Вам нужна дипломная работа?
Интересует Финансы?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Построение системы финансового контроллинга в туристической компании

  • 95 страниц
  • 46 источников
  • Добавлена 20.12.2006
990 руб. 3 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛИГА
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА
1.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИНВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЕ
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ФИРМЫ ООО «СУПЕР НОВА»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
2.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА, И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ
3. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА В ООО «СУПЕР НОВА»
3.1. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЛИНГА
3.2. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА
3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШНИЮ ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ ООО «СУПЕР НОВА»
3.4. ВЛИЯНИЕ КОНТРОЛЛИНГА НА ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления

Феномен сопротивления новому, на первый взгляд, парадоксален, но все же общеизвестен.
Основные факторы, определяющие скорость внедрения любого нововведения, а также факторы, помогающие и мешающие быстрому внедрению контроллинга в ООО «ТурИнвест», перечислены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Факторы, способствующие и препятствующие внедрению контроллинга на предприятии
Фактор, влияющий на скорость внедрения Преимущества контроллинга Недостатки контроллинга Эффект от внедрения: • экономический,
• социальный. • Повышение прибыльности и гибкости предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах. • Несовершенство существующих методов анализа; • Угроза статусу групп (бухгалтерии) Совместимость: • с корпоративной культурой; • с методами информационного обеспечения управления. • В среднем невысокая совместимость с корпоративной культурой; • Низкая совместимость с системами информационного обеспечения. Сложность нововведения Простота моделей. Усложнение по сравнению с традиционными методиками; необходимость дополнительного обучения. Делимость нововведения, возможность проведения эксперимента Возможность начать с внедрения должности контролера, чтобы затем создать отдел контроллинга Полный эффект наблюдается только после внедрения отдела контроллинга Наглядность Первые результаты сразу видны руководителю. Полный результат появляется нескоро. Преодолеть болезненное сопротивление внедрению можно сделать разными способами (эти способы лучше всего комбинировать):
1. Имитация. Если одни предприятия внедряют какие-либо новые системы и методы управления, другие делают то же самое просто потому, что находятся в сходной ситуации и склонны к подражанию. Распространение новых методов часто сравнивают с инфекционной болезнью. К тому же, здесь действует своего рода синергетический эффект: привлекательность внедрения новшества и подражания другим оказывается больше, чем привлекательность того и другого по отдельности. Стремление к имитации можно объяснить потребностью быть «как все», ассоциироваться с целевой группой («все передовые зарубежные и российские предприятия внедряют контроллинг, мы тоже внедряем, следовательно, мы - передовые»), попыткой поднять свой статус. Поэтому в процессе объяснения методов и инструментов контроллинга стоит уделить особое внимание опыту известных западных и российских фирм, успешно использующих контроллинг в своей каждодневной работе.
2. Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга.
3. Выживание. В увеличении уровня конкуренции и усиления государственного регулирования за деятельностью туристических фирм внедрение новых методов контроллинга может оказаться важным для выживания предприятия. Если сотрудники это понимают и если они преданы своей фирме, сопротивление изменениям будет минимальным.
4. Поддержание статуса. Один из способов достичь высокого статуса – обладать знаниями, которые важны для всех. Знание методов контроллинга – великолепная возможность упрочить свой статус.
Построение системы мониторинга контролируемых финансовых показателей охватывает следующие основные этапы.
а) Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия.
б) Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.
в) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:
фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);
размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;
факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;
объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;
указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения;
форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).
г) Определение контрольных периодов по каждому виду финансового контроллинга и каждой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления финансовой деятельностью на данном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:
недельный (декадный) контрольный отчет;
месячный контрольный отчет;
квартальный контрольный отчет.
д) Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:
положительное отклонение;
отрицательное «допустимое» отклонение;
отрицательное «критическое» отклонение.
Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий «критических» отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве критерия «критического» отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.
е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрам ответственности». В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются критические отклонения от целевых нормативов, заданий текущих плане и бюджетов. По каждому «критическому» отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритете первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей.
Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.
6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах:
а) «Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия.
б) «Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспекта финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу «отсечения лишнего»), использования системы финансовых резервов и другие.
в) «Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.
Внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью
