Страна Италия

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 2929 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 13.12.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Государственное устройство Италии
Глава 2. Основные положения Конституции Италии
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Второе голосование является ратифицирующим. Кроме того, если поправки во втором голосовании не получили двух третей голосов в каждой из палат, то возможно проведение факультативного референдума, о котором уже говорилось. За почти полувековой срок действия Конституции было внесено менее десяти поправок, незначительно изменивших главным образом организационные моменты в деятельности центральных органов государственной власти (в парламенте, в Конституционном суде) и увеличивших число областей с 19 до 20. Практически поправки не затронули принципов устройства сложившихся институтов итальянского государства .
Заключение
Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти все основные проблемы конституционных общественных отношений. В целом же Конституция для своего времени оказалась весьма удачной, о чем говорит незначительное число поправок, внесенных в нее за прошедшие полвека; таковых оказалось лишь 10. Изменения коснулись главным образом организационной стороны статуса высших органов власти - Парламента, Президента республики, Конституционного суда. С 19 до 20 увеличилось число областей. Практически поправки не затронули принципов устройства сложившихся институтов итальянского государства. Конституция (ст. 5) гласит, что республика едина и неделима, но признает и поощряет местную автономию, вводит в подчиненных государству службах самую широкую административную децентрализацию .
Демократические положения Основного закона не сразу были реализованы; некоторые из них не осуществлены до сих пор; последнее, например, относится к регламентации многих прав и свобод. Некоторые важные нормы не проводились в жизнь в течение многих лет. Так, создание областного самоуправления растянулось более чем на 20 лет; под разными предлогами откладывалось начало деятельности Конституционного суда; только в 1970 г. были законодательно урегулированы процедуры народной инициативы и референдума, и эти институты получили возможность применяться; в течение II лет со времени вступления в силу Основного закона не функционировал Высший совет магистратуры . До настоящего времени не реализованы положения Конституции об учреждении президиума Совета министров (ст. 95), не выполнены требования шестого переходного положения о ликвидации специальных органов юрисдикции, доставшихся современной Италии от фашистской диктатуры. Около трети от общего объема Основного закона составляют статьи, юридически закрепляющие широкий круг прав и свобод, далеко выходящий за. пределы классического списка. Из 139 статей Конституции 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. К конкретным нормам добавляются положения идеологического плана. Так, в ст. 1 говорится: «Италия - демократическая республика, основывающаяся на труде», а ст. 2 добавляет, что «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как отдельной личности, так и в общественных организациях, где развивается личность - и требует выполнения неотчуждаемых обязанностей политической, экономической и социальной солидарности». В Конституции, таким образом, различаются две категории прав и обязанностей. Неотчуждаемые права и обязанности (ст. 2) законодатель может только уточнять, издавая нормы об их применении. Вторая категория весьма ограничена по объему по сравнению с первой; к этой категории относятся главным образом права, свободы и обязанности, затрагивающие экономическую сферу: право на забастовку (ст. 40), на собственность (ст. 42 и след.), право трудящихся участвовать в управлении предприятием (ст. 46). Вторая категория прав и свобод регулируется законами .
Конституция закрепляет традиционные права и свободы граждан: неприкосновенность личности, которая дополняется неприкосновенностью жилища и тайной переписки, свободой передвижения по стране, свободой собраний и ассоциаций (за исключением тайных и военных организаций), свободой совести, слова, печати, манифестаций и т. д. На судебную власть возложено гарантирование прав и свобод. Если же по соображениям срочности административные органы должны принять меры, нарушающие права и свободы граждан, то об этом должно быть доведено до сведения судебных властей в течение 48 часов; если в течение 48 часов, эта власть не утвердит принятые временные меры, то они считаются отмененными и действие их прекращается .
Согласно Основному закону исполнительная власть вверена Президенту республики и правительству, возглавляемому председателем Совета министров, политически ответственным перед парламентом. Особая роль принадлежит председателю Совета министров, который руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность, поддерживает единство политического и административного направления, поощряя и согласуя деятельность министров (ст. 95) .
Правительство руководит страной в целом в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает постановления, декреты и разного рода документы по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством (назначение чиновников, роспуск палат и др.). На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента. Этому способствует не только правовое положение последнего в системе государственных органов, но и способ его формирования: парламент избирается путем всеобщего обязательного голосования, в котором обычно участвует более 90% избирателей. Последнее обстоятельство в определенной мере повышает престиж парламента в глазах общественного мнения .
Подробно территориальное устройство страны регулируется в разд. V Конституции (ст. 114 - 133) и конституционным и иным, включая областное, законодательством, в частности, Законом об устройстве местной автономии 1990 г. (не распространяется на области со специальным статусом) и Законом о компетенции коммун и провинций 1934 г. .
Республика делится на области, провинции и коммуны. Последние включают города или их подразделения и сельские населенные пункты или их группы. Все эти политико-административные единицы в той или иной мере обладают автономией. В начале 90-х гг. в Италии насчитывались 20 областей (из них пять со специальным статусом: Трентино-Альто Адидже, Валь д`Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния), 103 провинции и 8101 коммуна. Конституция определила 17 позиций, составляющих сферу законодательной компетенции областей (местная полиция, медицинское обслуживание, местные музеи и библиотеки, градостроительство, транспорт областного значения, сельское хозяйство и леса, ремесла и др.). В настоящее время насчитывается около 100 провинций и около 8 тыс. коммун. Закон урегулировал правовое положение больших агломераций, т. е. сильно урбанизированных зон проживания, которые до этого не имели какого-либо особого статуса. В законе они стали называться метрополитеновскими зонами. Метрополитенская зона включает два уровня местного самоуправления - метрополитенский город и коммуны. В горных зонах существуют горные общества, местные коллективы в этих частях Италии пользуются правами ассоциативных коммун .
Список литературы:
Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006.
Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.
Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.
Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.
Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г..
Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006.
Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). – «НОРМА», 2006 г.
Реформа избирательной системы в Италии и России. М.: ИГП РАН, 1995.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.
Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.
Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г. С.67
Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006. С.78
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.44
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). – «НОРМА», 2006 г. С.89
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.45
Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006. С.79
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.46
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г. С.68.
Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006. С.79
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.47.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г. С.69
Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006. С.82
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.48
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г. С.69
См.: Manuale di diritto pubblico. A cura di G.Amato e A.Barbera. Milano. 1986, p. 540.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г. С.72
Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.49
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г. С.74
В обязательном порядке каждая область имеет областной совет, джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, принадлежащую области, и другие функции; областная джунта - исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера.
В метрополитенских зонах действуют метрополитенский совет, метрополитенская джунта и метрополитенский синдик, который председательствует и в совете, и в джунте.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.234
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.53
Конституция 1848 г., которая первоначально действовала в королевстве Сардинии, а после объединения страны в 1870 г. стала Конституцией всей Италии, известна под названием Альбертинской (или Пьемонтский) статут.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.236
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.234
Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.
см., например, ст.19.
см., например, ст.22.
(lavoratore, часто переводимый как «трудящийся», но означающий также «рабочий», «труженник»; см., например, ч.1 и 3 ст.36).
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.237
Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993. С.121
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.238
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.55
Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993. С.122
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006. С.78
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.58
Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 2006. Стр. 275.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006. С.79
Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993. С.125
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006. С.80
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006. С.83
Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 2006. Стр. 278.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006. С.86
Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006. С.86
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006. С.93
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.61
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.238
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.63
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.241
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.68
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г. С.56
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.243
Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г. С.62
Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.С.239
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г. С.69
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). – «НОРМА», 2006 г. С.91




