Вам нужен реферат?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Бюрократический менеджмент и его роль в современной мире.

  • 26 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 19.03.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Ведение
Глава 1. Понятие государственного менеджмента. Организационная структура и формы государственного управления.
1.1 Государственный менеджмент как системное общественное явление.
1.2. Организационная структура государственного управления
Глава 2. Концептуальные основы бюрократии. Роль бюрократического менеджмента в мире и современном обществе.
2.1 Понятие о бюрократии.
2.2. Роль бюрократического менеджмента в мире.
Заключение
Список литературы.

Фрагмент для ознакомления

Предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. При этом глава также подчинении формально-правовым нормам. На смену принципу личной преданности, имеющему центральное значение при традиционном и харизматическом господстве, приходит ориентация на безличный порядок. Как отмечает Э.Геллнер: "Лояльный член либерального гражданского общества в известном смысле убежден в его условной легитимности, признает необходимость его защищать и соблюдать установленные в нем законы - даже если он пытается их изменить. Но он не обожествляет структуры власти и не испытывает священного трепета перед теми, кто стоит выше по социальной лестнице".Необходимо отметить, что легальное господство не имеет какого-либо ценностного фундамента, представляя собой чисто "функциональный, то есть свободный от всяких содержательных (ценностных) моментов тип управления". Само по себе легальное господство не обладает в глазах подчиненного ему населения достаточной легитимностью. Поэтому Вебер считал, что этот тип господства должен быть дополнен традиционными или харизматическими элементами. Впрочем, в эмпирической реальности легальное господство и не существует в чистом виде, неизменно проявляясь лишь в сочетании с каким-то иным типом.Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:а) должностные обязанности исполняются на постоянной основе и регулируются правилами;б) эти обязанности разделены между функционально различными сферами, в каждой из которых существуют необходимые властные полномочия и санкции;в) должности образуют иерархию, в которой определены возможности контроля за исполнением приказаний и их обжалования;г) правила, регулирующие деятельность организации, подразделяются на чисто технические инструкции и правовые нормы, но для исполнения тех и других необходим специально подготовленный персонал;д) ресурсы организации отделены от имущества ее членов как частных лиц;е) должностное лицо не может присвоить свою должность;ж) управление основывается на письменных документах, что делает канцелярию центром современной организации;з) легальное господство может принимать различные формы, но при наиболее чистом типе такого господства используется бюрократический управленческий персонал.При легальном господстве с бюрократическим управленческим аппаратом лишь глава организации занимает свое положение в результате выборов, присвоения или наследования. Аппарат, которым он распоряжается, состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:1) они лично свободны и подчинены власти только в том, что касается их безличных должностных обязанностей;2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;3) каждая должность обладает строго определенной сферой полномочий;4) чиновник занимает должность на основе добровольного договорного соглашения;5) кандидаты отбираются на основании их специальной квалификации и при этом назначаются на должность, а не избираются;6) вознаграждением служит постоянное денежное жалование, как правило, с правом на пенсию;7) должность рассматривается как единственный или, по крайней мере, основной род занятий занимающего ее лица;8) существует система служебного продвижения в соответствии со старшинством или заслугами;9) чиновник отделен от владения средствами управления и не присваивает свою должность;10) он подчинен в своей деятельности жесткой и систематической дисциплине и контролю.С точки зрения Вебера, рациональная бюрократия не тождественна легальному господству. С одной стороны, легальное господство может осуществляться и небюрократическими (например, коллегиальными) органами управления. С другой стороны, бюрократический административный аппарат может использоваться и в тех случаях, когда руководство не следует принципу легальности. Как указывает Вебер, при чистом типе традиционного господства в управленческом персонале полностью отсутствуют такие черты бюрократической администрации, как четкое определение сфер полномочий, рациональная иерархия должностей, назначение на основе добровольного контракта, специальная подготовка как условие занятия должности и постоянное денежное жалованье.12.2. Роль бюрократического менеджмента в мире.Повсеместное распространение бюрократии вызвано тем, что она оказывается более эффективной, чем любая другая форма управления. Все это делает бюрократию совершенно незаменимой в современном обществе. Развитие современных форм организации, как считает Вебер, практически совпадает с распространением бюрократического управления.Превосходство бюрократии над иными формами управления обусловлено главным образом тем, что она выступает носителем специальных знаний, которые необходимы для нормального функционирования любой крупной организации. Как отмечает Вебер: "Бюрократизация предоставляет, прежде всего, оптимальную возможность проведения в жизнь принципа специализации административных функций в соответствии с чисто объективными критериями. Управление осуществляется функционерами, которые обладают специальной подготовкой и в ходе непрерывной практики развивают свои навыки".В новейших работах западных ученых подчеркивается тот факт, что в американской социологии организаций 40-х-50-х годов использовался лишь один из элементов веберовской концепции бюрократии. "В анализе организаций внимание к трудам Вебера в целом было избирательным. Его масштабным теоретическим построениям давалась в теории организации значительно более узкая интерпретация", - отмечает С.