Оценивая зарубежную практику и опыт первых российских предприятий, приступивших к использованию элементов контроллинга, можно с уверенностью утверждать, что при сравнительно небольших затратах хозяйственные организации получают в свое распоряжение специализированную, системно-организованную информацию для оперативного и стратегического управления. Ценность этой информации в том, что все расчеты, основанные на ее использовании, исходят из принципов ограниченности ресурсов, разнообразия производственных и внепроизводственных факторов, влияющих на конечные результаты хозяйствования, из возможностей альтернативного выбора решений по управлению в условиях конкуренции и других особенностей свободной рыночной экономики.
Контроллинг существенно повышает эффективность работы бухгалтера-финансиста. Она становится непосредственно направленной на рост доходности организации. Данные расчетов на оптимизацию с использованием учетных показателей, контроль за их реализацией в учете, участие в анализе выявленных отклонений повышают интеллектуальный уровень и результативность функционирования бухгалтерии.
3.3. Рекомендации по улучшению финансового состоянияООО «ТурИнвест»
Во второй главе работы приведена оценка финансовой деятельности ООО «ТурИнвест», осуществлен расчет ряда показателей. Необходимо отметить, что с учетом стадии развития (замедление роста) необходимо особое внимание уделять следующим показателям: оборачиваемость и рентабельность продаж (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Деловые и финансовые показатели, требующие особого внимания по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия
Этапы жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия Показатели Ликвидности Финансового состояния Оборачиваемости Рентабельности капитала продаж Зарождение * * Ускорение роста * Замедление роста * * Зрелость * * * Спад * * *
Исходя их данных табл. 3.2, не следует делать вывод о том, что на других этапах показатели не требуют отслеживания. Просто на данных этапах они становятся более важными для анализа выживаемости предприятия.
Например, на этапе зарождения предприятия особое внимание должно быть уделено показателям ликвидности и финансовым показателям. На данном этапе предприятие может еще не работать на полную мощность, и делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения важно, чтобы предприятие имело хорошие показатели ликвидности и финансовые показатели, поэтому необходимо добиться их стабильности.
К этапу ускорения роста финансовые показатели и показатели ликвидности должны быть уже стабильны. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что предприятие не достигло требуемой степени конкурентного преимущества и стоит на грани банкротства. Требуется вмешательство на уровне пересмотра миссии предприятия или, как минимум, его маркетинговой стратегии. На этапе ускорения важным становится отслеживание показателей оборачиваемости. Чем выше показатели оборачиваемости, тем лучше идут дела у предприятия.
Показатели оборачиваемости на этапе ускорения роста жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия должны постоянно расти. Уменьшение одного из показателей оборачиваемости должно тщательно анализироваться с целью принятия соответствующих мер. Как правило, снижение одного из показателей определяется изменением величины знаменателя в расчетной формуле, который и должен подвергаться тщательному анализу. Цель анализа коэффициентов оборачиваемости на этапе ускорения роста состоит в достижении стабильных показателей оборачиваемости.
На этапе замедления роста конкурентного преимущества к анализу показателей оборачиваемости добавляется пристальный анализ показателей рентабельности, причем наиболее важным является анализ рентабельности продаж. На данном этапе важно, чтобы к стабильным показателям оборачиваемости добавились стабильные показатели рентабельности продаж. На предыдущих этапах рентабельность могла быть не очень высокой, так как производство еще только налаживалось, но если фирма достигла этапа замедления роста конкурентного преимущества, то, по всей видимости, были преодолены достаточно крупные препятствия и предприятие вышло на стабильный уровень работы, поэтому теперь ему важно закрепить успех. Одним из показателей стабильного успеха является стабилизация показателей рентабельности продаж. Особое внимание следует уделять коэффициентам рентабельности всех операций по балансовой и чистой прибыли как интегрированным показателям.
Важным инструментом анализа конкурентоспособности предприятия, который на наш взгляд может эффективно использоваться ООО «ТурИнвест» является бенчмаркинг.
Бенчмаркинг (от англ. benchmarking - установление контрольной точки) - это перманентный, непрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и других параметров исследуемого предприятия (структурного подразделения) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделений.
В центре внимания бенчмаркинга- вопросы: почему другие работают более успешно, чем мы?
Объектами бенчмаркинга Общества могут быть: методы, процессы, качественные параметры продукции, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Исследуя производственные процессы, методы или технологии сбыта, главное внимание уделяют поиску резервов снижения расходов производства и повышению конкурентоспособности продукции. С помощью этого инструмента контроллинга можно определить целевые параметры деятельности предприятия, которых следует придерживаться, чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность.
ООО «ТурИнвест» предложено организовать бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов, сконцентрированный на сравнительном анализе товаров (услуг), их качества и цены с аналогичными характеристиками предприятий-конкурентов. Считается, что наилучшим аналогом для сравнения является «рыночный лидер».
Организация исследования возможна следующим образом.
При определении позиции товара (услуги) на рынке целесообразно так же использовать метод построения карты позиционирования (рис. 3.3.) в виде двухмерной матрицы, в которой представлены услуги конкурирующих организаций. Результаты проведенного исследования качественных характеристик и уровня цен на услуги, предоставляемые конкурирующими фирмами, показывают, что ООО «ТурИнвест» имеет конкурентные преимущества по уровню цен и качеству предоставляемых услуг, а основным конкурентом Общества является туристическая фирма «Нева».

