Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Взаимосвязь экономики и права

  • 22 страницы
  • 17 источников
  • Добавлена 31.03.2007
255 руб. 510 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Роль государства во взаимоотношениях экономики и права.
2. Основные сферы взаимосвязи экономики и права
3. Взаимосвязь экономики и гражданского права
Заключение
Список используемой литературы:



Фрагмент для ознакомления

В нем, в частности, предусмотрено, что "импортерам при заключении контрактов на импорт товаров в Российскую Федерацию рекомендуется воздерживаться от всех видов расчетов, предусматривающих полную или частичную оплату товаров до ввоза их в Российскую Федерацию или отгрузки товаров в адрес получателя на территории Российской Федерации". Сможет ли российский импортер выполнить такую "рекомендацию", поскольку иностранный экспортер, зная "надежность" российского покупателя, вряд ли согласится с таким условием контракта.
Правовое регулирование экономики не всегда связано с установлением каких-либо запретов или ограничений для частной предпринимательской деятельности. Во многих случаях государство выступает как орган, содействующий или поощряющий предпринимателей. Такая деятельность государства характерна как для западных стран, так и для России. Например, в иностранных государствах широко используется система государственных субсидий (грантов) для финансирования важнейших фундаментальных исследований, проводимых как частными коммерческими фирмами, так и различными университетами, научно - исследовательскими институтами, лабораториями и учреждениями. Такие субсидии выделяются в системе обороны, науки и техники, сельского хозяйства, здравоохранения и прочее.
Осуществляются меры по содействию развития экспорта и поощрению инвестиций путем предоставления государственных гарантий частным кредитам и иным образом.
В России также государство содействует развитию экономики. В качестве примеров можно сослаться на поощрение создания и деятельности малых предприятий путем предоставления им целого ряда льгот по кредитованию и налогообложению.
В последние годы государство предприняло шаги по поддержке российского экспорта. В Законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года содержится специальная глава, посвященная стимулированию экспорта. Принят также Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров".
Таковы изложенные выше самые основные сферы правового и не правового "вмешательства" в рыночную экономику переходного периода. Как видно, подобное вмешательство носит широкомасштабный характер.


3. Взаимосвязь экономики и гражданского права
Гражданское право тем и отличается от других отраслей права, что располагает уникальным, веками отработанным юридическим инструментарием, обеспечивающим организованность и порядок в общественном производстве без непосредственного соприкосновения с аппаратом государственного принуждения путем воздействия на экономические интересы участников экономического производства.
Переход нашей страны к рыночной экономики с неизбежностью приводит к расширению сферы гражданско- правового регулирования имущественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности.
Как и любая отрасль, гражданское право, состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие отношения в сфере экономики. Предмет гражданского права также составляют общественные (имущественные) отношения. Однако гражданское право регулирует далеко не все общественные отношения, возникающие в нашем обществе, а только определенную их часть, именуемую имущественно- стоимостными отношениями. К имущественно - стоимостным относятся в первую очередь товарно-денежные (экономические) отношения. Вместе с тем следует иметь в виду, что гражданским правом регулируются и такие имущественные отношения, которые непосредственно не связаны с денежным обращением и поэтому их нельзя назвать товарное - денежными (например, отношения по обмену вещами, дарению и.т.п.). Однако эти отношения, также как и товарно-денежные, носят стоимостный характер, поскольку все они связаны с действием закона стоимости.
В условиях развитой денежной системы основную массу имущественно - стоимостных отношений составляют товарно-денежные (экономические) отношения. Успешное развитие объективно существующих в нашем обществе экономических отношений возможно лишь в том случае, если к ним будет применяться адекватная правовая форма. Одна из причин имевших место застойных явлений в нашей экономике связана с применением административных методов при регулировании товарно- денежных отношений, когда товарно- денежные отношения облекались в несвойственную, чуждую административно-правовую форму, которая меньше всего подходит к товарно- денежным отношениям.
Между тем многовековая практика правового регулирования показала, что для нормального развития товарно- денежных (экономических) отношений наиболее предпочтительной является гражданско- правовая форма. Так, производство необходимой обществу продукции можно обеспечить в административном порядке , заставив предприятие вопреки его экономическим интересам выпускать эту продукцию. Однако практика показала, что этот путь не ведет к изобилию и удовлетворению общественных потребностей. Предприятие, будучи не заинтересованное в производстве данного вида продукции, всегда найдет тысячу причин. По которым оно не смогло выполнить возложенное на него в административном порядке задание. Иная ситуация складывается, если производство необходимой обществу продукции осуществляется на основе заключенного с предприятием договора, в котором нашли отражение его экономические интересы. В таких условиях предприятие предпримет все от него зависящее для выпуска необходимой обществу продукции, так как это соответствует его экономическим интересам. Поэтому по мере становления рыночной экономики в нашей стране роль и значение гражданского права в жизни общества неуклонно будут возрастать.
Заключение