2

1.Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006.
2.Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.
3.Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.
4.Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.
5.Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.
6.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд-ие. М.: Волтрекс Клувер, 2006 г.
7.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун.- М.: Издательство «БЕК», 2006 г..
8.Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.
9.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2006.
10.Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).
11.Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). – «НОРМА», 2006 г.
12.Реформа избирательной системы в Италии и России. М.: ИГП РАН, 1995.
13.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2006 г.
14.Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.
15.Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.

Вопрос-ответ:

Что означает второе голосование при ратификации поправок в Конституцию Италии?

Второе голосование является ратифицирующим и необходимо для принятия поправок в Конституцию Италии. Если поправки во втором голосовании не получили двух третей голосов в каждой из палат, то возможно проведение факультативного референдума.

Сколько поправок было внесено в Конституцию Италии за почти полувековой срок ее действия?

За почти полувековой срок действия Конституции Италии было внесено менее десяти поправок, незначительно изменивших главным образом организационные моменты в деятельности государства.

Можно ли провести факультативный референдум о поправках в Конституцию Италии?

Да, если поправки во втором голосовании не получили двух третей голосов в каждой из палат, то возможно проведение факультативного референдума, где население будет принимать решение о принятии данных поправок.

Какие основные положения содержит Конституция Италии?

Основные положения Конституции Италии определяют государственное устройство, права и свободы граждан, организацию и функции государственных органов, включая исполнительную, законодательную и судебную власти.

Каково государственное устройство Италии?

Государственное устройство Италии основано на принципах парламентской демократии и федерации. В стране существуют итальянский парламент, президент Италии, правительство и конституционный суд. Эти органы выполняют важные функции ведения государственных дел и принятия решений в соответствии с Конституцией Италии.

Какое государственное устройство в Италии?

Государственное устройство Италии основано на принципе парламентской республики. В стране существует президентская форма правления.

Какие основные положения содержит Конституция Италии?

Конституция Италии включает в себя основные положения о структуре государства, правах и свободах граждан, разделении властей, принципах работы парламента и других органов власти.

Может ли Конституция Италии быть изменена?

Да, Конституция Италии может быть изменена путем принятия поправок. Для этого необходимо провести два чтения поправки в парламенте и получить две трети голосов в каждой из палат. Поправка также может быть подвергнута факультативному референдуму.

Сколько поправок было внесено в Конституцию Италии?

За почти полувековой срок действия Конституции Италии было внесено менее десяти поправок, незначительно изменивших главным образом организационные моменты в деятельности государства.