3.3. Карта позиционирования
Для анализа конкурентоспособности фирмы часто составляется профиль организации (рис. 3.4) для выявления сильных и слабых сторон, сравнения с показателями деятельности фирмы - лидера, разработки приоритетных направления развития.
Характеристики фирмы -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 Внимательность при обслуживании Деловая репутация Стоимость услуг Быстрота обслуживания Опыт работы Качество услуг Ассортимент услуг ООО «ТурИнвест» ЗАО «Турфирма Нева» Рис. 3.4. Профиль организации
Таким образом, в случае бенчмаркинга за сравнительные аналоги можно брать предприятия-конкуренты, предприятия, которые являются наилучшими в соответствующей отрасли, субъекты хозяйственной деятельности других отраслей, структурные подразделения исследуемого или других предприятий.
Учитывая то, что рынок является системой, которая постоянно и динамически развивается, и с целью обеспечения стабильной конкурентоспособности субъекты ведения хозяйства должны проводить перманентный бенчмаркинг с тем, чтобы на этой основе обеспечить выявление и внедрение инноваций и рационализаторства.
И последнее, на что необходимо обратить свое внимание. При анализе деятельности предприятия было выявлено, что ООО «ТурИнвест» является ликвидным, прибыльным и рентабельным, однако был упущен вопрос об эффективности формирования денежных средств, в частности остатков на расчетном счете и денежных средств в кассе.
Анализ нормативного (рассчитанного по модели Баумола и Миллера Орра) и фактического среднегодового остатка денежных средств на расчетном счете предприятия проведен за 2003-2005гг. по формулам 3.1.- 3.6.
Денежные расходы в 2003 году составили 20903 тыс.руб., в 2004 – 28600 тыс. руб., в 2005 – 36 800 тыс. руб. Процентная ставка по государственным ценным бумагам – 5%, затраты на каждую реализацию – 2,1 тыс. руб., среднее квадратичное отклонение денежного потока в день – 45 тыс. руб. – 2003 год, 60 тыс. руб. – 2004 год, 90 тыс. руб. – 2005 год, расходы по хранению денежных средств на расчетном счете 0,03% в день
Модель Буамола
Q 2003 - ( (2*20903*2,1)/0,05 = 1 325 тыс. руб., средний размер – 662,5 тыс. руб.
Q 2004 - ( (2*28600*2,1)/0,05 = 1550 тыс. руб., средний размер – 775 тыс. руб.;
Q 2005 - ( (2*36800*2,1)/0,05 = 1758 тыс. руб., средний размер – 879 тыс. руб.
Модель Миллера – Орра
1. Расчет вариации ежедневного денежного потока:
2003 год – 45*45 = 2025тыс. руб.
2004 год – 60*60 = 3600 тыс. руб.
2005 год – 90*90 = 8100 тыс. руб.
2. Расчет размаха вариации по формуле:
S 2003 = 3*3((3*2,1*2025)/(4*0,0003) = 659,6 тыс. руб.
S 2004 = 3*3((3*2,1*3600)/(4*0,0003) = 799,1 тыс. руб.
S 2005 = 3*3((3*2,1*8100)/(4*0,0003) = 1047,0 тыс. руб.
Обозначим минимальный размер денежных средств на уровне 80 % среднегодового денежного потока, рассчитанного по формуле Баумола.
ОВ 2003 – 662,5 * 0,8 + 659,6 = 1189,6 тыс. руб.; ТВ – 662,5*0,8+1/3* 659,6=749,9 тыс. руб.
ОВ 2004 – 775*0,8 + 799,1 = 1419,1 тыс. руб.; ТВ – 775*0,8 + 1/3*799,1=886,4 тыс. руб.
ОВ 2005 – 879*0,8 + 1047,0 = 1750,2 тыс. руб.; ТВ – 879*0,8 + 1/3*1047 = 1052,2 тыс. руб.
Таким образом, остаток средств на расчетном счете в 2003 году должен варьировать в интервале (530; 1189,6); при выходе за пределы интервала необходимо восстановить средства на расчетном счете в размере 749,9 тыс. руб.
Анализ фактического и нормативного значения среднегодовых остатков на расчетном счете представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Анализ нормативного и фактического значения остатков на расчетном счете ООО «ТурИнвест»
№ п/п Показатель 2003 год 2004 год 2005 год Изменение
2005/2003 1 Фактический среднегодовой остаток, тыс. руб. 28 900 38 010,5 50 355 21 455 2 Остаток, рассчитанный по модели Баумола 1 325 1 550 1 758 433 Продолжение таблицы 3.3
3 Остаток, по модели Миллера – Орра 3.1. -максимальная величина 1189,6 1419,1 1750,2 560,6 3.2. - минимальная величина 530 620 703,2 173,2 4 Отклонение (1-2) 27 575 36 460,5 48597 21 022
Согласно проведенным расчетам, Общество неэффективно планирует движение денежных средств, при этом, неоправданное увеличение средств на расчетном счете растет с каждым годом. При этом наблюдается увеличение кредиторской задолженности, динамика за 2003-2005гг. отражена на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Кредиторская задолженность ООО «ТурИнвест»
В 2004 году Общество перечислило контрагентам и бюджету штрафов и пени на общую сумму 120 тыс. руб., в 2005 году – 189 тыс. руб. Данные расходы осуществлены за счет чистой прибыли и негативно влияют на показатели деятельности предприятия. Этих расходов можно было бы избежать, в том случае, если формированию и планированию денежных потоков уделялось бы больше внимания.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
- повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием;
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; - увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
- усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
- информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
- общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
Таким образом, контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития рыночных отношений в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.
Концепция контроллинга не содержит новых знаний об экономике предприятия и лишь использует инструментарий, известный экономистам из других дисциплин. Поэтому есть смысл говорить о контроллинге не как о системе определенных знаний, а скорее, как о философии или об идеологии управления предприятием. В отличие от менеджмента, как науки об управлении, он базируется на количественном анализе и в большей степени ориентирован на систему стоимостных показателей и планово-контрольных расчетов.
Концепция контроллинга основывается на ряде базовых положений.