В период крупных преобразований в России со всей остротой встали вопросы о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства в сфере экономики. Без их решения нельзя обеспечить проведение экономической реформы, успешно формировать правовое государство. Дело не сводится к принятию тех или иных актов, ибо само по себе увеличение их числа не свидетельствует о повышении уровня правовой урегулированности экономических отношений и укреплении законности. Нужна современная научная концепция, позволяющая предвидеть динамику развития российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, определить приоритетные законы на ближайшую перспективу, последовательность принятия иных законов, исходя из интересов граждан и государства, потребностей экономики. Должны отражаться как задачи формирования рыночной экономики, создания новых институтов государства и гражданского общества, обеспечения прав граждан, так и стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на экономические отношения.
За последние 10 лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании экономических отношений. Это намного превосходит прежние темпы законотворчества. Принятые законы нацелены в основном на преобразования, на реформы, на введение новых правовых решений. С точки зрения объекта регулирования, они группировались в рамках крупных сфер, способствуя решению актуальных экономических задач.
Весьма противоречиво и непоследовательно шло развитие законодательства в экономической сфере. Первоначально стремительно принимались законы о предприятиях, о собственности, о приватизации, несущие коренные перемены в отношениях собственности. Следом за ними "разливался" поток законов о статусе хозяйствующих субъектов, об акционерных обществах, о банках, о финансово - промышленных группах, о сельскохозяйственной кооперации, о банкротстве и др. Гражданский кодекс заложил основу стабильной регуляции отношений в экономической сфере. Одновременно стали появляться законы, устанавливающие режим формирования и использования государственных ресурсов: о бюджетной и налоговой системах, о бюджетной классификации, о бухгалтерском учете, о государственном заказе.
Постепенно резко критическая оценка экономической роли государства сменяется признанием государственного регулирования в данной сфере. Появляются законы о государственном прогнозировании и программах о государственном регулировании или государственной поддержке ряда отраслей и подотраслей (агропромышленного производства, малого бизнеса и т.д.), о защите экономических интересов и др. Параллельно принимаются законы о естественных монополиях .
Необходимо последовательно принимать законы для поэтапного решения экономических задач.


Список используемой литературы:

Конституция Российской федерации.
Гражданский кодекс российской Федерации.
Комментарий к Конституции Р.Ф. Москва, “Проспект” 2005.
Патентный закон Российской Федерации.
Федеральный закон “О защите прав потребителей”.
Федеральный закон ‘О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках’.
Федеральный закон “Об акционерных обществах”.
Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.
Федеральный закон “О финансово- промышленных группах”.
Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Федеральный закон “О поставках продукции для федеральных и государственных нужд”.
Журнал “Право и Экономика” №45 С-57. 2006.
“:Журнал российского права” №14 С-64. 2006.
“Российская газета ” №23 С-28. 2006.
Егоров Н.Д. “Гражданское право”, учебник, СПб. С-630. 2005.
К.А. Ушакова “Роль государства в экономических преобразованиях”, автореферат, СПб. С-112. 2005.
К.С. Фиактистов “Экономическая теория”, учебник, Москва . С-485. 2005.