Клегг. Необходимо учитывать также, что Вебер, говоря о наивысшей эффективности бюрократии, сопоставлял ее с традиционными формами управления, по сравнению с которыми она действительно являла собой образец эффективности.К числу социальных последствий бюрократизации Вебер относит тенденцию к уравниванию статусных различий, которая проявляется в результате устранения чиновников, управляющих в силу статусных привилегий и присвоения административных средств и полномочий. Вместе с тем необходимость длительной специальной подготовки для занятия административной должности вызывает к жизни противоположную "плутократическую" тенденцию.1Наконец, одним из следствий бюрократизации оказывается утверждение в отношениях между людьми духа "формальной безличности", когда из официального ведения дел изгоняются все чисто личные и эмоциональные элементы. Рациональная бюрократия действует исходя из объективных критериев, а не личных симпатий и предпочтений. Как пишет Вебер: "Бюрократия получает тем большее развитие, чем более она "дегуманизирована" и чем в большей степени она достигает устранения из официального ведения дел любви, ненависти и всех чисто личных, иррациональных и эмоциональных элементов". Чиновник должен исполнять свои обязанности "без гнева и пристрастия". Он подчинен дисциплине, предполагающей последовательное и методичное выполнение приказаний, в ходе которого не допускается какая-либо критика содержания этих приказаний. Объективность, бесстрастность, формализм - таковы характеристики бюрократии, заложенные в идеальном типе.Государственную службу Вебер рассматривает, подобно науке и политике, как "профессию и призвание". Это находит выражение в том, что занятие должности требует длительной специальной подготовки. Не меньшее значение имеет то, что чиновник возлагает на себя определенные обязательства, связанные с исполнением его "служебного долга". Если для патримониального чиновника было естественным рассматривать свою должность как источник дохода, то при легальном господстве первостепенное значение для чиновника приобретают те цели, осуществлению которых служит его деятельность.В легально-рациональной бюрократии верность чиновника служебному долгу не предполагает личной преданности по отношению к главе организации, как это имеет место в патримониальных и феодальных властных структурах. Согласно Веберу, в условиях легального господства деятельность чиновника подчинена безличным и чисто функциональным задачам. Однако безличные цели обычно получают подкрепление со стороны культурных ценностей, воплощенных в той организации, в которой действует чиновник, будь то государство, церковь, политическая партия или промышленное предприятие.Организация может выступать в некотором роде заменой индивидуального господина в качестве объекта преданности. При этом чиновник полностью зависит от той организации, которой он служит. Как отмечает Вебер, профессиональный чиновник "привязан к своей деятельности во всем своем экономическом и идеологическом существовании. В большинстве случаев он всего лишь винтик непрерывно действующего механизма, который предписывает ему направление движения".Такова в общих чертах идеально-типическая модель рациональной бюрократии и основные следствия, выводимые из нее Вебером.ЗаключениеБюрократическая форма менеджмента в современном обществе является не просто безличным инструментом управления, но также и особой социальной группой со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями. Типическая модель рациональной бюрократии не предусматривает такого распределения дел, когда корпоративные интересы чиновников превышают требования служебного долга. Тем не менее, анализ типично бюрократических ценностей в работах Вебера говорит, что бюрократия иногда хорошо действует, исходя из своих собственных групповых интересов, а не интересов той организации, которая использует бюрократический аппарат управления.В условиях легального господства сохраняется тенденция к бесконтрольному правлению бюрократии. Вебера считал, что специальная подготовка чиновников и их монополия на владение некоторыми видами информации дает возможность бюрократическому аппарату под видом административной беспристрастности фактически определять направление государственной политики. Глава бюрократического аппарата, если только он не обладает достаточной компетентностью в вопросах управления и не имеет независимых источников информации, оказывается беспомощным перед лицом специализированного чиновничества. Вместе с тем отсутствие у чиновников качеств политического лидера приводит к тому, что бюрократический аппарат оказывается не в состоянии решать чисто политические проблемы.Проблема ограничения власти бюрократии для Вебера являлась одной из основных. Немецкий социолог рассматривал различные институциональные механизмы, которые могли бы послужить противовесом бюрократическому управлению. Наибольшие возможности для установления контроля за деятельностью административного аппарата предоставляла, по его мнению, система представительного правления. Вместе с тем основной функцией парламентской системы является, как считал Вебер, отбор политиков, которые обладают качествами настоящего лидера.Список литературы.1. Вебер М. Избранное. Образ общества. / М. Вебер. - М.,2003 – 250с.2. Вебер М. Избранные произведения./ М. Вебер - М., 2000 – 300с.3.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. "История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс" / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов - М.: "Политиздат", 2001 – 350с.4. Кравченко С.А. "Социология. Учебное пособие для ВУЗов" / С.А. Кравченко - М.: "Экзамен", 2002 – 300с.5.Льюис Д. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера./ Д. Льюис – М.: Прогресс, 2001 – 300с.6. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебн. Для вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002; Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. Для студ. Вузов. 2-е изд.М. ЮНИТИ-Дана, 2000; Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебн. Пособие.М. ЭКМОС, 2001; Чиркин В.Е. Государственное управление: элементарный курс. М. Юристъ, 2001; и др.7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646.8.Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. М-, 1986.