Во-первых, эта концепция управления основана на представлении предприятия как «сложной открытой социально-технической системы», имеющей определенные цели. Основной целью считается обеспечение долгосрочного существования организации и рост благосостояния собственника фирмы. В процессе стратегического управления эта цель трансформируется в задачу максимизации такого показателя, как цена капитала.
Во-вторых, в рамках контроллинга управление рассматривается как процесс волеобразования и реализации воли. Этот процесс реализуется посредством определенных фаз - постановки проблемы, поиска альтернатив, оценки, принятия решения, реализации и контроля. В упрощенном виде его можно представить как взаимосвязанную систему планирования и контроля хозяйственной деятельности фирмы. С помощью контроллинга обеспечивается их интеграция и координация. Следовательно, неотъемлемой частью работы контроллера является планирование хозяйственной деятельности.
Контроллинг является «своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную взаимосвязь в контуре управления». Он не подменяет управление, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Поэтому можно выделить следующее, третье, базовое положение концепции планирования и контроля - контроллинг является интегрирующей и координирующей системой. При этом речь идет не только об интеграции фаз принятия решения, о чем отмечалось выше, но и об объединении и координации планов различных функциональных отраслей и структурных единиц и проектов.
Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, что особая ценность контроллинга проявляется по мере роста и усложнения хозяйственных систем, так как при этом возникает проблема несогласованности различных функциональных планов. На практике контроллер становится тем человеком, который рассматривает деятельность каждого функционального подразделения с точки зрения задач компании в целом, он имеет право «последнего слова» в ходе утверждения всех планов организации и разрешения споров в области планово-контрольных расчетов между службами компании.
Четвертое базовое положение современной концепции контроллинга состоит в том, что последний выполняет функцию поддержки процесса управления. Контроллер, в силу специфики организационной структуры или масштабов деятельности организации может заниматься процессом планирования, учета фактов хозяйственной деятельности, анализом ее результатов. Но основными направлениями его деятельности все же являются формирование и совершенствование самой «архитектуры» системы планирования и контроля, разработка методов реализации планово-контрольных расчетов, определение необходимой для процесса управления информации, ее источников и путей получения.
Можно выделить три группы концепций контроллинга, которые связаны с его функциональным обоснованием и институциональным представлением: концепции, ориентированные на бухгалтерский учет, информацию и координацию.
О концепциях с ориентацией на учет можно говорить в тех случаях, когда преследуются информационные цели, которые могут быть реализованы в первую очередь с помощью данных бухгалтерского учета. Этот подход может быть охарактеризован как ориентированный на прибыль или ограниченно ориентированный на информацию, так как основывается только на данных бухгалтерского учета.
Базирующийся на учете контроллинг охватывает релевантные состоянию дел данные в денежном выражении. Эта количественность задается преимущественно в оперативных связях. Поэтому контроллинг с данной точки зрения относится, прежде всего, к оперативному уровню и лишь отчасти – к стратегическому, когда речь заходит о потенциале успеха.
Более широкую перспективу открывают концепции с ориентацией на информацию. Они выходят за рамки подхода, ориентированного на бухгалтерский учет, и охватывают всю целевую систему предприятия, включая не только денежные величины. Это расширяет релевантную базу контроллинга; наряду с бухгалтерской используется чисто количественная и качественная информация, причем ее источником являются непосредственно хозяйственные области предприятия.
Главная задача контроллинга здесь видится в координации получения и подготовки информации с потребностями в ней.
Концепции с ориентацией на координацию базируются на различии между системой управления и системой исполнения. Первичная координация исполнения управленческих решений является задачей самой системы управления. Вторичная координация внутри управленческой системы, разбиваемой на ряд подсистем, относится к контроллингу. В отношении объема его координационной задачи различаются две группы концепций - с ориентацией на планирование и контроль и ориентацией на управленческую систему в целом.
Ориентированные на планирование и контроль концепции нацелены на координацию планирования, контроля и информационного обеспечения, но характеризуются более широким спектром задач, чем подходы с информационной ориентацией.
С осознанием того, что координационные проблемы могут возникнуть внутри всех и между всеми подсистемами управленческой системы (включая организацию и персонал), координационная задача контроллинга была расширена, в результате чего появились концепции с ориентацией на общеуправленческую систему. Выполняемая контроллингом функция – координация. Она охватывает структуры всех управленческих подсистем, все процессы согласования между ними, а также координацию внутри самих подсистем.
В настоящей работе проведено исследование деятельности туристической фирмы ООО «ТурИнвест». В ходе исследования установлено, что Общество динамически развивается последнее время, является прибыльным, ликвидным и рентабельным, однако усиление конкуренции на туристическом рынке и государственного регулирования данной деятельности, предъявляют к фирме все большие и большие требования.
Для сохранения финансовой стабильности планирования деятельности управления денежными потоками предложено внедрить на фирме систему финансового контроллинга, при этом на первом этапе предусмотреть отдельную должность контролера, который будет являться сотрудником бухгалтерии.
