АНДРЕЙ РУБЛЕВ. «СРЕТЕНИЕ». НАЧАЛО XV ВЕКА (ПРАЗДНИЧНЫЙ РЯД ИКОНОСТАСА БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 1818 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 15.03.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Сретение господне: история и иконография праздника
§ 2. Икона «Сретение» А. Рублева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Фрагмент для ознакомления

И.Э. Грабарь очень верно определил его как «художника, одержимого красочными исканиями и умеющего не только брать первые пришедшие в голову яркие сочетания, но и объединять их в гармоническое впечатление».
Как и большинство рублевских икон «Сретение» овеяно настроением особой мягкости. В традиционную иконографическую схему византийцев художник сознательно ввел ряд едва приметных изменений, благодаря которым она получила новое эмоциональное звучание. Так, например, Симеон, собирающийся принять из рук Марии младенца Христа, представлен настолько сильно согнувшимся, что создается впечатление, будто он собирается упасть на колени перед будущим спасителем мира. Подобным приемом Рублев смягчает религиозный образ и приближает его к человеку. Одновременно он придает лицам выражение такой душевной чистоты и ясности, что по сравнению с ними лики святых на греческих иконах кажутся несколько отчужденными и сумрачными.
Икона «Сретение» Андрея Рублева относится к московской иконописной школе, сложившейся и интенсивно развивающейся в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в XIV веке и представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы в конце XIV – начале XV века связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного, традиции искусства которых получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита и уравновешенностью композиций.
Уже в ранних московских иконах цвета гармонично дополняют друг друга, и красота их мерной согласованности, а не в контрастах. Также мягко, но уверенно согласован в мерном звучании и линейный ритм московской иконописи, без тех эффектов, что дает, например, сопоставление вертикали с горизонталью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Праздник Сретение Господне, которому посвящена икона Андрея Рублева «Сретение» (начало XV века ), является одним из двунадесятых праздников православной церкви. Отмечается 2 (15) февраля и символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов.
В основе сюжета иконы «Сретение» лежит событие, описанное в Евангелие от Луки – встреча праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Иерусалимском храме с младенцем Иисусом. Творение Рублева отличают безупречность рисунка, четко выверенные масштабно-композиционные построения, колористические принципы и светотеневые моделировки. Ведь не даром исследователи отмечают, что «в творчестве Рублева древнерусская живописная культура нашла свое самое яркое, самое законченное выражение».





















БИБЛИОГРАФИЯ
Дмитриенко Ф.А., Э.В. Кузнецова, О.Ф. Петрова, Н.А. Федорова. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л.: Аврора, 1971
Евангелие от Луки (www.lib.eparhia-sarstov.ru)
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря (www.pravoslavie.ru)
Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI-XVII века. // История иконописи: истоки, традиции, современность. – М.: Арт-БМБ, 2002. – с. 132-149
Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 68-71
Феофилакт (архиеп. Болгарский, 11-12 вв.). Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырех книгах. В 4-х кн. Кн. 3. Евангелие от Луки. – М.: Афон, 2000



Евангелие от Луки (2.22 – 40)
Феофилакт (архиеп. Болгарский, 11-12 вв.). Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырех книгах. В 4-х кн. Кн. 3. Евангелие от Луки. – М.: Афон, 2000. – с. 285
Феофилакт (архиеп. Болгарский, 11-12 вв.). Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырех книгах. В 4-х кн. Кн. 3. Евангелие от Луки. – М.: Афон, 2000. – с. 285
Феофилакт (архиеп. Болгарский, 11-12 вв.). Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырех книгах. В 4-х кн. Кн. 3. Евангелие от Луки. – М.: Афон, 2000. – с. 285
Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 68
Евангелие от Луки (2.32)
Феофилакт (архиеп. Болгарский, 11-12 вв.). Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырех книгах. В 4-х кн. Кн. 3. Евангелие от Луки. – М.: Афон, 2000. – с. 286
Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 68-69
Феофилакт (архиеп. Болгарский, 11-12 вв.). Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырех книгах. В 4-х кн. Кн. 3. Евангелие от Луки. – М.: Афон, 2000. – с. 286
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря ; Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 69
Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 69
Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 70
Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 70
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря; Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 71
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря
Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря
Дмитриенко Ф.А., Э.В. Кузнецова, О.Ф. Петрова, Н.А. Федорова. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л.: Аврора, 1971. – с.11
Дмитриенко Ф.А., Э.В. Кузнецова, О.Ф. Петрова, Н.А. Федорова. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л.: Аврора, 1971. – с.12; Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – с.98; Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI-XVII века. // История иконописи: истоки, традиции, современность. – М.: Арт-БМБ, 2002. – с.136


Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – с.98; Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI-XVII века. // История иконописи: истоки, традиции, современность. – М.: Арт-БМБ, 2002. – с.136
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – с.98
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – с.98-99; Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI-XVII века. // История иконописи: истоки, традиции, современность. – М.: Арт-БМБ, 2002. – с.137
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – с.99; Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI-XVII века. // История иконописи: истоки, традиции, современность. – М.: Арт-БМБ, 2002. – с.138
Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI-XVII века. // История иконописи: истоки, традиции, современность. – М.: Арт-БМБ, 2002. – с.137-139
Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI-XVII века. // История иконописи: истоки, традиции, современность. – М.: Арт-БМБ, 2002. – с.138












18

1.Дмитриенко Ф.А., Э.В. Кузнецова, О.Ф. Петрова, Н.А. Федорова. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л.: Аврора, 1971
2.Евангелие от Луки (www.lib.eparhia-sarstov.ru)
3.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000
4.Липатова С. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. // Интернет журнал Сретенского монастыря (www.pravoslavie.ru)
5.Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI-XVII века. // История иконописи: истоки, традиции, современность. – М.: Арт-БМБ, 2002. – с. 132-149
6.Талин В. Сретение Господне (история праздника и его смысл). // Журнал Московской Патриархии. – 1967. - №2. – с. 68-71
7.Феофилакт (архиеп. Болгарский, 11-12 вв.). Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырех книгах. В 4-х кн. Кн. 3. Евангелие от Луки. – М.: Афон, 2000


Вопрос-ответ:

Что изображено на иконе «Сретение» А. Рублева?

На иконе «Сретение» А. Рублева изображены Святая Богородица, Господь Иисус Христос, пророк Симеон Старец и пророчица Анна.

Какая история и иконография связана с праздником Сретение господне?

Праздник Сретение господне связан с событием в жизни Иисуса Христа, когда Он был представлен в храме Иерусалима Марией и Иосифом. Иконография праздника изображает эту сцену с Марией, Иисусом, Симеоном-Старцем и пророчицей Анной.

Какие особенности характерны для икон Рублева, включая икону «Сретение»?

Иконы А. Рублева отличаются особым стилем и красочностью. Они содержат яркие сочетания цветов и создают гармоничное впечатление. Икону «Сретение» А. Рублева также охватывает настроение особой мягкости.

Кто такой Андрей Рублев и какую роль он сыграл в развитии иконописи?

Андрей Рублев - выдающийся русский иконописец XV века. Он сыграл важную роль в развитии русской иконописи, создавая произведения, которые стали эталонами христианского искусства. Его иконы известны своим совершенством исполнения и глубоким духовным содержанием.

Есть ли литература, где можно найти больше информации о иконе «Сретение» А. Рублева?

И.Э. Грабарь написал книгу, где подробно рассказывается о иконе «Сретение» А. Рублева. В этой книге можно найти более полную информацию о истории и иконографии данного произведения искусства.

Какой сюжет изображен на иконе «Сретение» А. Рублева?

На иконе «Сретение» А. Рублева изображен сюжет Встречи Господа нашего Иисуса Христа с праведником Симеоном и пророчицей Анной, о которой рассказывается в Евангелии от Луки.

Какое впечатление вызывает икона «Сретение» А. Рублева?

Икона «Сретение» А. Рублева овеяна настроением особой мягкости. На ней смешаны яркие и красочные цвета с тихими и пастельными оттенками, что создает гармоничное впечатление.

Какую роль играл Андрей Рублев в создании иконы «Сретение»?

Андрей Рублев был автором иконы «Сретение». Его творчество было отлично оценено в свое время и до сих пор его иконы считаются высшими произведениями русской живописи.

Какую историю и иконографию отображает праздник Сретения господнего?

Праздник Сретения господнего отображает историю Встречи Господа нашего Иисуса Христа с Симеоном и Анной, которая произошла через 40 дней после Рождества. Иконография праздника включает изображение Пречистой Девы Марии с Младенцем, Симеона с Младенцем и пророчицы Анны.

Как характеризовал творчество Андрея Рублева И.Э. Грабарь?

И.Э. Грабарь очень верно определил творчество Андрея Рублева как «художника, одержимого красочными исканиями и умеющего не только брать первые пришедшие в голову яркие сочетания, но и объединять их в гармоническое впечатление».

Какая история и иконография праздника Сретение господне?

Праздник Сретение господне отмечается в православной церкви 2 февраля и является памятью о событии, описанном в Евангелии: в это день Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм для освящения пред Богом. Иконография праздника обычно изображает Святую Богородицу с Младенцем, Симеона Богоприимца и Анну пророчицу.