Список литературы.
1. Вебер М. Избранное. Образ общества. / М. Вебер. - М.,2003 – 250с.
2. Вебер М. Избранные произведения./ М. Вебер - М., 2000 – 300с.
3.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. "История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс" / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов - М.: "Политиздат", 2001 – 350с.
4. Кравченко С.А. "Социология. Учебное пособие для ВУЗов" / С.А. Кравченко - М.: "Экзамен", 2002 – 300с.
5.Льюис Д. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера./ Д. Льюис – М.: Прогресс, 2001 – 300с.
6. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебн. Для вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002; Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. Для студ. Вузов. 2-е изд.М. ЮНИТИ-Дана, 2000; Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебн. Пособие.М. ЭКМОС, 2001; Чиркин В.Е. Государственное управление: элементарный курс. М. Юристъ, 2001; и др.
7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646.
8. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. М-, 1986.

Введение

М. Вебер (1884 -- 1920) -- виднейший немецкий историк и социолог.

Макс Вебер внес существенный вклад в становление общей теории и практики управления организацией. Входит в административной школе менеджмента, однако в отличие от большинства представителей этой школы, он опирался на культурологическую интерпретацию организационных процессов, что позволяет отдельным исследователям отнести его к направлению в теории управления, связанные с культурологическим пониманием "машинной модели организации". Вебер изучал влияние религиозных идей в бизнесе и социальной жизни. В частности, он установил определяет значение протестантской этики на формирование капитализма. Харизматическому правлению с его инновационной деятельности и эмоциональной напряженности, Вебер противопоставлял традиционный, бюрократический тип власти, основанный на устоявшиеся законы и обычаи.

Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, является фундаментальный труд этого немецкого социолога "Хозяйство и общество". Вебер описывает в своих работах системы государственного управления, существовавшую в Германии в начале XX века. В исследованиях современных западных ученых часто подчеркивается, что анализ бюрократии в веберовских политических статьях, как и концепция патримониальной бюрократии, важным дополнением идеально-типической модели упрощена бюрократия. В последние годы отечественные исследователи также неоднократно подчеркивали значение веберовской модели бюрократии для характеристики системы управления в современном российском обществе. В этой работе, наиболее активно рассматривалась в работе М. Масловского "Веберовская концепция патримониализма и современные интерпретации" и "Теории бюрократии Макс Вебер и современная социология политики".

считается, что в наше время, по крайней мере, в нашей стране бюрократический аппарат управления особенно сильно развит. Так сильно ее развитие началось во времена Советского Союза, и с тех пор штаб-квартира управления стали невероятно расти. Бюрократия сильно укрепилась за время своего существования, постоянно происходит расширение бюрократического аппарата, что усложняет жизнь обычным людям.

Теория рациональной бюрократии Максаебера

Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, является фундаментальный труд немецкого социолога "Хозяйство и общество".

В политической социологии Вебера подробно описаны формы контроля, предыдущие современной рациональной бюрократии. Наибольшее внимание при рассмотрении этих форм немецкий социолог уделил различным вариантам патримониального господства.

Узнать стоимость работы