В рамках данной деятельности основное внимание должно быть уделено показателям оборачиваемости и рентабельности продаж, что основано на стадии жизненного цикла фирмы (замедление роста).
Анализ формирования безналичных денежных потоков показал, что планирование и организация деятельности по данному направлению осуществляется недостаточно эффективно, что подтверждается ростом кредиторской задолженности, переизбытком денежных средств на расчетном счете, увеличением длительности операционного цикла.
Предложенные методики анализа денежных потоков позволят руководству ООО «ТурИнвест» более эффективно планировать свою деятельность и в дальнейшее избежать тех потерь, которые были вызваны в 2003-2005гг. несвоевременным исполнением Обществом своих обязательств.
Список литературы
Агапцов С.А. Предпринимательский потенциал промышленности: Монография / ВАГС. – Волгоград: Перемена, 2004. – 281 с.
Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Полонский А.М. Предпринимательская система хозяйствования: Монография. – Волгоград: ТОО «Принт», 2000. – 256 с.
Астахов В. П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Изд-во “Ось-89”, 2001. – 80 с.
Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 414 с.
Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 109 с.
Батрин Ю.Д., Фомин П.А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. Монография. М.: Высшая школа, 2002.
Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И. П. Мерзлякова. - М.: Инфра-М, 1999. - 298 с.
Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. - Киев.: МП “ИТЕМлтд” СП “АДЕФ-Украина”,2005. – 534 с.
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – К.: Ника-Центр, 1999. – 528с.
Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. Финансы предприятий. – М.: Банки и биржи, 1995. - 208 с.
Вавилов Н., Фокин Ю. Успехи и трудности повышения эффективности производства //Экономист. - 2001. - № 1 - С.66-75.
Ветров В.В. Финансовый контроллинг. – М.: Перспектива, 2006. –160с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – М.: Гардарика, 2004. – 420с.
Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятия: Теория и практика: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2000. - 318 с.
Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике. - М.: ДелоЛтд, 2000. - 158 с.
Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.: АО «Бизнес- школа», 1994. - 118 с.
Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. - 187 с.
Ковалев А. П. Управление затратами с помощью стоимостного анализа// Финансы. - № 9. - 1997.
Козлов Н.В., Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 123 с.
Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб. пособие для вузов / Пер. с франц. Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 576 с.
Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист - 2003 - №6. - С 61-67.
Концептуальные основы функционирования финансового контроллинга в туристической фирме//http://www.finanalis.ru/litra/books/book1/?leaf= tema81.htm
Кульман Анри. Экономические механизмы: Пер. с франц. / Под общ ред Н.И. Хрусталевой. - М.: Прогресс; Универс, 2001. - 192 с.
Лебедева К.Ф. Пути оптимизации управления денежными потоками. М.: Финансы и кредит, 2005. – 458с.
Мазурова И.И., Романовский М.В. Условия прибыльной работы предприятия. С.–Петербург.: Издательство С.-Петербургского университета экономики и финансов. - 2004. – 64 с.
Менар К. Экономика организаций: Пер. с фр. / Под. ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 160 с.
Моляков Д.С. и др. Актуальные проблемы финансов предприятий // Финансы. - 2005.- № 4. - С.3-7.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание»,. 2000. – 688 с.
Скалозубова Н.А., Штейнман М.Я. Финансовое планирование. – М.: Финансы, 1991. – 413 с.
Скоун Т. Управленческий учет: Пер. с англ. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 179 с.
Старовойтов М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы). – М.: Наука, 2001. – 312с.
Стратегический менеджмент: планирование, контроллинг, учет рисков / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: ИД Питер, 2006. с. – 365.
Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации контроллинга на предприятии. Монография. М.: Высшая школа, 2002. – 167с.
Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: российская практика. М.: Перспектива, 2005. - 200с.
Управление финансами./Под ред. Г. Фрэнсиса. - М.:МИМ ЛИНК, 1999. - 160 с.
Фалько С. А. Левин Л.Л. Контроллинг в России// Корпоративный менеджмент. № 4, 2005. с. – 31.
Фанцевский В. Финансы предприятий: особенности и возможности укрепления // Экономист. – 2000. - № 1 с. 58-64.
Финансовое управление компанией / Под общ. ред. Кузнецовой Е.В. – М.: Фонд «Правовая культура», 2003. – 384с.
Хорн Ван Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. Серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1996.- 800 с.
Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2т./ Пер. с англ. Под ред. А.Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.2. 592с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 343 с.
Шим Джей К, Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент - М : ИНД «Филин», 1996 - 400 с.
Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под ред. проф. А.Г. Поршнева. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 512с.
Экономика предприятия: Учеб. пособие. – Ч.1./ Бобков Л.В., Горфинкель В.Я., Купряков Е.М., Прасолова В.П., Фатеева В.И., Швандар В.А.; Под ред. Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М. – М.: Экономическое образование, 2005. – 184 с.
Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 2005. – 584 с.
Энциклопедия финансового риск-менеджмента. Под ред. А. А. Лобанова, А. В. Чугунова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. с. – 117.


