Журнал “Право и Экономика” №45, с-34. 2006
“Российская газета” № 23, с-17. 2006
Конституция Р.Ф., ст-8.
Комментарий к Конституции Р.Ф. Москва. Прспект. 2005
Гражданский кодекс Р.Ф. ст-1.
К.А. Ушакова. Роль государства в экономических преобразованиях. Автореферат, СПб. 2005. с-32.
К.С. Фиактистов. Экономическая теория. Учебник. Москва.2005. с-312.
Федеральный закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.” ст-12
Федеральный закон О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Ст-17
Федеральный закон “О финансово- промышленных группах.” ст--34
Федеральный закон “О защите прав потребителей” cт-3
Н.Д. Гражданское право , учебник, СПб.2005 с-231.
“Журнал российского права.” №14. С-34.2006.
Журнал “Право и Экономика” №45 с-34.2006.




2

1.Конституция Российской федерации.
2.Гражданский кодекс российской Федерации.
3.Комментарий к Конституции Р.Ф. Москва, “Проспект” 2005.
4.Патентный закон Российской Федерации.
5.Федеральный закон “О защите прав потребителей”.
6. Федеральный закон ‘О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках’.
7.Федеральный закон “Об акционерных обществах”.
8.Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.
9.Федеральный закон “О финансово- промышленных группах”.
10.Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.
11.Федеральный закон “О поставках продукции для федеральных и государственных нужд”.
12.Журнал “Право и Экономика” №45 С-57. 2006.
13.“:Журнал российского права” №14 С-64. 2006.
14. “Российская газета ” №23 С-28. 2006.
15.Егоров Н.Д. “Гражданское право”, учебник, СПб. С-630. 2005.
16.К.А. Ушакова “Роль государства в экономических преобразованиях”, автореферат, СПб. С-112. 2005.
17.К.С. Фиактистов “Экономическая теория”, учебник, Москва . С-485. 2005.


КУРСЫ

Соотношение права и экономики

Введение

Специфика функционирования и взаимодействия государства, права и экономики всегда влияет на интересы и потребности самых разных социальных групп, поэтому вызывает повышенный интерес как в науке, так и в практике. В современных условиях стабильное развитие социальной сферы невозможно без эффективного функционирования экономической системы. Ее роль выходит за рамки обеспечения только экономических интересов общества, характеризуется способностью влиять, например, на реализации конституционных принципов, прав и свобод человека и гражданина.

Рост внимания к проблеме государства на экономику посредством правовых норм способствует и который начался в 2008 году , мировой финансовый кризис, который показал нестабильность экономики и отсутствие эффективности ее государственно-правового регулирования во многих ведущих странах. Основными факторами, которые спровоцировали кризис, существовали и ранее, однако, редко выступали предметом научного анализа, более того, на практике были рассмотрены, прежде всего, как возможность для будущего роста.

Экономические отношения, из-за присущих им свойств, выражающихся, например, в тесной взаимосвязи с широким спектром других общественных отношений, непосредственное влияние на уровень жизни граждан и других особенностей, требует принятия взвешенных законодательных решений. Следует отметить, что недостатки правового регулирования экономики, как показывает практика, могут иметь негативное влияние на доверие населения к политике государства в целом.

Научный интерес к проблеме обусловлен и тем, что в современных условиях государство выступает не только регулятор, но и одним из участников экономических отношений. Существенным является то, что, несмотря на различные способы воздействия на экономику (юридической, экономической, идеологической и др.), однако в нынешних условиях, осуществляется в юридической форме. Баланс работает законодательство в сфере экономики должно действовать условие sine qua non достижения, с которыми сталкиваются государственных социальных и других целей.

Таким образом, в выбранной проблематике, из-за выше, и другие факторы, связанные в значительной степени особенности не только экономического, но и социального, государственного развития, а также происходящие в обществе изменения, как в экономике, так и в законодательстве, является чрезвычайно благоприятной для научных исследований.

Узнать стоимость работы