией парламентской системы является, как считал Вебер, отбор политиков, которые обладают качествами настоящего лидера.Список литературы.1. Вебер М. Избранное. Образ общества. / М. Вебер. - М.,2003 – 250с.2. Вебер М. Избранные произведения./ М. Вебер - М., 2000 – 300с.3.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. "История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс" / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов - М.: "Политиздат", 2001 – 350с.4. Кравченко С.А. "Социология. Учебное пособие для ВУЗов" / С.А. Кравченко - М.: "Экзамен", 2002 – 300с.5.Льюис Д. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера./ Д. Льюис – М.: Прогресс, 2001 – 300с.6. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебн. Для вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002; Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. Для студ. Вузов. 2-е изд.М. ЮНИТИ-Дана, 2000; Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебн. Пособие.М. ЭКМОС, 2001; Чиркин В.Е. Государственное управление: элементарный курс. М. Юристъ, 2001; и др.7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646.8.Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. М-, 1986.

Список литературы.
1. Вебер М. Избранное. Образ общества. / М. Вебер. - М.,2003 – 250с.
2. Вебер М. Избранные произведения./ М. Вебер - М., 2000 – 300с.
3.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. "История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс" / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов - М.: "Политиздат", 2001 – 350с.
4. Кравченко С.А. "Социология. Учебное пособие для ВУЗов" / С.А. Кравченко - М.: "Экзамен", 2002 – 300с.
5.Льюис Д. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера./ Д. Льюис – М.: Прогресс, 2001 – 300с.
6. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебн. Для вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002; Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. Для студ. Вузов. 2-е изд.М. ЮНИТИ-Дана, 2000; Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебн. Пособие.М. ЭКМОС, 2001; Чиркин В.Е. Государственное управление: элементарный курс. М. Юристъ, 2001; и др.
7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646.
8. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. М-, 1986.

Вопрос-ответ:

Какова роль бюрократического менеджмента в современной мире?

Бюрократический менеджмент играет важную роль в современной мире, поскольку он обеспечивает эффективное функционирование государственных организаций и управление государственными ресурсами. Он способствует принятию решений на основе правовых норм и организационных процедур, что особенно важно для обеспечения стабильности и непрерывного развития государства. Бюрократический менеджмент также помогает контролировать деятельность государственных органов и обеспечивать соблюдение законодательства, что способствует созданию справедливого и эффективного государственного аппарата.

Что такое бюрократия?

Бюрократия - это система организации и управления, основанная на иерархической структуре, правилах и процедурах. Она характеризуется четко определенными ролями и обязанностями сотрудников, что позволяет обеспечить стабильность, предсказуемость и эффективность в государственных организациях. В бюрократии принятие решений осуществляется на основе строго определенных правил и процедур, а сотрудники должны следовать данным правилам и выполнять свои обязанности без каких-либо личных предпочтений или произвольных действий. Бюрократия является неотъемлемым элементом государственного управления и играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования государства.

Каково понятие государственного менеджмента?

Государственный менеджмент - это область знания, которая изучает организацию и управление государственными организациями. Государственный менеджмент включает в себя такие аспекты, как планирование, принятие решений, организация работы, контроль и регулирование деятельности государственных органов. Он состоит из системы принципов, методов и инструментов, которые позволяют эффективно управлять государственными ресурсами и обеспечивать выполнение задач государства. Государственный менеджмент играет важную роль в современной мире, поскольку обладает возможностью эффективно использовать государственные ресурсы и повышать эффективность работы государственных организаций.

Что такое государственный менеджмент?

Государственный менеджмент - это системное общественное явление, представляющее собой организацию, планирование и контроль деятельности государственных органов и организаций, нацеленных на достижение определенных целей и задач.

Какова организационная структура государственного управления?

Организационная структура государственного управления состоит из центральных и местных органов государственной власти, разделенных на министерства, ведомства и управления, а также на административно-территориальные единицы.

Что представляет собой бюрократия?

Бюрократия - это система управления, основанная на сложных правилах и процедурах, выполняемых служащими, и определяющая их власть и ответственность. Она характеризуется формальной иерархией, бюрократическими процедурами и четкими правилами и инструкциями.

Какая роль бюрократического менеджмента в мире?

Бюрократический менеджмент играет важную роль в мире, обеспечивая эффективное функционирование государства и организаций. Он гарантирует соблюдение законности и порядка, рациональное использование ресурсов и принятие обоснованных решений.

Какова роль бюрократического менеджмента в современном обществе?

В современном обществе бюрократический менеджмент играет ключевую роль в обеспечении стабильности и устойчивости государственных и общественных институтов. Он обеспечивает осуществление функций государства и регулирование социально-экономической сферы.

Что такое государственный менеджмент?

Государственный менеджмент - это системное общественное явление, включающее в себя организационную структуру и формы государственного управления.

Какова роль бюрократического менеджмента в мире?

Бюрократический менеджмент играет важную роль в мире, поскольку обеспечивает эффективное функционирование государственных организаций и гарантирует соблюдение процедур и правил работы в них.

Что означает понятие бюрократия?

Бюрократия - это организационная структура государственного управления, основанная на четком разделении компетенций, иерархии и принципах обязательности исполнения предписаний.

Какие концептуальные основы лежат в основе бюрократического менеджмента?

Концептуальные основы бюрократического менеджмента включают в себя четкое определение компетенций и обязанностей, иерархию и формальные процедуры, а также принципы обязательности исполнения решений и предписаний.