Приложение 1

Бухгалтерский баланс ООО «ТурИнвест» за 2004-2005гг. АКТИВ Код показателя На начало отчетного года На конец отчетного периода 1 2 3 4 I. Внеоборотные активы       Нематериальные активы 110 8 7 Основные средства 120 1 098 1 007 Незавершенное строительство 130 - - Доходные вложения в материальные ценности 135 - - Долгосрочные финансовые вложения 140 - - Отложенные налоговые активы 145 - - Прочие внеоборотные активы 150 - -   Итого по разделу I 190 1 106 1 014 II. Оборотные активы       Запасы 210 143 136   в том числе:         сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 54 47   животные на выращивании и откорме 212 - -   затраты в незавершенном производстве 213 - -   готовая продукция и товары для перепродажи 214 - -   товары отгруженные 215 - -   расходы будущих периодов 216 89 89   прочие запасы и затраты 217 - - Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 - - Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 - -   в том числе:         покупатели и заказчики 231 - - Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 120 108   в том числе:         покупатели и заказчики 241 120 108 Краткосрочные финансовые вложения 250 1 500 1 500 Денежные средства 260 44 921 55 789 Прочие оборотные активы 270 - -   Итого по разделу II 290 46 684 57 533 БАЛАНС 300 47 790 58 547 Форма 0710001 с.2 ПАССИВ Код строки На начало отчетного года На конец отчетного периода 1 2 3 4 III. Капитал и резервы       Уставный капитал 410 567 567 Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 - - Добавочный капитал 420 - - Резервный капитал 430 149 356   в том числе:         резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством 431 - 355   резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 - 218 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 20 273 26 788   Итого по разделу III 490 20 989 28 284 IV. Долгосрочные обязательства       Займы и кредиты 510 5 400 4 700 Отложенные налоговые обзательства 515 - - Прочие долгосрочные обязательства 520 - -   Итого по разделу IV 590 5 400 4 700 V. Краткосрочные обязательства       Займы и кредиты 610 10 600 18 900 Кредиторская задолженность 620 7 689 6 051   в том числе:         поставщики и подрядчики 621 3 900 3 497   задолженность перед персоналом организации 622 1 980 1 100   задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 119 98   задолженность по налогам и сборам 624 650 598   прочие кредиторы 625 1 040 758 Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 630 - - Доходы будущих периодов 640 570 570 Резервы предстоящих расходов 650 42 42 Прочие краткосрочные обязательства 660 2 500 -   Итого по разделу V 690 21 401 25 563   БАЛАНС 700 47 790 58 547




Приложение 2
Отчет о прибылях и убытках за 2004 – 2005гг.

Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года наименование код   1 2 3 4   Доходы и расходы по обычным видам деятельности     Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 25 920 23 800   Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (16 214) (14 970)   Валовая прибыль 029 9 706 8 830   Коммерческие расходы 030 (2 600) (2 600)   Управленческие расходы 040 - -   Прибыль (убыток) от продаж 050 7 106 6 230   Прочие доходы и расходы     Проценты к получению 060 102 5   Проценты к уплате 070 - -   Доходы от участия в других организациях 080 - -   Прочие операционные доходы 090 119 8   Прочие операционные расходы 100 (764) (966)   Внереализационные доходы 120 1 507 1 289   Внереализационные расходы 130 - -     135 - -     136 - -   Прибыль (убыток) до налогообложения 140 8 070 6 566   единый налог (6%) 150 (1 555) (1 428)   Чистая прибыль   6 515 5 138














Фалько С. А. Левин Л.Л. Контроллинг в России// Корпоративный менеджмент. № 4, 2005. с. - 31
Например, Фалько С.Г., Носов В.М., Контроллинг на предприятии. - М.: Знание России, 2003; Хан Д., Планирование и контроль: концепция контроллинга /Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 2005; Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях /А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2003..

Фалько С. А. Левин Л.Л. Контроллинг в России// Корпоративный менеджмент. № 4, 2005. с. - 32

Фалько С.Г., Носов В.М., Контроллинг на предприятии. - М.: Знание России, 2003. с. - 87
Попова Т. Концепции контроллинга. СПб.: Дис, 2006. с. - 76
Энциклопедия финансового риск-менеджмента. Под ред. А. А. Лобанова, А. В. Чугунова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. с. - 117

Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С.Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М,2003. с. - 341
Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. с. - 15

Фалько С. А. Левин Л.Л. Контроллинг в России// Корпоративный менеджмент. № 4, 2005. с. – 35
Стратегический менеджмент: планирование, контроллинг, учет рисков / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: ИД Питер, 2006. с. - 365
Стратегический менеджмент: планирование, контроллинг, учет рисков / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: ИД Питер, 2006. с. - 370

http://www.tourworld.ru/press_atelye_2005.shtm
http://www.tourworld.ru/press_atelye_2005.shtm
http://www.rata.spb.ru/comment/info/subj-94.asp
Концептуальные основы функционирования финансового контроллинга в туристической фирме//http://www.finanalis.ru/litra/books/book1/?leaf=tema81.htm
Лебедева К.Ф. Пути оптимизации управления денежными потоками. М.: Финансы и кредит, 2005. с. 58

Лебедева К.Ф. Пути оптимизации управления денежными потоками. М.: Финансы и кредит, 2005. с. 59

Ветров В.В. Финансовый контроллинг. – М.: Перспектива, 2006. с. - 90












99



Философия и методология управления с ориентацией на долгосрочное существование и развитие организации

Инновационная деятельность в сфере продукции

Организация работы и процессов в функциональных подразделениях предприятия

Сбыт

Производство

Закупки

Финансирование

Маркетинг

Отчет о прибылях и убытках


Баланс

Статистика предприятия

Финансовая бухгалтерия

Расчет затрат по регионам, продуктам, клиентам

Расчет затрат по источникам возникновения

Расчет затрат по видам

Планирование и бюджетирование
Измерение, анализ и оценка отклонений

Отчетность и аналитическая информация для подготовки и принятия управленческих решений

Контролер

Руководитель

Управленческое решение

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР

Юрист

Секретарь

Зам. генерального директора по финансовым вопросам

Зам. ген. директора
по общим вопросам

Начальник отдела сбыта

Главный бухгалтер

Начальник отдела кадров

Начальник отдела маркетинга

менеджеры

Бухгалтер


Служба кадров

Группа маркетинговых исследований

Консультанты



время

Остаток средств на расчетном счете

Q/2

Верхний предел

Нижний предел

Точка возврата

Восстановление денежного запаса

Вложение избыточных денежных средств

Запас денежных средств

время

Цена услуги (условная оценка)

Качество (условная оценка)

Номер фирмы:
1 – Нева
2 – ТурИнвест
3 – Ленсей
4 – Ривьера

Площадь круга соответствует объему предоставляемых услуг

Цвет означает вид турпродукта
З - корпоративные клиенты,
С – частные клиенты

1

2

3

4

1

2

4

3

Список литературы
1.Агапцов С.А. Предпринимательский потенциал промышленности: Монография / ВАГС. – Волгоград: Перемена, 2004. – 281 с.
2.Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Полонский А.М. Предпринима-тельская система хозяйствования: Монография. – Волгоград: ТОО «Принт», 2000. – 256 с.
3.Астахов В. П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процеду-ры, связанные с банкротством. - М.: Изд-во “Ось-89”, 2001. – 80 с.
4.Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 414 с.
5.Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 109 с.
6.Батрин Ю.Д., Фомин П.А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. Монография. М.: Высшая школа, 2002.
7.Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И. П. Мерзлякова. - М.: Инфра-М, 1999. - 298 с.
8.Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. - Киев.: МП “ИТЕМлтд” СП “АДЕФ-Украина”,2005. – 534 с.
9.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – К.: Ника-Центр, 1999. – 528с.
10.Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. Фи-нансы предприятий. – М.: Банки и биржи, 1995. - 208 с.
11.Вавилов Н., Фокин Ю. Успехи и трудности повышения эффектив-ности производства //Экономист. - 2001. - № 1 - С.66-75.
12.Ветров В.В. Финансовый контроллинг. – М.: Перспектива, 2006. –160с.
13.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – М.: Гарда-рика, 2004. – 420с.
14.Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятия: Теория и практика: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2000. - 318 с.
15.Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике. - М.: ДелоЛтд, 2000. - 158 с.
16.Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предпри-ятия. – М.: АО «Бизнес- школа», 1994. - 118 с.
17.Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. - 187 с.
18.Ковалев А. П. Управление затратами с помощью стоимостного ана-лиза// Финансы. - № 9. - 1997.
19.Козлов Н.В., Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 123 с.
20.Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб. пособие для вузов / Пер. с франц. Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 576 с.
21.Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист - 2003 - №6. - С 61-67.
22.Концептуальные основы функционирования финансового контрол-линга в туристической фирме//http://www.finanalis.ru/litra/books/book1/?leaf= tema81.htm
23.Кульман Анри. Экономические механизмы: Пер. с франц. / Под общ ред Н.И. Хрусталевой. - М.: Прогресс; Универс, 2001. - 192 с.
24.Лебедева К.Ф. Пути оптимизации управления денежными потока-ми. М.: Финансы и кредит, 2005. – 458с.
25.Мазурова И.И., Романовский М.В. Условия прибыльной работы предприятия. С.–Петербург.: Издательство С.-Петербургского университета экономики и финансов. - 2004. – 64 с.
26.Менар К. Экономика организаций: Пер. с фр. / Под. ред. А.Г. Худо-кормова. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 160 с.
27.Моляков Д.С. и др. Актуальные проблемы финансов предприятий // Финансы. - 2005.- № 4. - С.3-7.
28.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание»,. 2000. – 688 с.
29.Скалозубова Н.А., Штейнман М.Я. Финансовое планирование. – М.: Финансы, 1991. – 413 с.
30.Скоун Т. Управленческий учет: Пер. с англ. / Под ред. Н.Д. Эриа-швили. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 179 с.
31.Старовойтов М.К. Современная российская корпорация (организа-ция, опыт, проблемы). – М.: Наука, 2001. – 312с.
32.Стратегический менеджмент: планирование, контроллинг, учет рисков / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: ИД Питер, 2006. с. – 365.
33. Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий ор-ганизации контроллинга на предприятии. Монография. М.: Высшая школа, 2002. – 167с.
34.Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: российская практика. М.: Перспектива, 2005. - 200с.
35.Управление финансами./Под ред. Г. Фрэнсиса. - М.:МИМ ЛИНК, 1999. - 160 с.
36.Фалько С. А. Левин Л.Л. Контроллинг в России// Корпоративный менеджмент. № 4, 2005. с. – 31.
37.Фанцевский В. Финансы предприятий: особенности и возможности укрепления // Экономист. – 2000. - № 1 с. 58-64.
38.Финансовое управление компанией / Под общ. ред. Кузнецовой Е.В. – М.: Фонд «Правовая культура», 2003. – 384с.
39.Хорн Ван Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. Серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1996.- 800 с.
40.Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2т./ Пер. с англ. Под ред. А.Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.2. 592с.
41.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИН-ФРА-М, 1999. - 343 с.
42.Шим Джей К, Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент - М : ИНД «Филин», 1996 - 400 с.
43.Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под ред. проф. А.Г. Поршнева. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 512с.
44.Экономика предприятия: Учеб. пособие. – Ч.1./ Бобков Л.В., Гор-финкель В.Я., Купряков Е.М., Прасолова В.П., Фатеева В.И., Швандар В.А.; Под ред. Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М. – М.: Экономическое образование, 2005. – 184 с.
45.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 2005. – 584 с.
46.Энциклопедия финансового риск-менеджмента. Под ред. А. А. Ло-банова, А. В. Чугунова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. с. – 117.

К цели, предприятии применяются некоторые виды такого способа снижения риска как диверсификация. Однако возможности этого способа минимизации риска в ООО "Океан туров" не исчерпаны. Таким образом, целесообразно было бы применение диверсификации финансовой деятельности, в то время как увеличение масштаба последнего. В частности, увеличение краткосрочных финансовых вложений приведет к росту ликвидности, а также диверсификации на снижение риска.

ООО "Океан туров" необходимо учитывать риск неоптимального распределения ресурсов, экономические колебания и изменения вкуса клиентов и действия конкурентов. Для данного предприятия эти риски имеют особенное значение, потому что в косметологическая отрасль характеризуется наличием острой конкуренции, как между отечественными, так и западными компаниями.

Кроме вышеперечисленных рекомендаций по снижению рисков ООО "Океан туров могут быть использованы методы минимизации рисков, связанные с включением дополнительных пунктов в контракты с контрагентами, таких как:

a) обеспечение вид с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск;

b) получение от контрагентов определенных гарантий,;

) сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в договорах с клиентами;

г) обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.

На практике наиболее эффективный результат можно получить только при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.

3 мероприятие:

С целью снижения финансовых рисков в деятельности компании ООО "Океан туров" предлагается внедрение системы финансового контроля и создание отдела контроля

стоит отметить, что основная задача (конечная цель) любой организации - получить максимальную прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Можно сказать, что это цель. Известно, что любая цель имеет подцели, которые можно назвать местными. Для того, чтобы достичь локальной цели, необходимо понимать местных. В зависимости от целей руководство принимает различные управленческие решения, которые касаются не только процесса управления персоналом в подчинении, но и производства, реализации продукции (работ, услуг). Поэтому необходим такой инструмент, который включает в себя элементы управленческого учета, управления информации, анализа и координации всей работы предприятия. Одним из таких инструментов является контроллинг.

Узнать стоимость работы